МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
УДК 7.092
Терзи Константин Григорьевич
к.п.н., доцент
Московская государственная академия физической культуры
п. Малаховка, Российская Федерация
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Резкое снижение двигательной активности и длительные статические нагрузки являются причиной роста числа заболеваний позвоночника у детей школьного возраста. Для снижения риска заболеваний, как правило, используется только один из видов профилактики. Однако, как показало проведенное исследование, комплексная профилактика заболеваний позвоночника у детей позволяет существенно снизить риск получения травм или развития заболеваний позвоночника.
Ключевые слова
Комплексная профилактика заболеваний позвоночника, Улучшение осанки у детей, Предупреждение заболеваний позвоночника у детей и подростков.
В последнее время обострилась проблема заболеваний позвоночника у детей и подростков. Причиной этому служит резкое снижение двигательной активности у детей школьного возраста. Как правило, в этом возрасте дети очень много времени проводят в положении сидя за столом, а все подвижные игры на свежем воздухе заменяют на компьютерные игры или общение в интернете. К сожалению все это проходит на глазах их родителей, которые умственную активность своих детей ставят выше физической. Однако такой образ жизни рано или поздно приводит к дегенеративным изменениям позвоночника. И только тогда родители, и очень редко сами подростки, начинают задумываться о лечении уже появившихся заболеваний, забыв о том, что любое заболевание легче предупредить, чем вылечить.
Лечение искривлений позвоночника - включает в себя полноценное питание, витаминотерапию, лечебную или оздоровительную физкультуру, массаж, физиотерапию, различные виды вытяжений, ортопедические корсеты, медикаментозное лечение, оперативное вмешательство.
Факторы, влияющие на ухудшение осанки.
Деформация позвоночника развивается у детей от 1 до 15 лет, но в 75 % случаев она наблюдается в возрасте 8-14 лет (это период обучения ребенка в начальной и средней школе). Именно в это время формирование правильной осанки наиболее важно. Придя в школу, ребенок начинает стремительно познавать мир вокруг себя (учится писать, читать и т.д.) и, концентрируясь на этом, теряет правильное положение тела сидя за партой. Проводя много времени в положении сидя мышцы ребенка достаточно быстро устают, удерживая статическое напряжение и дети начинают их расслаблять, что приводит к искривлению позвоночника. Это происходит из-за неготовности мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам.
Громоздкие портфели и рюкзаки с учебниками, как правило, не имеют индивидуальных ортопедических функций, а так же имеют большой вес, что негативно сказывается на изменении общего центра тяжести в системе ребенок-портфель. Тяжелый или неправильно уложенный рюкзак заставляет ребенка наклоняться вперед и сгибать спину, складывая плечи вперед, а постоянное ношение его приводит к формированию неправильной осанки во время ходьбы и когда это умение закрепляется до навыка, изменить его становится очень сложно.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Часто болезненных детей освобождают от уроков физкультуры, что является грубейшей ошибкой, так как мышцы остаются без адаптивного воздействия, получаемого при выполнении физических упражнений, что выливается в их неспособность, в том числе и к удержанию правильной осанки. Еще более усугубляется положение, если ребенка лишают занятий в спортивных секциях, отдавая предпочтение, например, урокам музыки или дополнительным занятиям по английскому языку или, какому либо, другому предмету. Все это ведет к снижению двигательной активности ребенка к минимуму, которого ему недостаточно для полноценного развития организма.
Огромное значение придается осанке во время сна, потому, что во сне мы проводим // суток, согласитесь, что проведение такого количества время в неправильной позе не может не наложить свой негативный отпечаток на позвоночный столб. Такое же огромное значение имеет и сама кровать, а особенно матрац, на котором спит ребенок. Слишком мягкий матрац не позволит принять человеку анатомически правильное положение тела для сна.
Особое внимание нужно уделить ребенку с плоскостопием, но это уже выходит за рамки нашего исследования и будет рассмотрено отдельно. Однако нарушение свода стопы имеет непосредственное и самое прямое отношение к нарушению осанки. Отсутствие нормального свода стопы будет передавать частично или полностью (в зависимости от степени плоскостопия) ударные нагрузки при ходьбе или беге на позвоночник ребенка. Отдельного внимания заслуживает неравномерное плоскостопие левой и правой ноги у детей.
а) Сколиоз (греч.
OKO^lO^ -
«кривой», лат. scoliosis) -стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.
б) Кифоз (др. греч. к6фо<; согнутый, горбатый) - в обшдх случаях представляет собой
искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретённым, так и
наследственным.
*г
в) Лордоз (греч. XopSö^-согнувшийся, сутулый) -изгиб
позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд.
Рисунок 1 - Виды нарушения осанки: а - сколиоз, б - кифоз, в - лордоз
Рекомендации по комплексной профилактике искривлений позвоночника полученного на основании обзора литературы и педагогических наблюдений.
Родителям рекомендуется регулярно проводить обследование ребенка в профильных медицинских учреждениях, а так же обращать внимание на позвоночный столб ребенка и принимать срочные меры при обнаружении его деформации. Это же относится и к своду стопы.
Нельзя ставить на ножки или сажать ребенка в течение грудного периода его развития, пока он не начнет это делать самостоятельно, так как опорно-двигательный аппарат еще не готов к таким нагрузкам. Следите за позой, в которой спит ребенок, и приучайте его к засыпанию на спине или на груди.
Очень важно обращать внимание педагогов на контроль за осанкой ребенка во время занятий в школе. Правильная осанка: спина должна касаться спинки стула или быть немного прогнута вперед, голова-продолжение спины, локти лежат на столе, ноги всей поверхностью стопы находятся на полу, образуя угол в коленных суставах 90-100°. При чтении, книга находится на расстоянии 30 см от глаз и под углом 45° от горизонтальной поверхности, освещение должно быть достаточным и падать сзади-сверху с левой стороны ребенка. Кроме этого необходимо следить и корректировать осанку ребенка во время выполнения домашнего задания дома. Делать это необходимо до тех пор, пока ребенок не начнет это делать автоматически, самостоятельно. Таким образом, будет сформирован навык принятия и удержания правильного положения во время чтения или письма.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Приучите ребенка выполнять домашнее задание быстро и не заставляйте его долго проводить время за этим занятием, если это происходит, то делайте перерывы 10-15 мин через каждые 30 - 40 мин занятия.
Привейте ребенку привычку лежать и спать только на животе или на груди. Матрац кровати, на котором спит ребенок, не должен быть слишком мягким, поверхность должна быть ровной и упругой, без провалов и бугров. Не желательно спать на раскладных диванах и креслах. Подушка не должна быть большой, излишне жесткой или не удобной, многие обходятся и без нее (при сне в положении лежа на груди).
Сформируйте и развивайте навык правильной осанки во время ходьбы, не сутулясь и не опуская головы. Правильная осанка при ходьбе: поставьте ребенка спиной к стене, прижав к ней пятки, таз, обе лопатки, кисти (руки вдоль тела), затылок, не поднимая подбородок. Опустив взгляд на 2-3 метра перед собой, не меняя положения тела, попросите его сделать несколько шагов вперед, свободно двигая при этом руками. Вот Вам и правильная походка.
Ни в коем случае (если только это не оправданно) не освобождайте ребенка от уроков физической культуры, и обязательно введите в его распорядок дня занятия в спортивных секциях 3-4 раза в неделю. Рекомендую занятия: лыжными гонками, плаванием, легкой атлетикой (беговые дисциплины), вольной или классической борьбой, спортивными и бальными танцами, катанием на коньках. При отсутствии возможности занятий этими видами спорта можно привлечь ребенка к игровым видам спорта (волейбол, футбол и др).
Категорически не рекомендую: прыжки в воду, теннис, бадминтон и другие ассиметричные виды спорта, которые развивают только одну половину или часть тела.
Рекомендуется широко применять во время занятий физ. культурой общеразвивающие упражнения в основном декомпрессионного характера (50-60% от общего количества выполняемых упражнений). Развивать все физические способности ребенка в равной степени (силовые, скоростные, координационные, гибкость, выносливость).
Очень важно научить ребенка поднимать любые, даже небольшого веса, предметы с пола, только с прямой или даже немного прогнутой спиной, голова-продолжение спины, за счет разгибания ног. Подъем отягощений с согнутой спиной способно привести к травме опорно-двигательного аппарата.
Борьба за красивую осанку и здоровый позвоночник не должна проводиться односторонне - только по средствам выполнения физических упражнений, так как в зале дети проводят мало времени, всего 1-1,5 часа в день и то 1-2 раза в неделю. А этого не достаточно, что бы даже сохранить физическую форму, не говоря уже о ее улучшении. Это может быть достигнуто только при комплексном подходе.
Избегайте ношения детьми и подростками в руках тяжелых и габаритных сумок, пакетов и тем более портфелей. Не перегружайте портфель или школьный рюкзак книгами и др. школьными принадлежностями. Носить предпочтительнее ортопедические рюкзаки или ранцы, позволяющие максимально совместить центры тяжести ранца и ребенка, этому так же будет способствовать правильная укладка его содержимого. Ближе к спине кладутся более тяжелые предметы (книги, альбомы и т.п.).
Список использованной литературы:
1. Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей/ Т.Я. Мацкеплишвили - М.: Издательство НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999.-64.с., ил.
2. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей и подростков / Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. // Г.П. Сальникова - М.: Медицина, 1969. -624с. ил., с. 554-571.
© Терзи К.Г., 2016
УДК 373.1
Уткина Татьяна Валерьевна
канд. пед. наук,