Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клейносова Надежда Павловна

Рассматриваются подходы к непрерывной подготовке преподавателей в области электронного обучения на примере Рязанского государственного радиотехнического университета, описан опыт реализации дополнительных профессиональных программ за период с 2020 по 2022 гг. Раскрыты особенности организации повышения квалификации по различным аспектам электронного обучения, представлены результаты опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS IN THE FIELD OF E-LEARNING

Approaches to the continuous training of teachers in the field of e-learning, content and on the example of the Ryazan state radio engineering university are considered, the experience of implementing additional professional programs for the period from 2020 to 2022 is presented. The features of the organization of advanced training on various aspects of e-learning are revealed, the results of surveys are presented.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-166-170

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Надежда Павловна Клейносова

Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, г. Рязань, Россия klnp_pl39@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются подходы к непрерывной подготовке преподавателей в области электронного обучения на примере Рязанского государственного радиотехнического университета, описан опыт реализации дополнительных профессиональных программ за период с 2020 по 2022 гг. Раскрыты особенности организации повышения квалификации по различным аспектам электронного обучения, представлены результаты опросов.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы, электронное обучение, дистанционные учебные курсы, компетентностный подход, деятельностный подход.

Для цитирования: Клейносова Н.П. Комплексная профессиональная подготовка преподавателей в области электронного обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 96. № 1. С. 166-170. doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-166-170

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Comprehensive professional training of teachers in the field of e-learning

© Nadezhda P. Kleinosova

Ryazan state radio engineering university of V.F. Utkin, Ryazan, Russian Federation klnp_pl39@mail.ru

Abstract. Approaches to the continuous training of teachers in the field of e-learning, content and on the example of the Ryazan state radio engineering university are considered, the experience of implementing additional professional programs for the period from 2020 to 2022 is presented. The features of the organization of advanced training on various aspects of e-learning are revealed, the results of surveys are presented.

Key words: additional professional programs, e-learning, distance learning courses, competence approach, activity approach.

For citation: Nadezhda P. Kleinosova Comprehensive professional training of teachers in the field of e-learning. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 96. No 1. P. 166-170. doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-166-170

Введение

Цифровизация образования требует от преподавателей университета компетенций в области электронного обучения. Масштаб использования электронного обучения для всех уровней и форм обучения предполагает, что преподаватели по мере возникновения новых задач и вызовов постоянно совершенствуют свои компетенции или формируют новые, необходимые для обеспечения качественного образовательного процесса [4; 6]. Актуальными задачами являются: освоение дистанционных образовательных технологий, организация онлайн-взаимодействия, знание основ формирования контента, способность использовать ресурсы цифровой среды для профессионального развития [1; 3].

Поскольку обучение преподавателей должно быть запросно-ориентированным, для определения походов, принципов, содержания дополнительных профессиональных программ автором использовались такие методы исследования, как анализ научной литературы,

нормативных документов, анкетирование преподавателей, опрос администрации. На основе полученных результатов проанализированы потребности университета и преподавателей с целью выявления недостающих компетенций в области организации и обеспечения качественного электронного обучения.

Обсуждение

Для повышения квалификации преподавателей в области электронного обучения предложен комплексный подход к развитию профессиональной мотивации и формированию индивидуальной непрерывной траектории профессионального развития. В основу проектирования содержания программ дополнительного профессионального образования необходимо положить компетентностный подход c учетом цифровой дидактики с целью формирования заданных для достижения определенного уровня компетенций [7; 8; 10]. В качестве основного способа организации учебного процесса используется деятельностный подход, в котором систематизирующим элементом являются различные виды деятельности, обучаемый занимает активную позицию, при этом деятельность является основой, средством и условием его обучения и развития [9; 11].

Проектирование электронного обучения является основополагающим, от правильного проектирования целей, структуры, содержания, оценивания напрямую зависит эффективность разработки дистанционного учебного курса и его использования. Для эффективного электронного обучения следует учесть взаимосвязь и взаимозависимость таких компонентов системы обучения, как преподаватель, студент, содержание, технология [4; 5]. Преподавателю в условиях электронного обучения необходимо владеть не только информационными, коммуникационными, но и педагогическими технологиями и методиками, уметь грамотно проектировать цифровой контент, с учетом формата обучения использовать возможности информационной образовательной среды, онлайн-сервисов, прикладных программ для успешной педагогической деятельности [2; 6].

Дополнительные профессиональные программы Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ) реализуются на базе Института дополнительного образования РГРТУ в смешанном или дистанционном формате, используются дистанционные учебные курсы, размещенные в системе дистанционного обучения (СДО) университета на базе Moodle. На основании запроса от администрации университета и опроса преподавателей были определены следующие направления повышения квалификации: разработка и использование дистанционных учебных курсов на базе Moodle; использование открытых он-лайн-курсов, использование открытых сервисов для разработки цифрового контента и др.

Отметим, что в техническом университете у профессорско-преподавательского состава достаточно высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, но лишь незначительная часть преподавателей имеет профильное педагогическое образование. При проведении занятий по дополнительным профессиональным программам важно учитывать и показывать приоритет педагогических технологий над ИКТ, акцентировать внимание слушателей на том, что средства электронного обучения направлены на поддержку образовательного процесса, реализацию замысла преподавателя по обучению дисциплине в соответствии с целями и задачами дисциплины. Важно обеспечить практическую направленность обучения, предоставить свободный доступ к учебно-методическим материалам и работам других слушателей для обмена передовым педагогическим опытом, предложить вариативное содержание программ.

На авторском дистанционном курсе «Проектирование и разработка дистанционного учебного курса», который смогли разработать в СДО РГРТУ на базе Moodle, за 2020-2021 гг. обучено более 150 слушателей. Им была предоставлена возможность посещать очные аудиторные занятия, участвовать в вебинарах онлайн, а также просматривать записи проведенных лекций и практических занятий. Проведен опрос, по результатам которого слушатели выбрали наиболее удобные форматы обучения (вопрос с множественным выбором): очные занятия - 35%, онлайн-занятия - 47%, просмотр записанных трансляций - 84%, самостоя-

тельное изучение материалов - 85%. Вариативность представления учебного материала и информационного взаимодействия позволили эффективно обучить преподавателей, не имеющих возможности посещать очные занятия в силу занятости или удаленной работы, неоднократно просматривать учебные материалы. После освоения возможностей системы Moodle для разработки дистанционного курса 43% слушателей ответили, что функционал сложный, но будут использовать его на практике, 82% смогут применять изученные возможности системы для решения дидактических задач. Положительно отмечены возможности быстрой обратной связи со студентами, гибкой настройки интерактивных элементов, различные форматы представления учебного материала.

В 2020 г. была реализована дополнительная профессиональная программа «Использование цифровых сервисов и онлайн-курсов», поскольку в период пандемии обучение в университете было переведено в дистанционный формат и потребовалось изучить актуальные образовательные сервисы и ресурсы. По программе прошли обучение 174 преподавателя, были изучены курсы на Национальной платформе открытого образования, STEPIK, Интуит, Лекториум и др. Преподаватели отбирали отечественные курсы, разработанные ведущими преподавателями и специалистами, определяли, какие компетенции курс позволит сформировать, могли использовать его для дальнейшей профессиональной образовательной траектории, рекомендовать студентам для изучения и контролируемой самостоятельной работы.

Дальнейшее развитие в 2021-2022 гг. получило направление «Разработка и использование цифрового контента в профессиональном образовании», по программе прошли обучение 218 слушателей. Особое внимание уделено визуализации образовательного контента, использованию сервисов для разработки презентаций, инфографики, ментальных карт, сайтов с использованием шаблонов и конструктора. Преподаватели не только освоили возможности онлайн-серви-сов Canva, Pictochart, Diagrams, Tilda, но и представили варианты использования разработанного электронного контента и возможностей сервисов в учебном процессе для повышения мотивации, вовлечения студентов, использования различных видов учебной деятельности. Выводы

Таким образом, для проектирования содержания дополнительных профессиональных программ в области электронного обучения необходимо учитывать основные направления развития электронного обучения, а также запрос от университета и преподавателей. Подготовка должна быть комплексной, вариативной, иметь практическую направленность, что в целом способствует повышению качества электронного обучения в университете.

Список источников

1. Бодрова Е.Г., Дегтеренко Л.Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 48-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-48-56.

2. Варфоломеева С.В., Терехов В.В. К вопросу о педагогических технологиях в дистанционном обучении // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 132-137. doi: 10.18522/2070-14032022-91-2-132-137.

3. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 61-73.

4. Медведева О.А. Формирование профессиональных компетенций педагогов в области электронного обучения в процессе повышения квалификации // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 1. С. 109-113.

5. Никуличева Н.В. Методика разработки дистанционного курса // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Л. Босовой, Д.И. Павлова. М.: МПГУ, 2020. С. 665-695.

6. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. 33 с.

7. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-didaktika-proektirovanieprotsessa-obucheniya-i-egosoprovozhdenie (дата обращения 07.06.2021).

8. Петрова Н.П., Котов Г.С. Возможности реверсивного обучения в подготовке педагогических кадров // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С. 172-178. doi: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-172-178.

9. Полат Е.С. и др. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.С. Полат. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 434 с. // Образовательная платформа Юрайт. - URL: https://urait.ru/bcode/449342 (дата обращения 14.04.2022).

10. Толкачева Г.Н. Цифровая дидактика как основа проектирования электронного учебного курса по дошкольной педагогике // Педагогическое образование и наука. 2021. № 4. С. 101-108.

11. Хапаева С.С., Никуличева Н.В. Научно-методическое обоснование компетентностной модели разработки программ дополнительного профессионального образования для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность. Онлайн. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / Сост. Н.И. Шевченко. М.: МГПУ, 2020. С. 176-188.

References

1. Bodrova E.G., Degterenko L.N. Digital tools and services in the professional activity of a modern teacher // Modern Higher School: Innovative Aspect. 2021. Vol. 13. No. 2. P. 48-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-48-56.

2. Varfolomeeva S.V., Terekhov V.V. To the question of pedagogical technologies in distance learning // Humanitarian and social sciences. 2022. Vol. 91. No. 2. P. 132-137. doi: 10.18522/2070-14032022-91-2-132-137.

3. Kalimullina O.V., Trotsenko I.V. Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends // Open education. 2018. Vol. 22. No. 3. P. 61-73.

4. Medvedeva O.A. Formation of professional competencies of teachers in the field of e-learning in the process of advanced training // Pedagogical education. 2022. Vol. 3. No. 1. P. 109-113.

5. Nikulicheva N.V. Methods for developing a distance course // Actual problems of teaching methods for informatics and mathematics in a modern school / Ed. L.L. Bosova, D.I. Pavlova. Moscow, 2020. P. 665-695.

6. Panyukova S.V. Digital tools and services in the work of a teacher. M.: Pro-Press Publishing House, 2020. 33 p.

7. Petrova E.V. Digital didactics: designing the learning process and its support. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-didaktika-proektirovanieprotses-sa-obucheniya-i-egosoprovozhdenie (accessed 07.06. 2021).

8. Petrova N.P., Kotov G.S. Possibilities of reverse learning in the training of pedagogical staff // The Humanities and social sciences. 2022. Vol. 91. No. 2. P. 172-178. doi: 10.18522/20701403-2022-91-2-172-178.

9. Polat E.S. and others. Theory and practice of distance learning: textbook. manual for universities / Ed. E.S. Polat. 2nd ed., revised. and additional. Moscow, 2020. 434 p. // Educational platform Urayt. - URL: https://urait.ru/bcode/449342 (accessed 14.04.2022).

10. Tolkacheva G.N. Digital didactics as a basis for designing an electronic training course in preschool pedagogy // Pedagogical education and science. 2021. No. 4. P. 101-108.

11. Khapaeva S.S., Nikulicheva N.V. Scientific and methodological substantiation of the competency-based model for the development of additional professional education programs for the system of advanced training and retraining of teaching staff // Continuous education in the context of the idea of the Future: new literacy. Online: collection of scientific articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference / Comp. N.I. Shevchenko. M., 2020. P. 176-188.

Статья поступила в редакцию 17.01.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 10.02.2023.

The article was submitted 17.01.2023; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 10.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.