Научная статья на тему 'Комплексная педагогическая технология изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса'

Комплексная педагогическая технология изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕРЫ-СТРОИТЕЛИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / THE COMPLEX PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE VOCATIONAL TRAINING / THE CIVIL ENGINEERS / THE AGRICULTURAL SECTOR / THE SPECIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мысишин Игорь Сергеевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мысишин Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF STUDYING the SPECIAL DISCIPLINES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE CIVIL ENGINEERS in AGRICULTURal sector

The results of conducted research upon justification and development of complex pedagogical technology for studying the special disciplines in the course of vocational training for the future civil engineers in agriculture sector are presented. The author reveals the pedagogical conditions necessary for effective realization of given technology. The high efficiency of the developed technology is experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Комплексная педагогическая технология изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса»

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Игорь Сергеевич Мысишин, соискатель,

Орловский государственный аграрный университет

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса. Автором выявлены педагогические условия, необходимые для эффективной реализации данной технологии. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: комплексная педагогическая технология; профессиональная подготовка; инженеры-строители; агропромышленный комплекс; специальные дисциплины.

THE COMPLEX PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF STUDYING THE SPECIAL DISCIPLINES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE CIVIL ENGINEERS IN AGRICULTURAL SECTOR

Igor Sergeevich Mysishin, the competitor,

The Oryol State Agrarian University

Annotation

The results of conducted research upon justification and development of complex pedagogical technology for studying the special disciplines in the course of vocational training for the future civil engineers in agriculture sector are presented. The author reveals the pedagogical conditions necessary for effective realization of given technology. The high efficiency of the developed technology is experimentally proved.

Keywords: the complex pedagogical technology; the vocational training; the civil engineers; the agricultural sector; the special disciplines.

На сегодняшний день качество подготовки инженеров-строителей для агропромышленного комплекса (АПК) отстает от требований современного индустриального аграрного производства, что подтверждают многочисленные исследования, а также оценки руководителей и специалистов в сфере сельского хозяйства (Д. П. Волков, В. Я. Крикун, 2002; В.В. Костыгина, 2008; А.Л. Гавриков, Е.И. Грошев, В.А. Исаев, Б.И.

Селезнев, 2001 и др.).

Основными направлениями дальнейшего развития вузов сельскохозяйственной отрасли являются: обеспечение доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить эффективный процесс возведения сельскохозяйственных зданий и сооружений.

На современном этапе в высших учебных заведениях аграрного направления нет единой технологии изучения специальных инженерно-строительных дисциплин, которые обеспечивали бы высокую практическую подготовленность выпускников, в связи с чем, к пятому курсу у студентов теряется большая часть знаний, умений и навыков. Многие теоретические курсы дисциплин оторваны от практики. Отсутствует комплексная технология изучения специальных дисциплин. Все это негативно сказывается на уровне профессиональной подготовленности выпускников аграрных вузов в сфере строительства.

В ходе проведенного исследования изучалось современное состояние профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса и на этой основе выявлялись основные причины недостаточной эффективности образовательного процесса, и была разработана комплексная технология изуче-

ния специальных дисциплин для будущих инженеров-строителей агропромышленного комплекса.

Как показали проведенные исследования, для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков у будущих инженеров-строителей образование необходимо рассматривать как синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Исходя из того, что данные процессы целостны, можно рассматривать образование как многоуровневое образовательное пространство, создающее условия для саморазвития личности.

Как свидетельствует проведенное исследование, достижение цели профессионализации студентов аграрного вуза должно осуществляться на основе использования вариативных учебных планов и программ, позволяющих организовывать эффективную профессиональную подготовку. Она будет успешной, если будет осуществляться поэтапно с ярко выраженной практической направленностью. При этом изучение специальных дисциплин должно осуществляться в тесной взаимосвязи между собой. Основываясь на этих положениях, была разработана комплексная педагогическая технология изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса (рис. 1).

Затем, в ходе исследования обосновывались методические и педагогические условия для практической реализации разработанной комплексной технологии изучения специальных дисциплин.

В ходе опроса 87 респондентов были выявлены методические и педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков у будущих инженеров-строителей. Результаты проведенного исследования представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Ранговая структура методических условий, необходимых для эффективной реализации комплексной технологии изучения специальных дисциплин будущими

инженерами-строителями (п=87)

Значимость (ранговое место) Методические условия Ранговый показатель (%)

1 Практическая направленность изучаемых вопросов по дисциплинам в комплексной взаимосвязи между собой 19,1

2 Направленность на работу с чертежами деталей машин, макетами строительных машин и тесной увязкой по их использованию при возведении объектов агропромышленного комплекса 17,2

3 Выдвижение в качестве главной цели достижение максимальной эффективности использования строительных машин в строительных процессах 14,3

4 Создание обстановки для активного общения студентов между собой в процессе занятий 12,9

5 Определение четкой этапности процесса изучения специальных дисциплин 12,1

6 Создание обстановки для интенсивной мыслительной деятельности студентов, приобщение их к методам научного анализа 10,7

7 Наличие тесного и доброжелательного контакта между преподавателем и студентами 7,8

8 Устранение у студентов чувства неуверенности в себе, боязни риска при решении комплексных задач по использованию строительных машин при возведении объектов агропромышленного комплекса 5,9

Рис. 1. Комплексная педагогическая технология изучения специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей для агропромышленного комплекса

Эффективность разработанной комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин и условий ее реализации проверялась в ходе педагогического эксперимента.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой значимости разработанной комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин для будущих инженеров-строителей в сфере агропромышленного комплекса (табл. 3, 4).

Таблица 2

Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональных знаний, навыков и умений у будущих инженеров-строителей (n=87)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Наличие комплексной технологии изучения специальных дисциплин для обеспечения профессиональной подготовленности студентов 21,7

2 Учет психолого-педагогических особенностей и индивидуальных возможностей студентов в процессе их профессиональной подготовки 18,2

3 Нацеленность процесса профессиональной подготовки на решение практических задач и поддержание у студентов высокой мотивации к обучению 17,3

4 Обеспечение процесса обучения соответствующими научно обоснованными методиками преподавания специальных дисциплин 16,0

5 Применение модульной технологии в процессе профессиональной подготовки студентов 10,7

6 Выявление основных компонентов профессиональной компетентности инженера-строителя в сфере агропромышленного комплекса 9,8

7 Структурирование рабочих программ по специальным дисциплинам для будущих инженеров-строителей в сфере агропромышленного комплекса 6,3

Таблица 3

Уровень сформированности знаний, умений и навыков у будущих инженеров_________________строителей в области строительных машин____________________

Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий уро- Средний уро- Низкий уро- Высокий уро- Средний уро- Низкий уро-

вень вень вень вень вень вень

Сформированность у студентов знаний в области современных строительных машин, на-

личие интереса к строительству зданий для АПК

20% 33% 47% 53% 40% 7%

Сформированность системы умений и навыков по технологических схемам строительных

машин; уровень выполнения с учетом грамотности, технического мастерства и качества

работы

33% 27% 40% 53% 40% 7%

Правильное использование строительных машин при планировании технологического

процесса возведения зданий

27% 53% 20% 53% 40% 7%

Сформированность технического мастерства и качества работы

20% 40% 40% 53% 40% 7%

Сформированность у студентов инженерной грамотности при выборе машин и оборудова-

ния в проектировании технологического процесса возведения сельскохозяйственного зда-

ния

27% 40% 33% 53% 40% 7%

Таблица 4

Результаты, полученные после проведения педагогического эксперимента, в %

Виды подготовки Теоретическая подготовка Практическая подготовка

Уровни подготовки высокий средний низкий высокий средний низкий

Контрольная группа 33 27 40 20 33 47

Экспериментальная группа 53 40 7 53 33 14

Так, коэффициент усвоения профессиональных знаний, умений и навыков в

экспериментальной группе составил 0,68 усл. ед., тогда как в контрольной группе -лишь 0,37 усл. ед. При этом студенты экспериментальной группы, получив более прочные теоретические знания в области применения современной строительной техники, а также технологий проектирования сельскохозяйственных зданий и сооружений, продемонстрировали более высокий уровень навыков и умений в ходе лабораторных и практических работ по сравнению со студентами контрольной группы.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин служили отзывы на выпускников аграрного вуза. Выпускники экспериментальной группы быстрее адаптировались к сложным условиям профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе, профессиональные навыки и умения у них были более прочными и долгосрочными по сравнению с выпускниками контрольной группы.

ВЫВОД

Предлагаемая технология обучения будущих инженеров-строителей подтвердила перспективность использования комплексной системы изучения специальных дисциплин в части обеспечения должного уровня усвоения профессиональных знаний, а также формирования у них соответствующих умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. - М. : Мастерство, 2002. - 480 с.

2. Разработка системы подготовки инженеров по укрупненным унифицированным образовательным программам в области техники и технологий / А. Л. Гавриков, Е.И. Грошев, В.А. Исаев, Б.И. Селезнев // Материалы междунар. науч. конф. «Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки». (20-21 февраля 2001 г.). - Воронеж, 2001. - Ч. 1. - С. 17-20.

3. Костыгина, В.В. Проблемы становления инженера-строителя / В.В. Косты-гина // Вестник Сам Гу. - 2008. - № 4 (63). - С. 282-287.

Контактная информация: a bolotin@mail.ru

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ

Светлана Олеговна Надточий, аспирант,

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)

Аннотация

Рассмотрены структурные компоненты модели лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля в контексте внешнеэкономического сотрудничества.

Ключевые слова: специалист туристского профиля, структурные компоненты, модель.

THE PRINCIPLES AND APPROACHES OF MODEL'S INTRODUCTION FOR FORMATION OF LINGUISTIC PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS

IN TOURISM SECTOR

Svetlana Olegovna Nadtochy, the post-graduate student The Voronezh State Technical University

Annotation

The structural components of linguistic professional competence’s model for experts in tourism sector under the context of external economic cooperation have been considered.

Keywords: the expert of a tourist profile, the structural components, the model.

Процесс подготовки специалистов туристского профиля к профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.