Научная статья на тему 'Комплексная оценка условий возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан'

Комплексная оценка условий возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1315
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Власов В. А.

Проанализирована и дана комплексная оценка условий возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на территории РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Власов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка условий возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на территории Республики Татарстан»

В. А. Власов

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проанализирована и дана комплексная оценка условий возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций на территории РТ.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые, более эффективные пути решения проблемы защиты населения и территорий от ЧС, и возможно раньше предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о переходе на регулирование безопасности по единой системе управления социальными, природными и техногенными рисками. Выполнение столь сложной задачи требует научного анализа и комплексного подхода к складывающимся объективным условиям и предпосылкам в этой области. Над основными элементами системы управления безопасностью и стратегического планирования будущего в Республике Татарстан постоянно работает МЧС Республики Татарстан и междисциплинарный Научный совет «Безопасность жизнедеятельности населения и территорий» при президиуме Академии наук Республики Татарстан.

Уже проведена системная работа по выявлению основных угроз техногенного и природного характера на территории республики. Определены тенденции их развития, сформированы основные положения методологии и технология предупреждения и ликвидации ЧС, созданы специальные государственные структуры, способные противостоять угрозам и ЧС.

Вместе с тем, в вопросах углубленного исследования природных и техногенных опасностей, прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, формирования целесообразного перечня защищаемых объектов, выработки планов действий до сих пор остается достаточно много нерешенных проблем. Не отлажена система поддержки принятия решений по управлению безопасностью региональных промышленно-природных комплексов на основе прогноза кризисных явлений и выработки мер по предупреждению и развитию событий по нежелательным сценариям. Отсутствует адекватная правовая база в области прогноза и предупреждения. В значительной мере широкий круг проблем, связанных с выработкой прогноза, организацией мониторинга, компьютерным моделированием и системным анализом опасных явлений и процессов оказался вне правового поля. В частности, практически не регламентирована процедура использования результатов прогноза. Бедствия последних лет помогли выявить множество пробелов в действующем законодательстве и упущений в практике его использования.

В связи с этим, результатами предстоящей работы должны стать выбор стратегии обеспечения безопасности республики в широком понимании этого слова, опирающейся на объективную оценку потенциала Татарстана и научно обоснованную систему, главной функцией которой должен стать прогноз кризисных явлений и выработка мер по предупреждению развития нежелательных событий.

В настоящее время на территории Татарстана находится 41 предприятие, в состав которых входит 98 радиационно опасных объектов, из которых второй категории потенциальной радиационной опасности - 1, третьей категории - 25, четвертой категории - 72.

В республике расположено 289 потенциально опасных объектов, в том числе химически опасных - 117, пожаро- и взрывоопасных - 181. По территории республики проходит 9400 км нефте-, газо- и продуктопроводов с ежесуточной пропускной способностью 611 тыс. тонн. В состав энергосистемы республики входит 9 действующих электростанций общей мощностью 7003 МВт. Производство электроэнергии составляет 36,3 млрд кВт/час и тепловой - более 32 млн. Гкал.

Территория Республики Татарстан находится в зоне с неустойчивыми погодноклиматическими условиями, что создает предпосылку возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. К опасным природным явлениям, свойственным территории Республики Татарстан, относятся зимние метели, паводок, летние ураганы, сейсмическая активность в районах нефтедобычи, наличие карстов и оползней.

В соответствии с утверждённой и изданной в 2000 году картой нормативного сейсмического районирования территории России территория Республики Татарстан отнесена к 6-ти балльной зоне сейсмичности, площадь которой составляет около 60 тыс. кв. км.

За последние годы отмечены случаи карстовых провалов в р.ц. Верхний Услон и г. Елабуга, разрушение зданий жилых домов в городах Казань, Чистополь и Заинск. Тектонические деформации могут также привести к разрушению трубопроводов, расположенных в сейсмоопасных районах.

Оползневым процессам подвержены территории 14 районов республики. По состоянию на 01.02.2005 года 2657 семей (7464 человека) проживают на территориях, подверженных воздействию оползневых процессов. Общая площадь аварийных жилых домов составляет 119 631,1 кв.м.

При неблагоприятных условиях прохождения паводка в зону возможных подтоплений попадают 349 населенных пунктов, в которых проживает 47 048 человек, 88 объектов экономики, 12 больниц, 22 детских дошкольных учреждения, 1 дом престарелых, 72 объекта социально-бытового значения, 171,49 км автодорог, 3 км железных дорог, 153 моста и мостовых переходов, 250,3 км линий электропередач и 153 км линий связи.

Остается сложной обстановка с состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений. На территории Республики Татарстан насчитывается 907 гидротехнических сооружений, включая плотины водохранилищ, дамбы, шламонакопители, в том числе три потенциально опасных гидротехнических сооружения - Карабашское водохранилище, Нижнекамская ГЭС и Заинская ГРЭС. В предаварийном или аварийном состоянии находятся 76 гидротехнических сооружений (прудов). Общая протяженность гидротехнических защитных сооружений составляет 57,3 км, из них требуют первоочередной реконструкции 34,6 км.

Анализ состояния пожарной безопасности в Республике Татарстан показывает, что ежегодно в республике происходит более 4 тысяч пожаров, на которых гибнет до 300 человек, а также получают травмы различной степени тяжести более 200 человек. При этом наблюдается негативная тенденция увеличения числа погибших людей на пожарах.

Особую тревогу вызывает обстановка с пожарами в жилом секторе. Так, за последние 5 лет в жилом секторе произошло более 17 тысяч пожаров или 76,8 % от их общего количества. На пожарах погиб 1431человек (92,5% от общего числа погибших), материальный ущерб от пожаров составил более 224 миллионов 770 тысяч рублей.

Также требует внимания состояние охраны жизни людей на водоёмах республики. В период 2000-2004 годы погибло 1400 человек. При этом наибольшие показатели отмечаются в городах Казань, Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск, в районах Нижнекамского и Куйбышевского водохранилищ.

Таким образом, на территории Республики Татарстан сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наблюдается тенденция роста числа чрезвычайных ситуаций, прямых и косвенных экономических и социальных потерь. Все это заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Нет необходимости доказывать актуальность тематики рассматриваемых проблем анализа и управления рисками. Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, числа жертв и ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью.

Проведенный анализ территориальных рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для населения республики доказал, что первостепенной задачей сегодня является осуществление комплекса заблаговременных мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде при ЧС мирного и военного времени.

Как показала комплексная оценка природных и техногенных рисков для населения Республики Татарстан, осуществленная на основе F/N- и F/G- диаграмм (частот гибели различного количества людей и частот возникновения материального ущерба различного масштаба соответственно), полученных для аварий на пожаро-взрывоопасных и химически опасных объектах, аварий на гидротехнических сооружениях, а также стихийных бедствий, связанных с наводнениями, лесными пожарами, бурями и ураганами, количество погибших на территории Республики Татарстан может составлять от нескольких человек до нескольких тысяч человек. При этом гибель одного - трех человек ожидается практически ежегодно и связана она с мелкими авариями на промышленных объектах («промышленный травматизм»). Одновременная гибель нескольких тысяч человек - событие, которое может произойти с частотой (F) 110-4 - 110-3 раз в год, и его реализация может быть связана только с крупной аварией на гидротехнических сооружениях.

В целом, величина социального риска для населения Республики Татарстан находится в следующем диапазоне: гибель одного человека от рассматриваемых ЧС ожидается

2 3

примерно 1 раз в год, гибель нескольких сот человек - 1,110" - 1,110" раз в год, гибель нескольких тысяч человек -1,010-3 - 1,010-4 раз в год.

Чрезвычайные ситуации с количеством погибших менее 100 человек могут быть ранжированы следующим образом:

• бури и ураганы;

• аварии на пожаро- взрывоопасных объектах;

• аварии на гидротехнических сооружениях;

• аварии на магистральных трубопроводах;

• аварии на химически опасных объектах.

В свою очередь, для количества погибших более 100 человек чрезвычайные ситуации могут быть ранжированы следующим образом:

• аварии на гидротехнических сооружениях;

• бури и ураганы;

• аварии на пожаро- взрывоопасных объектах;

• аварии на химически опасных объектах.

При этом величина возможного материального ущерба для населения Республики Татарстан может достигать 50 млрд. руб. при частоте возникновения 1,010-2 раз в год.

С наибольшими частотами на территории республики могут происходить лесные пожары (8 раз в год). Практически ежегодно могут происходить наводнения и наблюдаться бури и ураганы. При этом величина причиненного материального ущерба может составлять для наводнений от 4 млн. руб. до 50 млрд. руб., от 4 тыс. руб. до 600 тыс. руб. -для лесных пожаров, от 150 млн. руб. до 1,8 млрд. руб. - для бурь и ураганов.

Наибольшую угрозу территории Республики Татарстан представляют (по показателю «материальный ущерб») стихийные бедствия, связанные с бурями и ураганами, наводнениями и лесными пожарами, характеризующиеся регулярностью (практически ежегодно) и большой величиной материального ущерба.

В связи с этим, создание механизмов предупреждения и снижения рисков ЧС становится первоочередной задачей и в свете принятой Россией концепцией устойчивого развития, которая подразумевает развитие с минимумом бедствий и катастроф и механизмами смягчения различных кризисных явлений. Центральное место здесь должна занимать система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В Республике Татарстан территориальная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций организована в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.05.2002 г. №277 «О создании территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан» (далее -ТСМП ЧС Республики Татарстан).

В настоящее время действует 11 подсистем с участием 8 головных и 14 взаимодействующих министерств, ведомств и организаций федерального и республиканского подчинения. Координация их работы с Центром мониторинга и прогнозирования МЧС Республики Татарстан основана на протоколах информационного взаимодействия с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Государственным учреждением «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства; Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан; Агентством лесного хозяйства по Республики Татарстан; Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; ФГУ «Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Республики Татарстан»; Главным управлением ветеринарии Республики Татарстан; Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан; Управлением Приволжского округа Госгортехнадзора России; ОАО «Татэнерго».

На табл. 1 показана организация Территориальной подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС Республики Татарстан.

В техногенной сфере осуществляется мониторинг опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов.

В природной сфере организовано наблюдение за опасными геологическими, гидрологическими и метеорологическими явлениями, а также за природными пожарами.

Для контроля ЧС биолого-социального характера созданы подсистема мониторинга эпидемий; эпизоотий и эпифитотий, а также подсистема мониторинга ЧС социальноэкономического характера.

Однако нерешенных проблем в этой области еще достаточно много. Развитие системы мониторинга должно обеспечить в конечном итоге:

- сбор информации об опасных объектах, ее анализ и обработку, надежность хранения и передачи;

Мониторинг техногенных ЧС

Опасные производственные объекты:

Управление по технологическому и экологическому надзору по РТ, Инспекция по надзору за ядерно- радиационной безопасностью, ОАО ТК "Татмелиора-ция "

Системы жизнеобеспечения: Мини-

стерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, ЗАО ЭДУ "Тат-энерго", ООО "Тат-трансгаз", РПО "Татводоканал "

Проектируемые и строящиеся объекты и населенные пункты: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Управление государственной вневедомственной строительной экспертизы, Государственная инспекция архитектурно-строительного надзора

Мониторинг опасных природных процессов

Опасные геологические явления: Министерство экологии и природных ресурсов РТ, Управление Росприроднад-зора по РТ, Агентство "Татарнедра"

Опасные гидрологические явления:

ГУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ", Институт экологии и природных систем АН РТ, ФГУ "Средвол-гаводхоз", Отдел водных ресурсов НВ БВУ по РТ

Опасные метеорологические явления: ГУ "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ"

Природные пожары: Агентство лесного хозяйства РТ, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, Управление Росприроднадзора по РТ

Мониторинг биологосоциальных ЧС

Эпидемии: Министерство здравоохранения РТ, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ

Эпизоотии: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, Главное управление ветеринарии РТ

Социально-экономические ЧС:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ, Министерство труда и занятости РТ, Министерство социальной защиты РТ

Эпифитотии: Министерство

сельского хозяйства и продовольствия РТ, ФГУ "Центр агрохимической службы "Татарский", ФГУ "Станция защиты растений по РТ"

- интегральные критерии оценки чрезвычайных ситуаций, оценки их возможных последствий;

- возможность прогнозирования угроз на базе изучения динамики объектов под влиянием природных техногенных и других факторов;

- информационную поддержку принятия и реализации управленческих решений по защите от ЧС и др.

Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга должны стать: разработка и внедрение перспективных научнотехнических разработок, развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, организационное и финансово-экономическое обеспечение системы.

Практическое воплощение в области создания и внедрения перспективных научнотехнических разработок планируется на основе:

а) внедрения технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

б) отработки типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

в) разработки единой системы критериев и комплексных методик анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов;

г) создания в рамках системы мониторинга специализированных средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей территории республики;

д) развития систем дистанционного мониторинга объектов;

е) создания мобильных (перебазируемых) центров мониторинга, обеспечивающих информационную поддержку деятельности, осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций.

Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы представляется необходимым введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

Главной целью создаваемой системы является обеспечение наблюдаемости ряда опасных явлений и процессов на территории республики. Наблюдаемость, обеспечиваемая системами мониторинга, прогноза и поддержки принятия решений, позволит предупреждать и эффективно парировать большой круг опасностей и угроз. Это повысит эффективность государственного управления и даст возможность сберечь жизни многих тысяч людей и избежать больших материальных потерь. Мировой опыт показывает, что средства, вложенные в прогноз и предупреждение, позволяют избежать в 10^100 раз больших расходов, которые потребовала бы ликвидация или смягчение последствий уже произошедших бедствий и катастроф.

© В. А. Власов - министр по ЧС РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.