УДК: 378.037.1 ГРНТИ: 77.03.05 DOI: 10.15643/jscientia.2017.3.006
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. М. Карагодина, Е. С. Бабичева, О. Ф. Крикунова, О. В. Клычкова
Волгоградский государственный технический университет Россия, 400005 г. Волгоград, пр. Ленина, 28
И Клычкова Ольга Владимировна - [email protected]
В статье отмечен комплексный подход к исследованию факторов физического здоровья студентов строительных специальностей. Рассмотрены основные аспекты количественных показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния молодого организма. Материал статьи представляет ценность, прежде всего, для преподавателей по физической культуре, с целью корректировки и оптимизации учебного процесса в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: физическое здоровье, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, адаптация.
THE COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF PARAMETERS OF THE STUDENTS' PHYSICAL HEALTH TECHNICAL UNIVERSITY
A. M. Karagodina, E. S. Babicheva, O. F. Krikunova, O. V. Klychkova
Volgograd State Technical University 28 Lenin Ave., 400005 Volgograd, Russia
И Klychkova Olga - [email protected]
The article describes an integrated approach to the research of the physical health factors of the students of the building specialties. The basic aspects of the quantitative indicators of the physical development, the physical fitness and the functional state of the young organism are considered in the article. The article has a value primarily for teachers of the physical culture, for the purpose of adjustment and optimization of the educational process in the higher educational institution.
Keywords: physical health, physical development, physical and functional training, adaptation.
Процесс проведения занятий по физической культуре в высшем учебном заведении направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование жизненно важных двигательных навыков, умений и знаний, развитие физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности и, в конечном счете, на поддержание и укрепление здоровья студентов.
Здоровье человека - многогранное и многоаспектное понятие. В настоящее время распространены различные определения здоровья. Однако для всех трактовок является тот факт, что оно отражает количество приспособления организма к условиям внешней среды и формируется в результате взаимодействия как экзогенных так и эндогенных факторов [1].
Корректировка и оптимизация учебного процесса невозможна без оценки количественных и качественных показателей факторов физического здоровья. Существует несколько концептуальных подходов к понятию «физического здоровья». Баевский Р. М. (1979 г.) - здоровье отождествлял с понятием «адаптация», так как чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться и приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде. При этом, чем выше функциональные резервы организма, тем лучше адаптация к условиям внешней среды и поддержание го-меостаза [2]. Апанасенко Г. Л. (1988 г.) физическое здоровье связывает с биоэнергетикой человека. Уровень физического здоровья соответствует энергопотенциалу организма. Начиная с определенного уровня энергопроизводительности организм не подвержен развитию заболеваний и макси-
мально устойчив к факторам риска. Этот уровень называют «безопасный уровень здоровья» [3]. Амосов Н. М (1998 г.) рассматривал здоровье как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем, которые он выражал через «коэффициент резерва», как максимальное количество функций, соотнесенное к ее нормальному уровню. То есть здоровье - это «резервные мощности» клеток, органов, целого организма [4].
Различны и пути определения количества здоровья. По Н. М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов [5]. По Г. Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья [6]. По Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека [7].
Физическое здоровье - это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой [8].
В самом широком смысле определение физического здоровья можно определить как состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптиро-
Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2017 № 3 25
Таблица 1
Физическое развитие студентов первого курса строительного факультета
Показатели ДТ, (см) МТ абс., (кг) Жировая масса, % Кол-во воды,% Мышечная масса, % Костная масса, % Д. сильн. руки,(кг) Силовойин-декс, % ЖИ, мл/кг
Контингент исследуемых
Юноши: 179.5 65.64 13.79 56.57 40.93 12.16 45.06 68.65 60.80
Нормы: 174.7-181.2 65.00 15-18 50-65 42-54 11.7-13.0 50-60 70-75 60
Девушки: 164.6 57.70 23.70 52.40 29.60 10.6 23.60 40.90 48.00
Нормы: 167.2 58.20 23-26 52-56 31-34 9 - 11 24-26 50-60 50
Условные обозначения: ДТ — длина тела; МТ—масса тела; Д - динамометрия; ЖИ - жизненный индекс.
Таблица 2
Уровень физической подготовленности студентов первого курса строительного факультета
Физические качества Быстрота Сила Скоростносило-вые способности Выносливость Ловкость Гибкость
Тесты Бег 100м, (с). ПодтягиванияОт-жимания (кол-во раз) Прыжок в длину Бег 3000м, Бег Челночный бег Наклон вперед
с/м, (см) 2000м. (мин,с) 100 м, (с) сидя на полу, (см)
Юноши: 13.5 10.0 224.2 13.56,00 27.2 8.5
Оценка: «Отл.» «Хор.» «Хор.» «Уд.» «Отл.» «Хор.»
Девушки: 17.3 13.3 168.6 10.44,00 30.3 14.2
Оценка: «Уд.» «Хор» «Уд.» «Хор.» «Хор.» «Хор.»
ваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок. Из данного определения можно выделить факторы физического здоровья:
1) Уровень физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки);
2) Уровень физической подготовки (скорость, сила, выносливость, гибкость, координация);
3) Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок (сердечно-сосудистая, дыхательная, центральная системы);
4) Способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания [8].
Учебной программой кафедры физического воспитания предусмотрено проведение мониторинга факторов физического здоровья студентов в период освоения учебной программы.
Целью исследования является оценка и динамика состояния здоровья студентов строительных специальностей института строительства и архитектуры.
Задачи исследования: 1) составить и внедрить в учебный процесс мониторинг исследования физического здоровья студентов по стандартным пробам и разработка новых методик обследования студентов; 2) оценка исследуемых параметров здоровья; 3) разработать обобщающее заключение о состоянии физического здоровья студентов и дать рекомендации по использованию физической нагрузки на занятиях по физической культуре.
На протяжении всего периода обучения студенты один раз в год повторно участвуют в исследовании факторов физического здоровья. Обследования проводятся по расписанию учебных занятий в начале рабочей недели и в первой половине дня. Для студентов обязательны наличие свобод-
ной одежды и сменной обуви. Процедура обследования состоит из нескольких этапов, которые студенты I - III курсов строительного факультета проходят по очереди в виде учебно-методических занятий. На каждом этапе необходимо внимательно слушать и выполнять указания преподавателя.
Первый блок включает мониторинг исследования физического развития - комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность [8].
Исследование физического развития начинают с наружного осмотра - соматоскопии. Она позволяет выявить морфологические особенности телосложения (тип конституции), осанку и состояние опорно-двигательного аппарата.
В последнее время были созданы приборы, так называемые анализаторы состава тела, основанные на электрических измерениях сопротивления току. Весы представляют собой диагностический прибор, который позволяет получить данные о составе тела организма и наглядно увидеть воздействие программы занятий по физической культуре. Несмотря на то, что производители данных приборов позиционируют их как идеальные и точные, однако они не могут превосходить антропометрические измерения по своей сути. Но для того, чтобы проследить в динамике показатели состава тела, мы прибегли к данного рода измерениям (табл. 1).
Все показатели студентов в пределах нормы [10], что соответствует высокому уровню физического здоровья. В динамике, уменьшение содержания жирового компонента с приростом мышечной массы будет свидетельствовать об эффективности программы физических нагрузок на занятиях по физической культуре.
Второй блок исследований заключается в приеме контрольных нормативов основных физических качеств, разработанных и утвержденных на кафедре по физическому воспитанию (табл. 2).
Таблица 3
Функциональное состояние студентов первого курса строительного факультета
ПОКАЗАТЕЛИ
Контингент исследуемых Функциональные пробы Мощность работы МПК по Геселевичу Кол-во этажей Оценка по В. Карпману
Штанге (с) Генчи(с) Рюфье (ед)
Кгм/ мин/ кг Кгм/ мин Мл/ мин/ кг Л/ мин
Юноши: 74.5 44.8 8.1 16.9 1183 52.4 3.67 14.5 Выше средней
Девушки: 60.4 29.8 9.8 13.5 742.5 49.1 2.70 11.6 Средняя
Таблица 4
Адаптационные показатели и уровень здоровья студентов строительного факультета
Общая оценка уровня здоровья Уровни здоровья по Апанасенко, баллы АП по Баевскому в модификации Бересневой (1982)
Низкий (меньше 3) Ниже сред (4-6) Средний (7-11) Выше сред (12-15) Высокий (16-18)
Юноши 9.80% 16.20°% 74.00°% Удовлетворительная адаптация
Девушки 11.20% 18.80°% 70.00°% Удовлетворительная адаптация
Тест на преодоление дистанций в 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) характеризует выносливость сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а следовательно и общую работоспособность. Между уровнем выносливости и устойчивостью организма к заболеваниям существует тесная взаимосвязь [8].
Третий блок включает исследование определенного уровня функционального состояния организма (табл. 3).
Уровень МПК определялся косвенным путем при ходьбе вверх - вниз по лестнице по методике, разработанной В. Д. Марушкиным и др. [9].
Связь между величиной МПК и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером. Он показал, что люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин/ кг и выше не страдают хроническими заболеваниями. Минимальная предельная величина МПК для мужчин 42 мл/ мин/кг, для женщин-35 мл/мин/кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья [8].
Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень здоровья человека (табл. 4).
Безопасному уровню здоровья соответствует «средний» и выше уровни (9 и более баллов).
Выводы:
1) Мониторинг исследования физического здоровья студентов должен стать обязательным и постоянным мероприятием;
2) Показатели факторов здоровья студентов-первокурсников строительного факультета, отнесенных в основную группу, соответствуют высокому уровню;
3) На занятиях по физической культуре преподавателям
следует уделить внимание на развитие кардиореспиратор-
ной системы циклическими упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.
2. Баевский Р.М. Валеология и проблема сомаконтроля здоровья в экологии человека: учеб. - метод. пособие: в 2 ч. Магадан, 1996. 55 с.
3. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. С-Пб., Петрополис, 1992. 123 с.
4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и перераб. М: Физкультура и спорт, 1987. 63 с.
5. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова: Алгоритм здоровья. М.: АСТ: Сталкер, 2005. 287 с.
6. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С. 55-58.
7. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний: монография. Москва: Медицина, 1997. 235 с.
8. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 528 с.
9. Методические приемы расчета таблицы очков в многоборье для студентов ВУЗов и ССУЗов региона в зависимости от состояния здоровья: Методическое пособие / Сост. В.Д. Марушкин, Н.Е. Калинина, Ю.Ф. Захаров, В.Т. Савич, О.Ф. Крикунова; ВолгГАСУ. Волгоград, 2005. 26 с.
10. Физическое здоровье. Информационный бюллетень URL: http:// www. who.int.
Поступила в редакцию 17.03.2017