Раздел И. Управление здравоохранением
УДК 61.614.2
Н. Ж. Усебаева, к.м.н., Д. А. Оспанова, д.м.н., Т. Н. Ермухамбетова, Л. М. Орунханова, к.м.н.
Алматинский государственный институт усовершенствования врачей
г. Алматы
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА
АННОТАЦИЯ
Комплексная оценка деятельности сестринского персонала амбулаторно-поликлинического звена на основе показателей качества трудовой жизни медицинских сестер, работающих в городской поликлинике, позволит улучшить технологии работы сестринского состава во взаимосвязи с организацией их труда. Качество трудовой жизни на современном этапе определяется состоянием трудового коллектива, эффективной системой оплаты труда, правильно организованным рабочим местом, отношением руководства организации к сотрудникам, возможностью служебной карьеры и объективной аттестацией кадров, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ сотрудникам.
Ключевые слова: ПМСП, сестринское дело, сестринский персонал, качество трудовой жизни.
Главой государства перед медиками страны поставлена ответственная задача по обеспечению приоритетности развития ПМСП. В этой связи необходимо кардинально изменить работу ПМСП и сделать профилактику самой основной деятельностью организаций ПМСП [1].
Реализация Госпрограммы «Саламатты •аза'стан» позволила укрепить кадровый потенциал ПМСП и создать «армию» помощников участковым врачам и врачам общей практики. В настоящее время практически на каждого врача ПМСП приходится по 2 средних медработника. В помощь ПМСП даны социальные работники, психологи.
В организацию ПМСП внедрены: система информационного сопровождения, амбулаторного лекарственного обеспечения, внутреннего аудита контроля качества, система стимулирования труда за конечные результаты. Сегодня ключевым звеном всей реформы службы ПМСП должна стать бригада из врача общей практики и 3 медицинских сестер, которые оказывают профилактические, лечебно-диагностические и оздоровительные услуги прикрепленному населению. Необходимо добиться того, что каждый врач ПМСП знал в лицо своего прикрепленного пациента, а пациент знал своего доктора [2].
В то же время надо кардинально менять принцип работы врача ПМСП. Максимально
делегировать несвойственные функции средним медработникам, психологам, соцработникам, НПО.
Следует акцентировать внимание на то, чтобы управления здравоохранения проводили ин-формационно-разъяснительную работу среди населения, повсеместное внедрение самостоятельных приемов медсестер и обслуживание вызовов на дому наиболее подготовленными средними медработниками. Однако до настоящего времени недостаточно изучены:
— роль и место участковых медицинских сестер в системе первичной медико-санитарной помощи населению;
— технология работы сестринского состава во взаимосвязи с организацией их груда;
— качество медицинской помощи, оказываемой ими;
— объем и характер их профилактической деятельности.
Нуждаются в совершенствовании организационные формы работы среднего медицинского персонала с учетом нового подхода к компетенциям в сестринском деле. В соответствии с вышеизложенным нами проведена комплексная оценка деятельности сестринского персонала амбулаторно-поликлинического звена на основе показателей качества трудовой жизни медицинских сестер городской поликлиники № 17
Л Вестник АГИУВ № 2, 2014
АГИУВ
г. Алматы по методике, предложенной Самарским государственным медицинским университетом, и пересмотренной в рамках внедрения Единой национальной системы здравоохранения. В исследовании определены 6 групп показателей качества трудовой жизни среднего медицинского персонала:
• трудовой коллектив, в котором работает медицинская сестра;
• оплата труда сестринского персонала;
• рабочее место специалиста;
• руководство организации;
• служебная карьера среднего медицинского работника;
• социальные гарантии для медицинских сестер.
Каждая группа показателей содержит 5-6 составляющих. Респондентам предлагалось оценить реальное существование этих составляющих в пределах 1-100 % (таблица). По мнению сестринского персонала, на качество трудовой жизни в порядке приоритетност и оказывают влияние следующие группы показателей:
• оплата труда - 103 чел., или 67 %,
• оплата рабочего места - 84 чел., или 55 %,
• собственного трудового коллектива -70 специалистов, или 46 %,
• руководство организацией - 64 чел., или 42 %,
• служебная карьера - 52 чел., или 34 %,
• необходимость социальных гарантий -43 чел., или 28 %.
Трудовой коллектив характеризует социальную фуппу, в которой находится медицинская сестра и принадлежность к которой составляет предмет ее гордости и источник социальной удовлетворенности.
Психологический климат в коллективе. Благодаря индивидуальным психологическим особенностям средних медицинских работников (в большинстве своем это женщины) межличностные коммуникации, обмен информацией с окружающими не всегда осуществляются с максимальной эффективностью. Высокий уровень коммуникабельности отмечен только у 84 медицинских сестер, что составляет 40 % от числа опрошенных. Результаты опроса выявили наличие преград, мешающих взаимоотношениям среднего медицинского персонала - это отсутствие ориентации на собеседника, неумение создать доверительную атмосферу, неумение излагать свои мысли и слушать. Необходимо также обратить внимание на особенности профессионального общения медицинских сестер, которые представляют собой следующие системы: «медицинская сестра - пациент», «медицинская сесгра - семья пациента», «медицинская сесгра - общество», «медицинская сестра - врач», «медицинская сесгра - медицинская сестра».
Комплексная характеристика показателей качества трудовой жизни медицинской сестры
Трудовой коллектив
Психологический климат (26%)
Отношение сестринского персонала с администрацией (24%)
Участие сотрудников в управлении
(3%)
Соблюдение регламентирующих документов (20%)
Стрессы (18%)
Позитивная мотивация сестринского персонала (9%)
Оплата труда
Оклад (тарифная ставка) (23%)
Вознаграждение за результат (СКПН) (19%)
Премия по итогам года (21%)
Премия за выслугу лет и по возрасту (11%)
Доплаты за совмещение профессий (17%)
Экономическое благосостояние (9%)
Рабочее место
Территориальная близость к дому (35%)
Рабочий кабинет и мебель (17%)
Наличие современной оргтехники (18%)
Служебный транспорт и автостоянка (13%)
Эргономические и физические условия труда (11%)
Профессиональная безопасность (6%)
Руководство организацией
Доверие к руководителям (19%)
Стиль руководства (13%)
Соблюдение прав личности (19%)
Стабильная кадровая политика (18%)
Уважение подчиненных (14%)
Преданность организации (17%)
Служебная карьера
Планирование карьеры (19%)
Поощрение обучения персонала (16%)
Продвижение по заслугам (19%)
Объективная аттестация кадров (28%)
Творческая атмосфера в сестринском коллективе (18%)
Оплата спортив-но-оздоровитель-ных услуг (0)
Социальные гарантии
Предоставление отпуска по графику (39%)
Оплата больничных листов (38%)
Выплата гарантированных пособий и мат. помощи (12%)
Подарки к дням рождения и юбилеям (11%)
Компенсация за транспорт, квартиру (0)
Льготные кредиты на жилье и транспорт (0)
Раздел I!. Управление здравоохранением
Следует заметить, что существуют свои особенности построения взаимоотношений в каждой системе, результат которых может быть как положительным, так и отрицательным. От результатов зависят исход лечения пациента, его реабилитация, обучение, профилактика здорового образа жизни. На наличие положительного психологического климата в коллективе указали 26 % респондентов. Несмотря на благоприятный психологический климат в сестринском коллективе и хорошие отношения с администрацией, медицинские сестры постоянно сталкиваются с некорректным соблюдением регламентирующих документов в медицинских организациях, со стрессами на рабочем месте. Позитивная мотивация сестринского персонала, несмотря на свою необходимость, не имеет значительного веса на практике.
В результате проведенного исследования на определение уровня качества трудовой жизни сестринского персонала в медицинских организациях мы подтвердили, что качество трудовой жизни на современном этапе является важнейшим стимулом роста эффективности труда. Оно определяется состоянием трудового коллектива, эффективной системой оплаты труда, правильно организованным рабочим местом, отношением руководства организации к сотрудникам, возможностью служебной карьеры и объективной аттестацией кадров, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ сотрудникам.
Таким образом, для того чтобы сестринский персонал мог работать более эффективно и результативно, руководителям медицинских организаций необходимо анализировать трудовую жизнь медицинских сестер по всем вышеперечисленным показателям, что даст возможность избежать текучести сестринских кадров, укомплектовать рабочие места по среднему медицинскому персоналу и мотивировать людей к грудовой деятельности. Это гарантия того, что медицинские сестры будут чувствовать себя счастливыми, будут работать эффективно и с полной самоотдачей.
В рамках выполнения поручения главы государства поэтапно прийти к той цели, когда не менее 80 % услуг будет завершено на уровне ПМСП. Для этого необходимо обеспечить:
— преемственность и взаимосвязь в работе между медицинскими сотрудниками разных специальностей;
— соблюдение этапности по уровням оказания медицинской помощи;
— взаимодействие между структурами, осуществляющими внутренний и внешний контроль качества медпомощи на уровне ПМСП;
— использование диспансерного наблюдения населения как наиболее результативного и эффективного инструмента профилактической деятельности;
— организацию дополнительной медпомощи по месту работы населения с учетом неблагоприятных факторов работы и т. д.
ТУЙ1Н
Калалык емханадагы медициналык мейфбикенщ шыгармашылык eMipi сапасынын керсетюштер1 не-пзЫде амбулаторлык - емхана буынындагы мей1рбикел1к персоналдьщ жумысын кешецф багалау, оный енбепн уйымдастырудьщ езара байланыстылышмен мешрбикелт курам жумысын технологиясын жаксартуга мумшдж бередг Заманауи кезендеп шыгармашылык eMip сапасы еенбек ужымыньщ жагдай-ымен, енбекакыньщ TniMfli жуйеамен, дурыс уйымдастырылыган жумыс орнымен, уйым басшысыньщ ужымдагы кызметкерлерге деген карым - катынасымен, кызметте жогарлау мумшд^мен жэне маман-дарды аттестациядан шынайы етюзумен, кызметкерлерд1 элеуметпк кептджпен жэне косымша табыс-тармен камтамасыз етумен аныкталынады.
Туйшд1 сездер: МСАК, MewprepniK ic, мей1ргер кызмеп, енбек eMipimn сапасы.
SUMMARY
On basis of the City policlinic nursing staff job quality indexes the Complex assessment of ambulatory care nursing staff activities permits the improvement of nursing staff work technologies in interaction with their labor management. The modern employment quality is formed by condition of employees association, efficient remuneration of labor system, organized workplace, career possibilities, objective attestation of staff, ensuring of social guarantees and additional amenities for employees.
Key words: primary health care, nursing, medical nurses, work life quality.