Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ, МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦХПА ПО ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ: СПЛАВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ'

КОМПЛЕКСНАЯ, МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦХПА ПО ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ: СПЛАВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианская антропология / христианская психология / ЦХПА / программа / комплексная / духовно-просветительская / модульная / традиция / современность / методологический / антропологический базис

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зенько Юрий Михайлович

ЦХПА предлагает комплексную, духовно-просветительскую программу по христианской антропологии и психологии, которая задумана как соединение теории и практики, традиции и современности. Ее древовидная и модульная структура позволяет добавлять любые практические или теоретические темы, которые при этом будут опираться на общий методологический, антропологический базис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ, МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦХПА ПО ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ: СПЛАВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ»

Секция 1. ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

УДК 233+159.9+355.235.214

Зенько Юрий Михайлович (Санкт-Петербург)

КОМПЛЕКСНАЯ, МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦХПА ПО ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ: СПЛАВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация: ЦХПА предлагает комплексную, духовно-просветительскую программу по христианской антропологии и психологии, которая задумана как соединение теории и практики, традиции и современности. Ее древовидная и модульная структура позволяет добавлять любые практические или теоретические темы, которые при этом будут опираться на общий методологический, антропологический базис.

Ключевые слова: христианская антропология, христианская психология, ЦХПА, программа, комплексная, духовно-просветительская, модульная, традиция, современность, методологический, антропологический базис.

Анализ современных программ по христианской психологии, да и всего развития христианской психологии в настоящее время показывает недостаточность в них антропологического основания. И светская психология находится не в лучшем состоянии: в каждом психологическом направлении содержится своя имплицитная антропология, которая отличается от антропологических установок других направлений. Именно эти разные представления о человеке и приводят к тому, что никакие западные психологические направления не могут найти между собой общий язык. Отечественной психологии в этом отношении и проще, и сложнее. Проще потому, что в свое время Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), основатель Ленинградской психологической школы, продемонстрировал возможность и необходимость комплексного подхода к человеку, и базовость этого подхода для психологии. Но сложнее потому, что даже несмотря на весь авторитет академика Ананьева этот подход не получил должного распространения: в московской психологической школе до сих пор комплексный подход к человеку считают каким-то личным увлечением Ананьева. Да, к сожалению, и в современной петербургской школе комплексный подход используется меньше, чем хотелось бы.

В христианстве сохранилась более тесная связь между антропологическим и психологическим учениями. И это большой плюс, а вовсе не отсутствие дифференцированности или неразработанность христианской психологии, как пишут некоторые авторы. Христианским психологам, слишком ратующим за самостоятельность христианской психологии, следует понять, что без христианской антропологии ей просто не выжить: об этом мы говорили на нашей конференции в прошлом году (Зенько, 2020).

Кратко о самой программе, ее форме, структуре и содержании:

- древовидная ее структура: корни — библейская и святоотеческая антропология, ствол — святоотеческая психология, ветви — отдельные темы христианской психологии (практи-

ческие и теоретические), листья — наши с вами персональные наработки;

- ее целостность и комплексность: предполагается, что будут включены все основные темы и задачи христианской психологии, как практического, так и теоретического плана;

- ее модульность: отдельные модули относительно автономны, но соединены общей методологической, антропологической парадигмой;

- ее традиционность: опора на святоотеческую традицию и церковное предание; не изобретать велосипед заново, чем нередко грешат психологи, что светские, что христианские;

- ее современность и актуальность: отвечать на вызовы современности; доносить до современников вечные истины христианства на понятном для них языке;

- ее конфессиональное^ и универсальность: мы являемся православными христианами и должны видеть отличие православной антропологии и психологии от католической и протестантской, а тем более — от психологии чисто светской, прозападной; но «православность», т. е. «ортодоксальность» не что-то местное, обособленное, а дословно «правильное, истинное учение», а истина она как раз и является универсальной; и всякий стремящийся к истине, к ней и придет;

- ее внутренняя форма: похожая на учебную программу, с разбивкой на темы, наличии текстов для изучения, литературы для самостоятельной проработки, контрольных вопросов по темам и т. д.; но при этом главной целью является не чисто учебная, а духовно-просветительская: построение целостного христианского миропонимания, где антропология, как учение о человеке, и психология, как учение о его душе, занимают важнейшее место.

Выводы и заключение. Без правильного антропологического фундамента невозможно решение частичных психологических проблем. Это относится как к светской психологии, так в еще большей степени и к психологии христианской. Предлагаем всем заинтересованным лицам и организациям поучаствовать в этой программе, которая будет реализована

в очно-заочном формате, как для слушателей, так и для преподавателей, и уже есть желающие со всей России, с ближнего Зарубежья и из Европы. Поэтому семинары Центра в этом году будут двух видов:

1) семинары по христианской психологии: сравнительный анализ святоотеческой и современной психологии в отношении всех сил души: ума, воли, эмоций, памяти, внимания и т. д.; будут обработаны и представлены на сайте уже прошедшие семинары по христианской антропологии (в течении 3-х лет), чтобы было понятно, как мы понимаем отдельные антропологические проблемы, поскольку, к сожалению, здесь не все так просто, как хотелось бы;

2) семинары по подготовке Комплексной программы: там мы расскажем, что нами уже наработано, а каждый желающий участвовать в этой программе сможет рассказать о своих наработках и создать свой модуль программы.

Основные принципы построения программы:

- тематическая широта: любые важные практические и теоретические темы могут быть включены в Программу;

- общий антропологический, методологический базис, который будет связывать все модули в единое целое;

- информационная функция: база православных специалистов, организаций, учебных заведений, текстов и другой информации, которая имеет отношение к христианской антропологии и психологии; частично такая работа уже проведена: в электронной библиотеке сайта в настоящее время находится больше 3-х тысяч текстов по христианской антропологии и психологии — св. отцов, дореволюционных и современных авторов;

- проблемное поле христианской антропологии и психологии: такая отдельная рубрика есть на нашем сайте, посмотрите, я думаю, что будет интересно; мы, православные психологи, как пчелки в улей, постоянно и неустанно привносим в ограду Церкви разные «интересные», т. е. сомнительные идеи, разномыслия, а бывает, что и ереси, давно отвергнутые Церковью; Церковь смотрит на это до сих пор сквозь пальцы, поскольку мы это делаем не специально, а что называется

по незнанию, но при этом в практическом плане чем-то ей помогаем; но, понятно, что так быть не должно; должна быть содержательная и языковая аутентичность внутри современной христианской психологии; и кстати, должно быть четкое представление того, что мы собственно понимаем под «христианской психологией» — и здесь возможны разные подходы; в частности мы не поддерживаем идею некоторых современных психологов о построении некой научной христианской психологии; и дело не в частных проблемах, возникающих при этом, а в самом методологическом подходе: а именно, нужно ли это делать вообще?; наш ответ: не нужно!; об этом писали многие авторы, но их голос, к сожалению, практически не был услышан; краткий обзор и аргументация по этой теме есть в статье на сайте нашего Центра «Кому и как разрабатывать христианскую психологию?» (Зенько. 2017).

И в самое заключение: примем все предложения и пожелания по адресу: xpaspb@yandex.ru.

Литература

Всё о человеке: Философская, физическая, психологическая, религиозная антропология и все другие направления современного человекознания. Библиографический справочник / Сост. и ред. Ю. М. Зенько. СПб.: Издательство Олега Абышко, ЦХПА, 2020. 768 с.

Зенько Ю. М. Духовно-нравственный вектор дореволюционной отечественной психологии и проблемы современности // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. 2018. № 1 (9). С. 85-95.

Зенько Ю. М. Кому и как разрабатывать православную, христианскую психологию? (К проблемам современной православной, христианской психологии) // Доклад на научно-практической конференции «Социальное служение Православной церкви». РХГА. 24 ноября 2017 г., Санкт-Петербург (интернет-издание).

Зенько Ю. М. Христианская антропология как фундамент христианской психологии // Современная христианская психология и антропология: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской конференции. 2 октября 2020 г. СПб.: ЦХПА, ООО «Контраст», 2020. С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.