Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианская антропология / христианская психология / методология / основание / интеграция / комплексный подход / Борис Герасимович Ананьев / «конец христианской психологии»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зенько Юрий Михайлович

Рассмотрена возможность и необходимость антропологического основания для правильного развития психологического знания: что в светско-научном, что в религиозно-духовном плане. Примером научного анализа является комплексный подход к человеку Б. Г. Ананьева (1907–1972). Критикуется идея «интеграции» психологии и христианства. Анализируются причины «конца христиан-ской психологии» на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»



ЮСЯ ЮС& %Г)ОЯ

юся

Секция 1. ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

УДК 27+572+159.9

Зенько Юрий Михайлович (Санкт-Петербург)

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: Рассмотрена возможность и необходимость антропологического основания для правильного развития психологического знания: что в светско-научном, что в религиозно-духовном плане. Примером научного анализа является комплексный подход к человеку Б. Г. Ананьева (1907-1972). Критикуется идея «интеграции» психологии и христианства. Анализируются причины «конца христианской психологии» на Западе.

Ключевые слова: христианская антропология, христианская психология, методология, основание, интеграция, комплексный подход, Б. Г. Ананьев, «конец христианской психологии».

Для кого-то подобная формулировка соотношения христианской антропологии и психологии может показаться само собой разумеющейся. И в самом деле, как может быть по-другому?! Но за 30 лет занятий христианской антропологией и психологией мне пришлось прийти к достаточно печальным выводам. Не буду расписывать это концептуально, а просто поделюсь некоторым личным опытом.

Часто эта идея принимается только на словах, чисто декларативно. Христианская антропология тогда используется только в качестве «свадебного генерала», а какие-то цитаты св. отцов — в качестве такого бантика сверху на собственно психологическом учение, которое может быть весьма далеким от христианства, а нередко и вообще антихристианским, например, взятым из психоанализа З. Фрейда, глубинной психологии К. Юнга, западной трансперсональной психологии и т. д.

От православных психологов часто можно услышать: «мы — психологи и должны заниматься психологией». Да, конечно, кто же спорит! Но какой психологией? И как ею «заниматься»? У нас уже есть православные НЛПисты, психоаналитики, юнгинианцы и т. д. — и даже среди священнослужителей Церкви! Один из семинаров православных психологов был посвящен анализу и критике нейро-лингвистического программирования (НЛП). Специально пригласили игумена Евмения (Перистого), который в то время был активным пропагандистом НЛП в церковных кругах. Он что называется «продвигал» НЛП в полном церковном облачении и с крестом на груди! У нас было заготовлено множество аргументов против НЛП, но о. Евмений так и остался при своем мнении, а через некоторое время его вывели за штат, но, вроде, по другой причине.

Кто-то может сказать, что это отдельные случаи, не стоящие внимание. По нашему же мнению, наоборот, эти «отдельные случаи» только высвечивают общую картину: современные православные психологи, также как и психологи секулярные пошли по пути эклектизма и субъективизма.

По этому пути также шла и западная христианская психология, и ее опыт очень поучителен, но почему-то почти совсем не известен отечественным психологам.

Есть сказка о том, как звери решили сварить «самый вкусный суп». Каждый из них принес что-то самое вкусное для себя: свинья — желуди, белка — орехи, собака — «сахарную косточку». Но когда суп был готов, никто из зверей не смог его есть, таким он получился странным. Похожая ситуация возникла и в западной христианской психологии: каждый специалист привносил в нее свои любимые психологические методы, так что она все больше стала превращаться во что-то эклектичное и неудобоваримое. Еще хуже, что в этом супе в качестве одной из составных частей использовали христианство! Появилась даже идея интеграции психологии и христианства. Конференция с таким названием проходила у нас в Петербурге в 1997 г. Я сам выступал на ней в качестве докладчика, радуясь, что меня молодого психолога пригласили участвовать в таком важном мероприятии, и наравне с докторами наук.

Через несколько лет я с удивлением узнал, что в этом же 1997 г. вышла книга (правда, на английском) Мартина и ДейдреБобган (рус. перевод: СПб.: Шандал, 2005), которая называется ни больше, ни меньше, как «Конец христианской психологии». Конец же христианской психологии авторы связывали с эклектизмом и субъективизмом ее последователей. Конечно, при этом можно сказать, что на Западе была плохая интеграция, а у нас будет хорошая: дескать, мы не станем без разбора все брать из психологии, а тщательно все проанализируем и лишнее — выбросим. Только вот эта иллюзия у меня достаточно быстро рассеялась при знакомстве с отечественными христианскими психологами.

Я снял с себя розовые очки и стал разбираться в этом вопросе. Нашел, что уже в 1991 г. западные психотерапевты С. Джоунс и Р. Батмен в своей работе «Современные направления психотерапии: комплексная христианская оценка» писали по поводу интеграции христианства и психологии:

«Критикам интеграции не нужно далеко ходить за примерами необоснованных клинических спекуляций, небрежной логики, неточных истолкований Библии, теологической наивности и разнузданного самовыдвижения... Христиане, осуществляя интеграцию, заслужили большую часть критики.» (Jones, Butman. 1991).

А в 1993 г. американский пастор Джим Оуэн опубликовал книгу «Христианская психология в борьбе со Словом Божьим» (рус. пер. 2006 г.). Там он писал: «Мы уже недалеки от того, чтобы место, которое раньше принадлежало исключительно Писанию, предоставить "истинам", практикуемым так называемой "христианской" психологией. Это весьма опасное развитие событий» (Оуэн. 2006, с. 9); «"христианская" психология основывает свою методику на заимствованных у гуманистической психологии предпосылках. Она прямо говорит о человеке как о жертве, а не о грешнике. Поскольку "христианская" психология представляет извращенное понимание человека, она предпринимает радикальное перетолкование Евангелия, что несет ошеломляющие последствия для христианства» (там же, с. 24). Прямо сказано не было, но отчетливо намекается на то, что фактически западная христианская психология стала одной из ветвей оккультного движения Нью Эйдж (т. е. «Нового века», в котором христианство объявляется «старым веком», уже прошедшим).

Показателен также пример Ньютона Мэлони, проф. Фул-леровской богословской семинарии (США), который был одним из главных организаторов проводившейся у нас конференции «Психология и христианство: путь интеграции» (1997). При этой интеграции христианство и психологию ставили на один уровень, но потом такая точка зрения стала подвергаться критике. И сам Н. Мэлони не без эмоций отмечает: «мы заплатили слишком большую дань нынешней психологической теории вместо того, чтобы смело провозглашать наши откровенные размышления о значении хри-

стианской веры для практики консультирования» (Ма1опу. 2007, р. VII).

Оказалось, что трезвые голоса против интеграции прозвучали и у нас. Вполне однозначно об этом высказались: прот. Владимир Цветков (окормляющий наш Центр), прот. Игорь Старынин, доктора психол. наук Наталья Анатольевна Логинова, Гарник Владимирович Акопов, канд. психол. наук. Ирина Анатольевна Подоровская и др. И это критика не от «внешних» оппонентов психологов, которым безразлично христианство, или которые в нем не разбираются, а от тех, кто знает христианство не понаслышке.

Так что же делать в такой ситуации? Христианская психология, также как и психология секулярная должна иметь критерии оценки того, «что такое хорошо, и что такое плохо». Они должны видеть свои границы и ограничения. В широком контексте это задается всей культурой, а ближайшим уровнем является принятое учение о человеке, т. е. антропология.

В ленинградской психологической школе такую роль выполнял комплексный подход к человеку академика Б. Г. Ананьева (1907-1972). Но даже его авторитета оказалось недостаточно для того, чтобы закрепить в психологии правильную антропологическую методологию. Пока он был жив, комплексный подход к человеку был основанием всей психологической работы на ф-те психологии, но когда его не стало, фактически сошел на нет и сам подход.

Памяти Бориса Герасимовича я посвятил собранную библиографию по всем направлениям современного челове-кознания. Она уже вышла отдельной книгой (Все о человеке. 2020), кому это будет интересно, можно отправить запрос на личную почту: zenko_y@ma1.ru. В библиотеки и священникам книга в подарок!

Сделаем основные выводы.

Без правильного антропологического фундамента любая психология, что светская, что христианская, потеряет всякий смысл. Без собственного фундамента светская психология

уже фактически превратилась в одно из направлений «сферы услуг», а психологи стали «поставщиками» этих услуг — и уже даже есть соответствующие юридические документы.

Как это не печально, но к этому идет и современная христианская психология. Есть спрос, есть и предложение: сейчас стало модным, быть христианским психологом. И многие сомнительные специалисты, которые часто и совсем никакие не специалисты, мимикрируют под христианских психологов! Этим усугубляется и так непростое состояние отечественной христианской психологии, которая также идет по пути эклектизма и субъективизма, и уже имеет в себе много спорного, а нередко и просто неверного с христианской точки зрения. Нельзя строить стены христианской психологии не положив нужного основания, которым и является христианская антропология. Мы занимаемся этим в нашем Центре с момента его основания, занимались этим и до появления Центра. При этом набили много шишек, но слава Богу, приобрели и определенный опыт, который надеемся будет полезен и для других. Постараемся оформить все это и издать в бумажном виде (уже вышло 6 книг, планируется в самое ближайшее время еще 2). А пока много материалов нашего Центра есть на нашем сайте: работы наших участников, аудио и видеозаписи семинаров, авторские программы курсов, подробная библиография, электронная библиотека текстов.

Приглашаем всех к сотрудничеству, ждем замечаний и предложений.

Литература

Бобган М., Бобган Д. Конец «христианской» психологии / Пер. с англ. СПб.: Шандал, 2005.

Всё о человеке: Философская, физическая, психологическая, религиозная антропология и все другие направления современного человекознания. Библиографический спра-

вочник / Сост. и ред. Ю. М. Зенько. СПб.: Издательство Олега Абышко, ЦХПА, 2020. 768 с.

Зенько Ю. М. Кому и как разрабатывать православную, христианскую психологию? (К проблемам современной православной, христианской психологии) // Доклад на научно-практической конференции «Социальное служение Православной церкви». РХГА. 24 ноября 2017 г., Санкт-Петербург (интернет-издание).

Оуэн Д. Христианская психология в борьбе со Словом Божьим. Виктимизация верующего / Пер. с нем. Meinerzhagen: Миссия Вестник Мира, 2006. 201 с.

Психология и христианство: путь интеграции. 3-я меж-дунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.

Jones S. L., Butman R. E. Modern psychotherapies; a comprehensive Christian appraisal. Downers Grove, Illinois, Inter Varsity Press, 1991.

Malony Newton H., AugsburgerDavid W. Christian Counseling: An Introduction. Nashville: Abingdon Press, 2007. 176 p.

Owen Jim D. Christian Psychology's War on God's Word. Santa Barbara: EastGate Publishers, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.