ТЕОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 2. С. 91-95.
УДК. 215 А.Н. Сивоха
Омский государственный педагогический университет
ХРИСТИАНСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ
The article is devoted to formation of one of the sections of modern psychology, which is usually called Christianity-oriented psychology. Problem of interaction of psychology as a science and orthodox theology, which has been discussed by psychologists and priests in recent years, is emphasized.
В настоящее время все еще наблюдается взаимное недоверие между научной психологией и православным богословием. Главное основание для этого недоверия заключается вообще в системе светских гуманитарных наук, строящихся на основе секулярной культуры европейской цивилизации. Что касается психологии, то, как пишет В.И. Сло-бодчиков, многое в ней для православного богословия неприемлемо -не забытый еще «фрейдистский человек, скиннеровский - крысоподоб-ный, репертуарно ролевой человек и множество других его моделей» [1].
Но отечественная психологическая наука изначально была в недрах церковного вероучения [2]. Психология преподавалась до революции 1917 г. в духовных учебных заведениях начиная с XVIII в. В 1914 г. в Москве был открыт Психологический институт имени Л. Г. Щукиной, один из первых в мире, и был освящен митрополитом Анастасием. В своей речи владыка Анастасий говорил о том, что «...точное изучение душевных явлений, вообще говоря, можно только приветствовать. Но, стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах познания души вообще и при помощи экспериментального метода в частности. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души, можно ли измерить ее высшие проявления?.. Кто дерзнет экспериментально исследовать религиозную жизнь духа? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки» [3].
В настоящее время такие идеи получают развитие. В «Основах социальной концепции Православной Церкви» мы читаем: «Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры, ибо "наша брань не против плоти и крови", но брань духов-
© А.Н. Сивоха, 2007
92
А.Н. Сивоха
ная, направленная на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил, "духов злобы поднебесных'» (Еф. 6. 12) [4].
Противоречия, возникающие между наукой и религией, святитель Лука (Вой-но-Ясенецкий), имеющий как врач непосредственное отношение и к науке, и к таинствам Церкви Православной, называет временными. Наука ищет, движется и, следовательно, может заблуждаться. Она находится в процессе становления, в то время как религия уже обладает истиной, открывает нам вещи, как они есть. «Противоречие происходит между религией и мнением ученого, истинность которого, как рабочей гипотезы, признается лишь временно, так же, как временно заслоняют строящееся здание леса, а последние неизбежны, как мы сказали, в процессе человеческого строительства» [5]. В настоящее время ряд психологов и священников говорят о возможности построения христиански ориентированной психологии. Если рассматривать христианскую (православную) антропологию как своего рода методологическую основу этой психологии, то несомненно, что существует реальная возможность плодотворного диалога научной психологии и православного богословия.
Но совершенно очевидно, что научная психология со всеми достижениями естественнонаучного опыта - это самостоятельная традиция, и говорить об основании всей этой науки на православной антропологии не приходится. По крайней мере, на сегодняшний день можно говорить только о диалоге психологии и богословия. О том, что уже сделано в рамках этого диалога сегодня в христиански ориентированной психологии, мы и остановимся.
В первую очередь о разработке христианского направления в психологии свидетельствуют встречи специалистов и священников (имеющих нередко психологическое образование) и происходящие здесь обсуждения теоретических и практических проблем оформляющейся христиански ориентированной психологии. Под руководством Б. С. Братуся были проведены семинары по проблеме соотношения психологии и религии, в целом положительно оцененные священником Борисом Ничипоровым. Во взаимодейст-
вии богословия и научной психологии, утверждает Борис Ничипоров, заинтересованы обе стороны. «Теологическая психология не просто возможна, она уже создана. Это - христианская аскетика. Весь корпус святоотеческих текстов на этот счет и в его описательном залоге, и отчасти в практическом (уверяю как психолог) могут быть крайне полезны психологам» [6]. Со стороны богословия это понятный и закономерный подход к проблеме, однако при этом неизбежно возникает вопрос о конфессиональном (в рамках христианства) уклоне оформляющегося направления. Между тем конфессиональный аспект не был четко обозначен на разного рода конференциях и семинарах до конца ХХ в. Вероятно, отчасти это связано с тем, что до недавнего времени более актуальным был вопрос возрождения религиозности общества и (частично) науки после многих лет доминирования атеизма. Однако при игнорировании этого подхода может возникнуть негативная тенденция - под эти довольно размытые рамки можно подвести и поверхностно религиозный гуманистический подход к личности, и даже эзотерические представления. В последнее десятилетие подобных работ в отечественной научной литературе появилось немало.
Подобные конференции, семинары и заседания по христианской психологии, где пытались решить проблему интеграции психологии и христианства, проходили неоднократно, и естественно, что до сих пор священники и психологи не пришли к единому согласию. Была организована Первая Международная конференция «психология и христианство: путь интеграции», которая проходила с 7 по 9 сентября 1995 г. в Москве. Она была организована Московским центром психологии и психотерапии «Христианская перспектива в психологии» при участии Института психологии РАН и Фул-леровской теологической семинарии (США). «Конференция, - заключает А.В. Махнач, -была первой попыткой открыто поговорить о таких сложных мировоззренческих вопросах, как соотношение душевного и духовного, роль священника и роль психотерапевта для душевнобольных, грех и вина как теологические и психологические понятия и др.» [7]. Надо отметить, что эти вопросы неоднократно обсуждались уже с начала 1990-х гг., о чем свидетельствуют
публикации психологических журналов, и обсуждаются до сих пор.
Интересна деятельность Методологического семинария по христианской психологии, который был основан (по инициативе был Бориса Ничипорова) в 2003 г. Российским православным университетом Св. Иоанна Богослова совместно с Психологическим институтом РАО. Председателем является декан факультета психологии Российского православного университета священник Андрей Лоргус. Цель семинара - обсуждение проблем становления христианской психологии, решение терминологических и методологических задач, открытие новых тем и проектов [8]. В рамках этого семинара проходили дискуссии о возможности именно православной (не просто христианской) психологии и психотерапии. На данный момент нам известно о семнадцати заседаниях, проведенных в рамках Методологического семинария. На одном из них (состоявшемся 10 ноября 2005 г.) был заслушан доклад на тему «Богословское понятие личности человека в православной психологии» кандидата богословия С.А. Чурса-нова, явившийся своего рода итогом совместной работы богословов и психологов по вопросам антропологии.
Важный рубеж - учреждение Православного общества психологов, которое состоялось в Москве 2 февраля 2006 г. в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений. В ней приняли участие декан факультета психологии Российского православного университета А. Лоргус, зав. кафедрой общей психологии МГУ Б. Братусь, профессор Ф. Васи-люк, директор Института развития дошкольного образования Российской академии образования В. Слободчиков.
«Мы собрались не для того, чтобы бороться со светской психологией или защищать психологию христианскую, - сказал отец Андрей Лоргус. - Главная наша цель - созидательное развитие того целостного учения, которое может быть основано на христианском мировоззрении и психологической науке» [9]. Одна из главных задач учреждаемого общества - распространение информации о работе христианских психологов. Направления деятельности: методологическая работа, развитие психологической практики, образование, издательская деятельность. Была
отмечена проблема использования оккультными практиками психологических законов в своих целях, заявлена задача вырабатывать средства защиты от манипуляций людьми. Интересно, что был поставлен вопрос, по поводу которого так и не пришли к единому мнению: как назвать общество - христианским или православным? Прозвучало мнение, что слово «христианский» будет вызывать недоверие, так как сделает возможным участие в обществе не только «других конфессий», но и «тоталитарных сект». Большинством голосов было принято название «Православное общество психологов», но многие с этим не согласились. Эта тема так и осталась открытой, и что будет дальше -покажет время.
Несмотря на то что православное богословие и светская психологическая мысль у нас в стране слишком долго развивались автономно дуг от друга, мы видим, что наметились возможные точки сотрудничества. И уже известны достижения в теоретико-методологических разработках христиански ориентированной психологии, особенно актуальна реализация такого рода диалога непосредственно в практической деятельности. Что касается теоретических и практических поисков христиански ориентированной психологии, то здесь ситуация неоднозначная. Попытки создания христиански ориентированной психологии как научно-богословской дисциплины пока трудно оценить как взаимосвязный и организованный процесс, но, тем не менее, попытки соотнесения понятий в христианском и научном подходах к человеку и попытки нового психологического прочтения богословских понятий о душе и нового христианского прочтения психологических понятий - это своего рода подход, предлагаемый на сегодняшний день представителями христиански ориентированной психологии в осуществлении диалога научной психологии и богословия, а значит, и в становлении теории и методологии этого направления [10]. Этот подход ориентирован на решение двух задач: с одной стороны, это проблема становления христиански ориентированной психологии как научно-богословской дисциплины, с другой - проблема мировоззренческого ориентирования психолога и выбора метода в практической деятельности. Такого рода деятельность практического психоло-
94
А. Н. Сивоха
га на сегодняшний день уже осуществляется под руководством священников, что, на наш взгляд, представляет христиански ориентированную психологию не просто теоретическим направлением, но уже имеющим и действительный опыт в практической психологии и психотерапии [11]. Экспериментаторы подчеркивают эффективность «комплексного подхода» к вопросам терапии души, в основу которого положен «диалогический принцип, предполагающий диалог между психологом и клиентом, ориентированный на христианские ценности» [12]. И здесь нельзя не затронуть вопрос взаимодействия врача и священника [13]. Когда речь идет о болезнях душевных, психических (огромное количество которых известно психологам и психотерапевтам сегодня), возникает вопрос -нет ли опасности подмены священника врачом? Христиански ориентированные психологи утверждают необходимость специализированной помощи врача, указывая на то, что, исходя из универсальной антропологической концепции православия, нельзя не учитывать индивидуальные, личностные особенности каждого человека, в том числе это относится и к состоянию психического здоровья. С другой стороны, такого рода взаимодействие священника и врача необходимо и в связи с реалиями нашего общества, в котором наиважнейшей проблемой является нево-церковленность людей. В этом смысле врач может стать той необходимой первоначальной ступенькой, ведущей человека в Церковь, врач ни в коем случае не должен подменять пастырскую деятельность священника.
Несмотря на неразработанность христиански ориентированной психологии и отсутствие целостного учения как в теоретическом, так и практическом аспектах, ее ориентация на твердые догматические и нравственные основания православной традиции ведет, на наш взгляд, к положительным результатам как в становлении самой научно-богословской дисциплины, так и в практическом аспекте врачевания. И, как можно заключить из организованных конференций и круглых столов, проблемы, сформулированные еще в 1990-х гг., обсуждаются до сих пор. Но такие встречи не могут и не должны решать проблемы до конца. Мы видим, что совместная работа священни-
ков и психологов осуществляется и в совместном обсуждении волнующих вопросов при организационных встречах, что должно привести к положительным результатам.
Надо заметить, что рамки христиански ориентированного направления остаются все-таки довольно размытыми, и некоторые из тех, кто относит себя к нему, в действительности не ориентируются на православный опыт древней восточной Церкви.
В целом, как считают представители христиански ориентированной психологии, теоретическое осмысление психологической помощи требуется во всех ее аспектах - теоретико-методологическом, культурно-социальном и главное - в антропологическом. Осознание того, что различные психотерапевтические подходы базируются на различных (иногда взаимоисключающих) теориях личности, моделях человеческого поведения, задают различные критерии успешности, это должно побудить практиков отслеживать зависимость между исповедуемой теорией и применяемыми техниками. Христианский антропологический подход к человеку абсолютно обязателен для психолога, для собственного понимания им роли психологической помощи как в процессе работы с конкретной человеческой личностью, так и в жизни современного нам общества. Это не только возможность для практикующего психолога обрести целостную методологическую позицию вместо заимствования приемов и техник, и для теоретической психологии это не только призыв и шанс обрести целостность с практикой. Это возможность создания концепции здоровой личности, ориентированной на православную антропологию, и возможность встречи разума с верой, встречи, которая, опираясь на антропологию православную, может оказаться плодотворной в XXI в.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Слободчиков В.И. Христианская психология -ее возможность и действительность // Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько. Элементы православной психологии. СПб., 2005. С. 7.
[2] См.: Зенько Ю.М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение: журнал СПбДА, 2000. № 19. С. 82-165.
(http://www. reshma.nov.ru/texts/zenko_psyh_rel_ rossia.htm)
[3] Речи и приветствия на торжественном открытии
Психологического института им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете. М., 1914. С. 1-2.
[4] Основы социальной концепции Русской право-
славной церкви. М., 2000. (http://www.russian-orthodox-church.org.ru)
[5] Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия; дух, душа и тело. М., 2001. С. 55.
[6] Ничипоров Б.В. «... Чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1, 17) // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 66-67.
[7] Психология, психотерапия и христианство («круглый стол») // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 176.
[8] Методологический семинар по христианской пси-
хологии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fapsyrou.ru/ met_seminar.php
[9] В Москве появилось общество православных психологов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.religare.ru/ print25689.htm
[10] См.: Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.
[11] См.: Баязитова М., о. Вячеслав (Переверзен-цев). Опыт работы православного психолога в церковном приходе // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 3. С. 156-165.
[12] Там же. С. 159.
[13] Миславский Ю.А. Психотерапевт или пастырь? (К проблеме соотнесения теологической и гуманистической парадигм помощи личности) // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 69-74; Попов Е. Что говорит нравственное богословие начала ХХ века о нравственных вопросах, связанных с медициной // Нравственное богословие для мирян. СПб., 1991; Василюк Ф.Е. Исповедь и психотерапия: Доклад на ежегодной конференции Сурожской епархии. 2000. Режим доступа: http://www. reshma.com. ru/ psvcoloqv/hristianska/vasiluk.htm; Евмений. Задачи пастыря и психотерапевта. Режим доступа: http://reshma.nov.ru/psvcologv/hristianska/zadachi.htm Лоргус А. Психотерапевтическая практика и пастырское окормление: сравнительный психологический анализ, 2005. Режим доступа: http:// www.fapsyrou.ru/ z11_lorgus_ng.php.