Кондратьев Е.Б., Мазаник А.И., Веселов A.B., Фрайденберг А.Г. УДК 614.8.084
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ БОЕВОГО СЛАЖИВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Е.В. Кондратьев
заместитель начальника Академии Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.sQyandex.ru
А.И. Мазаник
доктор военных наук, профессор,
главный научный сотрудник
научно-исследовательского центра
Академия гражданской защиты МЧС России
Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,
мкр. Новогорск
E-mail: а.mazanikQamchs.ru
A.B. Веселов
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: alexey-19_87Qmail.ru
А.Г. Фрайденберг
адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: freidenbergQinbox.ru
Аннотация. В настоящей статье предложена комплексная методика, позволяющая решить три взаимосвязанные частные задачи: определить рациональный перечень предметов обучения, которые целесообразно включить в программу боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны; определить необходимые временные ресурсы, обеспечивающие требуемый уровень подготовки по выбранным предметам программы боевого слаживания; выбрать рациональный вариант распределения общего времени, выделенного на подготовку между предметами программы боевого слаживания. Представленный научно-методический аппарат позволяет решить оптимизационную задачу обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны, а его реализация обеспечит максимальный уровень подготовки личного состава специальных формирований к выполнению задач по предназначению на территории, где они будут создаваться и функционировать.
Ключевые слова: специальное формирование; гражданская оборона; боевое слаживание; личный состав; уровень подготовки; программа подготовки; время, отводимое на подготовку; военно-учетная специальность; граждане, пребывающие в запасе.
Цитирование: Кондратьев Е.В., Мазаник А.И., Веселов A.B., Фрайденберг А.Г. Комплексная методика обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 4 (51). С. 33 - 42.
В рамках разработанного методического подхода [1] показано, что для решения задачи обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны (далее — СФГО) необходимо разработать комплексную методику, включающую три частных алгоритма:
выбора предметов обучения, которые целесообразно включить в программу боевого слаживания с учетом значимости задач, возложенных на СФГО на соответствующей территории субъекта РФ;
определения временных ресурсов, необходимых для подготовки личного состава СФГО по предметам программы
боевого слаживания;
распределения заданного времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами программы боевого слаживания с учетом их значимости.
Ниже рассмотрено содержание предложенных алгоритмов, комплексное использование которых позволит решить задачу обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания СФГО.
Алгоритм выбора предметов обучения, которые целесообразно включить в программу боевого слаживания с учетом значимости задач, возложенных на СФГО на соответствующей территории субъекта РФ.
В статье [2| сформулирована частная постановка задачи выбора предметов, но которым целесообразно осуществлять подготовку личного состава СФГО с учетом возложенных
на них задач. На рисунке 1 представлена общая схема проведения исследования для решения данной задачи, которая включает следующие этапы:
Рисунок 1 Общая схема проведения исследования но выбору предметов, которые целесообразно включить в программу боевого слаживания
I этан. Формирование состава экспертной группы.
Поскольку для решения задачи обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания СФГО в качестве исходных данных используется информация, полученная на основе обработки экспертных мнений, целесообразно выработать общий концептуальный подход к формированию экспертных групп, который будет использоваться при решении ряда частных задач в ходе проведения исследования.
Анализ проведенных ранее исследований [3, 4| показал, что выбор состава экспертной группы следует рассматривать как многоэтапный процесс, который включает в себя следующие процедуры:
1. Определение предметной области исследования, которая зависит от поставленной цели и перечня исходных данных, необходимых для проведения исследования. В кон-
тексте разрабатываемого алгоритма очевидно, что областью исследования являются сами предметы боевого слаживания, но которым может быть организована подготовка. В соответствии с этим, выбор экспертов для проведения исследования целесообразно осуществлять из числа специалистов, в функциональные обязанности которых входит подготовка личного состава, прежде всего, из преподавательского состава учебных заведений.
2. Формирование списка возможных кандидатов в состав экспертной группы. Для решения данной задачи может быть использован метод снежного кома [5].
3. Оценка уровня компетентности специалистов, включаемых в состав экспертных групп. В ходе анализа ряда работ [3,4,5] было выявлено, что для оценки уровня компетентности - Рд каждого д-го эксперта целесообразно использовать следующую формулу
^ = 5 £ 1
дт,
т=1
где Рд\ коэффициент, отражающий уровень профессиональной подготовки и информированности д-то эксперта;
рд2 _ коэффициент, отражающий уровень базовой аргументации д-го эксперта при принятии им решения;
_ коэффициент, отражающий личные качества д-го эксперта, вычисляемый на основе самооценки;
.......... коэффициент, отражающий личные
качества д-то эксперта, определяемый на основе мнений всех экспертов;
.......... коэффициент, отражающий уровень
согласованности действий д-то эксперта с членами рабочей группы при проведении тестовой оценки уровня важности определенного фактора или варианта при заданном их наборе.
Приведенные коэффициенты могут быть определены в соответствии с методическим
подходом к формированию состава экспертной группы, изложенным в статье [6].
4. Формирование окончательного списка экспертов рабочей группы. Для решения данной задачи всех экспертов, прошедших аттестацию, ранжируют и отбирают в соответствии с уровнем их компетентности.
II этап. Определение коэффициентов значимости предметов, по которым может быть организована подготовка в ходе боевого сла-живания.
В статье [2| сформулирована частная постановка задачи определения коэффициентов значимости предметов обучения, по которым может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания. На рисунке 2 представлена иерархия элементов, от которых зависит выбор предметов обучения, для учета и анализа которых целесообразно использовать метод анализа иерархий (далее МАИ) [3].
Рисунок 2 Иерархия основных элементов, учитываемых при решении задачи определения
значимости предметов обучения
В соответствии с МАИ для решения задачи оценки коэффициентов значимости предметов, но которым может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания (рисунок 1), определяются:
а) значения вектора-столбца локальных приоритетов частных критериев (^1), с учетом которых определяется значимость задач, возложенных на СФГО
где - значение коэффициента значимости г-го частного критерия;
К - общее количество частных критериев, которые необходимо учитывать при оценке значимости перечня задач, возложенных на
СФГО;
б) значения совокупности вектор-столбцов (матрицы) локальных приоритетов задач (^2), возложенных на СФГО, по каждому частному критерию
где Wfr значение коэффициента значимости /-ой задачи, возложенной на СФГО, относительно г-го частного критерия;
р .......... количество задач, возложенных на
СФГО.
в) значения вектора-столбца глобальных
приоритетов задач (А), возложенных на СФГО, с учетом значений вектора локальных приоритетов частных критериев. Для решения этой задачи необходимо перемножить матрицу ^2 и вектор-столбец
где а.^ — значение коэффициента значимости /-ой задачи с учетом всех частных критериев;
I') значения совокупности вектор-столбцов (матрицы) локальных приоритетов предметов
обучения по которым может быть ор-
ганизована подготовка в ходе боевого слажи-вания относительно задач, возложенных на СФГО
\Vl_2
и/2з
IV 71;
где Wtf значение коэффициента значимости ¿-го предмета, по которому может быть организована подготовка в ходе боевого слажи-вания относительно /-ой задачи, возложенной на СФГО;
Т - количество предметов, по которым может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания.
- И^р М/.^г ... И^зр
wtf - WtF
д) значения вектора-столбца глобальных приоритетов предметов обучения (В), по которым может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания относительно задач, возложенных на СФГО. Для решения этой задачи необходимо перемножить матрицу Шз и вектор-столбец А
где - значение коэффициента значимости ¿-го предмета обучения, по которому может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания с учетом коэффициентов значимости всех задач, возложенных на СФГО.
На основе полученных значений вектора-столбца В может быть решена задача выбора предметов, по которым целесообразно организовать подготовку в ходе боевого слаживания. Для этого предлагается использовать принцип Парето [7], в соответствии с которым успешное выполнение 80 % объема всех задач, возложенных на СФГО, будет обеспечено при условии распределения времени, отведенного на подготовку, между 20 % наиболее значимых предметов.
Таким образом, предложенный алгоритм, позволяет осуществить выбор предметов, которые целесообразно включить в программу боевого слаживания с учетом значимости задач, выполняемых СФГО на соответствующей территории субъекта РФ.
71
а. п
X к = к
Ут
Алгоритм определения временных ресурсов, необходимых для подготовки личного состава СФГО по предметам программы боевого слаживания.
Анализ ряда исследований [8,9] показал, что помимо объема и сложности предметов обучения программы боевого слаживания на время их освоения существенным образом влияет начальный уровень подготовки обучающихся.
В статье [10] сформулирована частная постановка задачи определения временных ресурсов, необходимых для подготовки личного состава СФГО по предметам обучения программы боевого слаживания с учетом их объема и сложности, а также начального уровня подготовки граждан, призванных из запаса для их комплектования. На рисунке 3 приведена общая схема проведения исследования для решения данной задачи, которая включает следующие этапы:
Рисунок 3 Общая схема проведения исследования по определению временных ресурсов, необходимых для подготовки личного состава СФГО по предметам программы боевого
слаживания
I этап. Определение уровня подготовки личного состава СФГО неред началом боевого слаживания. Решение данной задачи предполагает проведение следующих процедур:
определение значений уровня подготовки граждан, прибывающих из запаса для комплектования СФГО, относительно предметов обучения программы боевого слаживания;
определение уровня подготовки граждан но их военно-учетным специальностям (далее В УС) с учетом времени, прошедшего с момента окончания военной службы.
Уровень подготовки относительно предмета программы боевого слаживания, по которо-
му организуется обучение зависит от степени его соответствия ВУС граждан, прибывающих из запаса. Уровень подготовки по ВУС зависит от времени, прошедших) с момента окончания военной службы (прохождения военных сборов) гражданами, прибывающими из запаса для комплектования СФГО, исходя из которого можно судить об остаточном уровне знаний, умений и навыков по соответствующим ВУС. С учетом изложенного, разработана схема проведения исследования по определению уровня подготовки личного состава СФГО по предметам обучения программы боевого слаживания (рисунок 4).
Елок н сходных данных
Перечень предм егов о 5у ч ен и я п р о г р а шгы боевого слаживания
Dm(d¡, áir,..,di,„, fí„;
Наименования военно-учетные специальностей
гриди, прн&ываюших из
запаса для комплектования СФГО V = ít'i, ï'i—v,)
Время, прошедшее с момента окончания военной службы
(прохождения: военных сЗоров) гражданами. прнЗываюшими для ком плектов а ння СФГО
falff íflr-vifji-] "»(Л
Б л он оёраёоткн данных
I.Cbp^i&iŒneуровни подготовки гр гс*лл а. пр пЗы в.4Н> шзхеняпхл
дтико^шликтовонеш с
относительно п редметов оЗучен ci я □ Liогралшы ооевого сляжпвоппн
1. Заполнен™ зкепвртами ■ !грицпопарных гравнвний
2. Определение шачений козффиднвнтоБ предпочтнтвльноетту-ои БУС относительно í-ro предмета прапшшы боевого сяижнвания <г, = (вц.«,г.....«у.....а,/)
3. Ранжирование подученных
КОЗффиПНВНТОВ
т/ = (ait, аа'„..Мг',..„ аа*)
4,Определение зиченнй нормализ о ванных
hojühuhíhtce
... ^XŒf.
а Г=
М1Г
Ч„ |
П.СЬредететпе i-роввн: подготовке граждан. прпЗываюшпк hi ihiei для комплектовании C^fO, и Ш"С
г учетом времени. пр отлипшего с яюмента окончания военной f.Tjotаы
1 Проведены в зкшертного опроса по опенке остаточных знании граждан, прибывающих зля компле кования СФГО, по^-ой
БУС относитвлеео врем екн. прошедшего с момента окончания нх военной службы (прохождения военных ; боров)
2.Обработка результатов зм:пергкого опроса
3.Определение значении коэффициентов остаточных знаний по^-ой ЕУС относителшо времени. прошедшего с момента
окончания военной службы (прохождения военных сборов)
fil -^pB. ^-'fild
III.Qi редетан не :н оченс! я уровня подготовке личного состава СФГО по ■ rq предмету о оденет програм^пл боевого слаживания
Б.ю к р es ультат!
Значения уровня подготовки личного состава СФГО перед
началом Соевого [.1ЛЖПЕЛ ння с учетом зн ачешш коэффициентов соответствия БУС предметам поучения программы ооевого слаживания. а такие времени прошедшего с момента окончания военной служóы (прохождения военных сборов) гражданами, прибывающими ei: запаса
U=(ub и2.....и.......j
Рисунок 4 Схема проведения исследования по определению уровня подготовки личного состава СФГО перед началом боевого слаживания
II этап. Определение корректирующих значений времени с учетом объема и сложности выбранных дисциплин, а также уровня подготовки личного состава СФГО перед началом боевого слаживания. Схема решения данной задачи представлена на рисунке 5 и включает в себя выполнение следующих процедур:
нахождение значений времени, обеспечивающих требуемый уровень подготовки по выбранным предметам обучения программы бо-
евого слаживания при условии, что у обучающихся полностью отсутствует начальный уровень обученноети в рамках соответствующих дисциплин;
определение корректирующих значений времени по выбранным предметам обучения программы с учетом уровня подготовки личного состава СФГО неред началом боевого слаживания.
Ело Е- ■\ i, i :u>i \ i.i :п: |>] \
Перечень предметов о 5у ч ени я п р ог р а ммы 5оевото слаживанпя В-(Л 1;((ь...Д.....
Множество нор матпвов п а 1-му предмету обучения программы боевого
сшж11в1кх1
=
Значения уровня подготовки личного состава СФГО перед началом боевого слаживанпя Г-^,«2.....н,.....нЛ
Б ,ГЕ' Е-: оор Я&йТКД jaEEfrTÍ
Проведение экспертного опроса по оценке вр емени, необходимого на подготовку" п о ш-му нормативу 1-го предмета обучения программы боевого слажнвания при условии,что у обучающихся полностью отсутствует уровень подготовки в рамках рассмдтр ив а емых нормативов
Определшие значении времени, обеспечивающих требу емый уровень подготовки по г' му предмету обучения программы боевого слажнвания
Г. £П II ^¿11 !
«ПНИ 1|РИ1Лу
■ 1 _' '■'' _I_
Определение корректирующих значении времени
_Mi = H¡ _
Корректировка значений времени, обеспечивающих требуемый уровшь подготовки по í-му предмету обучения программы боевого слажнвания
t,,na" ~ tj"~ - At,
I
L^tok рел;1ьгатя
Время, н к>бход 11мо е для освоения предметов обучения программы боевого слажнвания с
учетом уровня подготобкi[ граждан, призванных из запаса для ком пл екто ва ння специальных формирований гражданской обороны, а также объёма и сложности выбранных дисциплин
иг
• riij п ^
Рисунок 5 Схема проведения исследования но определению корректирующих значений времени по предметам обучения программы боевого слажнвания
Более детальное описание схематично представленных выше этапов алгоритма определения временных ресурсов, необходимых на подготовку личного состава СФГО по предметам обучения программы боевого слажнвания, изложено в работе [10].
Алгоритм распределения заданного времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами программы боевого слажнвания с учетом их значимости.
В статье [2] сформулирована частная задача выбора такого варианта распределения заданного времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами обучения программы боевого слажнвания, при котором уровень подготовки личного состава СФГО к выполнению задач но предназначению будет максимальным. Для решения данной задачи целесообразно использовать метод проекции градиента (метод Розена), суть которого заключается в поиске условного экстремума функции путем последовательных шагов по направлению градиента [11]. При этом на каждом шаге выбирается такой вариант распределения времени между предметами обучения программы боевого слажнвания, который обеспечит максимальное повышение уров-
ня подготовки личншх) состава СФГО на этом шаге.
Алгоритм решения сформулированной выше задачи включает следующие основные этапы:
разработку формализованной постановки задачи, в рамках которой определяются исходные данные, включающие:
перечень предметов обучения программы боевого слажнвания и их значимость,
значения времени, обеспечивающие максимальный и минимальный уровень подготовки по выбранным предметам программы,
общее время, выделяемое для обучения граждан, прибывших из запаса, в ходе боевого слажнвания;
формирование исходного варианта распределения времени между предметами обучения программы боевого слажнвания с учетом заданных ограничений;
определение градиентной составляющей приращения уровня подготовки на единицу времени при исходном варианте распределения временных ресурсов между предметами обучения программы боевого слажнвания;
проверка условий обеспечения максимального уровня подготовки при заданном варианте распределения времени и возможности
формирования нового варианта;
определение рационального варианта распределения времени между предметами обучения программы боевого слаживания по критерию максимального значения уровня подготовки с учетом охраничений на временные
ресурсы.
Ал1Х)ритм распределения заданного времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами обучения программы боевого слаживания представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 Алгоритм распределения заданного времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами обучения программы боевого слаживания
Таким образом, представленный научно-методический аппарат позволяет решить оптимизационную задачу распределения задан-но1Х) времени, выделенного на подготовку, между выбранными предметами обучения программы боевого слаживания по критерию максимальжнх) значения уровня подготовки с
учетом ограничений на временные ресурсы.
Реализация методики обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания обеспечит максимальный уровень под1Х)товки личного состава СФГО при заданных ограничениях на общее время обучения.
Литература
1. Мазаник А.IL. Веселов A.B. Методический подход к обоснованию рациональных параметров программы боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 2. С. 31 39.
2. Мазаник А.IL. Веселов A.B. Формализованная постановка задачи обоснования рациональных параметров программы боевого слаживания специальных формирований гражданской обороны. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4. С. 3 12.
3. Горелов В.Е. и др. Методы экспертных оценок. М.: ВНИИПИ. 1997. 165 с.
4. Бурнов В.Н. и др. Получение и анализ экспертной информации. М.: II!IV. 1991. 273 с.
5. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь. 1993. 198 с.
6. Постников В.М. Анализ подходов к формированию состава экспертной группы, ориентированной на подготовку и принятие решений. // Научное издание МГТУ имени Н.Э. Баумана. 2005. № 10. С. 23 - 34.
7. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит., 1982.
8. Доронин A.B. Разработка программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений РВСН методический аспект. // Военная мысль. 2007. № 10. С. 33 — 38.
9. Андрианов И.А. Метод оптимальной организации подготовки подразделений резервных формирований силовых структур // Военная мысль. 2005. № 10. С. 23 - 34.
10. Веселов A.B., Мазаник А.И., Белоусов Р.Л., Кондратьев Е.Б. Методика определения временных ресурсов, необходимых на подготовку личного состава специальных формирований гражданской обороны, по предметам программы боевого слаживания. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (50). С. 27 - 36.
11. Пантелеев A.B. Методы оптимизации в примерах и задачах: Учебное пособие 2-е изд., исправл. М.: Высш. шк., 2005. - 544 с.
COMPREHENSIVE METHODOLOGY OF JUSTIFICATION OF RATIONAL PARAMETERS OF THE PROGRAM OF COMBAT SLOWING OF SPECIAL FORMATIONS OF THE CIVIL DEFENSE
Evgeniy KONDRATIEV
deputy head of the Academy
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
Address: 141435, Moscow region, city Khimki,
md. Novogorsk
E-mail: agz.u.sQyandex.ru
Alexander MAZANIK
doctor of military sciences, professor,
chief researcher research center
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
Address: 141435, Moscow region, city Khimki,
md. Novogorsk
E-mail: a.mazanikQamchs.ru
Alexey VESELOV
adjunct research center
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk
E-mail: alexey-19_87Qmail.ru
Alexander FREIDENBERG
adjunct research center
Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: freidenbergQinbox.ru
Abstract. This article proposes a comprehensive methodology that makes it possible to solve three interrelated particular tasks: to determine a rational list of items that are advisable to be included in the combat coordination program of special civil defense units; determine the necessary time resources to ensure the required level of training in the selected subjects of the combat coordination program; choose a rational variant of the distribution of the total time allocated for preparation between the subjects of the combat coordination program. The presented scientific and methodological apparatus makes it possible to solve the optimization problem of substantiating the rational parameters of the combat coordination program for special civil defense formations, and its implementation will ensure the maximum level of training of the personnel of special formations to perform tasks as intended in the territory where they will be created and operate. Keywords: special formation; civil defense; combat coordination; personnel; level of training; training program; preparation time; military registration specialty; citizens staying in the reserve. Citation: Kondratiev E.B., Mazanik A.I., Veselov A.V., Preidenberg A.G. Comprehensive methodology of justification of rational parameters of the program of combat slowing of special formations of the civil defense // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. № 4 (51). S. 33 - 42.
References
1. Mazanik A.I., Veselov A.V. A methodological approach to substantiating the rational parameters of the combat coordination program for special civil defense units. // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. No. 2. S. 31 - 39.
2. Mazanik A.I., Veselov A.V. Formalized formulation of the task of substantiating the rational parameters of the combat coordination program for special civil defense units. // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 4. S. 3 - 12.
3. Gorelov V.E. and other Methods of expert assessments. M .: VNIIPI. 1997. 165 s.
4. Burnov V.N. and other Obtaining and analysis of expert information. M .: IPU. 1991. 273 s.
5. Saati T.L. Making decisions. Method for analyzing hierarchies. Per. from English M .: Radio and communication. 1993. 198 s.
6. Postnikov V.M. Analysis of approaches to the formation of the composition of the expert group, focused on the preparation and decision-making. // Scientific publication of the Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. 2005. No. 10. S. 23 - 34.
7. Podinovskiy V.V., Nogin V.D. Pareto-optimal solutions to multicriteria problems. - M .: Science. Ch. ed. physical -mat. lit., 1982.
8. Doronin A.V. Development of combat coordination programs for newly formed units and subunits of the Strategic Missile Forces methodological aspect. // Military thought. 2007. No. 10. S. 33 - 38.
9. Andrianov I.A. The method of optimal organization of training of units of reserve formations of power structures // Military Thought. 2005. No. 10. S. 23 - 34.
10. Veselov A.V., Mazanik A.I., Belousov R.L., Kondrat'ev E.B. Methodology for determining the time resources required for training personnel of special civil defense units in the subjects of the combat coordination program. // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. No. 3 (50). S. 27 -36.
11. Panteleev A.V. Optimization methods in examples and problems: Tutorial 2nd ed., Corrected. M .: Higher, shk., 2005. - 544 s.