Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИЗАРТРИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ'

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИЗАРТРИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ НАРУШЕНИЙ / УРОВНИ КОМОРБИДНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ / КЛИНИЧЕСКИЙ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

В тексте статьи представлены современные научные данные исследования вербальных и невербальных нарушений у детей с дизартрией. Подробно продемонстрированы особенности созависимости и сопряженности речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Изложены формы дизартрии при церебральных параличах и степени их выраженности. Описаны основные критерии дифференциальной диагностики речедвигательных расстройств у детей с дизартрий. Представлена система требований к применению современных диагностических методов и приемов в соответствии с данными Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Обобщены научные концепции клинического, нейропсихологического и логопедического анализа для проведения системы комплексного оценивания речевых и двигательных расстройств у детей с дизартрией при детских церебральных параличах. Подробно изложена методика изучения речедвигательных расстройств у детей с дизартрией. Разработана оценочная шкала исследований функционирования черепно-мозговых нервов, тесно связанных с кинестетической, проприоцептивной, вкусовой чувствительностью органов периферического артикуляционного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPLEX METHOD FOR STUDYING DYSARTHRIA IN FOCAL BRAIN LESIONS

The text of the article presents modern scientific data on the study of verbal and non-verbal disorders in children with dysarthria. The features of co-dependence and conjugation of speech-language and motor disorders in children with dysarthria are demonstrated in detail. The forms of dysarthria in cerebral palsy and the degree of their severity are outlined. The main criteria for the differential diagnosis of speech-motor disorders in children with dysarthria are described. A system of requirements for the use of modern diagnostic methods and techniques in accordance with the data of the International Classification of Functioning, Disabilities and Health (ICF) is presented. The scientific concepts of clinical, neuropsychological and logopedic analysis are generalized for carrying out a system of complex assessment of speech and movement disorders in children with dysarthria and cerebral palsy. The method of studying speech-motor disorders in children with dysarthria is described in detail. An evaluation scale has been developed for studying the functioning of the cranial nerves, which are closely related to the kinesthetic, proprioceptive, and taste sensitivity of the organs of the peripheral articulatory apparatus.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИЗАРТРИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ»

дистанционное обучение сегодня необходимо вводить только в случае крайней необходимости и при условии, что вы не можете выбрать традиционный вариант обучений. На основании проведенного опроса, считаем, что дистанционная форма обучения применима в качестве недолгой альтернативы, но полная замена традиционного обучение на сегодняшний день не является панацеей и пока требует изучения и доработки.

Также не следует забывать и о необходимости внесения определенных корректировок в рабочие программы и учебные планы в части форм обучения и технических средств обучения. Все это повлечет за собой дополнительную трату времени для преподавателей. Кроме того, следует учитывать физические возможности длительного нахождения перед компьютером как учащихся, так и преподавателей, что также может стать одним из минусов описываемого вида обучения.

Остается надеяться, что работа в форме дистанционного обучения станет дополнительным опытом и мотивацией к повышению уровня знаний студентов, а отмеченные недостатки, указанные учащимися, не станут причиной отказа от желания получения полезных знаний, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Кроме того, необходимо отметить, что конкретизация связей между содержанием изучаемого иноязычного материала и специальных предметов закладывает огромный потенциал для создания внутренней мотивации студентов, что говорит о необходимости интеграции предметов в курсе обучения.

Литература:

1. Дьяченко, Л.И. Внедрение инновационных технологий в процесс образования (на примере высшей школы) / Л.И. Дьяченко // Педагогические проблемы в образовании: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 20-22.

2. Ильина, М.С. Применение информационных технологий на занятиях английского языка как средство активизации познавательной деятельности студентов высших учебных заведений / М.С. Ильина, И.А. Щербакова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 3 томах. -2020. - С. 70-76.

3. Перспективы развития дистанционного обучения / Г.Г. Блоховцова, Т.Л. Маликова, А.А. Симоненко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 118-3. - С. 89-92.

4. Проблемы и результаты вынужденного перехода на дистанционное обучение студентов и преподавателей (Институт математики и информатики МПГУ) / Каракозов С.Д., Ковалев Е.Е., Маняхина В.Г. [и др.] // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 1. Часть 1. - С. 11-23.

5. Российская Федерация. Приказ. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: Приказ № 397: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 14 марта 2020 г.].

6. Российская Федерация. Приказ. О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: Приказ № 398: [Принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г.].

7. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин, Т.Б. Алишев // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - №10. - С. 101-112.

Педагогика

УДК 376.1 (082)

ассистент кафедры логопедии Гарёва Татьяна Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет (г. г. Мытищи)

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИЗАРТРИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ

ПАРАЛИЧАМИ

Аннотация. В тексте статьи представлены современные научные данные исследования вербальных и невербальных нарушений у детей с дизартрией. Подробно продемонстрированы особенности созависимости и сопряженности речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Изложены формы дизартрии при церебральных параличах и степени их выраженности. Описаны основные критерии дифференциальной диагностики речедвигательных расстройств у детей с дизартрий. Представлена система требований к применению современных диагностических методов и приемов в соответствии с данными Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Обобщены научные концепции клинического, нейропсихологического и логопедического анализа для проведения системы комплексного оценивания речевых и двигательных расстройств у детей с дизартрией при детских церебральных параличах. Подробно изложена методика изучения речедвигательных расстройств у детей с дизартрией. Разработана оценочная шкала исследований функционирования черепно-мозговых нервов, тесно связанных с кинестетической, проприоцептивной, вкусовой чувствительностью органов периферического артикуляционного аппарата.

Ключевые слова: дизартрия, клинический анализ, степень тяжести нарушений, уровни коморбидности, Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, клинический, нейропсихологический и логопедический анализ, комплексная система оценивания.

Annotation. The text of the article presents modern scientific data on the study of verbal and non-verbal disorders in children with dysarthria. The features of co-dependence and conjugation of speech-language and motor disorders in children with dysarthria are demonstrated in detail. The forms of dysarthria in cerebral palsy and the degree of their severity are outlined. The main criteria for the differential diagnosis of speech-motor disorders in children with dysarthria are described. A system of requirements for the use of modern diagnostic methods and techniques in accordance with the data of the International Classification of Functioning, Disabilities and Health (ICF) is presented. The scientific concepts of clinical, neuropsychological and logopedic analysis are generalized for carrying out a system of complex assessment of speech and movement disorders in children with dysarthria and cerebral palsy. The method of studying speech-motor disorders in children with dysarthria is described in detail. An evaluation scale has been developed for studying the functioning of the cranial nerves, which are closely related to the kinesthetic, proprioceptive, and taste sensitivity of the organs of the peripheral articulatory apparatus.

Key words: dysarthria, clinical analysis, severity of disorders, levels of comorbidity, International Classification of Functioning, disability and health, clinical, neuropsychological and speech therapy analysis, integrated assessment system.

Введение. Дизартрии - наиболее распространенное нарушение произносительной стороны речи, характеризующееся нарушениями фонетической окраски продуцируемого речевого высказывания, темпа, ритма речи, интонации и просодики, возникающие вследствие влияния неблагоприятных факторов на мозг в различные периоды эмбриогенеза и онтогенеза. Наиболее часто дизартрия возникает при патологии V пары черепно-мозгового нерва (ЧМН) тройничного нерва, VII пара ЧМН - лицевого нерва, XI пара ЧМН - добавочного нерва, XII пара ЧМН - подъязычного нерва, IX пара ЧМН -языкоглоточного нерва, X пара ЧМН - блуждающего нерва, импульсы которых не проводят иннервацию в соответствующие органы периферического артикуляционного аппарата.

В отечественных и зарубежных научных исследованиях по логопедии, неврологии дизартрии имеют различную форму и степень выраженности в зависимости от воздействия индивидуальных (возраста, времени возникновения нарушения, локализации очага нарушений в центральной нервной системе) и персонифицированных (особенности сформированности различных компонентов речеязыковой системы, специфики нарушений основного диагноза и т.д.).

Изложение основного материала статьи. В отечественной логопедии приняты классификация дизартрий при детском церебральном параличе (И.И. Панченко, Л.Е. Щербакова) и классификация дизартрий на основе локализации нарушений в различных отделах головного мозга (О.В. Правдина, Е.Н. Винарская). В зависимости от степени выраженности дизартрических проявлений выделяют дизартрию легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой степеней выраженности (О.Г. Приходько). Каждая форма дизартрии и степень ее выраженности имеет различные проявления коммуникативных трудностей и особенностей нарушений двигательных навыков, неречевых высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения).

При церебральных параличах выделяют восемь форм дизартрий: спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую, спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактико-гиперкинетическую, атактико-гиперкинетическую [6]. В зависимости от локализации очага поражения представлены бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая дизартрии [4]. Каждая форма дизартрии имеет свою специфику проявлений вербальных и невербальных расстройств, выраженных в различных степенях тяжести от легкой до тяжелой. Традиционно в логопедии выделяют три степени тяжести: легкую степень выраженности, умеренную степень выраженности и тяжелую степень выраженности, именуемую анартрией [7]. При различных формах дизартрий наблюдаются вариативные проявлений нарушений функционирования мышц периферического артикуляционного аппарата.

Дифференциальная диагностика дизартрий сложна и представляет собой актуальное поле научного исследования посредством как традиционных, так и современных информационно-технологических средств, значимых для уточнения структуры нарушений, выявления наличия и специфики корреляционных связей и разработки эффективных персонифицированных программ логопедической работы. В связи с этим было спланировано и проведено комплексное экспериментальное исследование дизартрий. Экспериментальное изучение проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Московский городской центр реабилитации. В исследование приняли участие пациенты с различными формами церебральных параличей (спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастический тетрапарез, атонически-астатическая форма церебральных параличей).

Методика изучения дизартрий осуществлялась на основе углубленного клинического анализа вербальных и невербальных расстройств. Изучение речевой и двигательной симптоматики у лиц с церебральными параличами состояла из традиционной схемы логопедического и нейропсихологического обследования, достаточно хорошо разработанной в отечественной логопедии и ее смежных отраслях (нейропсихологии, неврологии) [1, 6, 8]. Программа обследования речи включала исследование звукопроизношения, слоговой структуры слова, интонации, просодики, фонематического слуха, лексики, грамматики и связной речи. Помимо этого, отдельно оценивалось понимание обращенной речи атрибутивных, предложных и сравнительных конструкций, понимание грамматической нормативности. Данный раздел исследовательской программы был обусловлен наличием вариативных двигательных расстройств в функционировании мышц верхних и нижних конечностей, оказывающих неблагоприятное воздействие на кинестетическую организацию двигательного акта и контроль движений, кое тесно связано и с состоянием восприятия, понимания чужой речи.

Методическое обеспечение (разработка и подбор лингводидактического инструментария) по каждому направлению логопедического обследования было систематизировано на основе индивидуальных особенностей испытуемых (возраста, учета диагнозов медицинских специалистов (невролога, офтальмолога и оториноларинголога) и клинического психолога.

Программа логопедического обследования была существенно расширена за счет применения реабилитационной шкалы оценивания дизартрии, включающей специально разработанную оценочную систему, соотносимую с выделенными степенями тяжести нарушений организма по МКФ (по 5-бальной шкале от 0 до 4 баллов), где 0 - отсутствие нарушений; 1 - незначительные, легкие расстройства исследуемых функций, 2 - умеренные нарушения, 3 - тяжелые нарушения, 4 -полное выпадение функции. Данная градация оценивания функционирования черепно-мозговых нервов явилась основой для выделения и комплексного доказательства степеней тяжести различных форм дизартрий при церебральных параличах. Так, при интерпретации использования тестовых шкал от 0 до 5 баллов - речь оценивалась как норма, от 6 до 19 баллов -дизартрия легкой степени выраженности, от 20 до 39 баллов - дизартрия умеренной степени выраженности, от 40 до 56 баллов - дизартрия тяжелой степени выраженности, от 57 до 76 баллов - анартрия. Математико-статистический анализ был дополнен описательным анализом по каждой форме и степени тяжести дизартрий.

Методика оценивания дизартрии была представлена отдельными блоками исследования черепно-мозговых нервов (ЧМН):

V пара ЧМН - исследование функционирования тройничного нерва:

VII пара ЧМН - исследование лицевого нерва;

XI пара ЧМН - исследование добавочного нерва;

XII пара ЧМН - исследование подъязычного нерва;

IX пара ЧМН - исследование языкоглоточного нерва;

X пара ЧМН - исследование блуждающего нерва.

1. Методика исследования функционирования тройничного нерва.

Диагностическая проба № 1.1 исследование функционирования тройничного нерва, включающая оценивание движений нижней челюсти.

Цель: определение особенностей движений мышц нижней челюсти.

Условия проведения: логопед предлагает выполнить заданные движения нижней челюстью (вниз и в исходное положение, вправо и влево). Оценивается объем движений нижней челюсти по 5-бальной шкале.

Диагностическая проба № 1.2 исследование функционирования тройничного нерва, включающая оценивание чувствительности лицевых мышц.

Цель: определение чувствительности лицевых мышц.

Условия проведения: логопед определяет особенности чувствительности лицевых мышц посредством покалывания игольчатым зондом.

2. Методика исследования функционирования лицевого нерва.

Диагностическая проба № 2.1 исследование функционирования лицевого нерва, включающая оценивание симметричности лицевых мышц.

Цель: определение симметричности мышц лица.

Условия проведения: логопед определяет симметричность лицевых мышц глазных щелей, носогубных и лобных складок, наличие или отсутствие тиков, фибриллярных подергиваний лицевых мышц при увеличении функциональной нагрузки путем нахмуривание бровей, наморщивание лба, плотного смыкания глаз.

Диагностическая проба № 2.2 исследование функционирования лицевого нерва, включающая оценивание движений круговой мышцы рта.

Цель: определение кинестетической организации функционирования мышц ротовой полости.

Условия проведения: логопед просит испытуемого выполнить ряд двигательных действий при отсутствии визуального контроля: расположить углы рта в покое, оскалить зубы, надуть щеки, вытянуть губы вперед. При выполнении движений респонденту следует рассказать об особенностях положения мышц ротовой полости при каждом новом выполненном двигательном действии.

Диагностическая проба № 2.3 исследование функционирования лицевого нерва, включающая оценивание чувствительности языка и мягкого неба передние 2/3 языка (сладкое и соленое).

Цель: определение вкусовой чувствительности передних 2/3 мышц языка и мягкого неба.

Условия проведения: логопед дотрагивается шпателем до мягкого неба с двух сторон. Для определения особенностей вкусовой чувствительности мышц языка дотрагивается ватными палочками или капает на среднюю часть языка раствором соленой и на кончик языка сладкую жидкость.

3.Методика исследования функционирования добавочного и подъязычного нервов.

Диагностическая проба №3.1 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание положения языка вправо/влево.

Цель: определение особенностей кинестетического анализа положения мышц языка.

Условия проведения: логопед просит больного высунуть язык и зафиксировать имеющиеся в нем отклонения вправо/влево.

Диагностическая проба № 3.2 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание тонуса мышц языка.

Цель: определение особенностей мышечного тонуса и наличие патологических отклонений языка.

Условия проведения: логопед просит больного высунуть язык и его под счет. В процессе удержания мышц языка логопед фиксирует имеющиеся отклонения при удержании заданной двигательной позы.

Диагностическая проба № 3.3 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание движений языка.

Цель: определение особенностей выполнения заданных двигательных проб.

Условия проведения: логопед больного выполнять ряд динамических проб: высунуть язык и убрать его в ротовую полость; поднять вверх и опустить вниз; повернуть вправо / влево.

Диагностическая проба № 3.4 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание мышечной силы языка.

Цель: определение особенностей мышечной силы языка.

Условия проведения: логопед больного высунуть язык и обращает внимание на мышечную силу языка (норма, снижение, отсутствует), его внешний вид (наличие атрофии, тремора).

Диагностическая проба № 3.5 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание точности движений языка.

Цель: определение особенностей точности движений языка.

Условия проведения: логопед больного высунуть язык и обращает внимание на точность движений языка при выполнении движений.

Диагностическая проба № 3.5 исследование функционирования добавочного и подъязычного нервов, включающая оценивание переключаемости движений языка.

Цель: определение особенностей переключаемости движений языка.

Условия проведения: логопед просит больного высунуть язык и обращает внимание на переключаемость движений языка при выполнении заданных проб (вверх/вниз, вправо/влево).

4.Методика исследования функционирования языкоглоточного и блуждающего нервов.

Диагностическая проба № 4.1 исследование функционирования языкоглоточного и блуждающего нервов, включающая оценивание мягкого неба.

Цель: определение особенностей подвижности мышц мягкого неба.

Условия проведения: логопед просит больного широко открыть рот и удержать заданное положение, затем на выдохе протянуть гласный [А]. При выполнении пробы логопед обращает внимание на симметричность и особенности тонуса обеих половин мягкого неба.

Диагностическая проба № 4.2 исследование функционирования языкоглоточного и блуждающего нервов, включающая оценивание язычка Uvula.

Цель: определение особенностей удержания/отклонения язычка Uvula.

Условия проведения: логопед просит больного широко открыть рот и удержать заданное положение, возможные отклонения в стороны язычка Uvula.

Диагностическая проба № 4.3 исследование функционирования языкоглоточного и блуждающего нервов, включающая оценивание общей и вкусовой чувствительности задней трети языка, глотки, гортани, надгортанника, корня языка.

Цель: определение особенностей вкусовой чувствительности задней трети языка, глотки, гортани, надгортанника, корня языка.

Условия проведения: логопед дотрагивается ватной палочкой, смоченной в горьком растворе до задней части языка, глотки, гортани и просит больного определить вкусовую чувствительность.

Диагностическая проба № 4.4 исследование функционирования языкоглоточного и блуждающего нервов, включающая оценивание голоса, темпо-ритмической и интонационно-мелодической окраски речи, фонетического оформления речевого высказывания.

Цель: определение особенностей окраски голоса, темпа, ритма речи, интонации и звукопроизношения.

Условия проведения: логопед проводит данную диагностическую пробу на материале, представленном в предыдущем блоке раздела логопедическое обследование. Каждый параметр диагностической пробы 4.4 оценивается по отдельности по 5-бальной шкале.

Выводы. Применение стандартизированных оценочных шкал позволяют существенно расширить научно-теоретические сведения о патогенезе и механизмах различных форм дизартрий и определить степень тяжести вербальных и невербальных расстройств, особенности их сопряженности для проектирования и организации комплексных персонифицированных программ коррекционно-развивающего воздействия.

Литература:

1. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе / Г.В. Бабина. - М.: Вопросы логопедии, 1978. - 62 с.

2. Белякова, Л.И. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Владос, 2009. - 286 с.

3. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. - 141 с.

4. Гарёва, Т.А. Исследование особенностей вариабельности речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией / Т.А. Гарёва // Science for Education Today. - 2021. - Том 11, №6. - С. 31-45.

5. Панченко, И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: диссертация. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Панченко Инна Ивановна. - М., 1974. - 251 с.

6. Приходько, О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 49-54.

7. Филичева, Т.Б., Состояние речеязыковых процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва // Дефектология. - 2017. - № 5. - С. 12-18.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук Гордеева Екатерина Николаевна

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Руза)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУВОРОВЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения личностных ценностей современных подростков (на примере воспитанников суворовского училища и обучающихся в старших классах общеобразовательной школы) в условиях цифровой трансформации общества. Цель исследования - выявить сходства и различия ценностных ориентаций. Методология исследования основана на системном подходе к изучению личности, аксиологическом подходе к образованию личности, анализе научной литературы. В исследовании участвовали 111 человек (61 воспитанник суворовского училища и 50 учеников 10-11 классов). Исследование особенностей ценностных ориентаций проводилась с использованием методики М. Рокича «Ценностные ориентации», авторской анкеты и бесед с подростками. Для математической обработки результатов исследования использовалась программа работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2021. Исследование показало, что у подростков в условиях цифровой трансформации общества сохранена традиционная шкала ценностей. Однако результаты показывают различие личных ценностей подростков, зависящих от специфики образовательной среды суворовских училищ, и старшеклассников общеобразовательных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, суворовцы, старшеклассники, цифровая трансформация.

Annotation. The article is devoted to the problem of studying the personal values of modern high school students (on the example of pupils of the Suvorov school and students in high school) in the conditions of digital transformation of society.The purpose of the study is to identify similarities and differences in value orientations. The research methodology is based on a systematic approach to the study of personality, an axiological approach to personality education, and an analysis of scientific literature. 111 people participated in the study (61 pupils of the Suvorov school and 50 students of grades 10-11). The study of the features of value orientations was carried out using the method of M. Rokich «Value orientations», the author's questionnaire and conversations with teenagers. For mathematical processing of the research results, the Microsoft Excel 2021 spreadsheet program was used. The study showed that adolescents in the conditions of digital transformation of society have preserved the traditional scale of values. However, the results show a difference in the personal values of adolescents, depending on the specifics of the educational environment of Suvorov schools and general education organizations.

Key words: values, value orientations, suvorov students, high school students, digital transformation.

Введение. Современное российское общество характеризуется значительными трансформациями - политическими, социально-экономическими, информационными, сопровождающимися смещением акцента с нравственных ценностей на материальные, противоречивостью культурных и социальных ценностей, обесцениванием духовности и патриотизма. В таких условиях стремительно изменяющейся среды личность подвержена угрозе ценностной дезориентации. Наиболее подверженным рискам в условиях социальной нестабильности и ценностной неопределенности оказывается подрастающее поколение, которое в силу особенностей подросткового возраста, восприимчивости к воздействию окружающей среды зачастую не в состоянии противостоять объему и содержанию окружающей его информации и объективно оценивать информационную окружающую действительность. Предваряя результаты нашего исследования, выскажем предположения о влиянии некоторых факторов (социальных и профессиональных) на жизненные ценности подростков-старшеклассников и суворовцев, которыми мы руководствовались при интерпретации полученного эмпирического материала.

Изложение основного материала статьи. Научно-технические достижения человечества в сфере компьютерных технологий (Интернет, цифровизация, искусственный интеллект и др.) не привели к гармонии в духовно-гуманистической сфере. Навязываемые российскому человеку чуждые ориентиры и ценности (пересмотр результатов исторических событий, приоритет материального благополучия, сомнительная мораль, вседозволенность в отношениях и т.д.) нарушают духовные и гуманистические принципы (приоритет личности человека, его права на свободу и развитие, реализацию всех способностей). Навязывание западных ценностей в цифровую эпоху проводится с активным использованием всех инструментов электронных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Являясь самым мощным инструментом воздействия на подрастающее поколение, используя такие антигуманные технологии как «треш-стрим» и «хейтинг», инструменты речевой агрессии «троллинг» и «флейминг», Интернет несет в себе определенные риски, являясь источником ложных новостей, инструментом влияния на общественное сознание, негативного воздействия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.