Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
939
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / РЕЧЕЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВАРИАТИВНОСТИ / КОМОРБИДНОСТЬ (СОЗАВИСИМОСТЬ) / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарёва Татьяна Александровна

В статье изложены значимые и востребованные аспекты выявления и преодоления речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Представлен обзор научно-теоретических сведений об изучении этиопатогенеза дизартрии, наличия вариабельности вербальных и невербальных расстройств. Продемонстрированы современные технологии, методы и приемы логопедической работы, направленной на организацию комплексного подхода и разработки персонифицированного подхода при устранении коморбидных расстройств у дошкольников с дизартрией в условиях образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF TEACHING CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article describes the significant and popular aspects of identifying and overcoming speech and language and motor disorders in children with dysarthria. A review of scientific and theoretical information on the study of the etiopathogenesis of dysarthria, the presence of variability in verbal and non-verbal disorders is presented. Modern technologies, methods and techniques of speech therapy work are demonstrated, aimed at organizing an integrated approach and developing a personalized approach for eliminating comorbid disorders in preschoolers with dysarthria in educational institutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

► МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376.1(082) DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30

ББК 74.5

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

MODERN ASPECTS OF TEACHING CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Гарёва Татьяна Александровна

Ассистент кафедры логопедии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» e-mail: [email protected]

Gareva Tatiana A.

Assistant Lecturer at the Department of Logopedics, Moscow Region State University e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье изложены значимые и востребованные аспекты выявления и преодоления речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Представлен обзор научно-теоретических сведений об изучении этиопатогенеза дизартрии, наличия вариабельности вербальных и невербальных расстройств. Продемонстрированы современные технологии, методы и приемы логопедической работы, направленной на организацию комплексного подхода и разработки персонифицированного подхода при устранении коморбидных расстройств у дошкольников с дизартрией в условиях образовательных организаций.

Abstract. The article describes the significant and popular aspects of identifying and overcoming speech and language and motor disorders in children with dysarthria. A review of scientific and theoretical information on the study of the etiopathogenesis of dysarthria, the presence of variability in verbal and non-verbal disorders is presented. Modern technologies, methods and techniques of speech therapy work are demonstrated, aimed at organizing an integrated approach and developing a personalized approach for eliminating comorbid disorders in preschoolers with dysarthria in educational institutions.

Ключевые слова: дизартрия, речеязыковые процессы, двигательные процессы,

Keywords: dysarthria, speech and language processes, motor processes, variability,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Гарёва Т. А., 2022

вариативности, коморбидность (созависимость), персонифицированный подход.

comorbidity (codependency), personalized approach.

Для цитирования: Гарёва Т. А. Современные аспекты обучения детей с дизартрией // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 22-30. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30.

Cite as: Gareva T. A. Modern aspects of teaching children with dysarthria. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 2230. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30.

В отечественных и зарубежных науках комплексное изучение дизартрии является актуальным аспектом междисциплинарного исследования, раскрывающим наиболее значимые проявления вербальных и невербальных расстройств, особенности планирования и реализации эффективных методов преодоления выявленных нарушений у детей дизартрией [1-3]. В современной логопедии остаются востребованными вопросы углубленного изучения этиопатогенеза дизартрии, выявления наличия особенностей сопряженности речевых, языковых и двигательных расстройств, дальнейших разработок наукоемких технологий, способствующих построению логопедического воздействия, направленного на поэтапное формирование нарушенных функций и процессов с учетом потенциальных и вариативных возможностей детей с дизартрией.

Значимыми в науке оказываются также аспекты проектирования и апробации специальных педагогических условий, являющихся неотъемлемой частью организации коррекционно-развивающего воздействия в дошкольных образовательных организациях и отвечающих современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исследование нарушений фонетического оформления речевого высказывания началось во второй половине XIX столетия. Родоначальниками этой научной идеи стали известные в то время врачи, проводившие углубленное клиническое исследование этиопатогенеза дизартрии (Г. Гутцман, А. Кусмауль).

Дизартрия - как отдельное направление в логопедии является поистине междисциплинарной отраслью исследования и свидетельствует о межсистемных связях наук различного профиля (лингвистики, психологии, неврологии, невропатологии). Дизартрии у детей отличались спецификой проявлений от недостатков произношения взрослых и требовали в истории мировой логопедии длительного, целенаправленного изучения, выделения ее форм и особенностей. В настоящее время в современной теории и практики логопедии выделяют и научно обосновывают псевдобульбарную дизартрию легкой степени выраженности как наиболее распространенную форму и степень проявлений детских дизартрий.

В последние годы в логопедии колоссальное значение уделяется изучению языка и речи, их взаимовлияния для дальнейших исследований и проектирования коррекци-онно-педагогической работы в среде современных образовательных организаций.

Изучение недостатков произношения при дизартрии существенно отличались в науке целым комплексом междисциплинарных учений, научных теорий, в том числе

и с применением инструментальных методов, определения корреляции между рече-слуховыми и речедвигательными системами, взаимосвязи речи и движений, диалектическим единством речи и языка (В. И. Бельтюков, Л. В. Белякова, М. М. Кольцова, Т. В. Туманова, К. И. Чуковский, Г. В. Чиркина, Л. В. Щерба).

В зарубежных научных исследованиях данное научное направление представлено также широко при изучении проявлений нарушенного развития у детей с дизартрией. У детей с дизартрией возникает дискоординационная мышечная слабость лицевой и артикуляционной мускулатуры. При данной речевой патологии нарушены следующие компоненты речевой системы: фонетика, фонология, физиологическое и фонационное дыхание, просодика. В основе речевого расстройства находятся нейромышечные расстройства, оказывающие влияние на точность, мышечную координацию речевого аппарата. Выявлена и экспериментально доказана взаимосвязь нарушенных вербальных и невербальных расстройств для организации логопедической работы [4].

Современные исследования в области кинетической апраскии у детей с дизартрией в США были выполнены группой ученых Jodi Kumar, Andrea Gellert [5]. Получены данные о корреляции артикуляционной апраксии различной степени выраженности с дефицитом нейромускульной стимуляции. Данные трудности приводят к ошибкам в распознавании фонем родного языка и просодики. В результате была составлена концепция планирования работы с детской апраксией и моторным планированием. Программа основана на использовании тактильной стимуляции, использовании наиболее значимого, ключевого словаря и формирования фонематических процессов.

Представленные российские и зарубежные научно-теоретические концепции и послужили основной идеей гипотетических предположений исследования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, представленного в тексте статьи.

По результатам изучения междисциплинарных научных источников в общей и специальной литературе был выделен и экспериментально обоснован ряд значимых для современной теории и практики логопедии проблем:

• необходимости углубленного исследования симптоматики вариативных вербальных и невербальных расстройств посредством применения экспериментально значимых методов и приемов изучения, в том числе и математико-статистиче-ских и технологий, функционирующих на основе биологической обратной связи, предоставляющих принципиально значимые научные данные, раскрывающие специфику изучаемого расстройства речи - дизартрии;

• проектирование и расширение методологического и методического инструментария для организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими дизартрию легкой степени выраженности.

В соответствии с выявленными потребностями современной теории и практики логопедии было спланировано и реализовано экспериментальное исследование речеязы-ковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Исследование проводилось в течение 14 лет (в период с 2006 по 2020) на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы. В состав экспериментальной группы вошло 450 детей 6-7 лет с изучаемым речевым расстройством речи - дизартрией. Помимо

изучаемого речевого расстройства у дошкольников были выявлены другие речеязыковые расстройства (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи).

Для проведения сравнительного анализа была скомплектована сопоставительная группа. В ее число вошло аналогичное количество воспитанников, не имеющих каких-либо нарушений психофизического развития. Целью исследования явилось изучение особенностей речеязыковых и двигательных процессов и выявление наличия их соза-висимостей в рамках проведенного исследования.

Программа изучения была модифицирована на основании анализа традиционных логопедических приемов, накопленных в отечественной логопедии: Л. И. Беляковой, Е. Н. Винарской, Г. В. Гуровец, Л. А. Даниловой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, О. Г. Приходько, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой. В программе представлены разнообразные игровые приемы обследования и возможности гибкой смены лингводи-дактического материала, количества диагностических заданий в зависимости от проведения хода обследования.

Выполнение части диагностических заданий сопровождалось аудиозаписью исследования. Повторное или пролонгированное прослушивание чужой и собственной речи в процессе выполнения заданий позволило комплексно подойти к пониманию механизмов речеязыкового развития детей с дизартрией, правильно и точно квалифицировать структуру нарушений и выбирать оптимальные направления коррекционно-раз-вивающего воздействия.

Инновационным компонентом исследования двигательных возможностей детей стало применение современных компьютерно-аппаратных решений - Пабло Систем, позволяющий изучить особенности силы и объема движений во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Помимо этого, изучение двигательных процессов проводилось посредством ряда диагностических проб, достаточно известных в логопедии и смежных с ней научных отраслях (нейропсихологии, неврологии), - изучение кинестетического и кинетического анализа выполнения движений в различных экспериментальных условиях (визуально, тактильно, в логически усложненных ситуациях).

В процессе реализации эмпирической части проведенного исследования были применены традиционные для современной теории и практики логопедии методы: теоретические, организационные, эмпирические, методы количественно-качественного анализа и т. д. Анализ исследования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией проводился посредством статистического анализа результатов, полученных в экспериментальной группе. Выявление уровней коморбидности осуществлялось по общепринятым методам, разработанных в отечественной и зарубежной медицине: системе CIRS (Cumulative illness Rating Scale) и по индексу Kaplan-Feinstein.

Данные методы наиболее точно позволяют определить ведущие симптомы нарушений, наличие или отсутствие, степень выраженности корреляционных связей между исследуемыми параметрами речевых, языковых и двигательных процессов, получить статистическую совокупность по уровням коморбидности. В результате проведенного исследования были выявлены и описаны уровни коморбидности (созависимости) речевых, языковых и двигательных процессов на основе проведенных показателей исследования.

Полученные результаты исследования позволили наиболее точно определить состояние сформированности обозначенных процессов, разработать принципиально новые приемы к формированию выявленных расстройств с учетом полученных экспериментальных данных детей с дизартрией, профилактике вторичных нарушений и определить динамику коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты ранжирования экспериментально-статистических показателей представлены в виде итоговых уровней коморбидности (созависимости): микро-, мезо- и макрокоморбидности. Вариативность сочетаемости исследуемых процессов имела разную степень выраженности - (коморбидность): уровень макрокоморбидности характеризуется незначительными, легкими двигательными нарушениями двигательных процессов в сочетании с отдельными нарушениями речевых (фонетическое оформление речевого высказывания) и языковых процессов (фонологических, лексических); уровень мезокоморбидности затрагивает стойкие, нарушения речи (фонетики) и интонационного оформления речевого высказывания в сочетании с отдельными языковыми трудностями, касающимися преимущественно фонологических процессов в сочетании с недостаточностью навыков морфологического и синтаксического оформления речевого высказывания.

В структуре данного нарушения прослеживается взаимосвязь речевых и языковых (преимущественно фонологических) процессов с нестойкими нарушениями двигательных процессов (кистевого и артикуляционного праксиса); уровень микрокоморбидно-сти свидетельствует о наличии системных нарушений всех компонентов речи и языка в сочетании с двигательными трудностями, проявляющимися в результате проведения программы констатирующего эксперимента. Результаты констатирующей части экспериментального исследования стали ключевыми методическими выводами для проектирования и реализации логопедической работы по формированию речеязыковых процессов у детей с дизартрией.

Важнейшим аспектом организации педагогической модели формирования речея-зыковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии явилась разработка специальных педагогических условий, которые включали в себя: междисциплинарный анализ научно-теоретических источников по проблеме исследования, разработку лингводидактического и двигательного инструментария, применение современных информационно-технологических и компьютерно-аппаратных средств, разработку персонифицированных приемов логопедической работы.

Методологической основой педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных процессов стали принципы и методы, достаточно хорошо изложенные в педагогике, в том числе и в коррекционной педагогике, и дополнены принципиально новым содержанием, полученным в результате проведенного подробного экспериментального изучения.

Научно-теоретическое содержание педагогической модели основывалось на разработке уровневой организации планирования логопедической работы, выявленной в результате реализации расширенной экспериментальной программы изучения, анализа ее результатов и уточнения структуры выбранного нами речевого нарушения - дизартрии.

В педагогической модели были специально разработаны педагогические условия, этапы, методы и приемы эффективного формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Основополагающим моментом явилось применение современных компьютерно-аппаратных и информационно-технологических средств реализации устранения вербальных и невербальных расстройств, необходимых для организации комплексного подхода, оказывающего колоссальное воздействие на все компоненты речеязыковых и двигательных процессов, способствующие профилактике возникновения вторичных нарушений, персонификации при подборе специального лингводидактического материала, игровых модулей, интерактивных программ и методических приемов логопедической работы.

Педагогическая модель формирования речеязыковых и двигательных процессов состояла из ряда логически взаимосвязанных блоков логопедической работы: диагностического, аналитического и содержательно-организационного. В разделе диагностического блока представлена программа исследования речеязыковых и двигательных процессов.

В аналитическом блоке представлен качественный обзор изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, корреляционный и кластерный анализ исследования вербальных и невербальных расстройств. Определены и математически доказаны уровни коморбидности изучаемых параметров (микро-, мезо- и макрокомор-бидности).

В содержательно-организационный блок вошли: принципы, методы, приемы и содержание логопедической работы. Организация логопедической работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией опиралась на общие и частные методические принципы, разработанные в отечественной педагогике, в том числе и коррекционной педагогике. Данные принципы были дополнены результатами экспериментального изучения детей с дизартрией.

Логопедическая работа состояла из трех взаимосвязанных этапов: подготовительного, основного и обобщающего. В процессе логопедической работы с детьми экспериментальной группы планировались и реализовывались общие и специальные направления коррекционно-развивающего воздействия. Общие направления логопедической работы предполагали подбор методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, направленные на устранение нарушений, выявленных у всех детей дошкольного возраста с дизартрией. Специальные направления выделены на основе сопоставительного анализа экспериментальных данных детей с дизартрией, имеющих специфические трудности.

На подготовительном этапе логопедической работы в рамках реализации общих направлений были выделены и поставлены следующие задачи: 1) устранение нарушений в мускулатуре периферического артикуляционного аппарата; 2) отработка кинестетической и кинетической организации движений мышц периферического артикуляционного аппарата.

В рамках реализации специальных направлений логопедической работы на подготовительном этапе направления были дифференцированно сформулированы

следующие задачи, относящиеся к выявленным на этапе экспериментального исследования особенностям детей ЭГ:

• для детей, имеющих уровень микрокоморбидности: совершенствование навыков самоконтроля за изменениями силы и объема движений в плечевом суставе, предплечье и дистальных отделов руки;

• для детей, имеющих уровень мезокоморбидности: стимуляция кинестетической и кинетической организации движений в плечевом суставе, предплечье и дистальных отделов руки; подготовка к восприятию фонем родного языка;

• для детей, имеющих уровень макрокоморбидности: отработка движений плечевого сустава, предплечья и дистальных отделов руки; подготовка к усвоению всех компонентов речеязыковой системы.

В рамках реализации основного направления логопедической работы были выделены следующие задачи: отработка артикуляционных позиций нарушенных в произношении звуков (постановка звуков); закрепление условно-рефлекторных речедвигательных кинестезий на специально подобранном лингводидактическом материале (автоматизация звуков); формирование интонационной окраски речи на специально подобранном лингводидактическом материале. В рамках реализации специальных направлений на основном этапе было выделено формирование языковых навыков и обобщений.

В соответствии с выявленными особенностями нарушений фонологических, лексических, морфологических, синтаксических и навыков связной (монологической) речи дошкольников ЭГ были поставлены следующие задачи:

• для детей, имеющих уровень мезокоморбидности: формирование слоговой структуры слова; формирование навыков выделения и идентификации фонем родного языка;

• для детей, имеющих уровень макрокоморбидности: уточнение и расширение лексической системности слов; формирование морфологических процессов (навыков словоизменения и словообразования); формирование синтаксического оформления фразы; формирование связной (монологической) речи.

На обобщающем этапе логопедической работы осуществлялось закрепление отработанных речеязыковых и двигательных навыков в процессе выполнения различных видов деятельности. Комплексный подход к выявлению и преодолению речеязыковых расстройств у детей с дизартрией предполагал участие в логопедической работе логопеда, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Оценочный блок включает данные о результатах проведенного эксперимента (до и после реализации педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией).

Выводы. Материалы вышеизложенного исследования явились важнейшими методическими достижениями для современной теории логопедии, которые расширяют границы мировых научных инноваций, практик изучения и методов эффективного устранения речеязыковых расстройств у детей с дизартрией.

Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП // Междисциплинарный подход к сопровождению семей детей с церебральным параличом в системе образования: материалы городской межрегиональной науч.-практ. конф. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. С. 9-14.

2. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. СПб.: Изд.-во ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 143 с.

3. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-81.

4. Njiokiktjien Ch. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment. Amsterdam: Suyi Publications, 2020. 288 p.

5. Maassen B., van Haaften L., Diepeveen S. et al. CAI: A Computer Articulation Instrument for the Assessment of Speech Disorders in Children // Advancing Research and Clinical Practice Programme and Abstract Book. 30th World Congress of the I.A.L.P. 21-25 Aug. 2016, Dublin, Ireland.

6. Абелева И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. М.: Парадигма, 2012. 288 с.

7. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. С. 369-432.

8. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Дизартрия. М.: Владос, 2009. 286 с.

9. Визель Т. Г. Закономерности приобретения речевых функций // Школьный логопед. 2016. № 2 (58). С. 41-50.

10. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. 141 с.

11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

12. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Союз, 2003. С. 37-64.

13. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с.

14. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. 336 с.

15. Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. 440 с.

References

1. Arkhipova E. F. Zdorovyesberegayushchie tekhnologii v rabote s detmi s DTsP. In: Mezhdistsiplinarnyy podkhod k soprovozhdeniyu semey detey s tserebralnym paralichom v sisteme obrazovaniya. In: Proceedings of the city irregional scientific-practical conference. Moscow: GBOU VPO MGPU, 2014. Pp. 9-14.

2. Lopatina L. V., Pozdnyakova L. A. Logopedicheskaya rabota po razvitiyu intonatsionnoy vyrazitelnosti rechi doshkolnikov s rechevymi narusheniyami. St. Petersburg: Izd.-vo TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2010. 143 p.

3. Prikhodko O. G. Dizartricheskie narusheniya rechi u detey rannego i doshkolnogo vozrasta. Spetsialnoe obrazovanie. 2010, No. 2, pp. 68-81.

4. Njiokiktjien Ch. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment. Amsterdam: Suyi Publications, 2020. 288 p.

5. Maassen B., van Haaften L., Diepeveen S. et al. CAI: A Computer Articulation Instrument for the Assessment of Speech Disorders in Children. In: Advancing Research and Clinical Practice Programme and Abstract Book. 30th World Congress of the I.A.L.P. 21-25 Aug. 2016, Dublin, Ireland.

6. Abeleva I. Yu. Mekhanizmy kommunikativnoy rechi. Mocow: Paradigma, 2012. 288 p.

7. Bezrukikh M. M., Farber D. A. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoy fiziologii. Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2010. Pp. 369-432.

8. Belyakova L. I., Voloskova N. N. Dizartriya. Moscow: Vlados, 2009. 286 p.

9. Vizel T. G. Zakonomernosti priobreteniya rechevykh funktsiy. Shkolnyy logoped. 2016, No. 2 (58), pp. 41-50.

10. Vinarskaya E. N. Dizartriya. Moscow: AST: ASTREL, 2005. 141 p.

11. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech. Moscow: Labirint, 1999. 352 p.

12. Lalaeva R. I., Venediktova L. V. Diagnostika i korrektsiya narusheniy chteniya i pisma u mladshikh shkolnikov. St. Petersburg: Soyuz, 2003. Pp. 37-64.

13. Lubovskiy V. I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki detey. Moscow: Pedagogika, 1989. 104 p.

14. Luriya A. R. Yazyk i soznanie. Moscow: MGU, 1998. 336 p.

15. Machinskaya R. I., Farber D. A. Mozgovye mekhanizmy formirovaniya poznavatelnoy deyatelnosti vpredshkolnom i mladshem shkolnom vozraste. Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2014. 440 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 07.11.2021 The article was received on 07.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.