► МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376.1(082) DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30
ББК 74.5
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
MODERN ASPECTS OF TEACHING CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Гарёва Татьяна Александровна
Ассистент кафедры логопедии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» e-mail: [email protected]
Gareva Tatiana A.
Assistant Lecturer at the Department of Logopedics, Moscow Region State University e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье изложены значимые и востребованные аспекты выявления и преодоления речеязыковых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Представлен обзор научно-теоретических сведений об изучении этиопатогенеза дизартрии, наличия вариабельности вербальных и невербальных расстройств. Продемонстрированы современные технологии, методы и приемы логопедической работы, направленной на организацию комплексного подхода и разработки персонифицированного подхода при устранении коморбидных расстройств у дошкольников с дизартрией в условиях образовательных организаций.
Abstract. The article describes the significant and popular aspects of identifying and overcoming speech and language and motor disorders in children with dysarthria. A review of scientific and theoretical information on the study of the etiopathogenesis of dysarthria, the presence of variability in verbal and non-verbal disorders is presented. Modern technologies, methods and techniques of speech therapy work are demonstrated, aimed at organizing an integrated approach and developing a personalized approach for eliminating comorbid disorders in preschoolers with dysarthria in educational institutions.
Ключевые слова: дизартрия, речеязыковые процессы, двигательные процессы,
Keywords: dysarthria, speech and language processes, motor processes, variability,
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Гарёва Т. А., 2022
вариативности, коморбидность (созависимость), персонифицированный подход.
comorbidity (codependency), personalized approach.
Для цитирования: Гарёва Т. А. Современные аспекты обучения детей с дизартрией // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 22-30. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30.
Cite as: Gareva T. A. Modern aspects of teaching children with dysarthria. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 2230. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-22-30.
В отечественных и зарубежных науках комплексное изучение дизартрии является актуальным аспектом междисциплинарного исследования, раскрывающим наиболее значимые проявления вербальных и невербальных расстройств, особенности планирования и реализации эффективных методов преодоления выявленных нарушений у детей дизартрией [1-3]. В современной логопедии остаются востребованными вопросы углубленного изучения этиопатогенеза дизартрии, выявления наличия особенностей сопряженности речевых, языковых и двигательных расстройств, дальнейших разработок наукоемких технологий, способствующих построению логопедического воздействия, направленного на поэтапное формирование нарушенных функций и процессов с учетом потенциальных и вариативных возможностей детей с дизартрией.
Значимыми в науке оказываются также аспекты проектирования и апробации специальных педагогических условий, являющихся неотъемлемой частью организации коррекционно-развивающего воздействия в дошкольных образовательных организациях и отвечающих современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исследование нарушений фонетического оформления речевого высказывания началось во второй половине XIX столетия. Родоначальниками этой научной идеи стали известные в то время врачи, проводившие углубленное клиническое исследование этиопатогенеза дизартрии (Г. Гутцман, А. Кусмауль).
Дизартрия - как отдельное направление в логопедии является поистине междисциплинарной отраслью исследования и свидетельствует о межсистемных связях наук различного профиля (лингвистики, психологии, неврологии, невропатологии). Дизартрии у детей отличались спецификой проявлений от недостатков произношения взрослых и требовали в истории мировой логопедии длительного, целенаправленного изучения, выделения ее форм и особенностей. В настоящее время в современной теории и практики логопедии выделяют и научно обосновывают псевдобульбарную дизартрию легкой степени выраженности как наиболее распространенную форму и степень проявлений детских дизартрий.
В последние годы в логопедии колоссальное значение уделяется изучению языка и речи, их взаимовлияния для дальнейших исследований и проектирования коррекци-онно-педагогической работы в среде современных образовательных организаций.
Изучение недостатков произношения при дизартрии существенно отличались в науке целым комплексом междисциплинарных учений, научных теорий, в том числе
и с применением инструментальных методов, определения корреляции между рече-слуховыми и речедвигательными системами, взаимосвязи речи и движений, диалектическим единством речи и языка (В. И. Бельтюков, Л. В. Белякова, М. М. Кольцова, Т. В. Туманова, К. И. Чуковский, Г. В. Чиркина, Л. В. Щерба).
В зарубежных научных исследованиях данное научное направление представлено также широко при изучении проявлений нарушенного развития у детей с дизартрией. У детей с дизартрией возникает дискоординационная мышечная слабость лицевой и артикуляционной мускулатуры. При данной речевой патологии нарушены следующие компоненты речевой системы: фонетика, фонология, физиологическое и фонационное дыхание, просодика. В основе речевого расстройства находятся нейромышечные расстройства, оказывающие влияние на точность, мышечную координацию речевого аппарата. Выявлена и экспериментально доказана взаимосвязь нарушенных вербальных и невербальных расстройств для организации логопедической работы [4].
Современные исследования в области кинетической апраскии у детей с дизартрией в США были выполнены группой ученых Jodi Kumar, Andrea Gellert [5]. Получены данные о корреляции артикуляционной апраксии различной степени выраженности с дефицитом нейромускульной стимуляции. Данные трудности приводят к ошибкам в распознавании фонем родного языка и просодики. В результате была составлена концепция планирования работы с детской апраксией и моторным планированием. Программа основана на использовании тактильной стимуляции, использовании наиболее значимого, ключевого словаря и формирования фонематических процессов.
Представленные российские и зарубежные научно-теоретические концепции и послужили основной идеей гипотетических предположений исследования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, представленного в тексте статьи.
По результатам изучения междисциплинарных научных источников в общей и специальной литературе был выделен и экспериментально обоснован ряд значимых для современной теории и практики логопедии проблем:
• необходимости углубленного исследования симптоматики вариативных вербальных и невербальных расстройств посредством применения экспериментально значимых методов и приемов изучения, в том числе и математико-статистиче-ских и технологий, функционирующих на основе биологической обратной связи, предоставляющих принципиально значимые научные данные, раскрывающие специфику изучаемого расстройства речи - дизартрии;
• проектирование и расширение методологического и методического инструментария для организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими дизартрию легкой степени выраженности.
В соответствии с выявленными потребностями современной теории и практики логопедии было спланировано и реализовано экспериментальное исследование речеязы-ковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Исследование проводилось в течение 14 лет (в период с 2006 по 2020) на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы. В состав экспериментальной группы вошло 450 детей 6-7 лет с изучаемым речевым расстройством речи - дизартрией. Помимо
изучаемого речевого расстройства у дошкольников были выявлены другие речеязыковые расстройства (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи).
Для проведения сравнительного анализа была скомплектована сопоставительная группа. В ее число вошло аналогичное количество воспитанников, не имеющих каких-либо нарушений психофизического развития. Целью исследования явилось изучение особенностей речеязыковых и двигательных процессов и выявление наличия их соза-висимостей в рамках проведенного исследования.
Программа изучения была модифицирована на основании анализа традиционных логопедических приемов, накопленных в отечественной логопедии: Л. И. Беляковой, Е. Н. Винарской, Г. В. Гуровец, Л. А. Даниловой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, О. Г. Приходько, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой. В программе представлены разнообразные игровые приемы обследования и возможности гибкой смены лингводи-дактического материала, количества диагностических заданий в зависимости от проведения хода обследования.
Выполнение части диагностических заданий сопровождалось аудиозаписью исследования. Повторное или пролонгированное прослушивание чужой и собственной речи в процессе выполнения заданий позволило комплексно подойти к пониманию механизмов речеязыкового развития детей с дизартрией, правильно и точно квалифицировать структуру нарушений и выбирать оптимальные направления коррекционно-раз-вивающего воздействия.
Инновационным компонентом исследования двигательных возможностей детей стало применение современных компьютерно-аппаратных решений - Пабло Систем, позволяющий изучить особенности силы и объема движений во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Помимо этого, изучение двигательных процессов проводилось посредством ряда диагностических проб, достаточно известных в логопедии и смежных с ней научных отраслях (нейропсихологии, неврологии), - изучение кинестетического и кинетического анализа выполнения движений в различных экспериментальных условиях (визуально, тактильно, в логически усложненных ситуациях).
В процессе реализации эмпирической части проведенного исследования были применены традиционные для современной теории и практики логопедии методы: теоретические, организационные, эмпирические, методы количественно-качественного анализа и т. д. Анализ исследования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией проводился посредством статистического анализа результатов, полученных в экспериментальной группе. Выявление уровней коморбидности осуществлялось по общепринятым методам, разработанных в отечественной и зарубежной медицине: системе CIRS (Cumulative illness Rating Scale) и по индексу Kaplan-Feinstein.
Данные методы наиболее точно позволяют определить ведущие симптомы нарушений, наличие или отсутствие, степень выраженности корреляционных связей между исследуемыми параметрами речевых, языковых и двигательных процессов, получить статистическую совокупность по уровням коморбидности. В результате проведенного исследования были выявлены и описаны уровни коморбидности (созависимости) речевых, языковых и двигательных процессов на основе проведенных показателей исследования.
Полученные результаты исследования позволили наиболее точно определить состояние сформированности обозначенных процессов, разработать принципиально новые приемы к формированию выявленных расстройств с учетом полученных экспериментальных данных детей с дизартрией, профилактике вторичных нарушений и определить динамику коррекционно-развивающего воздействия.
Результаты ранжирования экспериментально-статистических показателей представлены в виде итоговых уровней коморбидности (созависимости): микро-, мезо- и макрокоморбидности. Вариативность сочетаемости исследуемых процессов имела разную степень выраженности - (коморбидность): уровень макрокоморбидности характеризуется незначительными, легкими двигательными нарушениями двигательных процессов в сочетании с отдельными нарушениями речевых (фонетическое оформление речевого высказывания) и языковых процессов (фонологических, лексических); уровень мезокоморбидности затрагивает стойкие, нарушения речи (фонетики) и интонационного оформления речевого высказывания в сочетании с отдельными языковыми трудностями, касающимися преимущественно фонологических процессов в сочетании с недостаточностью навыков морфологического и синтаксического оформления речевого высказывания.
В структуре данного нарушения прослеживается взаимосвязь речевых и языковых (преимущественно фонологических) процессов с нестойкими нарушениями двигательных процессов (кистевого и артикуляционного праксиса); уровень микрокоморбидно-сти свидетельствует о наличии системных нарушений всех компонентов речи и языка в сочетании с двигательными трудностями, проявляющимися в результате проведения программы констатирующего эксперимента. Результаты констатирующей части экспериментального исследования стали ключевыми методическими выводами для проектирования и реализации логопедической работы по формированию речеязыковых процессов у детей с дизартрией.
Важнейшим аспектом организации педагогической модели формирования речея-зыковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии явилась разработка специальных педагогических условий, которые включали в себя: междисциплинарный анализ научно-теоретических источников по проблеме исследования, разработку лингводидактического и двигательного инструментария, применение современных информационно-технологических и компьютерно-аппаратных средств, разработку персонифицированных приемов логопедической работы.
Методологической основой педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных процессов стали принципы и методы, достаточно хорошо изложенные в педагогике, в том числе и в коррекционной педагогике, и дополнены принципиально новым содержанием, полученным в результате проведенного подробного экспериментального изучения.
Научно-теоретическое содержание педагогической модели основывалось на разработке уровневой организации планирования логопедической работы, выявленной в результате реализации расширенной экспериментальной программы изучения, анализа ее результатов и уточнения структуры выбранного нами речевого нарушения - дизартрии.
В педагогической модели были специально разработаны педагогические условия, этапы, методы и приемы эффективного формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Основополагающим моментом явилось применение современных компьютерно-аппаратных и информационно-технологических средств реализации устранения вербальных и невербальных расстройств, необходимых для организации комплексного подхода, оказывающего колоссальное воздействие на все компоненты речеязыковых и двигательных процессов, способствующие профилактике возникновения вторичных нарушений, персонификации при подборе специального лингводидактического материала, игровых модулей, интерактивных программ и методических приемов логопедической работы.
Педагогическая модель формирования речеязыковых и двигательных процессов состояла из ряда логически взаимосвязанных блоков логопедической работы: диагностического, аналитического и содержательно-организационного. В разделе диагностического блока представлена программа исследования речеязыковых и двигательных процессов.
В аналитическом блоке представлен качественный обзор изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, корреляционный и кластерный анализ исследования вербальных и невербальных расстройств. Определены и математически доказаны уровни коморбидности изучаемых параметров (микро-, мезо- и макрокомор-бидности).
В содержательно-организационный блок вошли: принципы, методы, приемы и содержание логопедической работы. Организация логопедической работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией опиралась на общие и частные методические принципы, разработанные в отечественной педагогике, в том числе и коррекционной педагогике. Данные принципы были дополнены результатами экспериментального изучения детей с дизартрией.
Логопедическая работа состояла из трех взаимосвязанных этапов: подготовительного, основного и обобщающего. В процессе логопедической работы с детьми экспериментальной группы планировались и реализовывались общие и специальные направления коррекционно-развивающего воздействия. Общие направления логопедической работы предполагали подбор методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, направленные на устранение нарушений, выявленных у всех детей дошкольного возраста с дизартрией. Специальные направления выделены на основе сопоставительного анализа экспериментальных данных детей с дизартрией, имеющих специфические трудности.
На подготовительном этапе логопедической работы в рамках реализации общих направлений были выделены и поставлены следующие задачи: 1) устранение нарушений в мускулатуре периферического артикуляционного аппарата; 2) отработка кинестетической и кинетической организации движений мышц периферического артикуляционного аппарата.
В рамках реализации специальных направлений логопедической работы на подготовительном этапе направления были дифференцированно сформулированы
следующие задачи, относящиеся к выявленным на этапе экспериментального исследования особенностям детей ЭГ:
• для детей, имеющих уровень микрокоморбидности: совершенствование навыков самоконтроля за изменениями силы и объема движений в плечевом суставе, предплечье и дистальных отделов руки;
• для детей, имеющих уровень мезокоморбидности: стимуляция кинестетической и кинетической организации движений в плечевом суставе, предплечье и дистальных отделов руки; подготовка к восприятию фонем родного языка;
• для детей, имеющих уровень макрокоморбидности: отработка движений плечевого сустава, предплечья и дистальных отделов руки; подготовка к усвоению всех компонентов речеязыковой системы.
В рамках реализации основного направления логопедической работы были выделены следующие задачи: отработка артикуляционных позиций нарушенных в произношении звуков (постановка звуков); закрепление условно-рефлекторных речедвигательных кинестезий на специально подобранном лингводидактическом материале (автоматизация звуков); формирование интонационной окраски речи на специально подобранном лингводидактическом материале. В рамках реализации специальных направлений на основном этапе было выделено формирование языковых навыков и обобщений.
В соответствии с выявленными особенностями нарушений фонологических, лексических, морфологических, синтаксических и навыков связной (монологической) речи дошкольников ЭГ были поставлены следующие задачи:
• для детей, имеющих уровень мезокоморбидности: формирование слоговой структуры слова; формирование навыков выделения и идентификации фонем родного языка;
• для детей, имеющих уровень макрокоморбидности: уточнение и расширение лексической системности слов; формирование морфологических процессов (навыков словоизменения и словообразования); формирование синтаксического оформления фразы; формирование связной (монологической) речи.
На обобщающем этапе логопедической работы осуществлялось закрепление отработанных речеязыковых и двигательных навыков в процессе выполнения различных видов деятельности. Комплексный подход к выявлению и преодолению речеязыковых расстройств у детей с дизартрией предполагал участие в логопедической работе логопеда, педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Оценочный блок включает данные о результатах проведенного эксперимента (до и после реализации педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией).
Выводы. Материалы вышеизложенного исследования явились важнейшими методическими достижениями для современной теории логопедии, которые расширяют границы мировых научных инноваций, практик изучения и методов эффективного устранения речеязыковых расстройств у детей с дизартрией.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ДЦП // Междисциплинарный подход к сопровождению семей детей с церебральным параличом в системе образования: материалы городской межрегиональной науч.-практ. конф. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. С. 9-14.
2. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. СПб.: Изд.-во ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 143 с.
3. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-81.
4. Njiokiktjien Ch. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment. Amsterdam: Suyi Publications, 2020. 288 p.
5. Maassen B., van Haaften L., Diepeveen S. et al. CAI: A Computer Articulation Instrument for the Assessment of Speech Disorders in Children // Advancing Research and Clinical Practice Programme and Abstract Book. 30th World Congress of the I.A.L.P. 21-25 Aug. 2016, Dublin, Ireland.
6. Абелева И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. М.: Парадигма, 2012. 288 с.
7. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. С. 369-432.
8. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Дизартрия. М.: Владос, 2009. 286 с.
9. Визель Т. Г. Закономерности приобретения речевых функций // Школьный логопед. 2016. № 2 (58). С. 41-50.
10. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. 141 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
12. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Союз, 2003. С. 37-64.
13. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с.
14. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1998. 336 с.
15. Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. 440 с.
References
1. Arkhipova E. F. Zdorovyesberegayushchie tekhnologii v rabote s detmi s DTsP. In: Mezhdistsiplinarnyy podkhod k soprovozhdeniyu semey detey s tserebralnym paralichom v sisteme obrazovaniya. In: Proceedings of the city irregional scientific-practical conference. Moscow: GBOU VPO MGPU, 2014. Pp. 9-14.
2. Lopatina L. V., Pozdnyakova L. A. Logopedicheskaya rabota po razvitiyu intonatsionnoy vyrazitelnosti rechi doshkolnikov s rechevymi narusheniyami. St. Petersburg: Izd.-vo TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2010. 143 p.
3. Prikhodko O. G. Dizartricheskie narusheniya rechi u detey rannego i doshkolnogo vozrasta. Spetsialnoe obrazovanie. 2010, No. 2, pp. 68-81.
4. Njiokiktjien Ch. Developmental dyspraxias and motor disorders. Neural substrates and assessment. Amsterdam: Suyi Publications, 2020. 288 p.
5. Maassen B., van Haaften L., Diepeveen S. et al. CAI: A Computer Articulation Instrument for the Assessment of Speech Disorders in Children. In: Advancing Research and Clinical Practice Programme and Abstract Book. 30th World Congress of the I.A.L.P. 21-25 Aug. 2016, Dublin, Ireland.
6. Abeleva I. Yu. Mekhanizmy kommunikativnoy rechi. Mocow: Paradigma, 2012. 288 p.
7. Bezrukikh M. M., Farber D. A. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoy fiziologii. Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2010. Pp. 369-432.
8. Belyakova L. I., Voloskova N. N. Dizartriya. Moscow: Vlados, 2009. 286 p.
9. Vizel T. G. Zakonomernosti priobreteniya rechevykh funktsiy. Shkolnyy logoped. 2016, No. 2 (58), pp. 41-50.
10. Vinarskaya E. N. Dizartriya. Moscow: AST: ASTREL, 2005. 141 p.
11. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech. Moscow: Labirint, 1999. 352 p.
12. Lalaeva R. I., Venediktova L. V. Diagnostika i korrektsiya narusheniy chteniya i pisma u mladshikh shkolnikov. St. Petersburg: Soyuz, 2003. Pp. 37-64.
13. Lubovskiy V. I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki detey. Moscow: Pedagogika, 1989. 104 p.
14. Luriya A. R. Yazyk i soznanie. Moscow: MGU, 1998. 336 p.
15. Machinskaya R. I., Farber D. A. Mozgovye mekhanizmy formirovaniya poznavatelnoy deyatelnosti vpredshkolnom i mladshem shkolnom vozraste. Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2014. 440 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5
Статья поступила в редакцию 07.11.2021 The article was received on 07.11.2021