г) приоритет индивидуальной формы методической работы (при реализации других форм).
Традиционно методическую работу учителей организовывали руководители (школы, методических объединений, творческих (проблемных) групп). Учителя часто оставались или пассивными слушателями, или выполняли конкретные задания руководителей.
При реализации проектно-модульного подхода к организации методической работы усиливается самостоятельная работа педагогических работников. Координирующую, направляющую функцию совместно с руководителями школ осуществляют наставники (тьюторы, менторы, эдвайзеры, коучи).
Выводы. Модели организации методической работы педагогов в школе на основе проектно-модульного подхода, разработанные нами, были экспериментально проверены и апробированы в педагогической деятельности ряда общеобразовательных учреждений г. Казани. Результаты исследования позволили сделать вывод о положительном влиянии данных моделей как на методическую работу, так и на образовательный процесс в учреждениях общего образования, их ресурсы и результаты.
В ходе эксперимента отмечены следующие изменения:
1) повышение качества конечных результатов в работе общеобразовательной школы (количество учащихся экспериментальных классов, окончивших учебный год на «4» и «5», с 53% увеличилось до 60%;
2) повышение качества и эффективности образовательного процесса (количество учебных занятий в экспериментальных классах, на которых реализуются современные педагогические технологии в общеобразовательной школе с 24% увеличилось до 86%);
3) повышение профессиональной компетентности и уровня творческого саморазвития педагогических кадров (количество учителей общеобразовательных школ с высоким уровнем творческой самореализации с 18% увеличилось до 57,5%).
Литература:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» - М., 2013.
2. Немова Н.В. Теоретические аспекты методической работы. - М., 2015.
3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. Текст / Н.Ю. Пахомова // Учитель, 2000. - № 4. -С. 52-55.
4. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в школе. - М., 2010.
5. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. -М., 2002.
Педагогика
УДК 376.1 (082)
аспирантка Гарёва Татьяна Александровна
Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения Московского городского педагогического университета (г. Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С
ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, организация их комплексного выявления и эффективных методов, приемов и технологий преодоления. Представлен анализ результатов исследования речеязыковых и двигательных процессов, который существенно уточняет и расширяет современные научные сведения о структуре дизартрических расстройств речи.
Ключевые слова: дизартрия, технологии, речеязыковые и двигательные процессы.
Annotation. The article discusses topical issues of studying speech-language and motor processes in children with dysarthria, the organization of their complex identification and effective methods, techniques and technologies for overcoming, taking into account the clarification and expansion of scientific information about the structure of the studied speech disorders.
Keywords: dysarthria, technologies, speech-language and motor processes.
Введение. Современный междисциплинарный анализ изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией в российских и зарубежных науках обуславливает наличие тесных взаимосвязей логопедии с дисциплинами различного профиля (медицинскими, психологическими, лингвистическими и т.д.). Совокупность данных исследований позволяет определить наиболее перспективные направления изучения детей с дизартрией и проблемы современной науки и образования, обозначить оптимальные методы и приемы преодоления вербальных и невербальных расстройств.
Изложение основных материалов статьи. Комплексный подход предполагает совместное изучение речеязыковых и двигательных расстройств, их детальный анализ специалистами различного профиля, сопоставление выявленных речедвигательных недостатков в узусе современных достижений различных наук. Ключевое значение в этиологии и патогенезе звуковых расстройств отводится наличию и степени выраженности артикуляционной апраксии (диспраксии), афферентной и эфферентной импульсации. В практике дошкольной логопедии наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, возникающая при поражении двусторонних подъязычных кортико-нуклеарных путей и связанных с иннервацией тройничного, лицевого и подъязычного нервов, а также с церебральными параличами и парезами в скелетной мускулатуре [1, 3, 5].
Анализ научных исследований речеязыковых и двигательных процессов демонстрирует широкий спектр вариабельности и неоднородности этих нарушений, наличия их комбинаторности [1, 2, 3, 4, 7, 10]. Помимо этого, в логопедии остаются актуальными вопросы разработки методов дифференциальной диагностики и эффективных технологий устранения вариативных речеязыковых и двигательных расстройств. Наряду с традиционными приемами диагностики, коррекции и реабилитации вербальных и невербальных недостатков в отечественной науке разработаны и внедрены в практику работы современные наукоемкие технологии,
позволяющие наиболее точно выявить спектр обозначенных нарушений, определить эффективные способы их устранения. В последние годы в практику работы учреждений различных ведомств вошли компьютерно-аппаратные технологии, функционирующие на основе биологической обратной связи и позволяющие с максимальной точностью определить структуру исследуемого нарушения.
В практике работы учреждений различного профиля (образование, здравоохранение) широко апробированы игровые интерактивные технологии, способствующие осуществить комплексное воздействие на все компоненты речеязыковой системы и психики в целом. Возможности современных научных исследований позволяют изучить функциональные состояния головного мозга в условиях онто- и дизонтогенеза, выявить особенности нарушений и разработать эффективный план коррекционно-развивающих воздействий. Исследования нейроакустических, нейрофизиологических, нейробиологических технологий диагностики свидетельствуют о наличии и взаимосвязи локальных, дефицитарных нарушений в коре головного мозга и их влияние на дальнейшее развитие и формирование речеязыковых процессов, становления личности, эмоционально-волевой сферы, двигательных процессов и поведения.
В современной теории и практики логопедии возникает необходимость проведения принципиально новых исследований углубленного изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией, выявления вариативных взаимосвязей и взаимозависимостей у дошкольников с различной степенью выраженности дизартрии. В связи с этим, было спланировано и проведено экспериментальное исследование речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 с дизартрией. Исследование проводилось в период с 2006 по 2019 гг. и в совокупности охватило 450 детей с заключениями «дизартрия», «стертая дизартрия», «минимальные дизартрические расстройства». Программа экспериментального изучения была основана на традиционных методах и приемах обследования речеязыковых и двигательных процессов, достаточно широко изложенных в теории логопедической науки [2, 4, 6, 9, 11]. Помимо этого, в процессе экспериментального исследования были широко использованы современные интерактивные технологии (Пабло Систем), позволяющие выявить новые качественные и количественные особенности вербальных и невербальных процессов. Статистический анализ результатов экспериментального исследования проводился по общеизвестному коэффициенту корреляции т Кендалла, а также в процессе проведения кластерного анализа. Результаты ранжирования экспериментально-статистических показателей представлены в виде итоговых уровней коморбидности (созависимости): микро-, мезо- и макрокоморбидности. Вариативность сочетаемости исследуемых процессов имела разную степень выраженности - (коморбидность): уровень микрокоморбидности - характеризуется незначительными, легкими двигательными нарушениями двигательных процессов в сочетании с отдельными нарушениями речевых (фонетическое оформление речевого высказывания) и языковых процессов (фонологических, лексических); уровень мезокоморбидности - затрагивает стойкие, нарушения речи (фонетики) и интонационного оформления речевого высказывания в сочетании с отдельными языковыми трудностями, касающимися преимущественно фонологических процессов в сочетании с недостаточностью навыков морфологического и синтаксического оформления речевого высказывания. В структуре данного нарушения прослеживается взаимосвязь речевых и языковых (преимущественно фонологических процессов) с нестойкими нарушениями двигательных процессов (кистевого и артикуляционного праксиса); уровень макрокоморбидности свидетельствует о наличии системных нарушений всех компонентов речи и языка в сочетании с двигательными трудностями, проявляющимися в результате проведения программы констатирующего эксперимента. Результаты констатирующей части экспериментального исследования стали ключевыми методическими выводами для проектирования и реализации логопедической работы по формированию речеязыковых процессов у детей с дизартрией. Общим, превалирующим признаком у детей с дизартрией явились особенности интерпретации и переноса навыков самостоятельного выполнения параметров исследования на принципиально новый лингводидактический материал в процессе различных видов деятельности. Помимо этого, у детей были выявлены недостатки кинестетической и проприоцептивной стимуляции, особенности разборчивости и внятности речи, моторные трудности выполнения заданных артикуляторных программ и т.д. Недостатки речевых, языковых и двигательных процессов у дошкольников экспериментальной группы широко варьировались и отличались качественным своеобразием и стойкостью проявлений нарушений в структуре исследуемого расстройства, что явилось существенным вкладом в изучение и расширение научных данных этиопатогенеза дизартрических расстройств речи у детей. Впервые в теории и практике логопедии были выявлены и детально описаны общие и специфические трудности детей с дизартрией. К числу общих трудностей были отнесены трудности внешнего (фонетического) оформления речевого высказывания, интонационной окраски речи. Специфические недостатки предполагали наличие ошибок в слоговом оформлении слов, трудности дифференциации оппозиционных фонем и т.д. Резюмируя результаты вышеизложенной экспериментальной части исследования, можно констатировать необходимость дальнейших разработок и внедрения в практику логопедического воздействия современных технологий коррекции речеязыковых и двигательных процессов, основанных на методе поэтапного формирования контроля и самоконтроля выявленных нарушений.
Выбор современных технологий коррекции выявленных нарушений был обусловлен также необходимостью активизации у детей межанализаторного взаимодействия, особенностей наличия коморбидных связей и взаимосвязей речеязыковых и двигательных процессов, устранением выявленных общих и специфических недостатков исследуемых параметров экспериментальной программы. Организация комплексного коррекционно-развивающего воздействия предполагала составление и реализацию на практике персонифицированных программ для детей с различной степенью выраженности дизартрии, основанных на вибрационно-тактильно-акустической полимодальности и предполагающие учет выявленных индивидуальных, общих и специфических особенностей речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. К таковым технологиям интерактивного воздействия и взаимодействия были отнесены многофункциональные комплексы Пабло Систем, Хабилект, Интон-М, Дельфа-М и т.д. Применение данных технологий в логопедической работе предполагали разработку отдельных игровых персонифицированных приемов логопедического воздействия внутри каждого направления коррекционно-развивающего воздействия, учитывающие общие и специфические особенности речеязыковых и двигательных процессов детей с дизартрией. Соответственно, в экспериментальной работе поэтапно отрабатывался каждый элемент движения, его фиксация, анализ и совокупность серии движений. Логопедическая работа по данному направлению осуществлялась с помощью компьютерно-аппаратной программы Пабло Систем «Pablo
System», функционирующей по принципу аудиовизуальной и тактильной обратной связи, что позволило поддерживать мотивацию и устойчивое внимание на протяжении всего занятия. Указанная аппаратура содержит эмоционально значимые игры, интересные детали оборудования и модально разнообразное сопровождение игр (музыкальное, звукоподражательное, анимационное), что помогает в формировании навыков самоконтроля и ориентировочно-практической деятельности детей. Игровые упражнения проводились на основе интерактивной сенсорно-интегративной организации движений, что оказывало благоприятное воздействие на формирование высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение), объем и амплитуду заданных двигательных проб, овладение логическими операциями и интерпретацию полученных результатов в самостоятельной практической деятельности. Дошкольники тренировались в выполнении заданных движений, базисом которых явилась зрительно-моторная координация, в словесном обозначении различных частей тела, навыков образования сравнительных конструкций, дифференциации простых и составных предлогов и в ориентировке в ближайшем пространстве. Выбор игрового упражнения, заданной моторной программы и уровня сложности отрабатывался детьми последовательно в зависимости от индивидуальной динамики и продвижения каждого ребенка. Для детей модули были ориентированы на формирование быстроты и точности двигательной реакции, организации навыков самоконтроля, активизации познавательной деятельности в процессе реализации заложенной двигательной программы. Так, у дошкольников с дизартрией были выявлены вариативные коморбидные трудности функциональных движений кистей и пальцев рук и произношения слов со сложной слоговой структурой, освоения пространственных ориентировок. Соответственно, игровые персонифицированные приемы были разработаны на основе особенностей сопряженности и созависимостей векторов исследуемых процессов.
Выводы. Результаты констатирующей части экспериментального исследования стали ключевыми методическими выводами для проектирования и реализации логопедической работы по формированию речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. Материалы вышеизложенного исследования явились важнейшими методическими достижениями для современной теории логопедии, расширяющие границы мировых научных инноваций, практик изучения и методов эффективного устранения речеязыковых и двигательных расстройств у детей с дизартрией.
Литература:
1. Артемова Е.Э. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия сегодня. 2008. № 1. С. 50-53.
2. Бабина Г.В. Дизартрия: учеб-метод. Пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес // М.: МПГУ, 2016. 124 с.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. 141 с.
4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. М.: Изд-во АЙРИС ПРЕСС, 2005. 96 с.
5. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М.: Просвещение, 1978. С. 25-32.
6. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами Л.В. Лопатина // Дефектология. 2003. №5. С. 45-51.
7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
8. Панченко-Миль И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с ДЦП и особенности логопедической работы с ними. - М.: Парадигма, 2019. 312 с.
9. Правдина О.В. Схема логопедического анализа речевых нарушений // Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, 1960. С. 16-22.
10. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. № 2. С. 68-81.
11. Серебрякова Н.В. Характер вербальных ассоциаций у дошкольников со стертой дизартрией, осложненной общим недоразвитием речи // Логопедия. 2006. № 2. С. 10-21.
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор Глузман Неля Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье изложены результаты исследования, посвященного вопросам компетентностного подхода к разработке новых образовательных программ для отечественных вузов. Авторы доказывают необходимость и эффективность построения профессиограмм для выпускников вузов с учетом формирования социально-деловой компетентности. Приведен перечень социально-деловых компонентов профессиональной компетентности, которые необходимо формировать у будущих педагогов.
Ключевые слова: глобализация высшего образования, профессиональная компетенция, социально-деловая компетентность, компетентностный подход.
Annotation. The article presents the results of a study on the competence-based approach to the development of new educational programs for domestic universities. The authors prove the necessity and effectiveness of constructing professiograms for university graduates, taking into account the formation of social and business competence. The list of social and business components of professional competence, which must be formed in future teachers, is given.