Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ (36 - 51 МЕС.)'

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ (36 - 51 МЕС.) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1151
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ 3-4 ЛЕТ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна, Филиппова Татьяна Андреевна, Верба Алла Степановна

Введение. Актуальность создания данной методики обусловлена необходимостью получения объективного «портрета» современного дошкольника 3-4 лет (36-51 месяцев). Представленная методика охватывает все стороны развития детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в отличие от трудоемких методик, направленных на оценку отдельных компонентов развития. Материалы и методы. В диагностике использованы психофизиологические методы оценки внимания, зрительной и слухоречевой памяти, зрительно-пространственного восприятия, речи, произвольной регуляции деятельности и некоторых показателей физического развития. Результаты. В результате разработки и апробации комплексной методики диагностики в нескольких регионах Российской Федерации, у специалистов дошкольных образовательных организаций появляется инструмент диагностики, позволяющий «вести» одного ребенка от начала пребывания в организации до поступления в школу. При этом учитывается преемственность заданий в разном возрасте, т.к. представленная методика, позволяющая оценить развитие детей 3-4 лет, является адаптированным вариантом диагностики развития дошкольников 5-6 и 6-7 лет. Это дает возможность проследить развитие определенных функций от 3 до 7 лет и составить карту индивидуального развития ребенка. В качестве примера приведены результаты диагностики двух детей и рекомендации по планированию индивидуальной траектории их дальнейшего развития. Заключение. Уникальность данной методики состоит в ее доступности для широкого круга специалистов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, психологов, логопедов). Результаты диагностики легко транслируются родителям. Наряду с возможностью всесторонней оценки индивидуальных особенностей развития каждого ребенка результаты обследования могут быть использованы для эффективного взаимодействия всех взрослых, окружающих ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна, Филиппова Татьяна Андреевна, Верба Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPREHENSIVE METHODOLOGY FOR DIAGNOSING THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS AGED 3-4 (36-51 MONTHS)

Introduction. The relevance of creating this methodology is due to the need to obtain an objective “portrait” of a modern preschooler aged 3-4 (36-51 months). The presented methodology covers all aspects of children’s development in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education, in contrast to labor-intensive methods aimed at assessing individual components of development. Materials and methods. In the diagnostics, psychophysiological methods were used to assess attention, visual and auditory memory, visual-spatial perception, speech, voluntary regulation of activity and some indicators of physical development. Results. As a result of the development and testing of a comprehensive diagnostic methodology in several regions of the Russian Federation, specialists in preschool educational organizations have a diagnostic tool that allows them to “lead” one child from the beginning of his stay in an organization to entering school. This takes into account the continuity of tasks at different ages, since the presented methodology, which allows assessing the development of children aged 3-4, is an adapted version of diagnosing the development of preschool children aged 5-6 and 6-7. This makes it possible to trace the development of certain functions in a child aged 3-7 and map his individual development. As an example, the results of diagnostics of two children and recommendations for planning an individual trajectory of their further development were given. Conclusion. The uniqueness of this methodology lies in its accessibility for a wide range of specialists working in preschool educational organizations (preschool teachers, psychologists, speech therapists). Diagnostic results are easily communicated to parents. Along with the possibility of a comprehensive assessment of individual characteristics of the development of each child, the obtained results can be used for effective interaction of all adults surrounding the child.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ЛЕТ (36 - 51 МЕС.)»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Дата публикации: 31.08.2022 УДК 373.291; 159.922.6; 612.821

М. М. Безруких, Т. А. ФилипповА, А. С. Верба

Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 - 51 мес.)

Введение. Актуальность создания данной методики обусловлена необходимостью получения объективного «портрета» современного дошкольника 3-4 лет (36-51 месяцев). Представленная методика охватывает все стороны развития детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в отличие от трудоемких методик, направленных на оценку отдельных компонентов развития.

Материалы и методы. В диагностике использованы психофизиологические методы оценки внимания, зрительной и слухоречевой памяти, зрительно-пространственного восприятия, речи, произвольной регуляции деятельности и некоторых показателей физического развития.

Результаты. В результате разработки и апробации комплексной методики диагностики в нескольких регионах Российской Федерации, у специалистов дошкольных образовательных организаций появляется инструмент диагностики, позволяющий «вести» одного ребенка от начала пребывания в организации до поступления в школу. При этом учитывается преемственность заданий в разном возрасте, т.к. представленная методика, позволяющая оценить развитие детей 3-4 лет, является адаптированным вариантом диагностики развития дошкольников 5-6 и 6-7 лет. Это дает возможность проследить развитие определенных функций от 3 до 7 лет и составить карту индивидуального развития ребенка. В качестве примера приведены результаты диагностики двух детей и рекомендации по планированию индивидуальной траектории их дальнейшего развития.

Заключение. Уникальность данной методики состоит в ее доступности для широкого круга специалистов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, психологов, логопедов). Результаты диагностики легко транслируются родителям. Наряду с возможностью всесторонней оценки индивидуальных особенностей развития каждого ребенка результаты обследования могут быть использованы для эффективного взаимодействия всех взрослых, окружающих ребенка.

Ключевые слова: дошкольники 3-4 лет, социально-коммуникативные навыки; познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ссылка для цитирования:

Безруких М. М., Филиппова Т. А., Верба А. С. Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 - 51 мес.) // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 336354. сЫ: 10.32744/р$е.2022.4.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Accepted: 31 April 2022 Published: 31 August 2022

M. M. Bezrukikh, T. A. FinppovA, A. S. Verba

A comprehensive methodology for diagnosing the development of preschoolers aged 3-4 (36-51 months)

Introduction. The relevance of creating this methodology is due to the need to obtain an objective "portrait" of a modern preschooler aged 3-4 (36-51 months). The presented methodology covers all aspects of children's development in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education, in contrast to labor-intensive methods aimed at assessing individual components of development.

Materials and methods. In the diagnostics, psychophysiological methods were used to assess attention, visual and auditory memory, visual-spatial perception, speech, voluntary regulation of activity and some indicators of physical development.

Results. As a result of the development and testing of a comprehensive diagnostic methodology in several regions of the Russian Federation, specialists in preschool educational organizations have a diagnostic tool that allows them to "lead" one child from the beginning of his stay in an organization to entering school. This takes into account the continuity of tasks at different ages, since the presented methodology, which allows assessing the development of children aged 3-4, is an adapted version of diagnosing the development of preschool children aged 5-6 and 6-7. This makes it possible to trace the development of certain functions in a child aged 3-7 and map his individual development. As an example, the results of diagnostics of two children and recommendations for planning an individual trajectory of their further development were given.

Conclusion. The uniqueness of this methodology lies in its accessibility for a wide range of specialists working in preschool educational organizations (preschool teachers, psychologists, speech therapists). Diagnostic results are easily communicated to parents. Along with the possibility of a comprehensive assessment of individual characteristics of the development of each child, the obtained results can be used for effective interaction of all adults surrounding the child.

Keywords: preschoolers aged 3-4, social and communication skills, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development

For Reference:

Bezrukikh, M. M., Filippova, T. A., & Verba, A. S. (2022). A comprehensive methodology for diagnosing the development of preschoolers aged 3-4 (36-51 months). Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 58 (4), 336-354. doi: 10.32744/pse.2022.4.20

Введение

ольшинство исследований в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет, направленных на диагностику когнитивной сферы детей, наиболее широко освещают

возраст 5-6 лет, т.е. за один-два года до начала обучения в школе. Но учитывая,

что в современном мире именно с 3-4 лет родители начинают активно включать в жизнь ребенка развивающие занятия, исследования, изучающие особенности формирования когнитивного, речевого, физического и других сторон развития ребенка этого возраста становятся все наиболее актуальными для родителей, педагогов и других специалистов.

Необходимость комплексного подхода к оценке развития детей обусловлена исследованиями последних лет, в которых показана тесная взаимосвязь когнитивного и физического развития. Так, например, выявлено положительное влияние физической активности на исполнительные функции, внимание и успеваемость у детей дошкольного возраста [1]. Результаты популяционных исследований функционального развития детей дошкольного возраста (2019-2020 гг.), проведенных под руководством специалистов ФГБНУ «ИВФ РАО» в нескольких регионах России, выявили взаимосвязь всех компонентов познавательного развития между собой [2]. J. Clegg, J. Law и др. подтвердили значение раннего речевого развития в 2 года на формирование эмоционально-волевой сферы в 6-летнем возрасте [3]. В работе Y. Chae, F. Kulkofsky и др. установлено положительное влияние объема словарного запаса на развитие памяти [4].

Методики, представленные в современной литературе, чаще всего отличаются своей направленностью на диагностику отдельных показателей развития ребенка. Оценка развития речи и мелкой моторики представлена в «Диагностическом журнале» Л.Ф. Стефановой [5] и тестовой методике Е.С. Зайцевой и В.К. Шептуновой [6]. Диагностика психофизических процессов и речевого развития предназначена для детей c задержкой психического развития и речи [7]. В диагностическом комплексе «Цветик-Семицветик» авторы предлагают подробно исследовать высшие психические функции и эмоциональную сферу, в то время как оценка речевого, физического и социально-коммуникативные развития не предусмотрена [8]. Психологическая диагностика готовности к обучению детей направлена на изучение мышления, памяти, внимания и зрительного восприятия, но не включает оценку речевого, физического, художественно-эстетического развития и социально-коммуникативных навыков [9]. Диагностика эмоционально-волевой сферы подробно описана в пособии Н.Д. Денисовой [10]. Использование нескольких методик обследования значительно увеличивает продолжительность диагностики каждого ребенка, и порой не дает возможности составить полноценную картину его развития. Методики, позволяющие оценить развитие детей по всем направлениям ФГОС, как правило, имеют очень много показателей, что требует значительного времени и затрудняет их использование в практической работе воспитателя. Например, у В.Ю. Белькович [11] и в Картах развития детей от 3 до 7 лет [12] содержится до 80 показателей. Однако комплексные исследования необходимы специалистам и родителям для получения объективных данных об индивидуальных особенностях формирования всех сторон развития ребенка и планирования дальнейших занятий с ним.

_Методика

Представленная методика комплексной диагностики развития ребенка включает 6 блоков, пять из которых соответствуют направлениям ФГОС РФ - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию, и ещё один блок, позволяющий оценить организацию деятельности. Каждое задание оценивается баллами: от 1 (задание не выполнено или выполнено с многочисленными ошибками) до 5 (задание выполнено правильно) (см. табл. 1).

Таблица 1

Критерии балльной оценки заданий

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Социально-коммуникативное развитие

Задание 1 (рис. 1А)

Не выполняет задание даже с помощью. Определяет 1 выражение лица. Определяет 2 выражения лица. Определяет 3 выражения лица. Называет все выражения лиц.

Задание 2 (рис. 1Б)

Не называет выражение лиц ни к одной ситуации даже с помощью. Называет одно или несколько выражений лиц только с помощью. Называет Называет

выражение лица к одной картинке, к остальным требуется помощь. выражение лиц к двум ситуациям, либо ко всем, но требуется помощь. Называет выражение лиц ко всем ситуациям.

Задание 3 (рис. 1В)

Не может выполнить задание. Выполняет задание только с помощью. Показывает одного ребенка, который ведет себя неправильно. Показывает двух детей, которые ведут себя неправильно. Показывает 3 детей, которые ведут себя неправильно.

Познавательное развитие. Внимание, память

Задание 1 (рис. 2А)

3 и более ошибок и пропущена строка. 1-2 ошибки и пропущена строка. 1-2 ошибки или полностью пропущенная строка. 1-2 ошибки, исправленные самостоятельно. Задание выполнено без ошибок.

Задание 2 (рис. 2Б)

Не может повторить ни одного слова. Может повторить 1-2 слова. Может повторить 3 слова. Может повторить 4 слова. Может повторить 5 слов.

Задание 3 (рис. 2В)

Не может Показывает 1 домик Показывает 1 Показывает 2 Показывает 3

выполнить задание. после 2-3 попыток. домик. домика. домика.

Задание 4 (рис. 2Г)

Не запомнил ни Запомнил и показал Запомнил и показал 3апомнил и показал

одного предмета. 1 предмет. 2 предмета. 3 предмета.

Познавательное развитие. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Задание 1 (рис. 3А)

Не находит ни одного предмета Находит 1 предмет. Находит 2 предмета. Находит 3 предмета. Находит 4 предмета.

Задание 2 (рис. 3Б)

Не может выполнить задание. Находит 1 пару кружек после 2-3 попыток. Находит 1 пару кружек. Находит 2 пары кружек. Находит 3 пары кружек.

Задание 3 (рис. 3В)

Не может выполнить задание. Называет 1 недостающую деталь. Называет 2 недостающие детали. Называет 3 недостающие детали. Называет все недостающие детали.

Задание 4 (рис. 3Г)

Не может выполнить задание. Фигуры не соответствуют образцам 1 фигура соответствует образцу. 2 фигуры соответствуют образцам. 3 фигуры соответствуют образцам.

Познавательное развитие. Наглядно-образное мышление.

Задание 1 (рис. 4А)

Не может выполнить задание. Выполняет задание только с помощью. Правильно показывает, где должен быть 1 предмет. Правильно показывает, где должны быть 2 предмета. Правильно выполняет задание.

Задание 2 (рис. 4Б)

Не может выполнить задание. Показывает 1-2 предмета с помощью. Показывает 1 предмет. Показывает 2 предмета. Показывает 3 предмета.

Задание 3 (рис. 4В)

Не может выполнить задание. Выполняет задание с помощью. Допускает ошибку, исправляет с помощью. Допускает ошибку, но исправляет самостоятельно. Правильно выполняет задание.

Речевое развитие

Задание 1 (рис. 5А)

Не может выполнить задание. Правильно показывает 1-2 рисунка. Правильно показывает 3-4 рисунка. Правильно показывает 5 рисунков. Правильно показывает 6 рисунков.

Задание 2 (рис. 5Б)

Не может выполнить задание. Знает и понимает 1 глагол. Знает и понимает 2 глагола. Знает и понимает 3 глагола. Знает и понимает 4 глагола.

Задание 3 (рис. 5В)

Не может выполнить задание. Понимает 1-2 предлога. Понимает 3 предлога. Понимает 4 предлога. Понимает 5 предлогов.

Художественно-эстетическое развитие

Задание 1 (рис. 6А)

Не может выполнить задание. Складывает домик с помощью. Самостоятельно складывает домик.

Задание 2 (рис. 6Б)

Не знает ни одной сказки или героя. Знает 1-2 сказки и/ или героев. Знает 3 сказки и/ или героев. Знает 4-5 сказок и/ или героев. Знает 6 сказок и/ или героев.

Задание 3 (рис. 6В)

Не знает ни 1 предмета. Знает 1-2 предмета. Знает 3-4 предмета. Знает 5 предметов. Знает 6 предметов.

Физическое развитие

Задание 1 (рис. 7)

Не может выполнить задание Движения неловкие или выполняет только одной рукой Выполняет движения правильно.

Задание 2

Не может выполнить задание. Выполняет одно упражнение из двух. Умеет бросать и ловить мяч.

Задание 3

Не может выполнить задание. Выполняет движения правильно только в одну сторону. Выполняет задание полностью.

Организация деятельности (оценивается после выполнения всех заданий)

1 балл 3 балла 5 баллов

1. Понимание инструкции. Не понимает инструкцию даже после дополнительных объяснений. Часть заданий выполняет после дополнительных объяснений. Понимает инструкцию и выполняет все задания.

2. Самостоятельное выполнение задания. Не может выполнить ни одного задания даже с помощью. Часть заданий выполняет с помощью взрослого. Самостоятельно выполняет все задания.

3. Способность работать без отвлечений при выполнении задания. Не может довести работу до конца из-за высокого утомления. При выполнении заданий требуется внешнее подкрепление. Сохраняет интерес, не отказывается от выполнения.

В таблице 2 представлены рекомендации специалистам ДОО по использованию результатов проведенной диагностики в практической деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Рекомендации по итогам проведения диагностики

Сумма баллов по всем блокам

Низкий уровень развития исследуемых функций Средний уровень развития исследуемых функций Высокий уровень развития исследуемых функций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26-60 баллов 61-100 баллов 101 - 130 баллов

Рекомендуется наблюдение ребенка в течение года и при необходимости консультация соответствующего специалиста. Рекомендуется обратить внимание на развитие тех функций, по которым ребенок получил суммарно меньше 9 баллов по 3-м заданиям любого блока. Формирование диагностируемых функций проходит в соответствии с возрастными особенностями.

Методика была апробирована в разных регионах РФ и является модифицированным вариантом «Комплексной диагностики развития детей 6-7 лет» с учетом изучаемого возраста [13].

I блок. Важность развития социально-коммуникативных навыков в дошкольном возрасте переоценить сложно, т.к. успешность адаптации к новым социальным условиям напрямую зависит от развития эмоционального интеллекта, умения эффективно коммуницировать с окружающими ровесниками и взрослыми. V. Skalicka и B.W. Hygen и др. [14] в своем исследовании показали необходимость реального «живого» общения дошкольников со сверстниками для дальнейшего эмоционального развития и навыков коммуникации, т.к наблюдаемое увеличение времени, проводимого в цифровом пространстве, блокирует развитие социальной компетенции.

В представленной методике I блок, направленный на исследование социально-коммуникативных навыков, содержит задания, позволяющие оценить понимание эмоций других людей, знание общепринятых норм поведения в социуме, адекватное восприятие эмоционально окрашенных ситуаций.

Цель заданий: определение условных графических изображений эмоций на рисунках (см. рис. 1А); понимание общепринятых норм поведения в среде сверстников (см. рис. 1Б); выбор подходящего условного изображения эмоций к конкретной ситуации (см. рис. 1В). Оценка выполнения заданий подробно описана в таблице 1.

Рисунок 1 Задания блока «Социально-коммуникативное развитие»

II блок. Диагностика познавательного развития ребенка включает оценку таких компонентов как внимание, зрительная и слухоречевая память, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. Важность определенного уровня развития механической слухоречевой памяти очевидна, т.к. от нее во многом зависит академическая успешность в процессе обучения. Именно поэтому, этот компонент когнитивного развития, необходимо оценивать и развивать в дошкольном возрасте.

Диагностика познавательного развития данной методики включает 3 раздела: 11.1. - направлен на оценку внимания и памяти, 11.2. - зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных интеграций и 11.3. - наглядно-образного мышления.

Раздел 11.1. позволяет оценить: умение выполнять задания по инструкции, работать без отвлечений; уровень развития зрительной и слухоречевой памяти, а также зрительного внимания.

Цель заданий: определить способность понимать и удерживать инструкцию сложного задания, выполнять его самостоятельно с помощью корректурной пробы (см. рис. 2А); оценить уровень развития слухоречевой памяти при предъявлении 5 слов (см. рис. 2Б) и зрительной памяти при предъявлении 3 рисунков (см. рис. 2Г и 2Д); определить зрительное внимание с помощью задания «Путаница» (см. рис. 2В). Балльная оценка заданий данного раздела подробно описана в таблице 1.

Рис. 2В

ш

# ш

Рис. 2Г и 2Д

Рис. 2А

лес мяч стол день кот

Рис. 2Б

Рисунок 2 Задания блока «Познавательное развитие» Раздел «Внимание и память»

Раздел М.2. Неотъемлемым компонентом когнитивного развития является зрительно-пространственное восприятие. Именно эта функция способствует полноценному восприятию окружающего мира, ориентации в пространстве, формированию и развитию зрительно-моторной деятельности.

Определение уровня развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных интеграций, включает задания, позволяющие оценить способность: дифференцированного восприятия (помехоустойчивость); зрительного анализа и синтеза; зрительного внимания и возможности графомоторных функций (способность копировать вертикальную прямую, горизонтальную прямую и круг).

Цель заданий: оценить умение выделять предметы (фигуры) в «шуме» (см. рис. 3А); находить одинаковые предметы, выделяя сходство и различия (см. рис. 3Б); находить недостающие части рисунка и восстанавливать целостность фигуры (см. рис. 3В); копировать простые геометрические фигуры, соблюдая форму и размер образца (см. рис. 3Г). Оценка выполнения заданий данного блока подробно описана в таблице 1.

йЗ* %

4

Рис.ЗА

Рис. ЗВ

Рис. ЗБ

Рис. ЗГ

Рисунок 3 Задания блока «Познавательное развитие» Раздел «Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные интеграции»

Раздел М.3. Третий раздел познавательного развития, направленный на диагностику наглядно-образного мышления, позволяет оценить: способность объединять предметы в группы по общему признаку; умение выстраивать умозаключения, используя собственные знания и наблюдения; устанавливать причинно-следственные связи, понимать смысл и последовательность событий.

Цель заданий: определить умение находить общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку (см. рис. 4А); умение анализировать и делать простые логические выводы (см. рис. 4Б); понимать смысл и последовательность событий, происходящих во времени (см. рис. 4В). Оценка выполнения заданий подробно описана в таблице 1.

Рисунок 4 Задания блока «Познавательное развитие».

Раздел «Наглядно-образное мышление»

III блок. Речь - это не только средство коммуникации, но и важная составляющая познавательного развития. Блок, направленный на диагностику речевого развития, включает задания, позволяющие оценить фонематическое восприятие; словарный запас и лексико-грамматический строй речи, соответствующий данному возрасту.

Цель заданий: оценить умение дифференцировать звуки в похожих словах (см. рис. 5А); знание глаголов (см. рис. 5Б); понимание и использование предлогов по словесной инструкции: «Положи кубик в коробку, перед коробкой, спрячь за спину, подними над головой, спрячь под стол». Балльная оценка заданий данного блока представлена в таблице 1.

Задания, представленные в этом блоке, может дать не только логопед, но и воспитатель.

Рис. 5Б

Рисунок 5 Задания блока «Речевое развитие»

IV блок. Художественно-эстетическое развитие - одно из направлений ФГОС дошкольного образования. Игры с конструкторами и мозаиками, лепка, рисование способствуют развитию воображения и творческого мышления. Кроме продуктивной деятельности детей художественно-эстетическое развитие включает знание произведений детской литературы, детских музыкальных инструментов и материалов для творчества.

Блок диагностики художественно-эстетического развития включает задания, позволяющие оценить знание: произведений детской литературы соответствующие младшему дошкольному возрасту, детских инструментов для музицирования и предметов для продуктивной творческой деятельности, а также умение конструировать, используя разнообразные материалы (счетные палочки, шнурки, кубики и др.).

Цель заданий: оценить способность придумывать и создавать фигуры из предложенных материалов (см. рис. 6А); знание некоторых музыкальных инструментов и предметов, необходимых для продуктивной деятельности (см. рис. 6Б); знание названий общеизвестных сказок или их основных героев (см. рис. 6В). Оценка заданий этого блока в баллах дана в таблице 1.

Рисунок 6 Задания блока «Художественно-эстетическое развитие»

V блок. Изучение взаимосвязи когнитивного и физического развития, в частности тонко-координированных движений и крупной моторики, представляет интерес не только для исследователей, но и для специалистов, работающих с детьми. Успешность адаптации в среде сверстников и активность общения порой зависит от таких физических качеств ребенка, как моторная ловкость, которая наиболее ярко проявляется в подвижных играх, свойственных этому возрасту.

Блок диагностики физического развития включает задания, позволяющие оценить тонко-координированные движения и общее моторное развитие.

Цель заданий: опередить способность выполнять предложенные пальчиковые упражнения после демонстрации (см. рис. 7), умение ловить и бросать мяч двумя руками; умение прыгать с места вперед и назад, отталкиваясь двумя ногами. Оценка выполнения заданий подробно описана в таблице 1.

Рисунок 7 Задание блока «Физическое развитие»

VI блок. Произвольная регуляция деятельности - важный компонент познавательного развития, постепенно формирующийся в онтогенезе человека. Произвольная регуляция (организация деятельности) заключается в способности понять инструкцию, выполнить задание по самостоятельно составленному плану и довести выполнение задания до конца. Блок диагностики организации деятельности не содержит отдельных заданий и оценивается по ходу проведения всего обследования.

Цель диагностики данного блока оценить: понимание инструкции и выполнение заданий в соответствии с ней; выполнение задания без дополнительной помощи; способность работать без отвлечений во время выполнения заданий; умение вносить коррекцию по ходу выполнения задания; адекватность реакции на неудачу; умение принять помощь взрослого. Балльная оценка данного блока представлена в таблице 1.

_Результаты исследования

Для иллюстрации анализа результатов представленной диагностики приводим пример выполнения заданий двух детей.

Девочка Н., 3 года 1 мес. (37 месяцев). Посещает детский сад 7 месяцев. Девочка контактна, инструкцию понимает, с интересом выполняла предложенные задания. Внимание, зрительная память, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление сформированы в соответствии с возрастом. Обращенную речь понимает, но речь отсутствует. Задания блока «Физическое развитие» вызывают трудности.

Выполнение некоторых заданий девочкой Н. представлены на рисунке 8, балльная оценка выполнения заданий дана в таблице 3.

А

О

Рисунок 8 Выполнение корректурной пробы (А) и задания «Копирование» (Б).

Суммарный балл по итогам диагностики составляет 97, что свидетельствует о среднем уровне развития исследуемых функций (см. табл. 2).

Рекомендации. Учитывая отсутствие связной речи, необходима консультация специалистов (невролога и логопеда) для решения вопроса о начале систематических занятий по развитию речи. Рекомендуется уделить внимание развитию мелкой моторики (разнообразным пальчиковым упражнениям; укреплять мелкие мышцы кистей рук, используя различные пластические массы для лепки, конструкторы, мозаики, шнуровки).

Мальчик О., 3,5 года (42 месяца). Посещает детский сад второй год. Мальчик контактен, эмоционально включен в общение. Понимает обращенную речь, правильно выполняет все задания. Большинство исследуемых показателей: внимание, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации, зрительная и слухоречевая память, логическое мышление сформированы в соответствии с возрастом. Трудности вызывают задания, направленные на диагностику социально-коммуникативного развития, в частности, определение графических изображений эмоций и понимание общепринятых норм поведения (см. табл. 3). Бланки выполнения некоторых заданий мальчиком О. представлены на рисунке 9, балльная оценка выполнения заданий дана в таблице 3.

А

о

Рисунок 9 Выполнение корректурной пробы (А) и задания «Копирование» (Б).

Б

Суммарный балл по итогам диагностики составляет 117, что свидетельствует о высоком уровне развития исследуемых функций (см. табл. 2). Рекомендации. Рекомендуется чтение сказок и совместное обсуждение настроения и поведения героев в разных ситуациях для формирования эмоционального интеллекта. Активное включение в сю-жетно-ролевые игры со сверстниками поможет развитию коммуникативных навыков и освоения норм поведения.

Таблица 3

Балльная оценка заданий обследованных детей

Показатели Оценка

1.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ девочка Н. мальчик О.

1. Различение эмоций на рисунках лиц (рис.1А) 5 2

2. Подбор картинок (рисунков лиц) к ситуациям (рис.1Б) 4 3

3. Понимание норм поведения (рис.1В) 5 2

Сумма баллов 14 7

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 2.1. Развитие внимания и памяти

1. Корректурная проба (рис.2А) 5 5

1. Запоминание цепочки слов (рис.2Б) — 5

3. Путаница (рис.2В) 4 5

4. Запоминание изображений предметов (рис.2Ги 2Д) 5 5

Сумма баллов 14 20

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 2.2. Развитие зрительно-пространственного восприятия

1. Различение наложенных изображений (рис.ЗА) 5 4

2. Поиск одинаковых изображений (рис.ЗБ) 4 5

3. Поиск недостающих деталей (рис.ЗВ) 5 5

4. Копирование простых изображений (рис.ЗГ) 2 4

Сумма баллов 16 18

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 2.3. Развитие мышления

1. Умение обобщать (рис.4А) 4 5

2. Умение делать простые логические выводы (рис.4Б) 5 5

3. Понимание смысла и последовательности событий (рис.4В) 4 5

Сумма баллов 13 15

3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1. Выделение звука в слове (рис.5А) 2 4

2. Знание глаголов (рис.5Б) 3 5

3. Понимание предлогов 4 5

Сумма баллов 9 14

4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Способность придумать и сложить предмет из палочек (рис.6А) 3 5

2. Знание произведений детской литературы (рис.6Б) 3 3

3. Знание детских музыкальных инструментов и предметов для творчества (рис.6В) 3 5

Сумма баллов 9 13

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Координированные движения пальцев рук (рис.7) 1 5

2. Бросание и ловля мяча 3 5

3. Прыжки вперед-назад обеими ногами 3 5

Сумма баллов 7 15

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понимание инструкции 5 5

2. Самостоятельное выполнение задания 5 5

3. Способность работать без отвлечений 5 5

Сумма баллов 15 15

Итоговая сумма баллов 97 117

_Обсуждение результатов

Анализируя результаты проведенной диагностики, специалистам ДОО необходимо обращать внимание на каждый исследуемый компонент. В представленном примере диагностики мальчика О. выявлены трудности понимания норм поведения в социуме и определения эмоций, изображенных на рисунках. Необходимым компонентом эмоционального развития является умение понимать свои и чужие эмоции, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Формирование навыков эмоционального реагирования и взаимодействия с окружающими людьми у детей дошкольного возраста происходит при наблюдении разных вариантов реакций на происходящие события близких взрослых [15].

В литературе последнего десятилетия появляется все больше работ, показывающих взаимосвязь социально-коммуникативного развития с навыками саморегуляции, развитием памяти, речи и зрительно-пространственного восприятия [16; 17]. В частности, отсутствие связной речи у девочки Н. не позволило провести диагностику слухоре-чевой памяти (см. табл. 3). Кроме того, обращает на себя внимание и низких уровень развития мелкой моторики.

Зрительная память - неотъемлемый компонент познавательного развития, который активно формируется в дошкольном возрасте. В исследованиях C.T. Ngo, A.J. Horner и др. [18] показано, что дошкольники младшего возраста могут связывать отдельные эпизоды памяти в целостное событие. В литературе есть данные о значительном увеличении произвольности зрительной памяти только после 5 лет [19], поэтому в данной методике для оценки зрительной памяти мы использовали изображения, с опорой на знакомые образы.

Понимание уровня развития концентрации внимания, умения работать без отвлечений в течение непродолжительного времени (3-5 минут) необходимы для любой деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста. В представленных примерах диагностики выявлен высокий уровень концентрации внимания у обоих детей. В тоже время у девочки Н. помехоустойчивость (см. рис. 2В) несколько ниже, чем у мальчика О, что, возможно, обусловлено отсутствием речевой регуляцией деятельности (см. табл. 3). Несформированность отдельных компонентов внимания может в дальнейшем отрицательно повлиять на формирование базовых навыков чтения и письма [16].

При оценке зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций копирование простых изображений у девочки Н. не соответствует образцам (см. рис. 8Б). Такой результат может быть связан не только с низким уровнем развития мелкой моторики (см. табл. 3), но и с особенностями формирования зритель-

ного восприятия в онтогенезе, что показано в работах М.М. Безруких и А.В. Хрянина [20], Д.А. Фарбер и Т.Г. Бетелевой [21]. В исследованиях Д.А. Фарбер и Н.Е. Петренко установлена корреляционная зависимость между развитием зрительного восприятия и созреванием соответствующих зон коры головного мозга. Этот процесс продолжается и в последующем онтогенезе [22].

В младшем дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление постепенно сменяется наглядно-образным: появляются элементы анализа, умение сравнивать предметы и выделять характерный признак, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы, на основании собственных наблюдений [23; 24]. Оба ребенка выполнили задания, оценивающие умение обобщать, делать простые логические выводы, устанавливать логическую последовательность событий (см. табл. 3). Это свидетельствует о том, что формирование наглядно-образного мышления у этих детей идёт успешно.

Многие авторы сходятся во мнении, что детская литература играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Сказки носят не только развлекательный характер, но дают знания полезные в быту, передают основные социокультурные ценности и общепринятые нормы поведения в социуме [25]. Помимо этого, сказки помогают детям младшего возраста делиться своими переживаниями, страхами и желаниями со взрослыми [26]. Результаты диагностики мальчика О. подтверждают это положение, т.к. недостаточное знание сказок может быть причиной низкого уровня развития социально-коммуникативных навыков, включающих знание норм поведения (см. табл. 3). Кроме того, сказки способствуют обогащению словарного запаса, помогают развивать воображение и творческие мышление [25]. Невысокий суммарный балл оценки художественно-эстетического развития у девочки Н. подтверждает значение сказок для развития речи и воображения ребенка (см. табл. 3).

В работе J.W. de Greeff, R.J. Bosker и др. [1] выявлено значительное положительное влияние физической активности на развитие таких когнитивных процессов, как внимание и память, а также на формирование произвольной регуляции деятельности. В своих исследованиях J.P. Piek и N.C. Barrett [27]; J.P. Piek, B. Hands и др. [28] выявили высокую вероятность возникновения трудностей социализации при недостаточной сформированности или нарушениях двигательных навыков. Вместе с тем вопрос о взаимосвязи физического развития с другими функциями остается дискуссионным, что показано в работах M.M. Beck и R.R. Lind [29], S. Suggate и E. Pufke [30], D. Sjöwall и M. Hertz [31]. Наше исследование показало, что низкий уровень развития тонко-координированных движений у девочки Н. влияет на формирование графо-моторных навыков, но не сказывается на других познавательных функциях (см. табл. 3).

В аналитическом обзоре P.J. Anderson и N. Reidy [32] показано, что произвольную регуляцию деятельности можно оценить у детей 3-6 лет для полноценной оценки познавательного развития. Оба ребенка показали высокие результаты при оценке организации деятельности, что подтвердили наблюдения за ними во время свободной игры и прогулок на площадке (см. табл. 3). Определенный уровень развития организации деятельности необходим для любых игр и занятий не только в дошкольном возрасте, но и при систематическом обучении в начальной школе. Трудности формирования произвольной регуляции деятельности могут стать причиной сложности переключения с одного вида деятельности на другой, удержания сложной программы деятельности и самоконтроля.

Заключение

Представленная методика позволяет получить объективную информацию о социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии ребенка, дать необходимые рекомендации специалистам ДОО и родителям для дальнейшей развивающей работы с ребенком. Апробация методики и ее применение при проведении популяционных исследований показало высокую информативность, эффективность и доступность при использовании на практике.

В данной диагностике заложена преемственность заданий, обусловленная наличием методик диагностики развития детей 5-6, и 6-7 лет, созданная одним коллективом авторов [33; 34]. Это позволяет проводить лонгитюдные и мониторинговые исследования, а также наблюдать за развитием ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста до начала обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. de Greeff J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis // Journal of Science and Medicine in Sport. 2017. Oct 10. S1440-2440(17)31641-9. DOI: 10.1016/j.jsams.2017.09.595.

2. Безруких М.М. Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. 2020. № 1(61). С. 19-36.

3. Clegg J., Law J., Rush R. The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: an analysis of data from the Children in Focus sample from the ALSPAC birth cohort // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Jan. 56(1):67-75. DOI: 10.1111/jcpp.1228

4. Chae Y., Kulkofsky F., Debaran Q. Low-SES children's eyewitness memory: the effects of verbal labels and vocabulary skills // Behavioral Sciences & the Law. 2014. Nov-Dec. 32(6):732-45. DOI: 10.1002/bsl.2145

5. Стефанова Л.Ф. Диагностический журнал «Развитие мелкой моторики и речи у детей 3 -7 лет». Волгоград: Учитель. 2012. 97 с.

6. Зайцева Е.С., Шептунова В.К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет. СПб.: КАРО. 2015. 72 с.

7. Романович О., Кольцова Е. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет. М.: Владос. 2018. 111 с.

8. Куражева Н.Ю., Козлова И.А., Тузаева А.С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 5-6 лет. СПб.: Речь. 2018. 60 с.

9. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Белотелова Т.Э. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет, ФГОС. Волгоград: Учитель. 2020. 62с.

10. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Волгоград: Учитель. 2020. 202 с.

11. Белькович В.Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребенка. М.: «Русское слово - учебник». 2018. 152 с.

12. Карты развития детей от 3 до 7 лет. М.: Изд-во «Национальное образование». 2018. 112 с.

13. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования. М.: Дрофа. 2018. 100 с.

14. Skalicka V., Hygen B.W., Stenseng F., Karstad S.B., Wichstr0m L. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study // Developmental Psychology Journal. 2019. Sep. 37(3):427-443. DOI: 10.1111/bjdp.12283

15. Sala M.N., Pons F. & Molina P. Emotion regulation strategies in preschool children // Developmental Psychology Journal. 2014. Nov. 32(4):440-53. DOI: 10.1111/bjdp.12055.

16. O'Neill S., Thornton V., Marks D.J., Rajendran K., Halperin J.M. Early language mediates the relations between

preschool inattention and school-age reading achievement // Neuropsychology. 2016. May. 30(4):398-404. DOI: 10.1037/neu0000247

17. Vissers C., Koolen S., Hermans D., Scheper A., Knoors H. Executive functioning in preschoolers with specific language impairment // Frontiers in Psychology. 2015. Oct. 20;6:1574. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01574

18. Ngo C.T., Horner A.J., Newcombe N.S., Olson I.R. Development of Holistic Episodic Recollection // Psychological Science. 2019. Dec. 30(12):1696-1706. DOI: 10.1177/0956797619879441.

19. Riggs K.J., McTaggart J., Simpson. Changes in the capacity of visual working memory in 5- to 10-year-olds // Journal of Experimental Child Psychology. 2006. Sep. 95(1). DOI: 10.1016/j.jecp.2006.03.009.

20. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5 - 7 лет // Новые исследования. 2013. № 4 (37). С. 20-36.

21. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С.26-36.

22. Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Механизмы целостного зрительного опознания у детей 7-8 лет с разной эффективностью этой деятельности // Новые исследования. 2012. №4. С.37-51.

23. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Национальное образование». 2016. 368 с.

24. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: «Перспектива». 2018. 224 с.

25. Pulimeno M., Piscitelli P., Colazzo S. Children's lite rature to promote students' global development and wellbeing // Health Promotion Perspectives. 2020. Jan 28;10(1):13-23. DOI: 10.15171/hpp.2020.05.

26. Tsitsani P Psyllidou S., Batzios S.P., Livas S., Ouranos M., Cassimo D. Fairy tales: a compass for children's healthy development - a qualitative study in a Greek island // Child: Care, Health and Development. 2012. 38(2):266-72. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2011.01216.x.

27. Piek J.P., Barrett N.C., Smith L.M., Rigoli D., Gasson N. Do motor skills in infancy and early childhood predict anxious and depressive symptomatology at school age? // Human Movement Science. 2010. Oct. 29(5):777-86. DOI: 10.1016/j.humov.2010.03.006.

28. Piek J.P., Hands B., Licari M.K. Assessment of motor functioning in the preschool period // Neuropsychology Review. 2012. Dec. 22(4):402-13. DOI: 10.1007/s11065-012-9211-4.

29. Beck M.M., Lind R.R., Geertsen S.S., Ritz C. Motor-Enriched Learning Activities Can Improve Mathematical Performance in PreadolescentChildren // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Dec 23. 10:645. DOI: 10.3389/ fnhum.2016.00645.

30. Suggate S., Pufke E., Stoeger H. The effect of fine and grapho-motor skill demands on preschoolers' decoding skill // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. Jan. 141:34-48. DOI: 10.1016/j.jecp.2015.07.012.

31. Sjowall D., Hertz M., Klingberg Т. No Long-Term Effect of Physical Activity Intervention on Working Memory or Arithmetic in Preadolescents // Frontiers in Psychology. 2017. Aug. 10. 8:1342. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01342.

32. Anderson P.J., Reidy N. Assessing executive function in preschoolers // Neuropsychology Review. 2012. Vol. 22, No 4. P. 345-360.

33. Безруких М.М. Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение 1 // Новые исследования. 2021. № 1 (65). С. 78-100. DOI: 10.46742/2072-8840-2021-65-1-78-100

34. Безруких М.М. Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Комплексная диагностика развития детей 5-6 лет. Сообщение 2 // Новые исследования. 2021. № 2(66). 59-79. DOI: 10.46742/2072-8840-202166-2-59-79

REFERENCES

1. de Greeff J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis. Journal of Science and Medicine in Sport, 2017, Oct 10, pp. 1440-2440(17)31641-9. DOI: 10.1016/j.jsams.2017.09.595.

2. Bezrukikh M.M. Filippova T.A., Verba A.S., Ivanov V.V., Sergeeva V.E. Features of the functional development of children aged 6-7 years and predicting the risks of maladaptation and learning difficulties. New research, 2020, no. 1(61), pp. 19-36. (in Russ.)

3. Clegg J., Law J., Rush R. The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: an analysis of data from the Children in Focus sample from the ALSPAC birth cohort. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2015. Jan. 56(1), pp. 67-75. DOI: 10.1111/jcpp.1228

4. Chae Y., Kulkofsky F., Debaran Q. Low-SES children's eyewitness memory: the effects of verbal labels and vocabulary skills. Behavioral Sciences & the Law, 2014. Nov-Dec, vol. 32, no. 6, pp. 732-45. DOI: 10.1002/bsl.2145

5. Stefanova L.F. Diagnostic journal "Development of fine motor skills and speech in children aged 3-7 years". Volgograd, Teacher Publ., 2012. 97 p. (in Russ.)

6. Zaitseva E.S., Sheptunova V.K. Test method for examining the speech of children 4-7 years old. St. Petersburg, KARO Publ., 2015. 72 p. (in Russ.)

7. Romanovich O., Koltsova E. Diagnostics of psychophysical processes and speech development of children aged 5-6 years. Moscow, Vlados Publ., 2018. 111 p. (in Russ.)

8. Kurazheva N.Yu., Kozlova I.A., Tuzaeva A.S. Diagnostic complex "Tsvetik-Semitsvetik" for children 5-6 years old. St. Petersburg, Speech Publ., 2018. 60 p. (in Russ.)

9. Afonkina Yu.A., Borisova O.E., Belotelova T.E. Psychological diagnostics of readiness for teaching children 5-7 years old, GEF. Volgograd, Teacher Publ., 2020. 62 p. (in Russ.)

10. Denisova N.D. Diagnosis of emotional and personal development of preschoolers 3-7 years old. Volgograd, Teacher Publ., 2020. 202 p. (in Russ.)

11. Belkovich V.Yu. Journal of Pedagogical Diagnostics of Child Development. Moscow, "Russian word - a textbook" Publ., 2018. 152 p. (in Russ.)

12. Development cards for children from 3 to 7 years old. Moscow, Publishing House "National Education", 2018. 112 p.

13. Bezrukikh M.M., Filippova T.A. Steps to the school. Educational program of preschool education. Moscow, Bustard Publ., 2018. 100 p. (in Russ.)

14. Skalicka V., Hygen B.W., Stenseng F., Karstad S.B., Wichstr0m L. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study. Developmental Psychology Journal, 2019, Sep., vol. 37(3), pp. 427-443. DOI: 10.1111/bjdp.12283

15. Sala M.N., Pons F. & Molina P. Emotion regulation strategies in preschool children. Developmental Psychology Journal, 2014, Nov., vol. 32(4), pp. 440-53. DOI: 10.1111/bjdp.12055.

16. O'Neill S., Thornton V., Marks D.J., Rajendran K., Halperin J.M. Early language mediates the relations between preschool inattention and school-age reading achievement. Neuropsychology, 2016, May, vol. 30(4), pp. 398-404. DOI: 10.1037/neu0000247

17. Vissers C., Koolen S., Hermans D., Scheper A., Knoors H. Executive functioning in preschoolers with specific language impairment. Frontiers in Psychology, 2015, Oct., vol. 20; 6, p. 1574. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01574

18. Ngo C.T., Horner A.J., Newcombe N.S., Olson I.R. Development of Holistic Episodic Recollection. Psychological Science, 2019, Dec., vol. 30(12), pp. 1696-1706. DOI: 10.1177/0956797619879441.

19. Riggs K.J., McTaggart J., Simpson. Changes in the capacity of visual working memory in 5- to 10-year-olds. Journal of Experimental Child Psychology, 2006, Sep., vol. 95(1). DOI: 10.1016/j.jecp.2006.03.009.

20. Bezrukikh M.M., Khryanin A.V., Terebova N.N. Age and gender features of the psychophysiological structure of visual perception in children aged 5-7 years. New research, 2013, no. 4 (37), pp. 20-36. (in Russ.)

21. Farber D.A., Beteleva T.G. Formation of the system of visual perception in ontogeny. Human Physiology, 2005, vol. 31, no. 5, pp. 26-36. (in Russ.)

22. Farber D.A., Petrenko N.E. Mechanisms of holistic visual recognition in children aged 7-8 years with different efficiency of this activity. Novye issledovaniya, 2012, no. 4, pp.37-51. (in Russ.)

23. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Moscow, "National Education" Publ., 2016. 368 p. (in Russ.)

24. Vygotsky L.S. Questions of child psychology. Moscow, "Perspective" Publ., 2018. 224 p. (in Russ.)

25. Pulimeno M., Piscitelli P., Colazzo S. Children's lite rature to promote students' global development and wellbeing. Health Promotion Perspectives, 2020, Jan., vol. 28;10(1), pp. 13-23. DOI: 10.15171/hpp.2020.05.

26. Tsitsani P Psyllidou S., Batzios S.P., Livas S., Ouranos M., Cassimo D. Fairy tales: a compass for children's healthy development - a qualitative study in a Greek island. Child: Care, Health and Development, 2012, vol. 38(2), pp. 26672. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2011.01216.x.

27. Piek J.P., Barrett N.C., Smith L.M., Rigoli D., Gasson N. Do motor skills in infancy and early childhood predict anxious and depressive symptomatology at school age?. Human Movement Science, 2010, Oct., vol. 29(5), pp. 77-86. DOI: 10.1016/j.humov.2010.03.006.

28. Piek J.P., Hands B., Licari M.K. Assessment of motor functioning in the preschool period. Neuropsychology Review, 2012, Dec., vol. 22(4), pp. 402-13. DOI: 10.1007/s11065-012-9211-4.

29. Beck M.M., Lind R.R., Geertsen S.S., Ritz C. Motor-Enriched Learning Activities Can Improve Mathematical Performance in PreadolescentChildren. Frontiers in Human Neuroscience, 2016, Dec., vol. 23. 10, p. 645. DOI: 10.3389/fnhum.2016.00645.

30. Suggate S., Pufke E., Stoeger H. The effect of fine and grapho-motor skill demands on preschoolers' decoding skill. Journal of Experimental Child Psychology, 2016, Jan., vol. 141, pp. 34-48. DOI: 10.1016/j.jecp.2015.07.012.

31. Sjowall D., Hertz M., Klingberg T. No Long-Term Effect of Physical Activity Intervention on Working Memory or Arithmetic in Preadolescents. Frontiers in Psychology, 2017, Aug., vol. 10. 8, p. 1342. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01342.

32. Anderson P.J., Reidy N. Assessing executive function in preschoolers. Neuropsychology Review, 2012, vol. 22, no. 4, pp. 345-360.

33. Bezrukikh M.M. Filippova T.A., Verba A.S., Ivanov V.V., Sergeeva V.E. Comprehensive diagnostics of the development of children aged 6-7 years and risk assessment of maladaptation to school. Message 1. New research, 2021, no. 1 (65), pp. 78-100. DOI: 10.46742/2072-8840-2021-65-1-78-100 (in Russ.)

34. Bezrukikh M.M. Filippova T.A., Verba A.S., Ivanov V.V., Sergeeva V.E. Comprehensive diagnostics of the development of children 5-6 years old. Message 2. New research. 2021, no. 2(66), pp. 59-79. DOI: 10.46742/2072-8840-2021-662-59-79 (in Russ.)

Информация об авторах Безруких Марьяна Михайловна

(Россия, Москва) Академик РАО, профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» E-mail: mbezrukikh@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-3702-3698, Scopus Author ID: 6603143932

Филиппова Татьяна Андреевна

(Россия, Москва) Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Россфийской академии образования» E-mail: TAFmoscow@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-0093-2089

Верба Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, Москва) Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» E-mail: alst_v@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8128-7944

Information about the authors

Mariana M. Bezrukikh

(Russia Moscow) Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Dr. Sci. (Biol.), Chief Researcher Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education" E-mail: mbezrukikh@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-3702-3698, Scopus Author ID: 6603143932

Tatyana A. Filippova

(Russia Moscow) Cand. Sci. (Biol.), Leading Researcher Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education" E-mail: TAFmoscow@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-0093-2089

Alla S. Verba

(Russia Moscow) Cand. Sci. (Biol.), Senior Researcher Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education" E-mail: alst_v@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8128-7944

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.