Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ. СООБЩЕНИЕ II'

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ. СООБЩЕНИЕ II Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2417
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ / РЕЧЕВОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ И РОДИТЕЛЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.

В статье представлена методика диагностики, позволяющая комплексно оценить уровень социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития детей 5 -6 лет. Используя такой подход, исследование всех сторон развития ребенка дает возможность дать рекомендации специалистам и родителям в организации развивающих игр с учетом индивидуальных особенностей развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE DIAGNOSIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN 5-6 YEARS OLD. MESSAGE II

The article presents a diagnostic method that allows a comprehensive assessment of the level of social and communicative, speech, cognitive, artistic, aesthetic and physical development of children aged 5-6 years. Using this approach, the study of all aspects of child development makes it possible to give recommendations to specialists and parents in the organization of educational games, taking into account the individual characteristics of children's development.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ. СООБЩЕНИЕ II»

УДК 611.81.013+159.922.736.3

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ. СООБЩЕНИЕ II

М.М. Безруких1, Т.А. Филиппова, А.С. Верба ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»,

Москва

В статье представлена методика диагностики, позволяющая комплексно оценить уровень социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития детей 5 -6 лет. Используя такой подход, исследование всех сторон развития ребенка дает возможность дать рекомендации специалистам и родителям в организации развивающих игр с учетом индивидуальных особенностей развития детей.

Ключевые слова: комплексная диагностика, социально-коммуникативное развитие, эмоциональный интеллект; познавательное, речевое, художественно -эстетическое и физическое развитие; рекомендации специалистам и родителям.

Comprehensive diagnosis of development of children 5-6 years old. message ii. The article presents a diagnostic method that allows a comprehensive assessment of the level of social and communicative, speech, cognitive, artistic, aesthetic and physical development of children aged 5-6years. Using this approach, the study of all aspects of child development makes it possible to give recommendations to specialists and parents in the organization of educational games, taking into account the individual characte r-istics of children's development.

Keywords: complex diagnostics, social and communicative development, emotional intelligence; cognitive, speech, artistic, aesthetic and physical development; recommendations to specialists and parents.

DOI:10.46742/2072-8840-2021-66-2-59-79

Изучением особенностей когнитивного, речевого, физического развития детей дошкольного возраста занимаются психологи, педагогики, логопеды, нейро-психологи, используя различные методики. Особый интерес к диагностике развития детей дошкольного возраста не случаен, т.к. это позволяет не только оценить уровень развития в исследуемый период, но и выстроить программу развития на следующем возрастном этапе с учетом выявленных индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве методик подробно оцениваются отдельные стороны развития дошкольников.

В последнее десятилетие появляется все больше методик и тестов для комплексной оценки разных сторон развития ребенка. Использование комплексных методик исследования развития когнитивных функций (внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, логического мышления), речевого развития, художественно-эстетического и физического развития (включающих крупную моторику и развитие тонко-координированных движений), а так же важный

Контакты: 1 Безруких М.М. - E-mail <mbezrakikh@gmail.com>

компонент развития личности дошкольника - социально-коммуникативное развитие, позволяет наиболее широко охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Важность комплексного подхода в рамках одной диагностической методики подтверждает высокая степень взаимосвязи социально-коммуникативного, когнитивного, речевого и физического развития [26; 27]. Исследуя какие-либо отдельные функции развития детей, невозможно в полной мере оценить особенности и темпы развития детей дошкольного возраста.

Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет, разработанная в 2006 году и апробированная в течение нескольких лет в разных регионах России [2; 4], была модифицирована в 2018 в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образовании (ФГОС ДО) в 2018 [4] и в 2021 гг. [5].

Для проведения популяционного исследования в разных 6 регионах России (Архангельской, Калининградской, Московской, Новосибирской, Пензенской областях и Республике Башкортостан) были внесены изменения в задания и в балльную оценку их выполнения для каждой возрастной группы.

В данной статье дана комплексная методика диагностики развития познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно -эстетического и физического развития детей 5-6 лет и рекомендации для специалистов, работающих с детьми этого возраста.

Комплексная диагностика включает оценку: I. Социально-коммуникативного развития, II. Познавательного развития, III. Речевого развития, IV. Художественно-эстетического и V. Физического развития.

Результаты популяционного исследования, проведенного в 2019 году в разных регионах России, свидетельствуют о взаимосвязи социально -коммуникативного развития с большинством познавательных функций [3] Аналогичные данные представлены в работах и других авторов [11; 15; 19]. Умение выражать и понимать свои эмоции, адекватно реагировать на эмоции окружающих является важным компонентом не только социально-коммуникативного развития, но и успешной адаптации ребенка в социуме и эффективного взаимодействия с окружающими. Адекватное выражение эмоций является важным показателем гармоничного развития ребенка.

I. Диагностика социально-коммуникативного развития включает 4 задания, позволяющие оценить способность ребенка определять и различать эмоции на схематических рисунках (задание 1, рис. 1А); понимать изображенные на рисунках ситуации и подбирать (рисунки лиц) к ситуациям (задание 2, рис.1Б), умение общаться с ровесниками и другими взрослыми, используя речевые формулы и обращаться за помощью (задание 3, рис. 1В и задание 4, рис. 1Г).

Рис. 1. Диагностика социально-коммуникативного развития

Задание 1. Инструкция (рис. 1А). Взрослый показывает на первое графическое изображение лица и спрашивает: «Как ты думаешь, какое настроение у человека с таким выражением лица?» Если ребенок затрудняется и не может ответить, взрослый может задать наводящий вопрос: «Когда ты улыбаешься, какое у тебя настроение?». Далее взрослый показывает второе графическое изображение лица и т.д.

Возможные ответы: 1 - радостное, весёлое; 2 - грустное, печальное; 3 -удивлённое или испуганное; 4 - злое, сердитое.

Задание 2. Инструкция (рис. 1 Б): Посмотри на картинки и скажи, какое выражение лица может быть у каждого ребенка. Возможные ответы: весёлое, грустное, испуганное, злое, удивлённое.

Задание 3. Инструкция (рис. 1 В): Покажи на картинках, как ты любишь играть? Вместе с ребятами или один (одна)? Ребенок выбирает и показывает один из рисунков игры с мячом или один из рисунков игры в куклы.

Задание 4. Инструкция (рис. 1Г): Посмотри на картинки и расскажи, кто из детей ведет себя неправильно? Взрослый показывает картинку, а ребенок рассказывает, что делают дети неправильно (плохо есть лежа в кровати, качаться на стуле)

Балльная оценка социально-коммуникативного развития.

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1 (рис. 1А)

Не может определить ни одного выражения лица (или неправильно определяет) даже с помощью. Самостоятельно не может определить эмоции. После приведения примеров и наводящих вопросов правильно определяет 1 -2 выражения лица и настроения. Правильно определяет 3 выражения лица. В качестве помощи возможны примеры и наводящие вопросы. Правильно определяет все выражения лиц, но требуется помощь в виде одного примера бытовой ситуации. Правильно и самостоятельно называет все выражения лиц и настроение.

Задание 2 (рис. 1Б)

Не может назвать выражение лиц ни к одной ситуации даже с помощью. Правильно называет выражений лиц только с помощью. Правильно называет выражение лица по одной картинке самостоятельно, по остальным требуется помощь. Правильно называет выражение лиц к двум ситуациям, либо ко всем, но требуется помощь. Правильно и самостоятельно называет выражение лиц ко всем ситуациям и объясняет свой выбор.

Задание 3 (рис. 1В)

Выбирает ситуации с изображением игр в одиночестве. Выбирает одну ситуацию с изображением совместных игр с детьми. Выбирает две ситуации с изображением совместных игр с детьми.

Задание 4 (рис. 1г)

Не может понять смысл изображенных на рисунках ситуаций. Определяет неправильное поведение детей только с помощью (дополнительным объяснением). Самостоятельно находит и объясняет одну неправильную ситуацию. Понимает все изображенные ситуации и объясняет, что дети делают неправильно.

Своевременная диагностика социально-коммуникативного и эмоционального развития ребенка, необходима для понимания ребенка и выстраивания эффективного взаимодействия с ним.

II. Диагностика познавательного развития ребенка включает: оценку внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Многие исследователи в своих работах подчеркивают важность уровня сформированности произвольной организации деятельности как условие успешных занятий в дошкольном и школьном возрасте [1; 16; 18]. При трудностях формирования организации деятельности у ребенка может наблюдаться снижение времени эффективной работы, частое отвлечение и не доведение любого задания или игры до конца, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, снижение самоконтроля, которое проявляется в «неумении» видеть и исправлять собственные ошибки. Выполнение корректурной пробы (рис. 2 А) дает возможность определить темп деятельности ребенка, понимание и удержание инструкции, концентрацию внимания. Запоминание 10 слов позволяют оценить механическую слуховую память, а изображение предметов - зрительную память (рис. 2Б и В).

Влияние зрительного восприятия на когнитивное развитие стало предметом изучения еще в середине прошлого века [6-8]. В работах современных авторов показано негативное влияние низкого уровня развития зрительного восприятия или отдельных его компонентов на формирование базовых школьных навыков: чтения и письма, а также на усвоение математических навыков [9; 10; 13; 20; 17]. Именно поэтому необходимо оценить уровень развития зрительно -пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников 5-6 лет.

Важным показателем развития познавательной деятельности дошкольника является уровень сформированности зрительной и вербальной памяти. Несмотря на то, что произвольная память наиболее интенсивно формируется в_6-7-летнем возрасте и, начиная с 5-летнего возраста производительность этой функции значительно увеличивается [23], тем не менее, детьми 5-7 лет лучше усваивается и запоминается именно наглядный материал. Некоторые исследователи говорят об уровне развития рабочей памяти как о важном показателе успешности обучения в школе [25].

П.1. Первый блок диагностики познавательного развитие позволяет оценить уровень развития внимания (корректурная проба - рис. 2А и путаница - рис. 2 Б) и памяти: вербальной (рис. 2 В) и зрительной (рис. 2Г).

Рис. 2. Диагностика внимания и зрительной памяти.

Задание 1. Инструкция (рис. 2 А). Посмотри внимательно на верхние фигуры. В трёх фигурах нарисован свой значок: в квадратике - горизонтальная палочка, в треугольнике - вертикальная палочка, кружочек зачеркнут, в ромбике - ничего. Ниже расположены те же фигуры, но без значков. Поставь значки в фигуры по образцу. Заполняй все фигуры по порядку, слева направо. Потренируйся на первой строке, а затем выполни задание.

Читая инструкцию, взрослый одновременно показывает соответствующие фигуры и значки, а также направление выполнения задания. При выполнении задания отмечайте минутные отрезки. Заранее предупредите, что Вы тоже будете ставить свои значки. Ребенок не должен видеть, что Вы смотрите на часы или секундомер.

Задание 2. Инструкция (рис. 2 Б). Рассмотри рисунок и скажи, что ест каждая собачка: большую косточку, корм в миске или маленькую косточку.

Ребенок может вести линию пальцем.

Задание 3. Инструкция. Запомни и повтори слова: дом, гора, ночь, мак, сыр, лес, река, стол, пень, шуба,. Взрослый зачитывает все слова четко, делая паузы между словами (1-2 сек), затем ребенок повторяет те слова, которые запомнил, в это время педагог ставит « + » под каждым правильно названным словом. Затем слова зачитываются второй раз, после ответа ребенка педагог отмечает знаком « + » все правильно названные слова. Затем слова читаются третий раз, выставляются « + ». Балльная оценка выставляется после третьего раза.

Задание 4. Инструкция (рис. 2 В и Г). Посмотри на картинки и запомни их. Взрослый показывает рисунок 2В в течение 10 секунд. После чего взрослый показывает рис. 2Г и просит показать картинки, которые ребёнок запомнил. Рис. 2В предъявляется один раз.

Балльная оценка внимания и памяти

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

3 и более Пропущена 1-2 ошибки, исправ- 1-2 ошибки, Задание вы-

ошибок и строка или 3-4 ленные самостоя- исправленные полнено без

пропущена неисправлен- тельно по ходу вы- самостоятель- ошибок, про-

строка. ные ошибки. полнения задания и но по ходу пусков и ис-

1-2 неисправленные выполнения правлений.

ошибки. задания.

Задание 2

Не может Правильно дает Правильно Всё правильно

выполнить один ответ. дает два отве- определяет.

задание. та.

Задание 3

Запоминает Запоминает 3- Запоминает 5- 6 Запоминает и Запоминает и

и повторяет 4 слов, есть слов, допускает может повто- повторяет 9-10

2 или замены или привнесения (но- рить 7-8 после слов после

меньше привнесения вых слов) или за- трех предъяв- трех предъяв-

слов после после трех мены 1-2 слов по- лений, или 8-10 лении

3-х предъ- предъявлений сле трех предъяв- слов с привне-

явлений лений сениями или 1 -

2 заменами.

Задание 4

Не запом- Запомнил и Запомнил и пока- Запомнил и 3апомнил и

нил ни показал 1 зал 2 предмета. показал 3 показал изоб-

одного предмет. предмета. ражение всех

предмета. предметов.

П.2. Второй блок диагностики познавательного развития оценивает уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций: умение находить и показывать заданную фигуру в сложном рисунке (рис. 3А), умение соединять пунктирные линии в разных направлениях (рис. 3Б), умение дорисовывать недостающие детали по образцу (рис. 3В), умение копировать геометрические фигуры, соблюдая их взаимное расположение (рис. 3Г).

Рис. 3. Диагностика зрительно-пространственного восприятия и зрительно -

моторных координаций

Задание 1. Инструкция (Рис. 3 А). Найди и покажи все круги на картинке, круги могут быть разного размера.

Задание 2. Инструкция (рис. 3 Б): Обведи кораблик по пунктирным линиям.

Задание 3. Инструкция (рис. 3 В): Дорисуй домики так, как показано на первом рисунке (взрослый обращает внимание ребенка, какой рисунок является образцом).

Задание 4. Инструкция (рис. 3 Г): Срисуй фигуры.

Взрослый показывает, в каком пустом «окошке » надо рисовать.

Умение выделять основной признак из множества, устанавливать причинно -следственные связи, проводить аналогии и делать логические выводы являются важными навыками в развитии когнитивной деятельности ребенка. Наши предыдущие исследования показали, что логическое мышление у дошкольников 5 -7 лет является наиболее сформированной функцией по сравнению с другими познавательными функциями. Однако почти 42 % детей практически не справились с заданием, направленным на классификацию и обобщение [2]. Очевидно, что развитию данной функции также необходимо уделять внимание в дошкольном возрасте, как развитию остальных функций когнитивной деятельности.

Балльная оценка зрительно-пространственного восприятия и зрительно-

моторных координаций

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не находит ни одного круга. Находит 1 круг. Находит 2 круга. Находит 3 круга. Находит 4 круга.

Задание 2

Не смог выполнить задание. Линия волнистая, прерывистая, выходит за контур. Соединяет пунктирные линии, не выходя за контур.

Задание 3

Не может выполнить задания в соответствии с образцом. Правильно дорисован 1домик. Отсутствуют 34 детали, правильно нарисованы 2 домика. Отсутствуют 1-2 детали во всем задании. Выполняет задание правильно.

Задание 4

Все фигуры скопированы с ошибками Правильно скопированы 1-2 фигуры Правильно скопированы 3- 4 фигуры. Правильно скопировано 5 фигур или допускает 1 -2 ошибки (взаимное расположение фигур не соответствует образцу). Выполняет задание правильно.

П.3 В третьем блоке диагностики познавательного развития оценивается ло-

гическое мышление: умение выделять общий признак (рис. 4А), составлять логические цепочки (рис. 4Б), понимать смысл и последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, строить простые умозаключения и делать логические выводы) (рис. 4В и 4Г).

Рис. 4. Диагностика логического мышления

Задание 1. Инструкция (рис. 4А). Найди и покажи лишний предмет в каждом ряду.

Если ребенок не справляется с заданием, необходимо убедиться, что он знает все предметы.

Задание 2. Инструкция (рис. 4Б). Рассмотри рисунки и покажи, какой цветочек должен быть следующим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если ребенок не понимает, как надо выполнять задание, взрослый называет количество лепестков в каждом последующем рисунке.

Задание 3. Инструкция (рис. 4В). Рассмотри рисунки, покажи «Какая картинка должна быть первой, какая второй и какая третьей.

Если ребенок не может выполнить задание, взрослый называет, что нарисовано на каждой картинке (Бабушка из муки делает (месит) тесто для пирога. Бабушка ставит пирог в духовку. Бабушка ставит пирог на стол, угощает внука (мальчика).

Задание 4. Инструкция (рис. 4Г). Рассмотри картинки. Скажи, что нарисовано неправильно и объясни почему (Мальчик стоит в шортах и футболке с лыжами в руках. Девочка в летней одежде с санками).

Балльная оценка логического мышления

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может Выделяет Самостоятельно Самостоятельно Умеет самосто-

выделить лишние выделяет лиш- выделяет лиш- ятельно выде-

лишний пред- предметы ний предмет ний предмет в 2 лить лишний

мет даже с только с по- только в 1 ряду. рядах. предмет и объ-

помощью. мощью. яснить свой выбор.

Задание 2

Не может Выполняет за- Правильно вы-

выполнить дание после полняет зада-

задание даже с дополнительно- ние.

помощью. го объяснения.

Задание 3

Не понимает Затрудняется Может допу- Правильно

смысл и по- в определе- стить ошибку в определяет по-

следователь- нии последо- последователь- следователь-

ность собы- вательности ности событий, ность событий.

тий. Помощь событий. но исправляет

взрослого не Требуется самостоятельно.

помогает. помощь взрослого. Понимает смысл событий.

Задание 4

Не может Понимает и Понимает и

понять, что объясняет, что объясняет, что

нарисовано нарисовано нарисовано

неправильно неправильно на неправильно на

даже с помо- 1 картинке. 2-х картинках.

щью.

Ш. Уровень развития речи - важная часть комплексного обследования дошкольников. В многочисленных исследованиях показано значение речи для формирования и развития и эмоционального интеллекта, социально -коммуникативных навыков, познавательной деятельности и произвольной регуляции [11; 26; 27]. Исследования Gurgel L.G., Vidor D.C. [14] и Rowe M.L. [24] свидетельствуют о влиянии внешних факторов на формирование речевых навыков, так как для успешного развития грамматического строя речи, пассивного и активного словаря, связной речи необходимо постоянное общение с родителями.

Этот блок включает диагностику лексико-грамматического строя речи (задания 1 и 2), связной речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам (задание 3). Звукопроизношение и четкость артикуляции оценивается в ходе проведения всей диагностики, но необходимо учесть данные углубленного логопедического обследования.

Рис. 5. Диагностика речевого развития

Задание 1. Инструкция. Составь предложение из слов. Например: «СЕГОДНЯ, ИДТИ, ДОЖДЬ» - «Сегодня идёт дождь». «ДЕВОЧКИ, ИГРАТЬ, С, КУКЛЫ» - «Девочки играют с куклами».

1. Надевать, плащ, мальчик. 2. Дедушка, книжка, читать, внучка. 3. На, ветка, сидеть, птичка.

Взрослый приводит пример составления предложения из слов. Задание выполняется после того, как ребенок понял, как составлять предложение.

Задание 2. Инструкция (рис. 5 А). Скажи, где находятся: велосипед, игрушки, мячи; где лежит лопатка, где лежит собака.

Задание 3. Инструкция (рис. 5 Б). Рассмотри картинки и скажи, какая картинка должна быть первой, какая второй, какая третьей, чтобы получилась история. Расскажи историю. Как ты думаешь, что произошло дальше?

Задание 4. Инструкция. На протяжении всего обследования оценивается насколько у ребенка правильное звукопроизношение, чёткая артикуляция речи.

Таблица 5

Балльная оценка речевого развития

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может Составля- Составляет два Составляет Грамматически

составить ни ет одно предложения. предложения с правильно со-

одного пред- предложе- Предложение с исправления- ставляет 3 пред-

ложения даже ние, предлогами вызы- ми, либо до- ложения.

с помощью остальные вает затруднения, пускает одну

(приведение предложе- но с помощью незначитель-

взрослым ния вызы- справляется. Либо ную ошибку

двух приме- вают за- допускает ошибки (например,

ров труднения, во всех предложе- «Дедушка

даже с ниях, справляется читает книжку

помощью. после дополнительных разъяснений. внучка»).

Задание 2

Неправильно использует все предлоги. Допускает 3-4 ошибки в ис-пользовании предлогов. Допускает 2 ошибки в использовании предлогов. Допускает 1 ошибку в использовании предлогов. Может самостоятельно, сказать, где находятся все предметы и лежит собака, используя предлоги.

Задание 3

Не может составить связный рассказ по картинкам, даже с помощью. Рассказ не получается связным, просто перечисляет, что нарисовано на картинках. Составляет рассказ по картинкам, но требуются наводящие вопросы. Составляет самостоятельно связный рассказ по картинкам, но делает 1 ошибку Может составить связный рассказ по картинкам, использует предлоги. Придумывает продолжение истории.

Задание 4

Речь смазанная («каша во рту»). Нарушено звуко-произношение более 3-х звуков, артикуляция нечеткая, переставляет слоги в словах Не автоматизированы 1 -2 звука. Правильно и четко произносит все звуки.

IV. Комплексная диагностика включает и оценку художественно-эстетического развития. Игры с конструкторами и мозаиками, лепка, рисование способствуют развитию воображения и творческого мышления. Способность: придумать несколько изображений из геометрической фигуры (задание 1, рис.6А); подобрать рифму к словам (задание 2); знание детских музыкальных инструментов для музицирования и предметов, необходимых для творчества (задание 3, рис. 6 Б), а также знание героев детских сказок (задание 4, рис. 6 В) позволяет оценить уровень развития воображения, знание произведений детской литературы и предметов для продуктивной деятельности.

6Б 6Г

Рис. 6. Диагностика художественно-эстетического развития

Задание 1. Инструкция. Дорисуй каждый квадрат так, чтобы получился какой-нибудь предмет. После прочтения инструкции в качестве примера можно показать, как, дорисовав и раскрасив круги, можно превратить их: в монету, мяч, воздушный шарик.

Задание 2. Инструкция. Послушай, как можно подобрать рифму к словам, например, «ёлка-иголка», «картина-корзина». Придумай рифму к словам: «МЫШКА», «МОСТ», «ЗУБ».

Задание 3. Инструкция (рис. 6 А). Скажи как называются эти предметы и для чего они используются. Бубен, барабан, дудочка (свирелъка), карандаши, краски, мозаика.

Задание 5. Инструкция (рис. 6 Б): Скажи как зовут героев сказок. Из каких сказок эти герои?

Таблица 6

Балльная оценка художественно-эстетического развития

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может при- Придумывает Придумывает Придумывает Придумывает 3

думать ни од- одинаковые типичные 2 разных вари- разных варианта

ного изображе- изображения варианты анта изобра- изображения из

ния, не понима- из квадратов изображения жения из квадратов.

ет задачу. (например, из квадратов квадрата.

кубики разных (например,

цветов). тетрадь, кни-

га, блокнот).

Задание 2

Не может при- Может при- Может приду- Может приду-

думать рифму думать риф- мать рифму к мать рифму к

ни к одному из му к 1 слову. 2 словам. каждому слову.

трех слов.

Задание 3

Не может Может само- Знает и мо- Знает и назы- Называет все

назвать ни од- стоятельно жет объяс- вает 5 предме- предметы и мо-

ного предмета. назвать и объ- нить предна- тов и может жет объяснить

яснить пред- значение 3-4 объяснить их для чего они

назначение 1-2 предметов. предназначе- предназначены.

предметов. ние.

Задание 4

Не знает ни Знает 1-3 про- Знает 4-6 Знает и назы- Знает и называет

одного произ- изведения произведе- вает 7-8 про- все представлен-

ведения дет- детскои лите- ний детской изведений ные произведе-

скои литерату- ратуры или литературы, детской лите- ния детской ли-

ры и/или геро- героев. представлен- ратуры или тературы и/или

ев. ных на рисунках. героев. героев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Диагностика физического развития, включающая оценку тонко -координированных движений и крупной моторики, является неотъемлемой составляющей комплексного обследования дошкольников 5 -6 лет.

В последнее годы появляется все больше исследований, показывающих взаимосвязь когнитивного развития с другими сторонами развития детей дошкольного возраста. Ряд работ посвящен анализу влияния физической активности на когнитивное развитие. DeGreeff J.W. и Bosker R.J. [12] установили тот факт, что уровень избирательности, устойчивости и распределения внимания повышается при высокой физической активности. Регулярные занятия физической активностью в течении нескольких недель оказывают влияние на способность планировать, процессы торможения, «когнитивную гибкость» и общую академическую успеваемость. Некоторые авторы подчеркивают важность формирования двигательных навыков (крупной и мелкой моторики) не только на формирование когнитивных и речевых навыков, но и на процесс адаптации среди сверстников и межличностного взаимодействия в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте [21; 22].

Развитие тонко-координированных движений оценивается при выполнении пальчиковых упражнений (Рис. 7А). Для диагностики крупной моторики используется проба Ромберга (статическая устойчивость) (Рис. 7Б) и динамическая проба (прыжки на месте).

Рис. 7. Диагностика физического развития

Задание 1. Инструкция (рис. 7 А). Давай покажем, как «пальчики здороваются», повторяй за мной. Теперь покажи «зайчика» и «козочку».

Взрослому необходимо показывать все фигуры. Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой, а затем двумя руками.

Задание 2. Инструкция (рис. 7 Б). Посмотри и повтори упражнение.

Взрослый подробно объясняет и показывает правильное выполнение задания. Руки должны быть подняты вперёд, пальцы разведены, глаза закрыты. Тест выполняется без обуви. Ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. Регистрируется времяудержа-ния позы в секундах.

Задание 3. Инструкция. Взрослый просит ребенка попрыгать на месте как мячик (произвольно). А потом говорит: «Попробуй прыгать быстро-быстро. Начинай прыгать после команды «Начали», пока не скажу «Стоп». Взрослый может показать прыжки в быстром темпе. После команды «Начали» взрослый засекает 5 секунд и считает количество прыжков.

Задание 4. Инструкция. Поймай мяч, а потом брось мяч одной рукой, как я покажу.

Взрослый бросает мяч ребенку одной рукой, а потом ловит мяч двумя руками.

Балльная оценка физического развития

1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов

Задание 1

Не может воспроизвести фигуры. При выполнении движений помогает себе другой рукой. Выполняет движения правильно каждой рукой Выполнение движений двумя руками не получается. Выполняет движения правильно, с затруднениями одной и двумя руками. Выполняет движения правильно, без усилий одной и двумя руками.

Задание 2, 3

возраст ^^ ^^^ пол 5 лет - 5 лет 6 месяцев | 5 лет 7 месяцев- 6 лет 2 месяца

Задание 2. Балльная оценка позы Ромберга

1 балл 3 балла 5 баллов 1 балл 3 балла 5 баллов

М < 4 4 -7 > 7 < 8 8-14 > 14

Д < 4 4 -7 > 7 < 8 8-14 > 14

Задание 3. Балльная оценка количества прыжков на месте

М < 10 11-15 > 16 < 11 12-17 > 18

Д < 9 10-14 > 15 <10 11-16 > 17

Задание 4

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Ребёнок не может ловить и бросать мяч. Ребёнок не может ловить или бросать мяч. Ребенок бросает и ловит мяч.

VI. При проведении комплексной диагностики необходимо оценить способность ребенка понять инструкцию, работать в соответствии с ней, удерживать внимание и выполнять задание без отвлечений и поддержки со стороны взрослого, принимать помощь в случае необходимости. Все это позволяет оценить уровень развития организации деятельности на этом возрастном этапе. Трудности понимания инструкции существенно осложняют коммуникацию ребенка с детьми и взрослыми.

Балльная оценка организации деятельности (оценивается по ходу выполнения всех заданий)

Задания (показатели деятельности) Оценка выполнения заданий

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

1.Понимание инструкции и выполнение заданий в соответствии с ней. Не понимает инструкцию даже после дополнительных разъяснений. Требуется дополнительное объяснение или приведение примера, после которого выполняет задание. Понимает инструкцию и выполняет задание в соответствии с ней.

2.Способность работать без отвлечений в течение всей диагностики, доводить работу до конца Постоянно отвлекается, не может довести задание до конца даже с поддержкой взрослого («посмотри внимательно», «продолжай» и т.д.). При выполнении заданий требуется внешнее подкрепление, одобрение со стороны взрослого. Выполняет задание без отвлечений, доводит задание до конца.

3. Реакция на неудачу и принятие помощи взрослого. Бурно реагирует на неудачу или отказывается от продолжения работы. Помощь не принимает. Может расстраиваться или бурно реагировать на неудачу, но с помощью взрослого продолжает выполнять задания. Адекватно реагирует на неудачу и замечания, продолжает выполнять задание. Принимает помощь, умеет ее использовать.

4. Проявление утомления. Не может довести работу до конца из-за высокого утомления; по мере утомления появляются навязчивые движения или двигательная расторможен-ность.. Утомление наблюдается, но при поддержке взрослого доводит задание до конца. Утомление не наблюдается.

Комплексная диагностика развития, проведенная за 2 года до начала систематического обучения в школе, позволяет специалистам не только определить индивидуальные особенности ребенка, но и грамотно составить траекторию его развития. На основании результатов диагностики специалисты могут дать обоснованные рекомендации родителям об играх, способствующих развитию ребенка.

Рекомендации по итогам проведения диагностики

Сумма баллов по всем блокам

Низкий уровень развития изучаемых функций Средний уровень развития изучаемых функций Высокий уровень развития изучаемых функций

32-- 89 баллов 90-139 баллов 140- 160 баллов

Необходимо уделить внимание развитию недостаточно сформированных функций. Важно динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение года и консультации соответствующих специалистов. Рекомендуется обратить внимание на развитие тех функций, по которым ребенок получил низкие баллы, составляя индивидуальную траекторию развитию. Формирование диагностируемых функций проходит в соответствии с возрастными особенностями.

Проведение диагностики можно разбить на 2 этапа по 15 -20 минут, чтобы избежать утомления детей. Первый этап включает анализ речевого, художественно -эстетического и физического развития. Познавательное и социально -коммуникативное развития можно оценить во время проведения второго этапа обследования и дать рекомендации воспитателям и родителям.

Комплексная методика диагностики развития дошкольников, разработанная и апробированная в 2004-2006 годах, показала свою валидность и надежность при использовании в практической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций разных регионов России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб., 2001. - С. 195-213.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Байдина В.А Диагностика готовности к школе как раннее выявление (прогнозирование) рисков дезадаптации // Новые исследования. - 2012. - № 1 (30). - С. 145-157.

3. Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А. Комплексная диагностика развития и готовности к школе детей 6-7 лет // Вестник педагогических инноваций. -2019. - № 2 (54). - С. 12-22.

4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Дрофа, 2018. - 100 с.

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба АС. Комплексная диагностика развития детей 607 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение 1. // Новые исследования. - 2021. - № 1. - С. 78-100.

6. Ганзен В.А. Теоретическая модель формирования первичного этапа контурных изображений в процессе восприятия: автореферат дис. ... к. пед. н. - М., 1965. - 20 с.

7. Глезер В.Д., Механизмы опознания зрительных образов / В.Д. Глезер. -М.-Л.: Наука, 1966. - 204 с.

8. Зинченко В.П., Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 106 с.

9. Крещенко О.Ю., Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 19.00.02. - М., 2003. - 20 с.

10. Соколова Л.В., Психофизиологические основы формирования навыка чтения: дис. ... д-ра. биол. наук: 03.00.13; 19.00.02. - Архангельск, 2005. -284 с.

11. Clegg J., Law J., Rush R., et al. The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: an analysis of data from the Children in Focus sample from the ALSPAC birth cohort // J. Child Psychol Psychiatry. - 2015. - Jan. 56(1):67-75.

12. DeGreeff J.W., Bosker R.J., Oosterlaan J., et al. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis J // Sci Med Sport. - 2017. - Oct 10. S1440-2440(17)31641-9.

13. Feder K.P., Handwriting development, competency, and intervention / K.P. Feder; A. Majnemer // Developmental Medicine and Child Neurology. - 2007.

- V. 49 (4). - Р. 312.

14. Gurgel L.G., Vidor D.C., Joly M.C. Risk factors for proper oral language development in children: a systematic literature review // Reppold CT. Codas. - 2014. -Sep-Oct. - 26(5):350-6.

15. Halligan S.L., Cooper P.J., Fearon P. The longitudinal development of emotion regulation capacities in children at risk for externalizing disorders // Dev Psycho-pathol. - 2013. - May. 25(2):391-406.

16. Helland T., Asbjornsen A. Executive Functions in Dislexia // Child Neuropsychology. - 2000. - Vol. 6. No. 1. P. 37-48.

17. Huang X., Eye movements characteristics of Chinese dyslexic children in picture searching / X. Huang, J. Jing, X. Zou, M. Wang, X. Li, A. Lin // Chinese Medical Journal. - 2008. - V. 121, №. 17. - P. 1617-1621.

18. Kirkwood M.W., Weiler M.D., Holmes-Bernstein J. et al. Sources of Poor Performance on the Rey-Osterrieth Complex Figure Test among Children With Learning Difficulties: A Dynamic Assessment Approach. // The Clinical Neuropsychologist.

- 2001. - Vol. 15. No. 3. - pp. 345-356.

19. Kromm H, Färber M, Felt or false smiles? Volitional regulation of emotional expression in 4-, 6-, and 8-year-old children // Child Dev. 2015. Mar-Apr. 86(2):579-97.

20. Kulp M.T., Are visual perceptual skills related to mathematics ability in second through sixth grade children? / MT Kulp, MJ Earley, GL Mitchell, LM Timmerman, CS Frasco, ME. Geiger // FOCUS on Learning Problems in Mathematics. - 2004. - 26(4). - P. 44-51.

21. [Piek J.P., Barrett N.C., Smith L.M., et al. Do motor skills in infancy and early childhood predict anxious and depressive symptomatology at school age? // Hum Mov Sci. - 2010. - Oct., 29(5):777-86.

22. Piek J.P., Hands B., Licari M.K. Assessment of motor functioning in the preschool period //Neuropsychol Rev. - 2012.- Dec. - 22(4):402-13.

23. Riggs K.J., McTaggart J., Simpson. Changes in the capacity of visualwork-ingmemory in 5- to 10-year-olds // Exp Child Psychol. - 2006. - Sep., 95(1).

24. Rowe M.L. Decontextualized language input and preschoolers' vocabulary development // Semin Speech Lang. - 2013. - Nov., 34(4).

25. Ullman H., Almeida R., Klingberg. Structural maturation and brain activity predict future working memory capacity during childhood development // J Neurosci. -2014. - Jan 29. -34(5).

26. Vissers C, Koolen S. Hermans D, et al. Executive functioning in preschoolers with specific language impairment // Front Psychol. - 2015. - Oct. - 20;6:1574.

27. Vugs B, Hendriks M, Cuperus J, et al. Working memory performance and executive function behaviors in young children with SLI. // Res Dev Disabil. - 2014. -Jan. 35(1):62-74.2017-37.

REFERENCES

1. Akhutina T.V. Neyropsikhologicheskiy podkhod k diagnostike i korrektsii trud-nostey obucheniya pismu / T.V. Akhutina // Sovremennyye podkhody k diagnostike i korrektsii rechevykh rasstroystv. - SPb. 2001. - S. 195-213.

2. Bezrukikh M.M., Filippova T.A., Baydina V.A Diagnostika gotovnosti k shkole kak ranneye vyyavleniye (prognozirovaniye) riskov dezadaptatsii // Novyye issledo-vaniya. - 2008.

3. Bezrukikh M.M., Verba AS., Filippova T.A Kompleksnaya diagnostika razviti-ya i gotovnosti k shkole detey 6-7 let // Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy. - 2019. -№ 2 (54). - S. 12-22.

4. Bezrukikh M.M. Stupenki k shkole. Obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya / M.M. Bezrukikh. T.A. Filippova. - M.: Drofa. 2018. - 100 s.

5. Ganzen V.A. Teoreticheskaya model formirovaniya pervichnogo etapa konturnykh izobrazheniy v protsesse vospriyatiya: avtoreferat dis ... k. ped. n. - M. 1965. - 20 s.

6. Glezer V.D. Mekhanizmy opoznaniya zritelnykh obrazov / V.D. Glezer. - M.-L.: Nauka. 1966. - 204 s.

7. ZinchenkoV.P. Formirovaniyezritelnogoobraza / V.P. Zinchenko. N.Yu. Ver-giles. - M.: Izd-vo MGU. 1969. - 106 s.

8. Kreshchenko O.Yu. Psikhofiziologicheskiye kriterii trudnostey obucheniya pismu i chteniyu u shkolnikov mladshikh klassov: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk: 19.00.02. - M. 2003. - 20 s.

9. Sokolova L.V. Psikhofiziologicheskiye osnovy formirovaniya navyka chteniya: dis. ... d-ra. biol. nauk: 03.00.13; 19.00.02. - Arkhangelsk, 2005. - 284 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.