Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
489
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна, Верба Алла Степановна, Филиппова Татьяна Андреевна, Иванов Владимир Вячеславович

Введение. В последние десятилетия резко изменились условия жизни, организация занятий и требования к детям и в семье, и в дошкольных образовательных организациях, что по-разному сказывается на их развитии. Фрагментарные исследования не позволяют получить объективную картину развития современных дошкольников. Поэтому актуальность комплексных исследований очевидна. Результаты зарубежных исследований представляют интерес, но не всегда отражают специфику организации образовательного процесса в разных странах. Это определяет необходимость изучения возрастной динамики и взаимосвязи речевого и социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Методы. Для проведения исследования были использованы блоки оценки речевого и социально-коммуникативного развития «Комплексной методики диагностики развития дошкольников». В 2019 г. было обследовано 1650 детей 5-6 лет, в 2020 г.- 1982 ребенка 6,5-7,5 лет, проживающих в семи регионах России. Результаты. В результате популяционного исследования получены новые данные об особенностях речевого и социально-коммуникативного развития 3632 дошкольников 5-6 и 6,5-7,5 лет. Выявлена положительная динамика развития всех компонентов речи от 31,3 % у детей 5-6 лет к 66,5 % у детей 6,5-7,5 лет. Однако у 33,5 % будущих первоклассников отмечена недостаточная сформированность речи, создающая риск школьных трудностей. Большинство дошкольников имеют оптимальный уровень социально-коммуникативного развития, однако пятая часть (19,9 %) дошкольников 6,5-7,5 лет имеют трудности адаптации в социуме, что может осложнить адаптацию в школе. Обсуждение результатов. Результаты свидетельствуют о положительной возрастной динамике звуко-буквенного анализа и становления правильного звукопроизношения, социально-коммуникативных навыков. Но несмотря на положительную динамику развития речи у детей от 5-6 лет к 6,5-7,5 годам сохраняется около трети будущих первоклассников с ограниченным словарным запасом и неумением правильно строить предложение, характеризующих общее речевое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безруких Марьяна Михайловна, Верба Алла Степановна, Филиппова Татьяна Андреевна, Иванов Владимир Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SPEECH AND SOCIO-COMMUNICATIVE SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Introduction. In recent decades, living conditions, the organization of classes, and the requirements for children both in families and educational institutions (in kindergartens) have changed dramatically, which negatively affects their development. Fragmentary studies do not provide an objective picture of the development of modern preschoolers. In recent decades, there have been no comprehensive population-based studies covering socio-communicative development and all the components of the cognitive development of children. Therefore, the relevance and timeliness of this study is obvious. The results of foreign studies are of interest. However, they cannot always be used for comparative assessment due to high variability of educational processes in different countries. This determines the need to study age dynamics and the relationship between speech and socio-communicative development in older preschoolers living in different regions of Russia. Methods. To conduct the study, the tasks for assessing speech and socio-communicative development of the Comprehensive Technique for Diagnosing the Development of Preschoolers were used. There were examined 1650 children aged 5-6 years old (in 2019) and 1982 children aged 6.5-7.5 years old (in 2020), residing in 7 regions of Russia. Results. As a result of the population-based study, the features of speech and socio-communicative development of 3632 preschool children aged 5-6 and 6.5-7.5 years old were studied and identified. The study revealed positive dynamics in the development of all components of speech from 31.3 % in 5-6-year-old children to 66.5 % in 6.5-7.5-year-old children. However, 33.5 % of future first-graders showed insufficient speech development, which creates the risk of school difficulties. Most preschoolers of both age groups had an optimal level of socio-communicative development; however, one fifth (19.9 %) of preschoolers at the age of 6.5-7.5 y.o. had difficulties in social adaptation, which can complicate their adaptation to school. Discussion. The results of the study indicate positive age-related dynamics of sound-letter analysis, the formation of correct sound pronunciation, and socio-communicative skills (understanding various emotional situations and actions of other people, ability to seek help, apologize, etc.). However, it should be noted that with the increase in the development of almost all speech features in children from 5-6 years old to 6.5-7.5 years old, a fairly large number of future first-graders demonstrate limited vocabulary and inability to build sentences correctly, which characterizes general speech development.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Научная статья

УДК 373.291:159.922.6:612.821 https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.4.1

Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте

Марьяна М. Безруких1 *, Алла С. Верба2, Татьяна А. Филиппова3, Владимир В. Иванов4

1 2' 3' 4 Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация

* mbezrukikh@gmail.com Аннотация

Введение. В последние десятилетия резко изменились условия жизни, организация занятий и требования к детям и в семье, и в дошкольных образовательных организациях, что по-разному сказывается на их развитии. Фрагментарные исследования не позволяют получить объективную картину развития современных дошкольников. Поэтому актуальность комплексных исследований очевидна. Результаты зарубежных исследований представляют интерес, но не всегда отражают специфику организации образовательного процесса в разных странах. Это определяет необходимость изучения возрастной динамики и взаимосвязи речевого и социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Методы. Для проведения исследования были использованы блоки оценки речевого и социально-коммуникативного развития «Комплексной методики диагностики развития дошкольников». В 2019 г. было обследовано 1650 детей 5-6 лет, в 2020 г.- 1982 ребенка 6,5-7,5 лет, проживающих в семи регионах России. Результаты. В результате популяционного исследования получены новые данные об особенностях речевого и социально-коммуникативного развития 3632 дошкольников 5-6 и 6,5-7,5 лет. Выявлена положительная динамика развития всех компонентов речи от 31,3 % у детей 5-6 лет к 66,5 % у детей 6,5-7,5 лет. Однако у 33,5 % будущих первоклассников отмечена недостаточная сформированность речи, создающая риск школьных трудностей. Большинство дошкольников имеют оптимальный уровень социально-коммуникативного развития, однако пятая часть (19,9 %) дошкольников 6,5-7,5 лет имеют трудности адаптации в социуме, что может осложнить адаптацию в школе. Обсуждение результатов. Результаты свидетельствуют о положительной возрастной динамике звуко-буквенного анализа и становления правильного звукопроизношения, социально-коммуникативных навыков. Но несмотря на положительную динамику развития речи у детей от 5-6 лет к 6,5-7,5 годам сохраняется около трети будущих первоклассников с ограниченным словарным запасом и неумением правильно строить предложение, характеризующих общее речевое развитие.

ВЕШ^Н] СС ВУ 4.0 О Безруких М. М„ Верба А. С., Филиппова Т. А., Иванов В. В., 2021

5

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

популяционное исследование, диагностика развития, уровень развития, речевое развитие, звукопроизношение, словарный запас, социальное развитие, коммуникативные навыки, корреляционные связи, дошкольный возраст

Основные положения

> у 20 % будущих первоклассников выявлены трудности коммуникативных навыков, что может стать причиной длительной и сложной адаптации к школе;

> установлена достоверная корреляционная связь речевого и социально-коммуникативного развития, возрастающая от 5 лет к 7 годам;

> при планировании игр с дошкольниками педагогам ДОО необходимо уделять особое внимание расширению словарного запаса и грамматического строя речи;

> адаптация ребенка в социуме происходит в ДОО и в семье при активном участии родителей в ежедневном общении с использованием разнообразных речевых формул в разных ситуациях.

Для цитирования

Безруких, М. М., Верба, А. С., Филиппова, Т. А. и Иванов, В. В. (2021). Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте. Российский психологический журнал, 18(4), 5-17. https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.4.1

Введение

Резкое изменение социокультурных условий жизни современных детей, связанное с цифро-визацией, ограничением общения и сверхранним обучением создает иллюзию стимулирующих влияний на когнитивное и социальное развитие дошкольников (Батенова, 2017; Андреева, 2015). Рассуждения о сверхвысоких способностях детей поколения Z нуждаются в подтверждении (или опровержении), но для этого необходимы данные не фрагментарных, а репрезентативных по-пуляционных исследований, включающих изучение разных сторон развития. В 2019-2020 гг. такое комплексное исследование, включающее анализ речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и здоровья, было проведено в семи регионах нашей страны. В настоящей статье мы представляем фрагмент исследования - анализ речевого и социально-коммуникативного развития.

Старший дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов речевого развития. Четкость артикуляции, правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие у большинства детей формируются именно к этому возрасту. Связная монологическая речь, умение вести диалог с ровесниками и взрослыми, способность рассказать о произошедших событиях и собственных впечатлениях доступна большинству детей 6,5-7,5 лет. Владение языком является важнейшим фактором не только когнитивного развития, но и личности ребенка. Л. С. Выготский почти сто лет назад, обсуждая значение речи для развития, писал, что от речи зависят как развитие интеллекта, так и формирование личности, включая характер и эмоции (Выготский, 1984).

В работе Clegg, Law, Rush, Peters, & Roulstone (2015) выявлено влияние раннего речевого развития (богатый активный словарный запас в 2 года) на благоприятное развитие эмоциональных

6 СС BY 4.0 IM^I

и регулирующих функций в 6-7-летнем возрасте. В ряде исследований произвольных функций делается вывод о том, что как в школьном, так и в старшем дошкольном возрасте специфические речевые нарушения приводят к трудностям рабочей памяти, эмоционального развития, контроля и переключения, планирования деятельности (Vissers, Koolen, Hermans, Scheper, & Knoors, 2015; Vugs, Hendriks, Cuperus, & Verhoeven, 2014).

Очевидность взаимосвязи речи и навыков коммуникации подтверждают многочисленные исследования последних лет (Rosenqvist, Lahti-Nuuttila, Laasonen, & Korkman, 2014; O'Neill, Thornton, Marks, Rajendran, & Halperin, 2016; Bakopoulou, & Dockrell, 2016). Вместе с тем отсутствие достоверных данных о развитии этих функций у современных детей определяет необходимость популяционных исследований возрастных особенностей речи и социально-коммуникативных навыков у 5-6-летних дошкольников и выявление тенденции в их динамике к 6,5-7,5 годам.

Методы

В данном исследовании принимали участие воспитанники дошкольных образовательных организаций (ДОО) семи регионов России: Архангельской, Калининградской, Московской, Новосибирской и Пензенской областей, Республики Башкортостан и г. Москвы. В 2019 г. диагностическое обследование детей 6,5-7,5 лет было проведено в 75 ДОО вышеперечисленных регионов. После получения данных диагностического обследования 1760 детей в регионах была создана единая база данных, проведена математическая обработка полученных результатов, и в окончательный статистический анализ вошли данные диагностики 1650 обследованных детей. В 2020 г. была проведена комплексная диагностика развития 2017 дошкольников 5-6 лет, посещающих ДОО. После формирования общей базы и удаления выпадающих значений в окончательный статистический анализ вошли результаты диагностики 1982 обследованных детей.

Различия по суммарным баллам по каждому разделу между дошкольниками разных возрастных групп были оценены с помощью критерия Манна - Уитни с использованием анализа Z-значения - нормальной аппроксимации статистики Манна - Уитни для больших выборок.

«Методика комплексной диагностики развития детей 5-6 и 6-7 лет» (Безруких, Филиппова и Верба, 2021a; Безруких, Филиппова и Верба, 2021б) соответствует пяти направлениям развития дошкольников, представленным в ФГОС ДО и включает семь блоков. В данной статье -результаты диагностики социально-коммуникативного и речевого развития. Каждый блок включает 5 заданий, которые оценивались по пятибалльной шкале. Для каждого задания было описано значение баллов с учетом качества выполнения задания и выделено 4 группы по уровню развития в зависимости от полученной суммы баллов: высокий уровень развития (высокий УР), средний уровень развития (средний УР), уровень развития ниже среднего (УР ниже среднего), низкий уровень развития (низкий УР).

Диагностика речевого развития включала оценку звукопроизношения и фонематического восприятия, навыков звуко-буквенного анализа, лексико-грамматического строя речи, а также владения связной речью при составлении рассказа по последовательным картинкам.

Обследование социально-коммуникативного развития включало задания, оценивающие умение общаться с ровесниками и обращаться за помощью в случае необходимости, возможность дошкольника верно определять и различать эмоции на схематических рисунках,

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

понимать изображенные на рисунках знакомые эмоционально-значимые ситуации и адекватно на них реагировать.

Результаты

Проведенное исследование показало, что уровень оптимального развития речи отмечен у 31,3 % дошкольников 5-6 лет и 66,5 % детей в 6,5-7,5-летнем возрасте. Положительная динамика развития речи в старшем дошкольном возрасте происходит на фоне значительного уменьшения количества детей с низким УР речи с 42,1 % в 5-6 лет до 11,8 % в 6,5-7,5 лет (рис. 1).

Рисунок !. Распределение детей 5-6 лет и 6,5-7,5 лет (в %) по уровню речевого развития

Для углубленного анализа развития речи была проведена математическая обработка результатов по каждому заданию (табл. 1). От 5-6 лет к 6,5-7,5 годам выявлены значимые изменения по каждому исследуемому показателю (см. табл. 1). У детей 5-6 лет отмечаются достоверно более низкие результаты в речевом и социально-коммуникативном развитии по сравнению с детьми 6,5-7,5 лет. Диагностика речевого развития дошкольников показала, что более интенсивное развитие от 5-6-летнего к 6,5-7,5-летнему возрасту происходит в формировании звуко-буквенного анализа, звукопроизношения и артикуляции (табл. 1). Это может быть связано как с возрастными особенностями формирования звукопроизношения, так и с регулярными логопедическими занятиями, которые активно начинаются в 5-6 лет, и именно этим сторонам речи логопеды уделяют наибольшее внимание. Только 2 % дошкольников перед школой имеют проблемы с правильностью и четкостью звукопроизношения. Столь же благоприятная динамика касается и умения выделять звуки: в 5-6-летнем возрасте низкий УР по этому критерию выявлен у 27,0 % детей, а среди 6,5-7,5-летних детей таких только 3,1 %. Тем не менее, суммарное количество будущих первоклассников, имеющих УР ниже среднего и низкий при выполнении задания 1, характеризующего фонетико-фонема-тическое восприятие, составляет 14 %, что может стать причиной проблем звуко-буквенного анализа в начальной школе.

8

СС BY 4.0

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов оценки разных компонентов речевого развития детей 5-6

и 6,5-7,5 лет (%)

Показатели речевого развития Уровни развития Количество детей (%) 5-6 лет 6,5-7,5 лет (п = 1982) (п = 1650)

Задание 1. Выделение звуков в словах Высокий УР 19,1 61,5

Средний УР 26,8 24,5

УР ниже среднего 27,2 10,9

1 1 Низкий УР 27,0 3,1

Задание 2. Составление предложений из слов (***) Высокий УР 11,4 33,7

Средний УР 27,1 35,3

УР ниже среднего 30,7 22,9

Низкий УР 30,8 8,1

Высокий УР 39,2 33,4

Задание 3. Использование предлогов / умение задавать вопросы Средний УР 30,5 33,2

УР ниже среднего 20,3 20,8

Низкий УР 10,0 12,5

Задание 4. Составление рассказа по картинкам (***) Высокий УР 10,4 33,2

Средний УР 33,9 45,1

УР ниже среднего 34,6 17,6

Низкий УР 21,0 4,1

Высокий УР 24,8 61,6

Задание 5. Средний УР 34,6 28,1

Звукопроизношение (***) УР ниже среднего 23,6 8,3

Низкий УР 16,9 2,0

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,001; ***р < 0,0000.

Существенная положительная динамика отмечена и в умении составлять предложение из 3-4-х слов. Количество детей, с трудом справившихся с этим заданием (суммарное

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

количество детей с низким УР и УР ниже среднего), в 6,5-7,5 лет почти в 2 раза меньше, по сравнению с 5-6-летним возрастом (31 % и 61,5 % соответственно) (табл. 1). Однако треть будущих первоклассников имеет недостаточный словарный запас и трудности правильного построения предложения. Это подтверждается и результатами выполнения задания, в котором детям необходимо было составить рассказ, используя предлоги. Возможно, это связано с тем, что это задание было немного усложнено для 6,5-7,5-летних детей и кроме основного задания им предлагалось задать вопросы к рисунку. При оценке умения составлять рассказ по последовательным картинкам выраженные трудности были выявлены у 55,6 % 5-6-летних детей и 21,7 % среди 6,5-7,5-летних детей (указано суммарное количество детей с низким УР и УР ниже среднего).

Анализ результатов исследования социально-коммуникативного развития дошкольников показал, что большинство 5-6-летних детей 55,2 % (суммарно) имеют высокий и средний УР, что позволяет им успешно адаптироваться в детском коллективе, взаимодействовать с ровесниками и посторонними взрослыми. Несмотря на то, что от 5 лет к 7-ми годам наблюдается активное формирование социально-коммуникативных навыков, почти пятая часть старших дошкольников (19,9 % - суммарное количество детей 6,5-7,5 лет с низким УР и УР ниже среднего) к началу обучения в школе имеют ряд трудностей в формировании этих важных навыков (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение детей 5-6 лет и 6,5-7,5 лет (в %) по уровню социально-коммуникативного развития

Более подробный анализ всех показателей блока эмоционально-коммуникативного развития позволил увидеть, что количество детей, имеющих высокий УР, увеличилось практически в 2 раза - с 23,2 % до 46,0 % (рис. 2). При этом 17,2 % будущих первоклассников затруднялись правильно определить и назвать настроение и выражение графически изображенных

10

СС BY 4.0

лиц, (радостное, грустное, испуганное, злое, удивленное), в то время как среди 5-6-летних детей 35,4 % дошкольников затруднялись выполнить это же задание (табл. 2) (указано суммарное количество детей с низким УР и УР ниже среднего).

От 5-6 лет к 6,5-7,5 годам почти в 2 раза уменьшилось количество дошкольников, неспособных или имеющих трудности в понимании эмоций, позволяющих предугадывать возможную реакцию других людей (взрослых и детей). Если в 5-6 лет таких дошкольников было 32,6 %, то в 6,5-7,5 лет количество детей, затрудняющихся при анализе ситуации и понимании чувств и действий других людей, составило 15,9 % (суммарное количество детей с низким УР и УР ниже среднего).

Тем не менее, старшие дошкольники еще недостаточно точно и в полной мере могут оценить и проанализировать причины возникших ситуаций и последующих реакций - только половина 6,5-7,5-летних детей (48 %) и 27,2 % 5-6-летних детей безошибочно справились с 4 заданием, характеризующим способность понимать ситуацию и предвидеть действия героев (табл. 2).

Только треть детей 5-6 лет (30,6 %) смогли без труда понять эмоционально-значимые ситуации (задание 2), изображенные на рисунках, и подобрать к ним соответствующее выражение лица, в то время как к 6,5-7,5 годам таких детей 52,9 % (табл. 2). Эти данные показывают, что почти половина детей перед школой не имеют базы для эффективной коммуникации. Интересно отметить, что ситуации, предполагающие однозначные реакции, не вызывали у детей сомнений. Например, дошкольники оценивали изображение девочки с тортом, украшенным свечками, как радостное событие. Или практически все дети называли страх и/ или испуг у мальчика, собиравшего в лесу грибы и увидевшего злую собаку в лесу. В то же время мнения детей об эмоции рыбака, поймавшего сапог вместо рыбки, варьировались от «удивления» до «расстройства» и «грусти». При этом негативные эмоции (расстройство и грусть) назвали большинство детей (78,3 %) в обеих возрастных группах. Преобладание негативных эмоций при виде нейтральной ситуации может быть свидетельством повышенной тревожности под влиянием большого объема негативной информации, в которую невольно вовлечены современные дети. Удивление, как естественная реакция на новое, необычное, в ходе диагностики встречалось очень редко.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов оценки разных компонентов социально-коммуникативного развития детей 5-6 и 6,5-7,5 лет (%)

Показатели социально-коммуникативного развития Уровни развития Количество детей (%) 5-6 лет 6,5-7,5 лет (п= 1982) (п= 1650)

Высокий УР 29,7 43,5

Задание 1. Различение эмоций (выраженных графически^*) Средний УР 34,9 39,3

УР ниже среднего 26,5 14,3

Низкий УР 8,9 2,9

ггтт^щ ГГ ГУ 1 Г) 11

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов оценки разных компонентов социально-коммуникативного

развития детей 5-6 и 6,5-7,5 лет (%)

Показатели социально-коммуникативного развития Уровни развития Количество детей (%) 5-6 лет 6,5-7,5 лет (п = 1982) (п = 1650)

Задание 2. Высокий УР 30,6 52,9

Подбор графических Средний УР 40,0 36,0

выражений лиц УР ниже среднего 19,3 8,9

к ситуациям (**) Низкий УР 10,0 2,2

Задание 3. Выбор совместной или/и индивидуальной игры (*) Совместная игра 54,1 73,6

Индивидуальная игра 9,2 3,7

Оба варианта выбора игры 36,7 22,7

Задание 4. Понимание ситуации Высокий УР 27,2 48,0

Средний УР 40,3 36,0

УР ниже среднего 21,3 12,7

и действий героев (**) Низкий УР 11,3 3,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 5. Владение речевыми формулами (**) Высокий УР 51,0 73,6

Средний УР 29,5 21,7

УР ниже среднего 13,9 3,8

Низкий УР 5,6 0,9

Примечание: *р < 0,05; **р < 0,001; ***р < 0,0000.

При исследовании такого показателя, как «выбор совместной или индивидуальной игры» (задание 3), также есть различия между возрастными группами в сторону увеличения количества детей (на 19,5 %), которые выбирают совместную игру (табл. 2). Однако этот показатель скорее свидетельствует об индивидуальных предпочтениях дошкольника, поэтому в данном субтесте мы не выявляли уровни развития, а только отмечали особенности предпочтения совместной или индивидуальной игры. Большинство детей 5-6 лет (54,1 %) и 6,5-7,5 лет (73,6 %) предпочитают совместные игры (табл. 2).

К 6,5-7,5-летнему возрасту большинство дошкольников (73,6 %) овладевают простейшими речевыми формулами в различных социальных ситуациях - извинение, поздравление,

12 ССВУ4.0е^И

знакомство и просьба (задание 5). Среди 5-6-летних дошкольников только половина детей (51 %) свободно справлялись с данными ситуациями (табл. 2). Перед школой только 4,7 % (указано суммарное количество детей с низким УР и УР ниже среднего) детей 6,5-7,5 лет не знают или не умеют использовать эти речевые формулы.

Анализ корреляционных связей речевого и социально-коммуникативного развития показал среднюю степень тесноты связи между этими показателями, которая имеет тенденцию к повышению от 5-6 к 6,5-7,5 годам (r = 0,446, p < 0,001; r = 0,549, p < 0,001). Можно предположить, что по мере совершенствования речи и расширения репертуара речевых коммуникаций корреляция между этими показателями развития будет увеличиваться.

Обсуждение результатов

В результате нашего исследования выявлен недостаточный УР речи у 33,5 % дошкольников (суммарное количество детей 6,5-7,5 лет, имеющих УР ниже среднего и низкий). Еще более десяти лет назад в работе Müürsepp, Ereline, Gapeyeva, & Pääsuke (2009) была показана тенденция к снижению уровня речевого развития у старших дошкольников по сравнению с предыдущими годами. Полученные нами данные действительно свидетельствуют о существовании проблем, связанных с обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя речи у современных дошкольников. Более половины 5-6-летних детей (61,5 %) и почти треть будущих первоклассников (31 %) имеют низкий УР и УР ниже среднего. Недостаточный уровень развития речи может осложнить формирование навыков чтения и письма и стать причиной школьных трудностей (Безруких, 2009; Безруких и Крещенко, 2013).

Известно, что большое значение для формирования грамматического строя речи, связной речи, активного и пассивного словарного запаса оказывают речь и общение с ребенком родителей в раннем возрасте. Дети, родители которых используют в своем общении с ними развернутую речь, дают больше объяснений и задают вопросы, имеют более высокий уровень речевого развития в старшем дошкольном возрасте (Rowe, 2013; Gurgel, Vidor, Joly, & Reppold, 2014). Однако исследования последних лет показывают, что время общения детей с родителями, которое и раньше в большинстве своем было незначительно, в настоящее время постоянно сокращается за счет увеличения времени взаимодействия детей с гадже-тами (Белоусова, Карпов и Уткузова, 2014; Agustin et al., 2019). Безусловно, многое зависит от родителей и полноценной коммуникацией с детьми, но необходимо сделать определенные выводы и педагогам ДОО. Именно воспитатели могут коренным образом изменить ситуацию, включая детей в активную вербальную деятельность, поощряя свободные рассуждения, эффективно используя сюжетно-ролевые игры, театрализации.

Наше исследование показало, что 68,7 % 5-6-летних детей имеют УР речевых навыков ниже среднего и низкий (рис. 1). Это, по-видимому, и является одной из причин несформи-рованности социально-коммуникативных навыков почти у 20 % детей 6,5-7,5 лет, имеющих низкий УР и УР ниже среднего (суммарно) (рис. 2). Это подтверждают и работы последнего десятилетия, в которых было показано значение речевого развития на формирование когнитивных, эмоциональных и регулирующих функций (Ardila, 2013; Vissers et al., 2015; Vugs et al., 2014; O'Neill et al., 2016). Rosenqvist et al. (2014) в своих исследованиях выявили, что у дошкольников 5-6 лет умение распознавать невербальные эмоции других людей развиваются одновременно с другими функциями, но для благополучного развития этого умения наиболее важным является речевое развитие.

I I СС BY 4.0 13

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Помимо этого, комплексные трудности в развитии речи в старшем дошкольном возрасте могут оказывать значительное влияние на социально-коммуникативное навыки и взаимодействие со сверстниками и взрослыми (Foster-Cohen, Friesen, Champion, & Woodward, 2010; Maggiolo, Varela, Arancibia, & Ruiz, 2014). Умение адекватно выражать свои эмоции и способность понимать эмоциональное состояние других людей играют значительную роль в становлении коммуникативных навыков дошкольников (Гром, 2016; Лаптева и Морозова, 2016). Согласно полученным результатам нашего исследования, 15,9 % детей 6,5-7,5 лет (суммарное количество детей с низким УР и УР ниже среднего) с трудом анализируют эмоционально-значимые ситуации. Bakopoulou & Dockrell (2016) отмечают в своей работе значимость эмоций в социально-коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста, а именно умения понимать эмоции, определять причины эмоционального состояния других людей, а также важность знания моделей разрешения конфликтов, что в целом и определяет социальное поведение детей. Помимо этого, эмоциональное развитие тесно связано со способностью планирования и контроля своей деятельности (Rints, McAuley, & Nilsen, 2015; Rodrigo-Ruiz, Perez-Gonzalez, & Cejudo, 2017), что очень важно при обучении в школе.

В своем исследовании Завалко (2012) отмечает важность в жизни детей использования обращений и других речевых формул, которые выполняют различные функции. Как считает автор, наиболее часто дети используют такую речевую формулу, как приветствие, т. к. сама ситуация встречи и/или установления контакта является позитивным моментом в жизни дошкольника, а значит и быстрее усваивается и чаще используется. Однако наше исследование показало, что не только просьба, но и ситуация знакомства и использование соответствующих речевых формул вызывают трудности у детей 5-6 лет. При выполнении задания 5 (табл. 2) 5,6 % детей не смогли подобрать ни одну речевую формулу, а 13,9 % детей - только одну формулу из четырех. Полученные данные необходимо учитывать специалистам ДОО и родителям при общении с детьми.

Некоторые исследователи подчеркивают роль воспитателей и учителей начальных классов для формирования эмоциональной компетентности (Ersay, Kaynak, & Türkoglu, 2014). Именно педагоги демонстрируют эмоции на различные ситуации и поведение детей, находясь большое количество времени со своими воспитанниками (Morris, Denham, Basset, & Curby, 2013). Herndon, Bailey, Shewark, Denham, & Bassett (2013) показали, что способность дошкольников контролировать и регулировать свои эмоции тесно связана с оценкой учителей при адаптации к школе. Поэтому назрела необходимость обучения педагогов социально-эмоциональным методам воспитания в группе детей, обсуждения эмоциональных ситуаций и чувств других детей и взрослых (Garner, Bolt, & Roth, 2019).

Заключение

В результате проведенных популяционных исследований установлено, что только половина обследованных детей владеют высоким уровнем социально-коммуникативного развития, который необходим для успешной адаптации к новому статусу ученика при начале обучения.

Особенности речевого развития, выявленные в результате проведенного исследования, необходимо учитывать при планировании игровых занятий с дошкольниками, уделяя особое внимание расширению словарного запаса и грамматическому строю речи.

14 ССВУ4.0е^И

Выявлена положительная корреляционная связь речевого и социально-коммуникативного развития, которая увеличивается в исследуемом возрастном диапазоне.

Благодарности

Настоящая работа выполнена в рамках Госзаданий № 073-00087-19-00 от 10.01.2019 и № 073-0003020-00 от 23.12.2019.

Литература

Андреева, О. С. (2015). ФГОС как стратегия и инструмент преодоления кризиса в отечественном образовании в условиях современного информационного пространства. В Современная наука: Проблемы и пути их решения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (с. 41-45). Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева. Батенова, Ю. В. (2017). Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учётом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям). Азимут научных исследований: педагогика и психология, 6(3), 288-292. Безруких, М. М. (2009). Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика,

комплексная помощь. Москва: Эксмо. Безруких, М. М. и Крещенко, О. Ю. (2013). Психофизиологические механизмы формирования

навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет. Новые исследования, 4, 4-19. Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. и Верба, А. С. (2021а). Комплексная диагностика развития детей 5-6 лет. Сообщение II. Новые исследования, 2, 59-79. https://doi. org/10.46742/2072-8840-2021-66-2-59-79 Безруких, М. М., Филиппова, Т. А. и Верба, А. С. (2021б). Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе. Сообщение I. Новые исследования, 1, 78-100. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-78-100 Белоусова, М. В., Карпов, А. М. и Уткузова, М. А. (2014). Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. Практическая медицина, 9, 108-112.

Выготский, Л. С. (1984). Детская психология. В Д. Б. Эльконин (ред.), Собрание сочинений

в 6 т.: Т. 4. Москва: Педагогика. Гром, Н. А. (2016). Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного

возраста. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 10, 86-90. Завалко, Е. А. (2012). Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста (кандидатская диссертация). Самарский государственный университет, Самара. Лаптева, Ю. А. и Морозова, И. С. (2016). Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета, 3, 51-55. https:// doi.org/10.21603/2078-8975-2016-3-51-55 Agustín, R. P., Saidah, Q. I., Anggoro, S. D., Huda, N., Widayanti, D. M., Priyantini, D., ... Nurlela, L. (2019). The relationship between the use of gadget and emotional development of preschool children. The Malaysian Journal of Nursing, 7 7(2), 97-102. https://doi.org/10.31674/mjn.2019.v11i02.011 Ardila, A. (2013). Development of metacognitive and emotional executive functions in children. Applied Neuropsychology: Child, 2(2), 82-87. https://doi.org/10.1080/21622965.2013.748388

I I CC BY 4.0 15

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Bakopoulou, I., & Dockrell, J. E. (2016). The role of social cognition and prosocial behaviour in relation to the socio-emotional functioning of primary aged children with specific language impairment. Research in Developmental Disabilities, 49-50, 354-370. https://doi.org/10.1016/]. ridd.2015.12.013

Clegg, J., Law, J., Rush, R., Peters, T. J., & Roulstone, S. (2015). The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: An analysis of data from the children in focus sample from the ALSPAC birth cohort. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, 56(1), 67-75. https://doi.org/10.1111/jcpp.12281 Ersay, E. Kaynak, K. B., & Türkoglu, D. (2014). How pre-service early childhood teachers respond

to children's negative emotions. European Journal of Research on Education, 2(2), 238-244. Foster-Cohen, S. H., Friesen, M. D., Champion, P. R., & Woodward, L. J. (2010). High prevalence / low severity language delay in preschool children born very preterm. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 31(8), 658-667. https://doi.org/10.1097/DBP.0b013e3181e5ab7e Garner, P. W., Bolt, E., & Roth, A. N. (2019). Emotion-focused curricula models and expressions of and talk about emotions between teachers and young children. Journal of Research in Childhood Education, 33(2), 180-193. https://doi.org/10.1080/02568543.2019.1577772 Gurgel, L. G., Vidor, D. C. G. M., Joly, M. C. R. A., & Reppold, C. T. (2014). Risk factors for proper oral language development in children: A systematic literature review. CoDAS, 26(5). https:// doi.org/10.1590/2317-1782/20142014070 Herndon, K. J., Bailey, C. S., Shewark, E. A., Denham, S. A., & Bassett, H. H. (2013). Preschoolers' emotion expression and regulation: Relations with school adjustment. The Journal of Genetic Psychology, 774(6), 642-663. https://doi.org/10.1080/00221325.2012.759525 Maggiolo, M. L., Varela, V. M., Arancibia, C. S., & Ruiz, F. M. (2014). Language difficulties in preschool children with a history of extreme prematurity. Revista Chilena de Pediatría, 85(3), 319-327. https://doi.org/10.4067/S0370-41062014000300008 Morris, C. A. S., Denham, S. A., Basset, H. H., & Curby, T. W. (2013). Relations among teachers' emotion socialization beliefs and practices and preschoolers' emotional competence. Early Education and Development, 24(7), 979-999. https://doi.org/10.1080/10409289.2013.825186 Müürsepp, I., Ereline, J., Gapeyeva, H., & Pääsuke, M. (2009). Motor performance in 5-year-old preschool children with developmental speech and language disorders. Acta Paediatrica, 98(8), 1334-1338. https://doi.org/10.1111/j.1651-2227.2009.01294.x O'Neill, S., Thornton, V., Marks, D. J., Rajendran, K., & Halperin, J. M. (2016). Early language mediates the relations between preschool inattention and school-age reading achievement. Neuropsychology, 30(4), 398-404. https://doi.org/10.1037/neu0000247 Rints, A., McAuley, T., & Nilsen, E. S. (2015). Social communication is predicted by inhibitory ability and ADHD traits in preschool-aged children: A mediation model. Journal of Attention Disorders, 79(10), 901-911. https://doi.org/10.1177/1087054714558873 Rodrigo-Ruiz, D., Perez-Gonzalez, J. C., & Cejudo, J. (2017). Emotional facial recognition difficulties as primary deficit in children with attention deficit hyperactivity disorder: A systematic review. Revista de Neurología, 65(4), 145-152. Rosenqvist, J., Lahti-Nuuttila, P., Laasonen, M., & Korkman, M. (2014). Preschoolers' recognition of emotional expressions: Relationships with other neurocognitive capacities. Child Neuropsychology, 20(3), 281-302. https://doi.org/10.1080/09297049.2013.778235 Rowe, M. L. (2013). Decontextualized language input and preschoolers' vocabulary development.

16 CCBY4.0e^M

Seminars in Speech and Language, 34(04), 260-266. https://doi.org/10.1055/s-0033-1353444 Vissers, C., Koolen, S., Hermans, D., Scheper, A., & Knoors, H. (2015). Executive functioning in preschoolers with specific language impairment. Frontiers in Psychology, 6, 1574. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2015.01574 Vugs, B., Hendriks, M., Cuperus, J., & Verhoeven, L. (2014). Working memory performance and executive function behaviors in young children with SLI. Research in Developmental Disabilities, 35(1), 62-74. https://doi.org/10.1016Zj.ridd.2013.10.022

Дата получения рукописи: 04.11.2021 Дата окончания рецензирования: 15.12.2021 Дата принятия к публикации: 26.12.2021

Информация об авторах Марьяна Михайловна Безруких - доктор биологических наук, академик РАО, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 6603143932; e-mail: mbezrukikh@gmail.com

Алла Степановна Верба - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: alst_v@mail.ru

Татьяна Андреевна Филиппова - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: TAFmoscow@yandex.ru

Владимир Вячеславович Иванов - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 55620461300; e-mail: ronin1024@bk.ru

Заявленный вклад авторов Марьяна Михайловна Безруких - дизайн популяционного исследования, анализ результатов. Алла Степановна Верба - подготовка материалов для проведения диагностики и координация популяционных исследований, формирование единой базы данных результатов исследования.

Татьяна Андреевна Филиппова - литературный обзор, написание текста статьи. Владимир Вячеславович Иванов - статистическая обработка результатов исследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CC BY 4.0

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.