КОМПЛЕКСНАЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ АТРИБУЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ
ИЗДЕЛИЙ
М.Г. Тиндова, канд. экон. наук, доцент
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. (Россия, г. Саратов)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10265
Аннотация. В статье рассматриваются этапы проведения искусствоведческой экспертизы ювелирных изделий в целях купли-продажи. Каждый этап сопровождается описанием процесса проведения соответствующей экспертизы, методов и приборов, которым пользуются эксперты. Кроме того в работе представлен список узконаправленных экспертиз, которые могут проводиться при оценке ювелирных изделий.
Ключевые слова: ювелирные изделия; атрибуция; искусствоведение; геммология.
Современный рынок антиквариата является привлекательным объектом инвестирования, поскольку допускает крупные вложения, такое имущество не облагается налогами, высоко ликвиден (в отличие от рынка недвижимости) и имеет устойчивую ценовую тенденцию к росту. Однако данный рынок также характеризуется высокой степенью подделок, качество которых постоянно улучшается. Все это приводит к необходимости всесторонней атрибуции произведений искусства, особенно ювелирных изделий.
К антикварным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие художественную и историческую ценность, возраст которых превышает 50 лет. К античным ювелирным изделиям относятся изделия, имеющие историческую ценность, возраст которых превышает 300 лет. При оценке антикварного ювелирного изделия определяется вес изделия, состав сплава, из которого оно изготовлено, диагностируются вставки и определяются их характеристики.
Общепринятая классификация ювелирных изделий - это классификация по назначению: личные украшения, предметы туалета, предметы для украшения интерьера, предметы для сервировки стола, письменные принадлежности, принадлежности для часов (цепочки, браслеты, брелоки), принадлежности для курения, сувениры.
Кроме того, ювелирные изделия классифицируются по виду изделия и материа-
лу изготовления. По виду ювелирные украшения классифицируют на кольца, серьги, броши, кулоны, медальоны, колье, ожерелья, браслеты, цепочки, запонки, бусы, заколки и зажимы для галстука; при этом ювелирные изделия могут выпускаться отдельными предметами и в наборах (гарнитурах). По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три группы: украшения из драгоценных металлов (золото, серебро), украшения из недрагоценных металлов (меди, бронзы, мельхиора, алюминия, олова) и украшения из неметаллических материалов (пластмасса, дерево, фарфор и т.д).
Также, иногда ювелирные украшения классифицируют по материалу вставок: с драгоценными камнями, с полудрагоценными и поделочными камнями, без камней [1].
Атрибуция ювелирных изделий делится на музейную атрибуцию, которая предполагает формально-стилистическое и технико-технологическое исследование, а также исследование бытования вещи. И коммерческую атрибуцию для аукционных домов и антикварных магазинов, где помимо технических экспертиз большое внимание уделяется архивно-
историческому и товароведно-
органолептическому исследованию [2]. Однако для проведения коммерческих экспертиз могут привлекаться любые специалисты и поэтому такие исследования не учитываются музейными работниками. В результате комплексная экспертиза юве-
лирных произведений должна включать следующие виды экспертиз:
1. Искусствоведческо-стилистическая экспертиза, в ходе которой, делается общий вывод о возможной принадлежности предметов к множеству изделий той или иной эпохи, автору, стилю. В качестве материала исследования могут выступать различные описи отдельных коллекций (как частных, так и музейных), представляющих эталонный материал. Изобразительные источники (парадные портреты) позволяют реконструировать утраченные памятники, уточнить назначение и датировки сохранившихся изделий, а главное -представить масштаб культуры ювелирных украшений в рассматриваемую эпоху. Кроме того, с той же целью можно использовать каталоги систематических продаж ювелирных изделий на аукционах «Сотбис» и «Кристи».
2. Архивно-историческая экспертиза. При сделках купли-продажи большое внимание уделяется происхождению вещи. Поэтому ценность вещи повышает приложение документальных свидетельств: купчий, чеков магазинов, нотариально заверенных наследственных записей, каталогов предыдущих продаж и пр. Наиболее ценными считаются подлинные счета фирм.
3. Ювелирно-технологическая экспертиза, когда проводится анализ методов ювелирной технологии, относимой к той или иной эпохи.
Так, например, стилю русское узорочье, существовавшему в XV-XVП веке, характерно использование самоцветных камней; глухих почти скрывающих камень оправ; ярких расписных эмалей. Кроме того, в данный период времени в русских ювелирных традициях отсутствовали самостоятельные ювелирные изделия, и преобладал так называемый ювелирный костюм. Стиль петровского времени: драгоценное украшение из части ювелирного костюма становится самостоятельным ювелирным предметом; камни ограненные розой и почти скрыты кастами с неровным верхним краем (прием закрепки драгоценных камней, использовавшийся в ренессансных вещах); лаконизм декора ювелирных ак-
сессуаров. Стиль правления Елизаветы Петровны - французское рококо; а во время правления Екатерины II стили украшений претерпели постепенный переход от барочно-рокайльной формы к классической упорядоченности.
4. Геммологическая и камнерезно-технологическая экспертиза, направленная на изучение минералов в изделии. Геммологическая экспертиза начинается с определения драгоценного камня. Затем эксперты доказывают природное происхождение камня и ищут следы возможного облагораживания (облагораживание природных камней - это превращение дешёвых камней в более дорогие, для чего используется отжиг, облучение, заполнение трещин, поверхностное покрытие и пр.). Затем производится оценка качества драгоценного камня. Существует разделение камней на драгоценные, полудрагоценные и поделочные (которое является весьма условным). В настоящее время согласно законодательству РФ драгоценными считаются природные алмазы, изумруды, рубины сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные янтарные образования [3]. Однако данный перечень отличается в различных государствах и был различен в разные эпохи. Помимо определения вида минерала, специалист должен установить ещё и качество самого камня. Оно оценивается по четырём общепринятым во всём мире критериям:
1) color - цвет;
2) cut - огранка;
3) clarity - чистота;
4) carat - каратная масса [4].
Карат - единица измерения массы ювелирных камней и жемчуга, равная 2*104 кг [5]. Определение веса камня без его выемки из изделия может осуществляться с помощью формул или специальных компьютерных программ, одной из которых является Diamond Calculator фирмы Octonus Ltd.
Для идентификации камня и определения его качества наиболее важным является исследование его оптических свойств, таких как цвет, прозрачность, блеск, дис-
персия показателей преломления. Одним из основных диагностических признаков является цвет, он же сильно влияет на ценность камня.
Разнообразие цветов обеспечивается химическим составом минерала, наличием в нём хромофоров (элементов носителей цвета), которыми могут являться хром, железо, кобальт, марганец, медь и другие вещества. При определении окраски драгоценных камней широко используют метод визуального наблюдения, хотя он и является весьма субъективным. Для получения более объективных данных пользуются спектроскопическими методами исследования, с помощью спектроскопов с дифракционной решеткой или с призмой производится изучение спектра поглощения и отражения.
Ещё один важный параметр диагностики - светопреломление. Светопреломление - это преломление световых лучей, которое происходит при переходе луча из воздуха в минерал. В результате этого наблюдается явление дисперсии, что выглядит как сверкание камня. Самую высокую дисперсию показателя преломления имеет алмаз (0,062). При исследовании данного свойства минерала специалисты чаще всего используют рефрактометры.
Блеск ювелирного камня тоже один из важнейших критериев, который нуждается во внимании эксперта. Он связан с отражательной способностью кристалла, которая в свою очередь зависит от характера поверхности, на которую падает свет, химического состава и особенностей структуры веществ. Различают алмазный, стеклянный, полуметаллический и металлический блеск, а принадлежность к определенному виду блеска определяется показателями преломления и отражения. В ювелирном деле чаще всего встречаются камни со стеклянным блеском.
Чистота камня определяется его прозрачностью (степенью поглощения им световых лучей, которая зависит от химического состава вещества и его структуры) и наличием/отсутствием включений, дефектов и других факторов. Проводя исследование этого свойства, специалисты пользуются количественно-
спектроскопическими методами, рассматривая объект в разных диапазонах спектра с применением спектрофотометров или спектрографов. Полученные данные сравниваются с таблицами соответствия камней определенной группе чистоты.
Другого рода материалами, которые используются для изготовления ювелирных изделий, являются драгоценные металлы. В настоящее время, согласно ФЗ № 41-ФЗ, драгоценными металлами считаются: золото, серебро, платина, а также металлы платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений и осмий [2].
Эксперт чаще всего имеет дело не с чистыми металлами, а с золото-, серебро-и платиносодержащими сплавами, так как лигатуры (примеси в сплаве) придают изделиям большую прочность. Цель экспертного исследования в этом случае - определить соответствие пробы драгоценного металла, указанной на изделии, и химического состава сплава. Проба показывает количество чистого драгоценного металла в сплаве.
5. Пробирная экспертиза. Клеймо - знак на изделии, в котором обычно указываются проба, место производства, дата изготовления, имя мастера, имя пробирера и другие сведения о пробируемом предмете. Проба - количество драгоценного металла в сплаве. Её основные виды: золотниковая, метрическая, каратная, лотовая [6].
6. Товароведно-органолептическая экспертиза (или знаточеская экспертиза) - метод определения показателей качества на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Некоторые эксперты, имеющие значительный практический опыт, путем осязания (туше) отличают шлифовку и полировку камнерезных изделий и фарфора, качество и подлинность деревянных футляров. Многие эксперты на глаз определяют прозрачность и цветовые характеристики камня.
7. Графологическая экспертиза. Особенность ювелирных изделий в том, что если они выполнялись в больших мастерских, то они очень часто имеют нацарапанные номера. Качество графики и почерк, которым написаны эти номера, име-
ют свои особенности. При наличии фото- могут быть назначены узкоспециальные графической базы таких номеров, назнача- экспертизы, например экспертизы икон; ется графологическая экспертиза, которая миниатюр, исполненных акварелью или позволяет обнаружить сомнительные но- гуашью по кости, лукутинских коробок и мера, нанесенные подельщиками. часовых механизмов; химико-
В заключение следует добавить, что технологические экспертизы для анализа помимо вышеперечисленных экспертиз красок.
Библиографический список
1. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений / В.П. Новиков, В С. Павлов. - СПб.: Политехника, 1991. - 208 с.
2. Тиндова М.Г. Экономико-математическое моделирование. - Саратов, 2013.
3. Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ.
4. Gilbertson Al. Diamond Quality: A Short History of the 4Cs. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gia.edu/gia-news-research/diamond-quality-short-history-4Cs (дата обращения: 07.05.2019).
5. Тиндова М.Г. Фрактальная модель оценки стоимости золота // Управление риском. -2017. - №1 (81). - С. 29-32.
6. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 «Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
COMPLEX ART HISTORY ATTRIBUTION OF JEWELRY
M.G. Tindova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (Russia, Saratov)
Abstract. In the article, the author considers the stages of conducting an art historical examination ofjewelry for the purpose ofpurchase and sale. Each stage is accompanied in the form of a description of the process of carrying out the relevant expertise, methods and instruments used by experts. In addition, the author presents a list of specialized examinations that can be carried out when evaluating jewelry.
Keywords: jewelry; attribution; art criticism; gemmologiya.