УДК 621.01./075.8/
Е. Е. Бублсм
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Целью индивидуальных заданий по общеинженерной подготовке является:
— развитие способности самостоятельного поиска инженерно-технической информации, дающей необходимое представление о поставленном вопросе;
— оформление информации в виде, удобном для оценки конкурентоспособности завода, машины, механизма или технологического процесса.
Методика выполнения индивидуальных заданий по общеинженерной подготовке имеет экономически ориентированный подход к освоению инженерных знаний и позволяет получить экономисту необходимые знания по следующим разделам:
1. Устройство современного оборудования машиностроительных заводов.
2. Механические движения, происходящие при работе машин и механизмов, применяемых на промышленных предприятиях. При этом под механическим движением понимается изменение в пространстве с течением времени взаимного положения основных частей изучаемого устройства или машины. Одновременно студенты получают практические навыки в оформлении результатов работы.
Приобретение этих умений и навыков реализуется при изучении движений на заводах и в цехах, а также машин, механизмов и транспортных устройств методами механики. .
Каждая тема индивидуального задания разбита на три части, представляющие задания, выполняемые студентом в течение цикла: механика работы цеха, машины или механизма; механика деформаций в материалах и заготовках при использовании различных видов технологической оснастки; описание типового технологического процесса. При этом особое внимание уделяется освоению студентом энциклопедического представления информации в предъявляемом для рейтинговой оценки реферате.
УДК 515
В. Г. Ли, А. В. Завидский
КОМПЛЕКСНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.01
Инженерно-графическая подготовка студентов по специальности 1301 «Самолете- и вертолетостроение» осуществляется по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» в течение четырех семестров. Такая продолжительность подготовки, а также специфика безэкза-менационной, рейтинговой системы требуют на заключительном этапе обучения комплексной оценки знаний, умений и навыков, полученных студентами по всем разделам курса. Для этого предлагается выполнение комплексной графической работы «Трассировка пространственного трубопровода». Отличительной особенностью данной работы является то, что ее выполнение
Секция учебно-методическая
требует сквозного интегрированного использования как аппарата начертательной геометрии, так и творческого подхода на этапе геометрического моделирования с элементами оптимизации в среде компьютерной графики. При этом студент глубоко прорабатывает правила оформления нормативнотехнической документации, применяемой в реальном производстве на разньцс этапах конструирования и изготовления трубопроводов в авиастроении.
Задание к работе сформулировано в виде технического задания с графическими исходными данными, дополненными определенными конструктивными условиями и технологическими требованиями. В результате должны быть выполнены три чертежа: теоретический чертеж трассировки на эпюре Монжа, аксонометрическая схема трассировки, спецификация и сборочный чертеж трубопровода (трубопровод оснащен с обоих концов фланцами с помощью сварных соединений). Поскольку работа на этапе выполнения эпюра трассировки выполняется с помощью ЭВМ, студент должен представить не менее трех приемлемых вариантов трубопровода с последующим обоснованием выбора наиболее оптимального варианта. Критериями оптимальности являются минимальность длины и количество необходимых гибов трубопровода.
В 1993/94 учебном году осуществлена экспериментальная методическая апробация работы, подготовлены и проверены все 30 вариантов индивидуальных заданий.
УДК 744
В. П. Вареца
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГРАФИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
В различных учебных курсах широко используется разнообразная графическая информация: графики, рисунки, чертежи, различные схемы и т. д. При разработке автоматизированных учебных курсов (АУК) на базе широко распространенных персональных ЭВМ, совместимых с 1ВМ РС, возникает проблема совмещения в АУК текстовой и графической информации вследствие аппаратных различий их вывода и хранения. Для решения указанной проблемы минимальными программными средствами разработана интерактивная графическая система (ИГС), которая позволяет как создавать автоматизированные учебные курсы, использующие текстовую и графическую информацию, так и использовать ее в качестве управляющей оболочки при работе с ними. При этом графическая информация в АУК вызывается на экран монитора в процессе изучения материала по номерам ссылок (ветвь «Обучение») или программно (ветвь «Контроль знаний»).
На основе созданной базы данных интерактивной графической системы для конкретного учебного курса обучаемый с ведома преподавателя получает доступ к изучаемому АУК и выбирает нужный ему режим (обучение или контроль знаний).
Для организации помощи в процессе контроля усвоения учебного материала АУК в рамках процедур опроса интерактивной графической системы (ветвь «Контроль знаний») реализована процедура, которая позволяет обучаемому воспользоваться помощью в момент его опроса, однако каждая попытка