Научная статья на тему 'Разработка автоматизированных учебных курсов, использующих графическую информацию'

Разработка автоматизированных учебных курсов, использующих графическую информацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка автоматизированных учебных курсов, использующих графическую информацию»

Секция учебно-методическая

требует сквозного интегрированного использования как аппарата начертательной геометрии, так и творческого подхода на этапе геометрического моделирования с элементами оптимизации в среде компьютерной графики. При этом студент глубоко прорабатывает правила оформления нормативнотехнической документации, применяемой в реальном производстве на разньцс этапах конструирования и изготовления трубопроводов в авиастроении.

Задание к работе сформулировано в виде технического задания с графическими исходными данными, дополненными определенными конструктивными условиями и технологическими требованиями. В результате должны быть выполнены три чертежа: теоретический чертеж трассировки на эпюре Монжа, аксонометрическая схема трассировки, спецификация и сборочный чертеж трубопровода (трубопровод оснащен с обоих концов фланцами с помощью сварных соединений). Поскольку работа на этапе выполнения эпюра трассировки выполняется с помощью ЭВМ, студент должен представить не менее трех приемлемых вариантов трубопровода с последующим обоснованием выбора наиболее оптимального варианта. Критериями оптимальности являются минимальность длины и количество необходимых гибов трубопровода.

В 1993/94 учебном году осуществлена экспериментальная методическая апробация работы, подготовлены и проверены все 30 вариантов индивидуальных заданий.

УДК 744

В. П. Вареца

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГРАФИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

В различных учебных курсах широко используется разнообразная графическая информация: графики, рисунки, чертежи, различные схемы и т. д. При разработке автоматизированных учебных курсов (АУК) на базе широко распространенных персональных ЭВМ, совместимых с 1ВМ РС, возникает проблема совмещения в АУК текстовой и графической информации вследствие аппаратных различий их вывода и хранения. Для решения указанной проблемы минимальными программными средствами разработана интерактивная графическая система (ИГС), которая позволяет как создавать автоматизированные учебные курсы, использующие текстовую и графическую информацию, так и использовать ее в качестве управляющей оболочки при работе с ними. При этом графическая информация в АУК вызывается на экран монитора в процессе изучения материала по номерам ссылок (ветвь «Обучение») или программно (ветвь «Контроль знаний»).

На основе созданной базы данных интерактивной графической системы для конкретного учебного курса обучаемый с ведома преподавателя получает доступ к изучаемому АУК и выбирает нужный ему режим (обучение или контроль знаний).

Для организации помощи в процессе контроля усвоения учебного материала АУК в рамках процедур опроса интерактивной графической системы (ветвь «Контроль знаний») реализована процедура, которая позволяет обучаемому воспользоваться помощью в момент его опроса, однако каждая попытка

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

получения такой помощи снижает получаемую им оценку на определенное количество баллов.

Для организации текущего контроля за успеваемостью студентов учебной ’ группы в базе данных ИГС формируется раздел для накопления информации о результатах проведенного опроса.

Созданная интерактивная графическая система для разработки АУК, содержащих графическую информацию, используется на кафедре инженерной графики при создании автоматизированных учебных курсов по изучению и контролю знаний ГОСТов.

УДК 515

В. П. Вареца ПРОЕКЦИОННАЯ МАШИННАЯ ГРАФИКА

В рамках учебного курса «Инженерная и машинная графика» для студентов приборостроительных специальностей читается цикл лекций и проводятся практические занятия по освоению проекционной машинной графики. Основная масса студентов изучает и осваивает простейший профессиональный пакет прикладных программ и поддержки конструкторской документации на ПЭВМ (ПП ГРАФ-М), который имеет простой и удобный пользовательский интерфейс, ориентированный на отечественные технические средства и предназначенный для выполнения конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД. Наиболее подготовленные студенты выполняют чертежи, используя пакет АиСоСАБ.

Согласно календарному плану по учебной дисциплине «Инженерная и машинная графика», в разделе машинная графика студенты аудиторно выполняют чертеж несложной детали и как самостоятельную работу — чертеж армированного изделия. В соответствии с системой РИТМ все задания работ обеспечивают индивидуальность вариантов. С этой целью задание по выполнению чертежа детали представлено в виде параметрического чертежа, изменяя параметры которого студент в соответствии со своим индивидуальным заданием конструирует сложную поверхность своей детали. Сконструировав чертеж детали в виде эскиза и проверив правильность его оформления у преподавателя; он приступает к выполнению этого чертежа средствами машинной графики. Завершается работа выводом полностью законченного чертежа на матричный принтер или перьевой’графопостроитель.

Для выполнения работы используется парк персональных ЭВМ, принтеров и графопостроителей компьютерных классов факультета фундаментального естественнонаучного и гуманитарного образования и кафедры инженерной графики.

По результатам преподавания проекционной машинной графики написаны методические указания для студентов приборостроительных специальностей, одобренные кафедрой инженерной графики для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.