Известия ТРТУ
Специальный выпуск
- продуютшвну кнщеятельность студента, которая должна противопоставляться репродуктивнойяпостановке учебных работ и соответствующему методическому обеспечению, отражающему только необходимый минимум теоретического и прикладного характера для выполнения индивидуализированной студенческой работы, как это было принято ранее при разработке и издании внутривузовских учебно-методических разработок. Новый подход позволит студентам осуществить перенос приобретенных знаний на новые ситуации, т.е. осуществить выход за пределы непосредственной информации;
-яполихроматичностъ в развитии мышления студента, чего можно достичь соединением естественно-научного стиля изложения учебного материала по начертательной геометрии [строгая аксиоматика Д. Гильберта, сочетание наглядного и абстрактного, трехмерного (аксонометрического) и плоского (эпюры Монжа)] и гуманитарного компонента (классики естествознания - Г. Монж, А. Дюрер, Р. Декарт и т.п., история развития геометрии Евклида, начертательной геометрии, современной геометрии и т.д.). Соединение этих двух подходов в большой мере создает гармонию в развитии различных уровней мышления студента;
- обобщенностьязнаний студенташкоторая формируется на основе междисциплинарных связей, в частности, в модулях знаний по техническому черчению и материалам ЕСКД необходимо предусмотреть интегрированные работы, которые включали бы материалы по механике, материаловедению и основам конструирования и соединялись бы в конструкторском чертеже.
УДК 515.2
В.Г. Ли
ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ “САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ” ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ
ГЕОМЕТРИИ
Одной из форм повышения мотивации в условиях технологии обучения РИТМ являются творческие задания, выполняющие следующие основные функции:
- дифференциация контингента обучаемых по уровню подготовленности, способностей и заинтересованности в углубленном изучении учебного материала на принципах продуктивной деятельности;
- расширение круга изучаемого материала за пределы учебных программ на основе индивидуального творческого подхода;
- развитие навыков самостоятельной творческой деятельности обучаемых, работы в условиях конкуренции.
Дисциплина "Начертательная геометрия и инженерная графика" для студентов специальности "Самолетостроение" является одной из важнейших в общеинженерной подготовке. Предлагаемые творческие задания имеют, как правило, комплексный характер, максимально приближены к реальным инженерным задачам, выполняются поэтапно в течение 2-3 семестров.
Секция инженерной графики
Работа по каждому этапу оформляется как конкретный законченный конструкторский продукт в виде теоретических чертежей и пояснительных записок. В общем случае типовыми этапами являются:
а) теоретическая проработка задания в форме составления реферата и решения сопутствующих теоретических и учебных задач;
б) поиск решения задачи, ее формализация и алгоритмизация. Анализ предполагаемых результатов на достоверность, рациональность и оптимальность;
в) практическая реализация разработанных алгоритмов, выполнение конструкторской документации, геометрических моделей или программ по автоматизированному вычерчиванию.
Характерным примером подобного задания является тематика трассировки пространственных трубопроводов в реальном пространстве конструирования с учетом заданных конструктивных и технологических ограничений и требований.
УДК 515
В.П. Вареца
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ АРМИРОВАННОГО ИЗДЕЛИЯ
В настоящее время в производство активно внедряются автоматизированные методы проектирования разнообразных изделий приборостроения на персональных компьютерах. Как правило, в качестве базового пакета машинной графики используется система Аг^оСАБ, которая хорошо работает на ШМ-совместимых компьютерах и поддерживает большое количество различных графических периферийных устройств, имеет хорошо развитой графический редактор и встроенный язык для разработки прикладных программ автоматизированного проектирования.
Разработанное методическое пособие знакомит обучаемых с некоторыми основными понятиями автоматизированного проектирования, а также функциями и приемами работы с системой машинной графики Аг^оСАБ, которые позволяют обеспечить построение рабочих чертежей изделий в соответствии с положениями ГОСТов единой системы конструкторской документации. Оно является также методическим руководством для автоматизированного выполнения рабочих чертежей простой детали и армированного изделия средствами системы Аг^оСАБ согласно индивидуальным заданиям.
Для выполнения данной работы студенты первого курса обучения всех специальностей используют диалоговый режим. В частности, ввод основных параметров разрабатываемого армированного изделия типа "валик" производится по запросу системы с выводом предлагаемых расчетных значений параметров изделия на экран дисплея. После ввода всех необходимых расчетных параметров система запрашивает, каковы форма навариваемого кольца (предлагается 8 вариантов формы) и материал ар-