Научная статья на тему 'Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море'

Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БЕЛОЕ МОРЕ / ЭКОЛОГИЯ / БИОЛОГИЯ / FIELD PRACTICE / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY / NATURAL SCIENCE RESEARCH / WHITE SEA / ECOLOGY / BIOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Можаева Мария Владимировна, Сафонов Михаил Валерьевич

Статья посвящена описанию опыта организации и проведения комплексной естественнонаучной полевой практики школьников на Белом море. Целью программы практики стало изучение многообразия животного и растительного мира окрестностей деревни Нильмогуба, расположенной на северном полярном круге северной Карелии. Цель была достигнута путем реализации двух направлений работы со школьниками: учебно-научная часть, основанная на знакомстве с природой и историей Русского Севера, и учебно-исследовательская часть, посвященная изучению многообразия животного и растительного мира северной Карелии в форме исследовательской деятельности школьников под руководством ученых. Особое внимание было уделено выбору региона, в котором проводилась полевая практика, что позволило изучить наиболее типичные сообщества и представителей данной природной зоны и составляет уникальность региональной полевой биологической и экологической практики. Исследовательские работы, выполненные учениками, были представлены на юношеских конференциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Можаева Мария Владимировна, Сафонов Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE SCIENTIFIC FIELD PRACTICE FOR SCHOOLCHILDREN ON THE WHITE SEA SHORES

The article describes the experience of organizing and conducting a comprehensive natural science field practice for schoolchildren on the White Sea. The goal of the practice program was to study the diversity of flora and fauna of the environs of the village of Nilmoguba, located on the northern polar circle in northern Karelia. The goal was achieved through the implementation of two types of work with schoolchildren: firstly, the educational and scientific part, based on the acquaintance with the nature and history of the Russian North, and the educational and research part, devoted to the study of the diversity of the animal and plant world of northern Karelia in the form of research activities of schoolchildren under the guidance of scientists. Particular attention was paid to the choice of the region in which the field practice was carried out, which allowed us to study the most typical communities and representatives of this natural zone. Research works carried out by students were presented at youth conferences.

Текст научной работы на тему «Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море»

Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море_

Можаева Мария Владимировна, Сафонов Михаил Валерьевич

Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море

Comprehensive scientific field practice for schoolchildren on the White Sea shores

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта организации и проведения комплексной естественнонаучной полевой практики школьников на Белом море. Целью программы практики стало изучение многообразия животного и растительного мира окрестностей деревни Нильмогуба, расположенной на северном полярном круге северной Карелии. Цель была достигнута путем реализации двух направлений работы со школьниками: учебно-научная часть, основанная на знакомстве с природой и историей Русского Севера, и учебно-исследовательская часть, посвященная изучению многообразия животного и растительного мира северной Карелии в форме исследовательской деятельности школьников под руководством ученых. Особое внимание было уделено выбору региона, в котором проводилась полевая практика, что позволило изучить наиболее типичные сообщества и представителей данной природной зоны и составляет уникальность региональной полевой биологической и экологической практики. Исследовательские работы, выполненные учениками, были представлены на юношеских конференциях. Ключевые слова: полевая практика, учебно-исследовательская деятельность, естественнонаучные исследования, Белое море, экология, биология

Abstract. The article describes the experience of organizing and conducting a comprehensive natural science field practice for schoolchildren on the White Sea. The goal of the practice program was to study the diversity of flora and fauna of the environs of the village of Nilmoguba, located on the northern polar circle in northern Karelia. The goal was achieved through the implementation of two types of work with schoolchildren: firstly, the educational and scientific part, based on the acquaintance with the nature and history of the Russian North, and the educational and research part, devoted to the study of the diversity of the animal and plant world of northern Karelia in the form of research activities of schoolchildren under the guidance of scientists. Particular attention was paid to the choice of the region in which the field practice was carried

Можаева

Мария Владимировна,

учитель биологии кафедры STEM ЧОУ «Хорошевская школа», г. Москва

e-mail: mmozhaeva@ mail.ru

Сафонов

Михаил Валерьевич,

кандидат биологических наук, директор туристического центра «Полярный Круг», почетный полярник России, г. Москва и деревня Нильмогуба Лоухского района Республики Карелия e-mail: sever@dive.ru

Maria

Mozhaeva,

Biology teacher at the STEM department of the Khoroshevskaya School, Moscow

Mikhail

Safonov,

Candidate of Biological Sciences, Director of the "Polar Circle" Tourism Center, Honorary Polar Officer of Russia, Moscow and the village of Nilmoguba, Loukhsky District, Republic of Karelia

out, which allowed us to study the most typical communities and representatives of this natural zone. Research works carried out by students were presented at youth conferences. Keywords: field practice, educational research activity, natural science research, White Sea, ecology, biology

Изучение биологии и экологии невозможно только в условиях кабинета и лаборатории. Основная идея полевой практики — вынести изучение биологии и экологии за пределы школы. Полевая практика помогает увидеть в реальности те объекты и процессы, которые изучались только в теории. Это дает наглядные представления о природных явлениях в их взаимосвязях друг с другом. Полевая практика также может выступить фундаментом для формирования экологического мировоззрения школьников.

Для содержательной работы во время полевой практики немаловажную роль играет выбор региона. Это позволяет изучить наиболее типичные сообщества, характерные для разных природных зон. Например, изучение гренландских тюленей, которые выводят и выкармливают детенышей в акватории Белого моря, или влияние полярного дня на особенности вскармливания птенцов перелетными птицами. Работа на берегу Белого моря с его выраженными приливами и отливами также позволяет изучить фауну литоралей и использовать сосны как маркеры поднятия беломорского берега. Иными словами, приведенные примеры иллюстрируют уникальность региональной полевой биологической и экологической практики.

Цель программы практики: изучение многообразия животного и растительного мира окрестностей деревни Нильмогуба, расположенной на северном полярном круге северной Карелии. Данная цель реализовывалась двумя направлениями работы.

Первое направление — учебно-научная часть: знакомство с природой и историей Русского Севера.

В рамках данного направления участникам (ученикам) экспедиции были прочитаны тематические лекции и организованы встречи с учеными, специализирующимися в данном регионе.

Примерный список тем лекций

• «История Белого моря и его современная жизнь. Приливы и отливы, их влияние на эволюцию обитателей моря. Знакомство с литоралью — приливно-отливной полосой побережья»;

• «Лекции по общей экологии и охране природы, знакомство с экологией видов»;

• «Эволюция морских млекопитающих»;

• «Обитатели Белого моря и основы подводной фотографии»;

• «Разнообразие горных пород и минералов северной Карелии»;

• «Жизнь растений и их приспособление к жизни в условиях севера» и др.

Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников

на Белом море__

Можаева Мария Владимировна, Сафонов Михаил Валерьевич

В рамках данного направления были организованы общеобразовательные экскурсии.

Темы общеобразовательных экскурсий

• «Тайга — северный лес. Жизнь растений, их приспособление к выживанию в условиях Севера»;

• «Животные тайги. Анализ адаптаций, позволяющих успешно развиваться в условиях холода»;

• «Экскурсии и занятия по болотоведению и почвоведению»;

• «Наблюдения за морскими и таежными птицами»;

• «Знакомство с обитателями Белого моря, собранными на литорали и поднятыми из морских глубин»;

• «Наблюдения за морскими млекопитающими, видовой и количественный учет»;

• «Геологические экскурсии. Изучение скальных стен — срезов земной коры. Разнообразие горных пород и минералов»;

• «Экскурсии на озеро и реку. Знакомство с обитателями пресных вод»;

• «Экскурсия в деревню. История Русского Севера, знакомство с жизнью людей на побережье Белого моря в древности и сегодня»;

• «Знакомство и общение с северными оленями и ездовыми собаками. Введение в основы дрессировки».

Также в рамках первого направления были организованы лабораторные работы.

Лабораторный практикум строился по классическим методикам для школьников и студентов. В качестве примера мы приведем несколько тем лабораторного практикума:

• «Изучение морского микромира с использованием микроскопов»;

• «Самостоятельный учебно-исследовательский проект в группах по выбранной тематике».

В общем виде работа первого направления строилась по следующему принципу.

Этап «до поля» включал в себя как прослушивание лекций, так и работу с литературными источниками.

Этап «в поле» включал в себя полевой выход, во время которого участникам рассказывали о том, что они видят, что они встречают, и параллельно осуществлялся сбор полевого материала (собирались животные, лишайники, мхи и др.).

Этап «после поля» включал в себя работу в лаборатории с собранными образцами с дальнейшим анализом результатов.

Второе направление — учебно-исследовательская часть: изучение многообразия животного и растительного мира северной Карелии.

Темы исследовательских работ были придуманы с опорой на особенности региона и сезонные условия. Однако сами ученики могли как сделать свой выбор из предложенных тем, так и предложить свою тему.

Темы исследовательских работ школьников

• «Влияние полярного дня на активность птиц трех видов: трясогузка белая, мухоловка пеструшка, чайка сизая на территории северной Карелии»;

• «Рацион питания промысловых и попутных видов рыб и их значение в экологии акватории Белого моря»;

• «Конкурентные отношения трех видов росянок на территории северной Карелии»;

• «Описание литоральных ванн острова Костьян» и др.

Работа в рамках второго направления предполагала как самостоятельную работу над исследованием, так и консультации с научным руководителем.

Работа по двум заявленным направлениям также охватывала дополнительные виды деятельности участников полевой практики.

Факультативные занятия были введены в программу для того, чтобы школьники сами могли выбирать те активности, которые им интереснее всего и являются более значимыми в данный момент времени. Они делятся на два блока: факультативные занятия по интересам и факультативные биологические занятия в лаборатории.

Первый тип занятий не имеет академической направленности и дает возможность школьникам проявить свои таланты и выразить свои эмоции.

Факультативные биологические занятия в лаборатории — это более глубокое погружение в мир живой природы.

Факультативные занятия не являются длительными, и любой школьник может набрать себе различные темы.

Темы факультативных биологических занятий в лаборатории

• «Морские беспозвоночные: моллюски»;

• «Морские беспозвоночные: ракообразные и кольчатые черви»;

• «Люди и муравьи. Сходство и различие социальных стратегий»;

• «Пресноводные беспозвоночные»;

• «Массовые виды лишайников: биология, строение, размножение».

Изначально комплексная естественнонаучная полевая практика задумывалась преимущественно для учеников 7 класса средней школы для расширения учебной программы по биологии. Но в результате реализации программы коллектив школьников был расширен за счет учеников другого возраста. В итоге команда получилась разновозрастная, а результаты практики превзошли все ожидания. Ученикам, для которых биология только началась, это послужило пропедевтикой.

Комплексная естественнонаучная полевая практика школьников на Белом море

Можаева Мария Владимировна, Сафонов Михаил Валерьевич

А ученикам более старших классов оказалось очень полезно объяснять сложный материал с помощью простых понятий неподготовленной аудитории. Что сделало материал для них самих более понятным.

Образовательные результаты практики мы оцениваем как достаточно высокие, что видно в дальнейшей работе учеников во время уроков биологии в школе. Изучение биологии на более глубоком уровне и расширение кругозора позволило ученикам хорошо выступать на олимпиадах по биологии и экологии.

Исследовательские работы, выполненные учениками, были показаны на школьных конференциях. Два школьника со своими работами стали лауреатами на Конкурсе им. В.И. Вернадского XXVI в 2019 г. Несколько работ готовится к участию в Конкурсе им. В.И. Вернадского XXVII.

В мае 2020 года организовывается очередная полевая практика на Белом море. Поставлены новые задачи. В разработке находятся также новые темы исследовательских работ по экологии. 22

Литература:

Козлов 2015 — Козлов М.В. Планирование экологических исследований: теория и практические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2015. 171 с.

Харитонов 2008 — Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. М.: МИОО; Библиотека журнала «Ис-следователь/Researcher», 2008. 192 с.

Хромова 2019 — Хромова Т.М. Учебная полевая практика по ботанике: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2019. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.