КОМПЛЕКС ПРИБОРОВ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ, ТРЕНИРОВОК И КОНТРОЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА ОПЕРАТОРА В.В. Георгиади, И.А. Карасева, В.А. Лукашвили, В.В. Нечипоренко,
Д.Н. Черкасова
В настоящее время не только значительно расширились традиционные области зрительной работы операторов, но и появились новые, что вызвано, в частности, увеличением номенклатуры оптических приборов. В качестве характерного примера можно привести видеосистемы различного назначения, крупногабаритные наблюдательные комплексы, наголовные приборы ночного видения, спортивные и охотничьи прицелы. Весьма актуальными стали задачи по оснащению наблюдательными оптическими приборами и системами безопасности на базе оптических приборов подразделений специального назначения. Проблема отбора, подготовки и поддержания в норме зрительных анализаторов операторов оптических приборов и систем самого разного назначения, на наш взгляд, представляет интерес не только для тех профессионалов, в основе деятельности которых лежит напряженная зрительная работа, но и для пользователей видеосистем широкого профиля.
Успешное выполнение зрительной работы осуществляется путем взаимодействия отделов коры головного мозга и обоих (парных) глаз. Сетчатки парных глаз, приемники лучистой энергии этой сложной биологической оптической системы, называют иногда частями зрительного мозга, вынесенными на периферию. Реализация функций зрения осуществляется с помощью тонкой мышечной системы, управляющей согласованным движением глаз и изменением диаметров зрачков, аккомодативной конвергенцией, рефракцией, гидродинамикой и другими параметрами с целью приспособиться к условиям наблюдения.
Анализ публикаций [1-5] и нормативной документации [1, 2, 6, 7] по вопросам эргономики зрительной деятельности показал, что при отборе операторов обязательно производится медицинское исследование зрения претендентов. В результате такого исследования выявляется соответствие зрительного анализатора принятой "норме" на основе пороговых параметров следующих наиболее показательных зрительных функций:
- наличие стереоскопического зрения, т.е. способности оценить расположение объектов по принципу "дальше - ближе" при наблюдении двумя глазами;
- острота зрения, т.е. способность различать два расположенных рядом объекта;
- клиническая рефракция, т.е. способность получить резкое изображение объекта, наблюдая как каждым глазом, так и двумя глазами, в том числе с применением средств оптической коррекции;
- аккомодативная конвергенция, т.е. способность видеть каждым глазом или двумя глазами одинаково резко объекты, расположенные на разных расстояниях;
Вообще же состояние зрения "в норме" всегда носит динамический характер и обеспечивается целым комплексом взаимосвязанных функций зрения. В частности, острота зрения значительно колеблется при изменении цвета и снижении контраста объекта и фона, на котором объект предъявляется, т.е. зависит от передаточной функции зрительного анализатора. А способность к аккомодации всегда зависит от возраста оператора. Доказана эффективность сочетания зрительных функций со звуковыми, кинестетическими и тактильными функциями. Эти очевидные для офтальмологов факторы, приводящие к росту или снижению эффективности зрительной работы оператора, недостаточно учитываются при выработке принципов подхода к подготовке операторов.
Общеизвестно отрицательное влияние на зрение некоторых видов профессиональной деятельности операторов. Причиной этого является большое и одностороннее мышечное и эмоциональное напряжение в течение длительного времени. Так, при работе с видеосистемами операторы подвергаются воздействиям экрана монитора,
влияющим, в частности, на внутриглазное давление и раздражающим слизистые оболочки глаз. Длительное наблюдение за объектом одного цвета вызывает психофизическое напряжение и имеет следствием спазм аккомодации глаз, снижение остроты зрения и физическое неприятие данного цвета, двоение изображения. Длительное и одностороннее напряжение зрения зачастую имеет место и при цикле тренировок на тренажерах различного назначения. В результате физиологические возможности зрения оператора постепенно снижаются. Если не принять специальных мер, например, не проводить регулярно отдых, не поддерживать, не контролировать и не тренировать зрение как таковое, снижение его параметров может приобрести необратимый характер, что приводит к преждевременной профессиональной непригодности.
Более того, в результате сочетания правильных и регулярных тренировок и профессиональной деятельности можно достичь индивидуальных предельных параметров зрения, превосходящих "норму". Особенностью профессиональной деятельности любого оператора является выполнение зрительной работы не в некоторых стандартных, а в самых разнообразных условиях. Поэтому целесообразно приводить в соответствие условия тренировок зрения и его работы в реальных условиях.
Таким образом, функции зрения можно оптимизировать и поддерживать на должном уровне только в условиях бережного и грамотного отношения к своим глазам.
Чтобы не только не ухудшить зрение оператора, но и достичь индивидуальной "нормы", применяют методы релаксации и тренировки зрения. Как показал анализ публикаций, существует два подхода к вопросу релаксации и тренировок зрения.
Профессиональный подход, который наиболее характерен для авиации и наземного транспорта, ориентирован на создание дорогостоящих тренажеров, в том числе виртуальных, для отбора и тренировок летчиков, авиадиспетчеров и водителей. В Вооруженных Силах СССР практиковалось проведение тренировок остроты зрения дальнометри-стов, осуществлявших наведение при стрельбе из дальнобойных орудий, на специальных тренажерах. К таким тренажерам можно отнести также тиры и полигоны. Любые специально разработанные тренажеры имитируют условия профессиональной деятельности операторов в ограниченных пределах. Они реализуют узкопрофессиональный, т.е. однобокий подход, и с трудом поддаются медицинской экспертизе. В них вообще не предусматриваются этапы расслабления, отдыха, снятия зрительного и эмоционального напряжения и контроля общего состояния зрительного анализатора. Но высоких результатов тренировок можно достичь только при комплексном подходе к зрению, т.е. при гармоничном восстановлении, поддержании и тренировках всех его функций.
Гуманистический подход основан на принципе "не навреди" и направлен на поддержание и контролируемую оптимизацию всех функций зрения вне зависимости от рода профессиональной деятельности.. Такой подход наиболее характерен, например, для детской офтальмологии, т.е. он ориентирован на тот возраст человека, когда большинство функций зрения только формируется и клиническая апробация наиболее наглядно демонстрирует как позитивные, так и негативные результаты, оцениваемые через контроль основных функций зрения. Гуманистический подход нашел ограниченное применение и в области космонавтики, в частности, при поддержании здоровья космонавтов во время работы на орбите.
К настоящему времени создан, прошел клиническую апробацию и получил разрешение Минздрава РФ к применению целый ряд оптических приборов, устройств и комплексов, направленных на решение отдельных задач поддержания работоспособности зрения. Каждый из компонентов этого ряда представляет собой некоторую автономную систему, функции которой имеют ограниченный характер. Причем для этапов релаксации, контроля и тренировок функций зрения характерно применение компьютерных технологий. Авторами предложена оригинальная методика, основанная на целевом объединении таких приборов, устройств и компьютерных технологий в единые
комплексы, позволяющие решать конкретные задачи поддержания и тренировки функций зрения операторов самого разного профиля. При этом методика построена на использовании положительных сторон как профессионального, так и гуманистического подходов. В ее основе лежит следующая идея: обеспечить снятие эмоционального напряжения, отдых, поддержание и тренировку, а также регулярный контроль зрения операторов без нанесения вреда их здоровью. Мобильный комплекс компонуется из оптических приборов, устройств и компьютерных программ, которые уже прошли тщательную клиническую апробацию, и имеет разрешение Минздрава РФ к применению вне клиники. Подтверждением этого является наличие соответствующих сертификатов Минздрава РФ и научных публикаций. Авторами предложен алгоритм действий при эксплуатации комплекса в виде периодически повторяющегося замкнутого цикла. Повторяющийся тренировочный цикл состоит из 20 одинаковых этапов и длится около 20 дней, после чего делается перерыв протяженностью не менее одной недели, что обеспечивает его эксплуатацию без вынужденных простоев. По нашему мнению, такой подход позволит в значительной мере превзойти результативность ранее существовавших тренажеров и не требует проведения новых дорогостоящих разработок и длительных клинических испытаний.
Разработанные комплекс и методика его использования построены таким образом, что допускается самостоятельная работа с приборами, без присутствия врача, по прилагаемым инструкциям и под контролем оператора, знакомого с эксплуатацией комплектующих приборов, компьютера и монитора. При этом условия выполнения этапов приводятся в соответствие с реальными условиями профессиональной деятельности. Любой врач-офтальмолог сможет следить за состоянием зрения каждого оператора, опираясь на результаты этапа контроля.
Тренировочный комплекс включает в себя:
• релаксационные приборы и устройства: лазерный стимулятор, аппарат массажа, прибор световой стимуляции, а также две компьютерных программы релаксации;
• тренирующие приборы и устройства: комплекс оптимизации зрительных функций на базе телевизора с видеоприставкой и набор учебных видеофильмов (формируемый с учетом особенностей деятельности операторов); комплекс компьютерных программ;
• компьютерные программы оптометрического контроля состояния зрительного анализатора оператора, включая получение передаточной функции центрального зрения;
• приборы обеспечения: два телевизора; два видеоплеера с набором видеофильмов; два компьютера, выбранные таким образом, чтобы соответствовать нормативным требованиям валеологии.
Предлагаемый комплекс приборов, устройств и компьютерных программ ориентирован на зрительный анализатор человека как такового. Это означает, что комплекс можно использовать при подготовке операторов любого профиля, деятельность которых основана на зрительной работе.
Разработка комплекса является первой попыткой привлечь внимание к проблемам профилактики, регулярного контроля и оптимизации функций зрительного анализатора, находящегося "в норме", т.е. здорового. Необходимость решения этой проблемы связана и со все возрастающим применением персональных компьютеров и оптических приборов, оснащенных мониторами.
Литература
1. Волков В.В., Луизов А.В., Овчинников Б.В., Травникова Н.П. Эргономика зрительной деятельности человека. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1976. 215 с.
2. Попов С. Н. Видеосистема РС. СПб: Арлит, 2000.- 400 с.
3. Урмахер Л.С., Айзенштат Л.И. Офтальмологические приборы. М.: Медицина, 1988288 с.
4. Черкасова Д.Н. Офтальмологическая оптика. Курс лекций. СПб.: ИТМО (ТУ), 2001. 190 с.
5. Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума "Технические и медицинские проблемы создания аппаратуры для массовых исследований функций зрения". М., 1979.
6. ГОСТ 21034-75. Рабочее место человека-оператора.
7. ГОСТ 21036. Тренажеры.