КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
АЮ. БРИГАДНОВА, аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой
педагогики и психологии РМАТ В.А. КАЛьНей
Аннотация. Рассмотрены составляющие комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза.
Ключевые слова: самопрезентация, педагогическое условие, комплекс, ценностная образовательная среда, комплексная программа, мониторинг.
THE COMPLEX OF PEDAGOGIC CONDITIONS AS THE FACTOR OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE SELF-PRESENTATION READINESS FORMATION MODEL FOR THE STUDENTS IN THE INSTITUTE FOR
TOURISM
AJu. BRIGADNOVA,
postgraduate student of faculty of pedagogics and psychology Russian international academy of tourism
Annotation. In the article the author considers the components of the complex of pedagogic conditions, which ensure the effective functioning of the self-presentation readiness formation model for the students in the institute for tourism.
Keywords: self-presentation, pedagogic condition, complex, value education environment, complex program, monitoring.
В процессе построения модели формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза мы столкнулись с необходимостью разработки и теоретического обоснования комплекса педагогических условий, повышающих эффективность функционирования нашей модели.
Остановимся, прежде всего, на анализе таких понятий, как «условие» и «педагогические условия».
В науке под условиями понимается определенная среда, необходимая совокупность объектов, обусловливающая возникновение, существование или изменение данного объекта, явления.
В соответствии с темой нашего исследования мы понимаем под педагогическими условиями формирования готовности к самопрезентации совокупность внешних и внутренних целенаправленно созданных обстоятельств, элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения,
которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы, направлены на достижение цели.
Специфика образовательного процесса вуза, его сложность и многоуровневость приводят к тому, что в педагогике высшего профессионального образования используется большое количество условий. В нашем исследовании мы говорим о комплексе педагогических условий, представляющих собой единство и взаимодополняемость, образующих целостность.
«Комплекс» в переводе с латинского означает связь, сочетание, совокупность предметов, образующих целое [2,С142].
В современной науке под комплексом понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и представляющих определенную целостность, единство [3,С71].
Мы предположили, что формирование готовности к самопрезентации студентов туристского вуза осуществляется через комплекс педагогических условий:
# создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам готовности студентов к самопрезентации;
# реализация комплексной программы формирования готовности к самопрезентации в учебной и внеаудиторной деятельности;
# разработка мониторинга по определению уровня сформированности готовности к самопрезентации будущего специалиста туристской сферы.
Представим обоснование каждого из выделенных нами педагогических условий.
Анализ современных концепций и исследований по проблеме позволил обозначить важное — первое — педагогическое условие формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза - создание и насыщение ценностной образовательной среды, систематизированной по основным параметрам готовности студентов к самопрезентации.
Среда определяется как источник развития новых интегративных качеств субъектов взаимодействия, что проявляется в активности студентов по присвоению ценностей профессиональной деятельности. Субъектами среды присваиваются ценности профессиональной деятельности, актуализируются ценностные ориентации студентов, что характеризует направленность развития личности на основе присвоения социально-значимых ценностей профессиональной деятельности, ядром которых выступают компетентность, коммуникабельность, надежность, честь, долг.
Второе педагогическое условие - реализация комплексной программы формирования готовности к самопрезентации в учебной и внеаудиторной деятельности.
Реализация этого педагогического условия осуществлялась с учетом того, что разработанные планы учебной и внеаудиторной деятельности согласовывались с учебными программами по дисциплинам: философия, социология, общая и социальная психология, психология делового общения, риторика, введение в имиджелогию, персональный имидж, профессиональный имидж, спецкурс «Технололгия самопрезентации», что обеспечило научно обоснованное уточнение ценностного содержания гуманитарных дисциплин.
Цель комплексной программы определена социальным заказом общества на развитие личности специалиста, готового профессионально и квалифицированно предъявлять себя в обществе. Целью процесса формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза является повышение уровня их готовности к самопрезентации. Цель конкретизируется в задачах: сформировать и развить понятие «готовность к самопрезентации»; актуализировать потребность в самопрезентации; способствовать овладению теоретическими знаниями и практиче-
скими умениями; организовать условия для апробации полученных знаний и умений.
Поставленная в комплексной программе цель -сформированная готовность к самопрезентации - достигается при помощи средств: содержания, форм и методов образования.
Формирование готовности к самопрезентации невозможно силами одной предметной дисциплины. В дисциплинах других циклов имеются составляющие содержания образования, которые способствуют дальнейшему становлению соответствующей готовности. Дисциплины имеджелогии, психологии, риторики, спецкурса «Технология самопрезентации» предоставляют особые условия для формирования практических основ самопрезентации.
Третье педагогическое условие эффективного функционирования модели формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза -разработка мониторинга по определению уровня сфор-мированности готовности к самопрезентации.
В нашем исследовании по формированию готовности к самопрезентации студентов туристского вуза в процессе профессиональной подготовки мы предполагаем определение термина «мониторинг».
Мы рассматриваем мониторинг как систему непрерывного слежения за происходящими изменениями состояния объекта (в нашем случае - готовности к самопрезентации будущих специалистов) за определенный промежуток времени и прогнозирования его изменений на основе выявленных факторов, положительно или отрицательно влияющих на эти изменения.
В процессе разработки программы мониторинга нами были определены критерии, показатели и уровни готовности к самопрезентации студентов: низкий, средний и высокий. Названные уровни взаимосвязаны и при этом каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав. Выявленные уровни и критерии использовались нами как в ходе констатирующего, так и в ходе формирующего этапов эксперимента для проверки сформированности готовности к самопрезентации.
Интересующим нас процессом наблюдения, оценки и контроля является процесс формирования готовности к самопрезентации студентов туристского вуза. Объектом мониторинга в нашем случае является готовность к самопрезентации как аспект образованности и профессиональной квалификации. Изучая психолого-педагогическую литературу, мы определили методы мониторинга. Такими методами можно считать тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, метод экспертной оценки, самооценка.
Таким образом, каждое из педагогических условий способствует формированию готовности к самопрезентации будущих специалистов, но только в комплексе они обеспечивают наибольший эффект. Зона соприкосновения трех педагогических условий - это и есть зона формирования готовности к самопрезен-
тации студентов туристского вуза. Рассмотренные нами педагогические условия имеют в совокупности все признаки комплекса, и мы можем говорить о комплексе педагогических условий формирования готовности к самопрезентации будущих специалистов.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 1-2-е изд. Казань: Центр иннова-
ционных технологий, 2000.
2. Дуранов И.М., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
4. Найн А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1995. № 5. С. 44-49.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) СИСТЕМЕ
В.В. ВОРОНКОВА, доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой дефектологии ГОУ Педагогическая академия последипломного образования Московской области, г. Москва 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.03 - Коррекционная педагогика
Аннотация. Рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Излагается позиция автора по вопросу обеспечения необходимых условий организации учебного процесса при разнообразных его формах.
Ключевые слова: обучение, воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, нарушение развития.
THE ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE GENERAL AND SPECIAL (CORRECTIONAL) SYSTEM
V.V. VORONKOVA, doctor of pedagogical sciences, professor manager of chair of defect ology of Pedagogic public educational institution academy postdegree formation of the Moscow region, Moscow
Annotation. This article is about traditional and innovative forms of education of children with disabilities. The author explains us his opinion about providing necessary conditions for the educational process in its various forms.
Keywords: training, education, children with disabilities, correction, development violation.
В настоящее время для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусмотрено широкое разнообразие организационных форм обучения:
♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I—VIII видов;
♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты I—VIII видов;
♦ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей I—VIII видов;
♦ коррекционные классы VII—VIII видов в общеобразовательных школах;
♦ обучение на дому;
♦ интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в среде нормально развивающихся сверстников.
Постоянно возникают, проходят апробацию новые формы обучения, такие как:
♦ дистанционное,
школа надомного обучения,