Научная статья на тему 'Комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании'

Комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Андрей Юрьевич

В статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании, который включает: а) сочетание формального, неформального и информального образования; б) использование метода диалогичности; в) направленность дополнительного образования педагогов на развитие готовности младших школьников к межкультурному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании»

established. The priority of Medical English teaching should be adequate linguistic competence achieved by involving healthcare professionals in the process of creating the English language curriculum. At the centre of the approach he advocates is the content and context based programme preparing students for active language use after graduation.

References

1. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press; 2007. P. 45-52.

2. Robinson P. C. English for Specific Purposes. Oxford: Pergamon Press; 2011. P. 23-34.

3. Brown C.L. Content Based ESL Curriculum and Academic Language Proficiency. The Internet TESOL Journal. 2004. P. 70-76.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Шевцов А.Ю.

Шевцов Андрей Юрьевич - аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматривается комплекс организационно-педагогических условий реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании, который включает: а) сочетание формального, неформального и информального образования; б) использование метода диалогичности; в) направленность дополнительного образования педагогов на развитие готовности младших школьников к межкультурному общению. Ключевые слова: комплекс организационно-педагогических условий, подготовка младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании.

Подготовка младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании рассматривается нами как комплексная педагогическая система. Известно, что «результативность развития и функционирования любой педагогической системы зависит от соблюдения определенных условий» [3, с. 192]. В связи с этим для успешной подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании требуется определить и доказать эффективность использования специальных условий.

Под организационно-педагогическими условиями реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании понимается совокупность мер, составляющих образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее успешной подготовке младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы по подготовке младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании выделены следующие организационно-педагогические условия, влияющие на успешность подготовки младших школьников к межкультурному общению: а) сочетание формального, неформального и информального образования; б) использование метода диалогичности; в) направленность дополнительного

14

образования педагогов на развитие готовности младших школьников к межкультурному общению.

Хотелось бы подчеркнуть, что данные условия являются не разрозненными, а составляют комплекс условий в силу того, что нами предложена такая совокупность условий, из которой нельзя исключить ни одного положения для достижения требуемого результата, не изменив реализацию данного явления. При этом комплекс условий - это совокупность мер, объединённых вместе, имеющих общее предназначение, отвечающих какой-либо определённой общей цели.

Первое условие реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании - сочетание формального, неформального и информального образования. Принцип сочетания формальной, неформальной и информальной форм образования предлагает рассматривать образование человека через сочетание различных по степени организованности образовательных услуг [4]. Целесообразность сочетания данных форм образования обусловлена их взаимодополняемостью, усилением возможностей образования, повышением качества образования в целом. Сочетание формальной, неформальной, информальной составляющих может реализовываться как в содержании образования, так и в формах образовательной деятельности [1]. Мы считаем, что принцип сочетания формальной, неформальной и информальной форм образования позволит сделать подготовку младших школьников к межкультурному общению более системной, так как он объединит возможности трех подходов в образовании.

Второе условие реализации модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании состоит в использование метода диалогичности. Принцип диалогичности в нашем исследовании позволяет ориентировать содержание дополнительного образования на: улучшение знания иностранного языка, формирование мотивации инициативного межкультурного общения и активной жизненной позиции младших школьников в современном поликультурном мире; изучение особенностей вербального и невербального межкультурного общения и восприятие младшими школьниками межкультурных различий в процессе общения и взаимодействия с представителями иных языков и культур; обеспечение формирования толерантности, дружелюбности, коммуникабельности, диалогических коммуникативных навыков и умении [2].

Третье условие - направленность дополнительного образования педагогов на развитие готовности младших школьников к межкультурному общению. Для успешного развития готовности младших школьников к межкультурному общению необходимо организовать дополнительное образование педагогов. Это касается не только педагогов дополнительного образования, но и общего образования. Такая подготовка может заключаться в реализации краткосрочных курсов повышения квалификации, серии мастер-классов передовых педагогов, открытых уроках [1]. Так же в ходе реализации дополнительного образования педагогов очень важно повысить их мотивацию к внедрению полученных результатов обучения в свою педагогическую практику. Таким образом, мы обеспечим работу педагогов по развитию готовности младших школьников к межкультурному общению.

Итак, нами представлен комплекс организационно-педагогических условий, направленных на успешную реализацию модели подготовки младших школьников к межкультурному общению в дополнительном образовании. Новизна предложенных условий состоит в их использовании для решения проблемы нашего исследования и их содержательной интерпретации.

Список литературы

1. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации. Челябинск:

ЮУрГУ, 2008. 320 с.

2. Севостьянова Т.И. Формирование готовности подростков к межкультурному общению в образовательном процессе школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 22 с.

3. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1. Объект исследования. М.: ВЛАДОС, 2005. 440 с.

4. Шевцов А.Ю. Сочетание формального, неформального, информального образования при подготовке младших школьников к межкультурному общению // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Образование. Педагогические науки». 2018, Т. 10. № 2. С. 108-110.

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ Темирбеков Б.О.1, Турсынбекова К.Ж.2, Айназарова А.Ж.3

1Темирбеков Бегдулла Оразымбетович - ассистент;

2Турсынбекова Кундыз Жолдасбековна - ассистент; 3Айназарова Асия Жумамуратовна - ассистент,

кафедра педагогики и психологии, Каракалпакский государственный университет, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: авторы доказывают, что эффективность функционирования модели, включающей этапы: организационно-ознакомительный, практический и итоговый. Которая определяется реализацией аксиологического и системно-деятельностного подходов, применением метода погружения с использованием интерактивных технологий в условиях сетевого взаимодействия, решением практико-ориентированных кейсов.

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогическая деятельность, детский оздоровительный лагерь, модель, формы воспитания.

Актуальность проблемы подготовки бакалавров вуза к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях обусловлена социальной ситуацией развития современного общества.

Учеными установлено, что летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного пола, уровня развития, с другой -пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества и нравственного и эстетического воспитания ребенка [1].

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определённые преимущества перед другими формами и средствами работы и прежде всего в том, что обстановка отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается в совместном проживании детей, здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия», дети приобщаются к здоровому образу жизни, активно общаются с природой; отдых, развлечения, всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, а в целом лагерь дает возможность раскрыть детям потенциал своей личности.

Качество отдыха детей в оздоровительном лагере во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров. Подготовка бакалавров к организации отдыха детей в должности вожатого осуществляется в таких предметах как «Инструктивно-методический лагерь» и «Подготовка к летней практике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.