Научная статья на тему 'Уровни готовности младших школьников к межкультурному общению'

Уровни готовности младших школьников к межкультурному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Андрей Юрьевич

Статья посвящена уточнению уровней готовности младших школьников к межкультурному общению. Методы исследования, используемые в статье: теоретический анализ и обобщение научной и специальной литературы по проблеме развития готовности к профессиональному общению. Результатами, отраженными в статье, можно считать предложенные уровни готовности младших школьников к межкультурному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевцов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни готовности младших школьников к межкультурному общению»

обучающую и воспитывающую функции занятия не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности. Учащиеся должны понимать, что работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке.

Список литературы

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965. 227 с.

2. Парникова Т. В. The Use of English and American Authors' Texts in Improvement of Students' Reading Habits and Skills at Non-Linguistic Universities / Т.В. Парникова, С.Н. Озерская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10-3(76). Часть 3. 204 с.

УРОВНИ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ Шевцов А.Ю.

Шевцов Андрей Юрьевич - аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена уточнению уровней готовности младших школьников к межкультурному общению. Методы исследования, используемые в статье: теоретический анализ и обобщение научной и специальной литературы по проблеме развития готовности к профессиональному общению. Результатами, отраженными в статье, можно считать предложенные уровни готовности младших школьников к межкультурному общению.

Ключевые слова: межкультурное общение, готовность младших школьников к межкультурному общению, уровни готовности к межкультурному общению.

Проблемой готовности к межкультурному общению занимались многие отечественные ученые [1, 2, 3]. Их исследования посвящены вопросам подготовки выпускников школ и студентов в образовательном процессе школы, с использованием игровых или информационно-коммуникативных технологий и др.

Уточняя определение понятия «готовность к межкультурному общению», предложенное Т.И. Севостьяновой [2], мы будем рассматривать готовность к межкультурному общению младших школьников как качество личности, характеризующееся сочетанием личностного, лингвистического и культурно -антропологического компонентов, и проявляющееся в их способности успешно осуществлять взаимодействие с партнёрами по общению, принадлежащими к иным культурам [4].

На основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых мы определили следующие компоненты готовности младших школьников к межкультурному общению: личностный компонент (включающий толерантность, коммуникабельность, дружелюбность и др.), лингвистический компонент (включающий знание родного и иностранного языков и др.); культурно -антропологический компонент (включающий знание комплекса форм поведения, психологии, культуры, истории, присущих родной стране и стране партнера по общению и др.). Действительно, при недостаточном развитии какого-либо из компонентов невозможно представить эффективное межкультурное общение.

Например, если ребенок не будет обладать толерантностью и коммуникабельностью, то, он с трудом сможет вступить в разговор с партнером; без знания иностранного языка - не сможет понять собеседника или вести беседу на должном уровне; без знания культуры и обычаев страны - не сможет понять тонкостей иностранного языка.

Поскольку готовность младшего школьника к межкультурному общению является следствием интегрирования всех указанных компонентов, то в зависимости от меры их сформированности будут находиться фактические возможности осуществления межкультурного общения обучающимся. Отсюда следует целесообразность различать готовность к межкультурному общению по следующим уровням: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень готовности характеризуется следующими показателями. Обучающийся в недостаточной мере знает родной и иностранный языки. Не проявляет толерантность, коммуникабельности и дружелюбие по отношению к носителям иной культуры. При взаимодействии не опирается на знания о культуре, истории, психологии партнера по общению. Имеющиеся компоненты готовности не интегрированы в единое целое.

В рамках среднего уровня у обучающихся отмечается знание родного и иностранного языков. Младший школьник несистемно проявляет толерантность, коммуникабельность и дружелюбие по отношению к носителям иной культуры. При взаимодействии в недостаточной степени опирается на знания о культуре, истории, психологии партнера по общению. Наблюдается частичное объединение некоторых компонентов готовности.

Высокий уровень не имеет ограничений, так как нет пределов для совершенствования личных ресурсов человека. Поэтому стоит обозначить нижний предел высшего уровня, которому соответствуют следующие показатели. Во-первых, обучающийся знает родной и иностранный языки. Во-вторых, проявляет толерантность, коммуникабельности и дружелюбие по отношению к носителям иной культуры. В-третьих, при взаимодействии опирается на знания о культуре, истории, психологии партнера по общению, полученные как в формальном, так и в неформальном и информальном образовании. Высокая степень интеграции компонентов готовности.

Таким образом, нами были даны четкие характеристики трех уровней развития готовности младших школьников к межкультурному общению. Нам кажется возможным, что развитию готовности младших школьников к межкультурному общению от уровня к уровню можно способствовать. Для этого очень важно создать четко функционирующую систему дополнительного образования, направленную на развитие готовности к межкультурному общению. В процессе обучения предоставить оптимальные условия для развития и саморазвития потенциальных качеств младших школьников. При этом, обращая пристальное внимание на особенности дополнительного образования детей 7-10 лет, вопросы взаимодействия формального, неформального и информального образования, принцип непрерывного образования педагогов, конструкцию «Образование через всю жизнь» и многое другое.

Список литературы

1. Еремин В.В. Подготовка будущих специалистов к межкультурной коммуникации в системе высшего и дополнительного профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2013. 23 с.

2. Севастьянова Т.И. Формирование готовности подростков к межкультурному общению в образовательном процессе школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Челябиннск, 2011. 22 с.

3. Харченко Е.В., Тарануха Л.В. Профессиональное общение и речевое воздействие в современной России // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Лингвистика», 2009, вып. 8. № 2 (135). С. 29-34.

4. Шевцов А.Ю. Сочетание формального, неформального, информального образования при подготовке младших школьников к межкультурному общению // Вестник Южно-Уральского государственного университета, серия «Образование. Педагогические науки», 2018. Т. 10. № 2. С. 104-107.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Мандарова М.В.

Мандарова Марианна Васильевна - магистрант, кафедра английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается технология развития критического мышления как эффективный метод развития навыков чтения на уроках английского языка.

Ключевые слова: урок английского языка, обучение чтению, технология развития критического мышления.

Изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Самым необходимым иностранным языком для обучения является английский язык. Изучение английского языка и других иностранных языков начинается еще в начальных классах. Главной целью современного школьного образования является воспитание личности, которая способна отлично мыслить, и имеющая навыки жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Поэтому, чтобы жить и развиваться в современном мире необходимо изучать иностранные языки.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение английского языка является приоритетной задачей современного образования. Огромное количество информации приходит к нам именно с англоязычных ресурсов, чтобы свободно в ней ориентироваться и подбирать нужную, он должен мыслить критически. Поэтому способность критически мыслить является одной из приоритетных задач школьного образования. Данное условие можно достигнуть с при помощи развития навыков чтения с применением технологии развития критического мышления.

Цель работы - выявление эффективности применения технологии критического мышления при обучении чтению на английском языке.

Задачи: - описать главную цель изучающего чтения

- ознакомиться с ТРКМ

- рассмотреть результаты развития навыков изучающего чтения с использованием ТРКМ.

Чтение является одним из главных инструментов обучения английскому языку Автор Фоломкина С.К. приводит общую характеристику чтения: «Чтение входит в сферу коммуникативно общественной деятельности человека и обеспечивает в ней одну из форм - письменную - вербального (словесного) общения». [5, с. 5]. Овладение навыками чтения на иностранном языке является необходимым умением современного человека. Известно, что существует несколько видов чтения. Для опыта был из видов чтения был выбран вид изучающего чтения, т.е. полное и точное, детальное понимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.