Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ ОБЬЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В Г.НОВОЧЕРКАССКЕ'

КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ ОБЬЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В Г.НОВОЧЕРКАССКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Василенко М.С.

Памятники истории и культуры России составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В России памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры. Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого человека. Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF MEASURES TO IMPROVE THE PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS IN NOVOCHERKASSK

The historical and cultural monuments of Russia are an integral part of the world cultural heritage, they testify to the huge contribution of the peoples of our country to the development of world civilization. In Russia, monuments serve the purposes of the development of science, public education and culture. The protection of monuments is an important task of state bodies and public organizations. A careful attitude to historical and cultural monuments is a patriotic duty of every person. The state policy on ensuring the preservation of cultural heritage objects should proceed from the recognition of the priority of preserving the historical and cultural potential as one of the main socio-economic resources of the existence and development of the peoples of the Russian Federation and implement a comprehensive approach to solving issues of state protection, direct preservation, distribution and use of cultural heritage objects of all types and categories.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ ОБЬЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В Г.НОВОЧЕРКАССКЕ»

Комплекс мер по совершенствованию охраны объектов культурного наследия в

г.Новочеркасске

A Set of measures to improve the protection of cultural heritage objects in Novocherkassk

Василенко М.С.

Студентка, РИНХ

Россия, Новочеркасск Ya. marina1997@gmail.com

Vasilenko M.S.

Student, RINH

Russia, Novocherkassk Ya. marina1997@gmail.com

Аннотация.

Памятники истории и культуры России составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В России памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры.

Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого человека. Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Annotation.

The historical and cultural monuments of Russia are an integral part of the world cultural heritage, they testify to the huge contribution of the peoples of our country to the development of world civilization. In Russia, monuments serve the purposes of the development of science, public education and culture.

The protection of monuments is an important task of state bodies and public organizations. A careful attitude to historical and cultural monuments is a patriotic duty of every person. The state policy on ensuring the preservation of cultural heritage objects should proceed from the recognition of the priority of preserving the historical and cultural potential as one of the main socio-economic resources of the existence and development of the peoples of the Russian Federation and implement a comprehensive approach to solving issues of state protection, direct preservation, distribution and use of cultural heritage objects of all types and categories.

Ключевые слова: Охрана объектов культурного наследия, объекты культурного наследия, историко-культурного потенциал.

Key words: Protection of cultural heritage objects, objects of cultural heritage, historical and cultural potential.

Введение

В Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, и в ряде других организаций - экспертных и общественных - признают, что наиболее эффективным способом сохранить сейчас исторические объекты может быть только совершенство действующего законодательства в этой сфере. Памятники культурного наследия имеют огромное значение для нашего и будущего поколений. Памятники - это наша память о прошлом, о гениальных полководцах, императорах, королей, о гениальных ученых, о бывших цивилизациях и народов живущих на нашей планете. Мы можем узнать историю, не только прочитав ее, но и пощупать, узреть в воочию величину замков, сложность строения пирамид, рассмотреть мазки на картинах гениальных художников и многое другое. Для этого и существует человек, чтобы оставить что-то после себя, его имя не просто впишется в историю, но также будет увековечено в мраморе или бронзе.

Охрана памятников является составной частью деятельности по сохранению и использованию исторического и культурного наследия, что является профессиональной задачей специалистов по музейному делу и охране памятников. Сохранение и использование исторического и культурного наследия является одной из основных государственных задач России, а также одним из направлений деятельности ЮНЕСКО и других международных организаций с целью сохранения культурного разнообразия народов мира.

В городе Новочеркасске также имеются свои памятники наследия, они делятся на федерального, регионального значения и выявленное или городское значение - это Триумфальные арки (Северная и Западная), памятник Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, Войсковой Вознесенский собор - усыпальница Героев Отечественной войны 1812 года: М.И.Платова, В.В.Орлова-Денисова, И.Е.Ефремова, здание бывшего Атаманского дворца, комплекс зданий института ЮРГПУ(НПИ) им.Платова, Роща «Красная весна», вокруг которой был конфликт между жителями и властями, в 2014 г. Началась вырубка деревьев для строительства детских садов, и тд.

В современном мире все чаще встречаются в средствах массовой информации конфликты и столкновения по охране памятников культурного наследия. Мы слышим информация о сносе исторически ценных зданий и сооружений по различным причинам.

Причин может быть несколько - первая причина это нехватка территорий для расширения инфраструктуры города, вторая причина может быть аварийность зданий культуры, в таких случаях их могут отреставрировать, а также можно привести конфликты сторон, в основу которых входят религиозные убеждения и военные действия. Так были уничтожены многие памятники наследия по всему миру, например, храмы в Камбодже, во время второй мировой немецкие захватчики уничтожили янтарную комнату, Гробница имама Аун аль-Ди была уничтожена взрывом, Памятники Ленина в Украине и т.д.

В Российской Федерации существует множество памятников прошлого, в законодательстве закреплены законы по сохранению и охране, но этого порой недостаточно для их сохранения.

Наиболее актуальной является проблема сохранения объектов недвижимого культурного наследия, в условиях растущих и развивающихся городов, так как четко не определено место таких объектов в земельноимущественных отношениях, отсутствует достоверная информация о недвижимых объектах культурного наследия, ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов, занимающихся вопросами охраны объектов культурного наследия. Не менее важной является проблема вовлечения таких объектов в современную жизнь общества и их эффективное приспособление, направленное на решения различных проблем города. На муниципальном уровне часто недооценивают многие здания и утилизируют их, не пытаясь восстановить их былую красоту, либо реставрация настолько видоизменяет архитектуру здания, что он теряет свое историческое значение. Также имеют место быть и незаконные сносы. Мы все знаем, что коррупция в нашей стране, к сожалению, распространённое явление. К большому разочарованию сносятся и памятники, посвященные Великой Отечественной войне.

Несмотря на актуальность данного исследования в литературе вопросу «охраны объектов культурного наследия» не уделяется должного внимания. Существуют множество неприятностей для объектов культурного наследия, как природного характера, так вмешательства от человека. Есть нормативно-правовые акты, на основе которых строиться вся защита объектов культурного наследия, но они не могут контролировать все структуры.

Теоретические основы

Объект культурного наследия - это сооружение, здания, памятники, также различные экологически важные территории - все объекты, что создавались человечеством и природой на протяжении многих поколений, которые сохранили до настоящего времени ценности, обычаи и традиции других поколений.

Охранные зоны объектов культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.

Анализ работ предшественников

Л.Р. Клебанов в своей работе рассмотрел круг вопросов, связанных с правовой базой охраны объектов культурного наследия, исторический опят методов охраны объектов культурного наследия, угрозы для объектов культурного наследия, а также опыт зарубежных стран. В работе А.Я.Рубенштейна можно изучить практические и теоретические аспекты методов сохранения объектов культурного наследия. В данной работе представлены статистические данные России в области объектов культурного наследия. Е.А. Джанджугазова в своей статье раскрывает роль и значение ЮНЕСКО, которая борется за сохранность объектов культурного наследия. А работа М.А. Полякова описала основные проблемы объектов культурного наследия, а также исторические аспект и современные методы сохранения объектов культурного наследия. Исследования проблем, описание на сегодняшний день состояния охраны объектов культурного наследия в целом описаны в работах следующих авторов: В. Г. Бессарабов, Г. Ю. Сомов, С. И. Носов, В. И. Лавров, И.Д. Кузьмина, Л.В. Федорова, Е.А. Суханов и др.

Теоретическая часть исследования

Общие методические принципы сохранения историко-культурного наследия были выработаны в течение длительного времени восстановительных работ и использования памятников. В 1981 г. они были сформулированы в виде профессионально-этических правил директором Международного центра по сохранению и восстановлению культурных ценностей Бернардом Фелденом.

Основной принцип Б. Фелдена не наносить объектам культурного значения много вреда, из этого принципа вытекают следующие. Таким образом, профессиональные требования становятся как бы этическими нормами для специалистов. Б. Фелден писал: «При сохранении памятников культуры необходимы умелое использование имеющихся ресурсов и чувство меры. Но может быть более всего необходимы преданность делу и желание сохранить памятник. В современной практике долговременной консервации основное внимание концентрируется на борьбе с причинами разрушения. Нельзя предотвратить стихийные бедствия, такие как наводнение, но предвидение позволяет значительно сократить наносимый ущерб. Невозможно, да и незачем приостанавливать индустриальное развитие, но связанный с этим ущерб может быть сведен до минимума, если вести борьбу с расточительством, неуправляемой экспансией, экономической эксплуатацией и загрязнением среды».

Основные принципы Б. Фелдена применимы как к движимым, так и к недвижимым памятникам. Однако недвижимый памятник-это объект, который находится на открытом зачастую воздухе, который сложно сдвинуть с места, соответственно на него влияют множество природных факторов. Поэтому масштаб работ по сохранению и использованию недвижимых памятников несравненно больше, чем при работе с движимыми музейными предметами. В работах по сохранению и использованию недвижимых памятников принимают участие самые разнообразные специалисты: реставраторы - специалисты по различным материалам; инженеры, строители, археологи, архитекторы, каменщики, плотники и др.

Специалисты про реставрации получают неплохие деньги, но если человек будет просто зарабатывать на жизнь этой профессией, но при этом не любить и не вкладывать всего себя в эту работу, он может нанести непоправимый ущерб объекту культурного наследия. Человек в силу своей лень или халтура может не рассмотреть более детально чертежи изучить фотографии или изучить материал, по результату его работы появятся эти недочёты.

В процессе работы всем участникам восстановления памятника необходимо соблюдение следующих

правил:

1. Первое правило гласит, что все должно быть задокументировано, все этапы работы.

2. Все особенности строения и материалов изначального строения также должно документироваться.

3. В ходе работы человек не должен вносить новых деталей, все должно остаться первозданным.

4. Изменения, вносимые в состояние памятника, должны диктоваться непоколебимым уважением к исторической, эстетической и материальной ценности памятника.

5. Недопустимо всякое вмешательство в памятник, если же по различным причинам восстановить изначальный вид невозможно и необходимо внести небольшое изменение, то материал должен быть идентичный тому что был, чтобы в будущем при новых технологиях можно было все исправить.

6. Объект культурного наследия должен быть гармоничен с окружающей средой, в которой находиться либо в ансамбле памятников

Данные методические подходы по сохранению объектов культурного наследия позволяют достоверно и более точно восстановить и сохранить их первозданный вид, таким образом будущие поколения с усовершенствованными методами смогут улучшить материалы. В нашей стране исторически сложилось и практикуется несколько методов сохранением музеефикация и использованию недвижимых памятников.

В практике деятельности по охране и использованию памятников сложились специфические методы их восстановления и сохранения. При этом так же, как и методические принципы, методы работы с недвижимыми памятниками и музейными коллекциями во многом схожи, но и отличны. Эти отличия сложились по тем причинам, что музейные предметы и недвижимые памятники находятся в разных внешних условиях, состоят преимущественно из разных материалов, а также имеют несравненно разные габариты.

Выделяются следующие виды сохранения недвижимых памятников: 1. Предупреждение (косвенная консервация). При этом методе мы контролируем окружающую среду, которая влияет токсично особенно на недвижимые памятники. Сюда же относится и предотвращение хищений и вандализмов.

2. Сохранение. Тут предусмотрено сохранение внешнего состояния памятника, того вида в котором он нам достался. Из-за воздействия окружающей среды объекты культурного наследия деформируются, появляется ржавчина, отваливается краска и штукатурка, выцветает свет и т.д. Способствует этому постоянный профилактический осмотр памятника и сохранение его естественного состояния.

3. Укрепление (непосредственная консервация). Укрепление материала памятника осуществляется путем введения в его фактуру или покрытие его связующим составом, а также пропитка веществом, останавливающим естественное старение материала. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время нет универсальных препаратов, способных навечно консервировать все материалы. Они постоянно совершенствуются. Необходимо применять такие препараты, которые не только не навредят сохранности материала памятника и сохранят его внешний вид, но и позволят впоследствии его нейтрализовать и заменить более совершенным. Укрепление, как правило, применяется для того, чтобы временно приостановить интенсивное разрушение памятника и выиграть время для его более длительной консервации.

4. Реставрация. Это восстановление первоначального вида памятника. Ее целью является возврат памятнику всех его подлинных деталей при минимальном использовании новых включений и дополнений.

Существует археологический и стилистический методы реставрации. Археологический метод рассчитан на максимальное сохранение подлинности памятника в его исторической динамике. При этом особое внимание придается любым изменениям памятника, возникшим в последующее время, так как позднейшие добавления

также являются документальными свидетельствами определенных событий. Освобождение от поздних пристроек может допускаться при твердой уверенности, что они не представляют ни исторической, ни художественной ценности. Метод археологической реставрации предполагает применение приема «анастилоз», когда сохранившиеся руинированные детали памятника «возвращаются» на прежнее место.

Стилистический метод реставрации не рассчитан на полное сохранение всех подлинных деталей памятника. Он допускает вместо утраченных деталей изготовление новых, похожих на оригинал. Замена подлинных деталей на новые получила название «новодел». Его использование допустимо при реставрации, особенно тех памятников, которые были построены из недолговечных материалов. Качественная реставрация стилистическим методом не фальсифицирует историчности или художественных достоинств памятника. Новые детали не противоречат первоначальному замыслу создателей, хотя и не являются подлинными. Стилистический метод не рассчитан на восстановление подлинности. С его помощью восстанавливается лишь тот стиль, в каком был создан памятник.

Имитация (копирование). Этот метод используется чаще всего для воссоздания утраченных элементов памятника. Ими, как правило, являются наиболее уязвимые части памятника - декоративные детали. Иногда имитируются не только отдельные детали памятника, но и сам памятник. Это делается в том случае, если в естественных условиях памятник сохранить невозможно. В таком случае оригинал хранят в специальном помещении, а копию устанавливают на место оригинала. Чаще всего этот метод применяется к произведениям скульптуры. Например, знаменитая скульптура «Давид» работы Микельанджело, стоявшая на площади во Флоренции, была заменена копией. Применяется такой метод и к произведениям наскального искусства (петроглифам). Копия пещеры Альтамир (Испания), в которой были обнаружены полихромные изображения животных эпохи верхнего палеолита, в настоящее время предоставлена для посещения многочисленным туристам. Оригинал, во избежание повреждения рисунков, доступен только для специалистов.

Реконструкция. Этот метод используется в случае полной или значительной утраты подлинного памятника. Реконструкция, как правило, делается из иных материалов, чем памятник. Реконструкция не камуфлируется под «патину времени». Достоверность внешнего вида реконструируемого памятника достигается за счет точных данных об оригинале. Реконструкция производится как на месте исчезнувшего памятника (Храм Христа-Спасителя в Москве), так и на новом месте (храмовый комплекс в Абу-Симбеле).

При воспроизведении памятников, как правило, применяется не один какой-либо метод, а комплекс методов, позволяющий как можно более полно и достоверно, с наименьшими потерями для оригинала сохранить, восстановить и в дальнейшем использовать памятник.

Обьекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране, которая включает разработку, согласование и утверждение проектов зон охраны обьектов культурного наследия, а также установление требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.

Установление зон охраны объекта культурного наследия является эффективной мерой предотвращения негативного воздействия человека и окружающей среды на объекты. При этом в исторической среде объекта культурного наследия могут быть установлены следующие зоны охраны:

• Охранная зона;

• Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности;

• Зона охраняемого природного ландшафта.

Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок разработки проекта «зон охраны объекта культурного наследия», требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий таких зон.

Разработку проектов «зон охраны объектов культурного наследия» организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в зависимости от значения памятника. По результатам анализа основных нормативных правовых актов, регулирующих формирование зон охраны объектов культурного наследия, авторами были выявлены и обобщены этапы установления «зон охраны объекта культурного наследия регионального значения».

Разработка проектов таких зон может проводиться как за счет федеральных и региональных целевых программы, так и за счет средств инициатора разработки проекта- зон охраны. Разработка проектов осуществляется физическими или юридическими лицами, учреждениями, компетентными в области изучения и реставрации памятников, на основе материалов историко-архитектурных, историкоградостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

При разработке проекта -зоны охраны объекта культурного наследия осуществляются следующие

работы:

• Предварительное изучение объекта культурного наследия;

• Разработка материалов по обоснованию проекта зоны охраны;

• Анализ действующей градостроительной документации.

В проекте должны содержаться проектные материалы по определению зоны охраны объектов культурного наследия, проект установления режимов использования земель и градостроительные регламенты. Проект зоны охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах таких зон .

В России помимо всех этих методов по охране и сохранению объектов культурного наследия, используется еще один метод, который является наиболее перспективным в нашей стране, это приватизация памятников частным лицам, по мнению многих деятелей культуры, это может спасти культурное наследие России . Согласно закону, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны:

- Обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке

- Осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

- Не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

- Не проводить работы, изменяющие облик, объёмно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

- Обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

- Соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

- Не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

- Под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

- Под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

- Под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

- Незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия, либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

- Не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В зарубежных странах приватизация памятников в частную собственность довольно частое явление, сейчас по всей стране реставрируется, и отстаиваются права по охране памятников различных областей, но, к сожалению, также встречаются в новостях информация о сносе памятников так, например, совершенно недавно в Шахтах неизвестные уничтожили дореволюционное здание, находящееся под охраной. Это был жилой дом лавочника 1908 года постройки, к сожалению не все члены общества, у которых во владении находится дома и сооружения прошлых поколений, занесённые в памятники культуры, готовы поддерживать их состояния.

Практическая часть исследования

В Новочеркасске старейший в области драматический театр, дворцы культуры и библиотеки. Особая гордость-памятники истории, архитектуры и культуры: 9 федеральных, около 60-областного и более 100 местного значения. Сохранность историко-культурного наследия служат Музей истории донского казачества, музей боевой славы, мемориальные музеи М.Б. Грекова, И.И. Крылова, В.Г. Калмыкова, музеи на промышленных предприятиях, в вузах, научно-исследовательских институтах, средних специальных учебных заведениях, школах.

Известно, что состояние памятников истории культуры во многом зависит от влияния различных природных факторов, способных привести к их деградации, причем от этого могут пострадать не только сами сооружения, но и находящиеся в них экспозиции и фонды. Поэтому экологический мониторинг состояния музеев, библиотек, архивов, научных и учебных учреждений, имеющих статус особо ценных объектов культурного наследия народов России, начатый еще в середине 1990-х гг., продолжен и сейчас

Физическое состояние более половины находящихся под охраной государства памятников истории и культуры страны в настоящее время оценивается как неудовлетворительное. По оценкам экспертов, памятники нуждаются в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов, особую роль среди которых играют экологически.

Можно выделить следующие проблемные для памятников культурного наследия факторы, которые мы наблюдаем в г. Новочеркасске:

1. Загрязнение воздушного бассейна производственными объектами, автотранспортом и коммунальным хозяйством, способствует формированию химически агрессивной среды и обусловливает разрушение естественных строительных материалов, а также кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора.

2. Загрязнение территории памятников отходами (бытовыми, строительными, промышленными), приводящее к развитию биопоражений строительных конструкций, нарушению отвода поверхностных вод и переувлажнению грунтов, повышению пожароопасности.

3. Транспортная вибрация, названа ответственной за ухудшение состояния многих памятников истории и культуры.

4. Подтопление грунтовыми и техногенными водами

5. Обветшание (ухудшение технического состояния) объектов наследия вследствие физического износа или нарушения регламентов охраны иногда происходит в форме выветривания швов кирпичной кладки и деструкции кирпича.

6. Вандализм, проявлявшийся в хищении памятников или их элементов из цветных металлов

В городе Новочеркасске и окрестностях зарегистрировано около 230 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации). Выделим следующие объекты, которые считаются главными достопримечательностями г. Новочеркасска.

Западная и Северная Триумфальные арки возведены в 1817 году. Одна - на старой ростовской дороге, другая-на нынешнем спуске Герцена, ведущему к городу Шахты. Эти произведения русской классики -единственные в своем роде на Юге России. Созданы в память о победе русского народа в 1812 году. Проект принадлежит архитектуру Луиджи Алозию Руска. Массивный пилон каждой из них прорезан арочным проемом и украшен строгим филенчатым поясом. Антаблемент мощного дорического ордера поддерживают двенадцать колонн. Каждая колонна вверху увенчана небольшим выступом и каменным шаром. Пластически цельный в частях и деталях объём арок завершен аттиком. Ансамбль северной арки венчает бронзовая военная арматура из доспехов казачьей амуниции и боевых предметов: кольчуг, флагов, сабель, щитов, пушек и ядер. В сочетании с фигурами Слав, летящих над сводами проемов, доспехи усиливают особое мемориальное звучание памятника. Материал арок — пиленый известняк. Поверхность арок, включая аттики, оштукатурена и окрашена в желто -белый цвет.

В советский период состояние арок было запущено, с них сняли на переплавку всю бронзовую отделку. Был наложен негласный запрет на упоминание самого предназначения арок.

В последние годы произведена реставрация северной арки. Восстановлены декоративные элементы, шары, барельефы. Установлена мемориальная доска с разъяснением мотива памятника. Реставрация второй арки последний раз проводилась в 2001 году. Капитальный ремонт и реставрация Западной триумфальной арки обошлась областному и местному бюджетам почти в 9,6 млн рублей. Работы завершились в 2014 году.

Вознесенский собор строился 100 лет. Эта версия рождена тем, что от закладки собора до его освещения в мае 1905 года на самом деле прошел целый век. За это время было две неудачные попытки возвести главный храм донских казаков. Обрушение первого произошло в 1846 году, второго- в 1863 году. И лишь строительство

третьего обвенчалось успехом. Ныне существующий собор в нововизантийском стиле возведен по проекту академика архитектуры А.А.Ященко. В 30е годы прошлого века собор подвергся разорению, позолоченные медные листы были сорваны с куполов, исчезли иконы и церковная утварь; мраморные плиты полов были отправлены на строительство Ростовского драмтеатра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реставрация Вознесенский войсковой собор шла с осени 1990 года понемногу стали ремонтировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том, что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия вскрыла древние захоронения и обнаружила черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона. 15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых являлось возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.

В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010—2011 году купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. К 2015 году в соборном храме подошла к завершению основная часть внутренних реставрационных работ.

Городской дом культуры и театр раньше в здании находился окружной суд и судебная палата. С установлением на Дону советской власти здесь был Дворец труда, потом Дом Красной армии и Клуб студентов. В 1943 году здание сильно пострадало. При восстановлении здания поменялся его облик. Исчезли сложные завершения ризалитов и картуши. Ремонтно-реконструктивные работы, проведенные в 2011-2002 годах, существенно преобразили его облик и интерьер. Парадным входом в Донской театр и в городскую думу вернули их первоначальный вид. В 2003 году там стал находиться Правление Новочеркасского казачьего округа.

В настоящее время здание атаманского дворца в Новочеркасске входит в реестр архитектурных памятников середины 19 века. Научный коллектив музея несколько десятилетий занимался разработкой проблемы музеефикации атаманского дворца; в 1986 году был выполнен проект реставрации фасадов и интерьеров здания Северо-Кавказским филиалом института «Спецпроектреставрация». Новый импульс эти работы получили в марте 2001 года, после совершившееся передачи здания дворца на баланс музеем. После завершение ремонтно-реставрационных работ атаманский дворец был открыт для посетителей.

Также в городе были отреставрированы три памятника героям Великой Отечественной войны. Это мемориал участникам ВОВ в микрорайоне Донской, памятник участникам ВОВ в микрорайоне Хотунок и мемориал «Вечный огонь» на Кургане славы в Александровском саду. Мемориал в микрорайоне Донской был установлен в честь 50-летия Победы 9 мая 1995 года. Памятник участникам ВОВ в микрорайоне Хотунок появился в 1953 на месте братской могилы, в которой похоронены 29 защитников Новочеркасска, мужественно защищавших город. Скульптуру венчает фигура неизвестного Солдата, охраняющего сон бойцов.

Мемориал «Вечный огонь» на Кургане славы в Александровском парке открыт в ознаменование 35-ой годовщины победы 9 мая 1980 года. Рядом с ним расположены стелы со списком городов-героев и памятная доска с информацией о количестве погибших в ВОВ. Памятники было решено отреставрировать в год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. На это были привлечены областные и муниципальные средства, а также помощь предпринимателей.

В настоящее время проходит тендер: Выполнение работ по реставрации и приспособлению для современного использования внутренних помещений здания Донского музея памятника культурного наследия. На выполнение работ по реставрации и приспособлению для современного использования внутренних помещений музея истории донского казачества на улице Атаманской выделили 89,6 миллионов рублей. Подрядчик должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации. Завершиться реставрационные работы должны в июне 2021 года.

Администрация Новочеркасска нашла подрядчика на реставрацию здания городского Дома культуры. Исполнитель работ определился на электронном аукционе. Им стало пермское ООО «Наследие», которое получит за свою работу 41 миллион 784 тысячу рублей, которые выделены на реставрацию объекта из местного и областного бюджетов.

Здание, в котором сейчас находится Дом культуры, является объектом культурного наследия регионального значения, поскольку век назад оно было зданием судебной Палаты, в котором находился военный революционный комитет во главе с Ф.Г. Подтелковым. В смету включены работы по сохранению и воссозданию нежилых исторических помещений, а также благоустройство и озеленение территории. Завершить все работы подрядчик должен до 20 декабря 2020 года.

Ремонтно-реставрационные работы (включая замену и восстановление оконных заполнений) фасадов зданий комплекса Политехнического института: энергетический учебный корпус в г.Новочеркасске Ростовской области, в корпусах отреставрировали покрытия стен, радиаторы отопления, окна, двери, привели в надлежащее состояние пожарный инвентарь. Изменился и облик стадиона, проведены работы по восстановлению и реконструкции его подпорной стены, кирпичной кладки и покрытия периметра ограждения. Восстановлены входные группы и цоколь всех учебных корпусов, отремонтированы ворота.

Но помимо хороших новостей, к сожалению, есть и плохие, так в 2015 году уничтожили 84 исторических и архитектурных памятников России. Один из этих памятников находится в г. Новочеркасске. Это дом жены надворного советника А.С.Титовой, 1870 года постройки снесли 30 января 2015 года. В апреле на месте памятника архитектуры начали строительство элитного жилого комплекса «Платовский».

Правительство Ростовской области признало разрушенный дом объектом культурного наследия. Дом включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного значения. Построенный в 1870 году дом пережил революцию, Великую Отечественную войну, но не выстоял перед напором элитного жилищного строительства.

Предложения

Проанализировав состояние объектов культурного наследия г. Новочеркасска, мы видим работу муниципальных органов. Так за последние годы многие объекты были отремонтированы или отреставрированные и приспособлены для современных поколений, для их популяризации. Их внешний облик привлекает больше туристов со всего мира, знакомя их с нашей культурой, с нашими традициями и нашим прошлым. Но все же есть и проблемы. Приватизация объектов может привести к печальным последствиям-в плоть до уничтожения.

В мировой практике на сегодняшний день используются четыре основных способа интеграции памятников в жизнь современного города и введения их в экономический оборот:

• девелопмент объектов культурного наследия;

• приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников;

• развитие культурного и познавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов;

• продажа бренда исторического и культурного наследия, когда привлекательность исторических городов и отдельных исторических районов используется для увеличения стоимости новой недвижимости;

необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов. Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

Заключение

Объекты культурного наследия являются для настоящего поколения памятью и остатками прошлого. Напоминая нам о наших предках на протяжении веков.

Таким образом, можно сделать вывод, что охрана объектов культурного значения в данной работе не до конца исследована. Т.к. мы можем наблюдать, как памятники сносятся, уничтожаются в разных городах, в том числе и в г. Новочеркасске. Не везде соблюдается законность в этой области, находят возможность или лазейки в законах для коммерческой деятельности. Также возможно есть улучшенные материалы для реконструкции сооружений и с этой стороны нужно изучить этот вопрос последующим исследователям данной темы. В целом в городе властью муниципалитета граждане довольны, их работа заметна и продуктивна в плане охраны объектов культурного наследия. На данный момент в программе развития города планируется увеличить процент объектов культурного наследия в лучшем состоянии, развить структуру туризма, увеличение посещаемости музеев, театров и т.д.

Список используемой литературы:

I.Чубаров В. В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М.: Проза, 2017 98 с.

2.Рубинштейна А.Я. Актуальные проблемы экономики культурного наследия. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. 108 с.

3.Клебанов Л. Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана. М.: Аксель. 2018. 205с.

4.Кузьмина И. Д. Правовой режим зданий и сооружений как обьектов недвижимости. Томск: Астрель , 2017. 146с.

5.Клебанов Л. Р. Памятники истории и культуры: правовой статус и охрана. М.: Нация, 2020. С. 64с.

6.Федорова Л. В. Правовое регулирование приватизации недвижимых обьектов культурного наследия. М.: Юстицинформ, 2019.184 с.

7.Сомов Г.Ю. Алексеев Ю.В. «Обьекты культурного наследия: учебник. М.: Проспект. 2019. 119 с.

8.Лавров В.В. Актуальные проблемы охраны и использования обьектов культурного и природного наследия: учебное пособие. П: Нация.2019. С.10

9.Полякова, М. А. Охрана культурного наследия России : учеб. пособие для вузов .М. : Дрофа, 2005.

271с

10.Суханов Е.А. Российское гражданское право : учебник. М.: Стереотип. 2018. 167с.

II.Бобров Н.Г. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX -XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. - М. : Академический проект . 2020105с.

12.Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации. М.: СПб. 2019. 48с.

13.Шестова С. М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России. П.: СПБ, 2020. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.