Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ ХХ -XXI ВВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ ХХ -XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ / PROTECTION OF MONUMENTS / CULTURAL HERITAGE / STATE CONTROL OVER THE MONUMENT PROTECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мустафина Айназ Мунировна

В статье рассматривается вопрос охраны памятников истории и культуры на примере создания и функционирования Главного управления государственного контроля охраны памятников истории и культуры Татарстана в конце ХХ в. начале XXI в. На основе материалов Национального архива Республики Татарстан проанализированы такие направления деятельности организации, как осуществление учета и правовой защиты памятников, участие в реализации государственной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры. Подчеркнута роль Управления в выстраивании сотрудничества с ЮНЕСКО в области сохранения культурного наследия. Отмечается, что на государственной охране международного (ЮНЕСКО), федерального (общероссийского), республиканского (РТ) и местного (городского, районного) значения к началу 2003 году состояло 2 212 объектов культурного наследия, в Списках выявленных объектов культурного наследия республики насчитывалось более 3 000 объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мустафина Айназ Мунировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE MAIN DIRECTORATE OF STATE CONTRAL OVER THE MONUMENT PROTECTION IN TATARSTAN REPUBLIC AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

In the article considers the issue of protection of historical and cultural monuments on the example of the creation and functioning of the Main Directorate of State Control over the Protection of Historical and Cultural Monuments of the Tatarstan at the end of the XX - the beginning of the XXI century. Based on the materials of the National Archives of the Republic of Tatarstan, it was analyzed the following directions of the organization's activities, such as the implementation of registration and legal protection of monuments; participation in the implementation of state policy in the field of protection and use of historical and cultural monuments. It highlighted the role of the Directorate in building cooperation with UNESCO in the field of preserving cultural heritage was emphasized. It is noted that the state protection of international (UNESCO), federal (all-Russian), republican (TR) and local (city, district) significance by the beginning of 2003 consisted of 2,212 cultural heritage sites, in the Lists of identified cultural heritage sites of the republic there were more than 3,000 objects.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ ХХ -XXI ВВ»

8. Dolgova V.O. Formirovanie kul'turnogo landshafta v processe evolyucii // Landshaftnaya geografiya v XXI veke. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii/ Pod red. E.A. Pozachenyuk. - 2018. - S. 104-107.

9. Ivanov - Razumnik R.V. Chto takoe intelligenciya? // Intelligenciya. Vlast'. Narod: Antologiya. - M., 1993.

10. Irazova M.A. Prirodnye osobennosti formirovaniya kul'turnyh landshaftov territorij // Prirodopol'zovanie i ustojchivoe razvitie regionov Rossii. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. I.A. Bajrakova, I.A. Lushkina. 2018. - S. 48-51.

11. Kaluckov V. N. Osnovy etnokul'turnogo landshaftovedeniya. - M.: Izd-vo MGU, 2000. - 94 s.

12. Krasovskaya T.M. Landshaftnaya videoekologiya // Geoekologiya i prirodopol'zovanie: aktual'nye voprosy nauki, praktiki i obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj yubilejnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2018. S. 30-33.

13. Lysenko A.V. Kul'turnye landshafty Severnogo Kavkaza: struktura, osobennosti formirovaniya i tendencii razvitiya. Avtoref. dis. ... dokt. geogr. nauk. - Stavropol', 2009. - 42 s.

14. Mongush M.V. Istoriya buddizma v Tuve (vtoraya polovina VI - konec XX vv.). - Novosibirsk: Nauka, 2001.

15. Mongush M.V., Mongush E.D. Kul'tovye mesta v kul'turnyh landshaftah Buryatii i Tuvy // Novye issledovaniya Tuvy. - 2015. - № 2. - S. 48-60.

16. Rodoman B.B. Kul'turnyj landshaft Rossii: geograficheskaya specifika i unikal'nost' (v proshlom, nastoyashchem, budushchem) // V fokuse naslediya. Sbornik statej, posvyashchyonnyj 80-letiyu YU.A. Vedenina i 25-letiyu sozdaniya Rossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta kul'turnogo i prirodnogo naslediya imeni D. S. Lihachyova. - M., 2017. - S.330-340.

17. Tuliganova I.V. Gorod kak kul'turnyj landshaft // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. - 2007. - .№13. - S 163-168.

18. Cvetnov V.A. Ob"ekt vsemirnogo naslediya «kul'turnyj landshaft Ozyornogo kraya» (Velikobritaniya). K istorii sozdaniya i upravleniya // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - № 2 (43). - S.125-137.

19. Sherstobitova L.V. Kul'turnyj landshaft goroda kak arena social'nyh protivorechij (na primere goroda Novosibirska) // Sovremennye problemy geografii i geologii k 100-letiyu otkrytiya estestvennogo otdeleniya v Tomskom gosudarstvennom universitete: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2017. - S. 571-574.

20. Alyssa Schwann. Ecological wisdom: Reclaiming the cultural landscape of the Okanagan Valley // Journal of Urban Management/ - Available online 12 June 2018. [Elektronnyj resurs] // URL: https://doi.org/10.1016/jjum.2018.05.004 (data obrashcheniya 25.10.2020 g.)

21. Lena Mantziou, Erini Kontopoulou, Christos-Orestis Hatzakis. Sustainable Development Protects Sensitive Cultural Landscapes // Procedia Engineering Volume 161, 2016, Pages 1785-1790. [Elektronnyj resurs] // URL: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.08.778 (data obrashcheniya 08.07.2020 g.)

ЧУЛЬДУМ АИЛААНА ОРЛАНОВНА - аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. CHULDUM, AYLAANA O. - Ph.D. student, Khakass State University named after N.F. Katanova (aylaana5@mail.ru).

УДК 904:72(470.41)«1992/2002» DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-199-203

МУСТАФИНА А.М.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ ХХ -XXI ВВ.

Ключевые слова: охрана памятников, культурное наследие, государственный контроль охраны памятников.

В статье рассматривается вопрос охраны памятников истории и культуры на примере создания и функционирования Главного управления государственного контроля охраны памятников истории и культуры Татарстана в конце ХХ в. начале XXI в. На основе материалов Национального архива Республики Татарстан проанализированы такие направления деятельности организации, как осуществление учета и правовой защиты памятников, участие в реализации государственной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры. Подчеркнута роль Управления в выстраивании сотрудничества с ЮНЕСКО в области сохранения культурного наследия. Отмечается, что на государственной охране международного (ЮНЕСКО), федерального (общероссийского), республиканского (РТ) и местного (городского, районного) значения к началу 2003 году состояло 2 212 объектов культурного наследия, в Списках выявленных объектов культурного наследия республики насчитывалось более 3 000 объектов.

MUSTAFINA, AM.

ACTIVITY OF THE MAIN DIRECTORATE OF STATE CONTRAL OVER THE MONUMENT PROTECTION IN TATARSTAN REPUBLIC AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES

Key words: protection of monuments; cultural heritage; state control over the monument protection.

In the article considers the issue of protection of historical and cultural monuments on the example of the creation and functioning of the Main Directorate of State Control over the Protection of Historical and Cultural Monuments of the Tatarstan at the end of the XX - the beginning of the XXI century. Based on the materials of the National Archives of the Republic of Tatarstan, it was analyzed the following directions of the organization's activities, such as the implementation of registration and legal protection of monuments; participation in the implementation of state policy in the field of protection and use of historical and cultural monuments. It highlighted the role of the Directorate in building cooperation with UNESCO in the field of preserving cultural heritage was emphasized. It is noted that the state protection of international (UNESCO), federal (all-Russian), republican (TR) and local (city, district) significance by the beginning of 2003 consisted of 2,212 cultural heritage sites, in the Lists of identified cultural heritage sites of the republic there were more than 3,000 objects.

Последнее десятилетие ХХ века в Республике Татарстан, в частности, было связано с тем, что положение дел в области охраны и использования памятников истории и культуры серьезно беспокоило не только ученых, специалистов, но и представителей широкой общественности. Как подчеркивал Р.М. Валеев, ситуацию плохого финансирования, «удручающего материально-технического оснащения реставрационных организаций» [1, с. 6] необходимо было менять. Требовались серьезные преобразования в области охраны памятников истории и культуры. Данное

направление нуждалось в реформах, способных изменить ситуацию в области охраны, реставрации и популяризация памятников.

Увеличение случаев разрушения памятников в это время стало ярким примером того, что действующие нормативно-правовые акты, а также учреждавшиеся в данной связи структуры не выступали надежными гарантами сохранения памятников. Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ (КМ РТ) от 6 июля 1992 г. № 381 «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов Республики Татарстан» было создано Научно-производственное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ (Управление) [2, л. 2а]. В 1995 году Постановлением КМ РТ № 947 оно было переименовано в Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве Культуры РТ (следующее переименование произошло уже в 2012 году, когда Постановлением КМ РТ № 995 Управление было переименовано в Государственное бюджетное учреждение «Центр культурного наследия Татарстана»).

Несмотря на частое переименование, главная цель деятельности Управления, состоявшая в разработке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на решение вопросов сохранения и использования объектов культурного наследия, не менялась с момента его создания. В Положение о НПУ госконтроля охраны памятников было отмечено, что оно является республиканским органом, наделенным особыми полномочиями в области охраны памятников истории и культуры. В сфере деятельности НПУ госконтроля охраны памятников находились «государственное управление и контроль по выявлению, учету, охране, реставрации, восстановлению и использованию памятников истории и культуры» [2, л. 2а].

С момента создания Управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры прошло более 25 лет, что позволяет обобщить работу организации в тяжелое время для государства и для Татарстана в конце XX в начале XXI вв.

Управление госконтроля охраны и использования памятников было создано в 1992 году, однако его активная деятельность началась с 1993 года. Спектр основных задач и функций Управления касался проблем учета и правовой защиты памятников; реализации государственной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры [2, л.3]. Кроме того, сотрудники Управления разрабатывали и публиковали необходимые нормативно-методические документы в виде рекомендаций и инструкций, призванные помочь в достижении положительных результатов в вопросах охраны объектов культурного наследия. В 1995 году НПУ госконтроля охраны памятников были сформированы временные списки основных категорий памятников, находящихся под защитой государства [3, л.7].

Во-первых, это был список объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность по городу Казань, в количестве 379 объектов, во-вторых, - объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность по городам и районам Республики Татарстан общим числом 919 объектов. В данном контексте, одной из главных функций Управления изначально стало проведение неотложных охранно-спасательных археологических работ на территории Казанского Кремля [3, л.3], а также в зоне абразионного уступа Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ (на период до 2000 г.) [3, л. 1] и т.д.

В соответствии с Положением, регулировавшим компетенцию и порядок работы Управления, оно выполняло функции координатора взаимодействия ученых и специалистов различных направлений для осуществления успешной деятельности в области охраны памятников. Координирование осуществлялось посредством издания приказов по созданию временных и постоянных комиссий, призванных решать определенные частные задачи.

Так, например, по Приказу № 25а от 16 мая 1995 г. [3, л. 4] была организована временная комиссия, целью которой являлось определение состояния конструкции памятника архитектуры XIX в. Азимовской мечети. Следующий Приказ №71 от 14 ноября 1995 года [3, л. 8] стал основанием для создания временной комиссии для оценки ущерба из-за строительства пристройки к зданию медресе «Мухаммадия». Также комиссии создавались для обеспечения высокого уровня проектных работ и для разрешения сложных научно-исследовательских работ, например, на памятнике XVI-XIX вв. - Благовещенском соборе [3, л. 9].

Управление принимало активное участие в работах, проводившихся на территории комплекса Казанского Кремля, с целью максимального выявления и музеефикации археологических объектов всех исторических периодов, а также уточнения даты основания Казани [4, л. 6].

В целях популяризации историко-культурного наследия, доведения для сведения специалистов и широкого круга лиц информации по недвижимым памятникам истории и культуры, Управлением проводилась безвозмездная передача учреждениям культуры, ведомствам и министерства, организациям, деятельность которых была связана с охраной памятников истории и культуры, более полутора тысяч экземпляров «Свода памятников истории и культуры РТ. Административные районы» [5, л.5].

План работ Управления предусматривал ежегодное расширение спектра выполняемых функций. В частности, в плане 1997 года стояли задачи по подготовке пообъектного плана реставрации, консервации памятников истории и культуры РТ; проектированию зон охраны памятников археологии в Мензелинском, Елабужском, Алексеевском, Новошешминском, Аксубаевском, Бавлинском районах республики и переводу земель в категорию имеющих историко-культурное назначение; подготовке и публикации «Свода памятников истории и культуры».

В 1998 году работа проводилась на памятниках Билярского городища, Свияжска, Болгара и Елабуги в рамках участия в Республиканской комплексной программе «Мирас» (Наследие) и реализации Закона Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». В списке основных задач на 1998 год были указаны: выявление и фотофиксация памятников истории и культуры народов Татарстана в районах республики [4, л. 16]; составление проектных зон охраны памятников археологии [6, л.л. 14, 16, 17]; осуществление подготовки материалов для включения отдельных памятников в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РТ [4, л.24].

Годовой план Управления на 1999 год включал комплекс мероприятий по изучению и реставрации связанных с историей татарского народа выдающихся комплексов археологических и архитектурных памятников на территориях Билярского, Болгорского, Елабужского, Камаевского и Суварского городищ, а также памятников, связанных с историей русского народа в Верхнеуслонском, Зеленодольском и других районах РТ; подготовке и изданию каталогов-справочников «Памятники истории и культуры татарского народа», «Мусульманские памятники». Управление в 1999 году принимало участие в разработке проектов законов Республики Татарстан «Об археологическом наследии», «Об административной ответственности за нарушение Закона РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей».

Согласно архивным данным, в 1999 году Управление активно занималось подготовкой материалов для включения комплекса памятников Болгарского городища, Казанского Кремля, Свияжска в Список ЮНЕСКО [7, л.л. 2, 3]. В данной связи, на наш взгляд, именно 1999 год стал для Республики Татарстан датой перехода к тесному сотрудничеству Республики с ЮНЕСКО по вопросам охраны памятников истории и культуры, что определило одно из главных новых направлений деятельности Управления в конце ХХ века. Учитывая, что в результате этой работы Казанский Кремль стал объектом ЮНЕСКО [8], ее следует считать по-настоящему плодотворной.

Необходимо отметить, что подготовка заявки на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО [9] объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, являлась комплексной работой, включавшей в себя множество нюансов [10]. В архивных материалах содержатся, к примеру, командировочные листы, свидетельствующие о том, что в течение 1999 года сотрудниками Управления осуществлялись командировки в Москву для консультации со специалистами по вопросу подготовки полного комплекта материалов по объектам Татарстана, включенным в Предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО [6, л. 4]. Также ими были совершены рабочие поездки в Болгар по вопросу подготовки документации в соответствии с утвержденным ЮНЕСКО Форматом [6, л. 7] и для решения проблем, касательно реставрации Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника [6, л. 8].

Однако это не значит, что работа в других направлениях не велась.

Так, например, в 2000 году, кроме направления по выстраиванию сотрудничества с ЮНЕСКО, участия в международных (ИКОМОС, ТЮРКСОЙ и др.), межгосударственных и

региональных совещаниях [12, л. 2] по вопросам сохранения культурного наследия, сотрудники Управления проводили сбор необходимой информации и материалов для включения памятников в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РТ, в списки памятников истории и культуры федерального (общероссийского) и республиканского назначения; разрабатывали и готовили к утверждению в установленном порядке охранной и градорегулирующей документации исторических городов и населенных пунктов и территорий; занимались подготовкой и изданием информационных сборников с перечнем памятников истории и культуры на территории РФ и Республики Татарстан [12, л. 1].

Подводя итог анализа ежегодных планов Управления, можно сделать вывод, что основные задачи, прописанные в Положении по основной деятельности Управления, выполнялись в первую очередь. Уже к 2002 году на государственную охрану республиканского значения было принято 978 объектов (977 памятников археологии, 1 - архитектуры). Еще 36 объектов по городу Казани и районам республики ждали решения Кабинета Министров РТ о принятии их на государственную охрану [13, л. 2].

Таким образом, на государственной охране международного (ЮНЕСКО), федерального (общероссийского), республиканского (РТ) и местного (городского, районного) значения к началу 2003 году состояло 2 212 объектов культурного наследия, а в Списках выявленных объектов культурного наследия - более 3 000 объектов. На сегодняшний день в Республике Татарстан насчитывается свыше 7 000 памятников истории и культуры, а 3 памятника являются объектами всемирного наследия [14].

Еще одним из важных направлений деятельности Управления на рубеже столетий являлось нормативно-правовое обеспечение охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Как отмечалось ранее, сотрудниками организации велась подготовка законопроектов «Об археологическом наследии», «Об административной ответственности за нарушение Закона РТ «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей». Главным этапом в формировании правовой базы охраны памятников для Управления в начале XXI века стало принятие Федерального Закона от 25 июня 2002 г «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», по которому государственная охрана недвижимого культурного наследия была определена как предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ. Согласно архивным данным, для республиканских министерств и ведомств был сформирован целый ряд первоочередных задач, связанных с основными изменениями в системе государственной охраны объектов культурного наследия, которые требовали принятия необходимых решений в «переходный период» [13, л. 1]. Реализуя поставленные задачи, между Министерством Культуры РФ и Кабинетом Министров РТ было подписано Соглашение о передаче части полномочий в сфере государственной охраны, сохранения, популяризации и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Татарстана, Министерству Культуры Республики Татарстан.

Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве Культуры Республики Татарстан в сложное для страны и Республики время, участвовало в сохранение историко-культурного потенциала региона. Сотрудники Управления активно принимали участие в законотворчестве в области сохранения и использования памятников истории и культуры, разрабатывали проекты законов. Благодаря их усилиям, в области сохранения и использования памятников истории и культуры были приняты нормативно-правовые документы: Законы Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» [14] принятый в 1996 году, «О культуре» - 1998 г., целый ряд Указов Президента Республики Татарстан и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан [15]. Указанный выше Закон Республики Татарстан, принятый в 1996 году, имел важное значение для сохранения культурного наследия республики и развития применительно к местным условиям федерального законодательства о памятниках истории и культуры. Он был одной из ключевых законотворческих инициатив, повлиявших на процесс регулирования и популяризации объектов культурного наследия. Но, самое главное, он послужил предпосылкой для разработки и принятия Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. В 2010 году из основных функций Управления были

исключены государственная охрана и контроль за соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия. Это было связано с изменениями в законодательстве. Однако направленность и сфера интересов его сотрудников осталась прежней.

Литература и источники

1. Валеев Р.М., Нестеренко И.М. Изучение, охрана, реставрация и использование недвижимых памятников истории и культуры в Республике Татарстан. Информационный сборник. - Вып. 1. - Казань: Изд-во «Фест», 1997.

2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 6.

3. НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан) Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 4.

4. НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан) Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 21.

5. НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан). Ф. Р-961. Оп.1. Д.34.

6. НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан) Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 28.

7. НА РТ. (Нац. арх. Республики Татарстан) Ф.Р-961. Оп. 1. Д. 29.

8. The Historic and Architectural Complex of the Kazan Kremlin (Russian Federation) // UNESCO World Heritage Centre URL: http://whc.unesco.org/en/decisions/2488/ (дата обращения: 30.04.2018).

9. Convention Concerning the Protection of the World's Cultural and Natural Heritage // UNESCO World Heritage Centre URL: http://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (дата обращения: 01.05.2018).

10. Preparing World Heritage Nominations (Second edition). - Paris: UNESCO World Heritage Centre, 2011

11. The Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention // UNESCO World Heritage Centre URL: https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (дата обращения: 24.03.2018 г.).

12. НА РТ. Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 35.

13. НА РТ. Ф. Р-961. Оп. 1. Д. 46.

14. Закон Республики Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей» № 755 от 2 октября 1996 года.

15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по улучшению охраны и использования недвижимых культурных и исторических ценностей в Республике Татарстан» от 22 января 2000 № 38 // Республика Татарстан. - 2000. - № 12.

References and Sources

1. Valeev R.M., Nesterenko I.M. Izuchenie, ohrana, restavraciya i ispol'zovanie nedvizhimyh pamyatnikov istorii i kul'tury v Respublike Tatarstan. Informacionnyj sbornik. - Vyp. 1. - Kazan': Izd-vo «Fest», 1997.

2. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan (NA RT). F. R-961. Op. 1. D. 6.

3. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 4.

4. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 21.

5. NA RT. F. R-961. Op.1. D. 34.

6. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 28.

7. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 29.

8. The Historic and Architectural Complex of the Kazan Kremlin (Russian Federation) // UNESCO World Heritage Centre URL: http://whc.unesco.org/en/decisions/2488/ (data obrashcheniya: 30.04.2018).

9. Convention Concerning the Protection of the World's Cultural and Natural Heritage // UNESCO World Heritage Centre URL: http://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (data obrashcheniya: 01.05.2018).

10. Preparing World Heritage Nominations (Second edition). - Paris: UNESCO World Heritage Centre, 2011

11. The Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention // UNESCO World Heritage Centre URL: https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (data obrashcheniya: 24.03.2018 g.).

12. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 35.

13. NA RT. F. R-961. Op. 1. D. 46.

14. Zakon Respubliki Tatarstan «Ob ohrane i ispol'zovanii kul'turnyh i istoricheskih cennostej» № 755 ot 2 oktyabrya 1996 goda.

15. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan «O merah po uluchsheniyu ohrany i ispol'zovaniya nedvizhimyh kul'turnyh i istoricheskih cennostej v Respublike Tatarstan» ot 22 yanvarya 2000 № 38 // Respublika Tatarstan. - 2000. - № 12.

МУСТАФИНА АЙНАЗ МУНИРОВНА - аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета. MUSTAFINA, AINAZ M. - Ph.D. student, Kazan (Volga Region) Federal University (ainazm@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.