УДК 94
ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕГО ГОРОДА ПЕРСЕПОЛЯ
Мухаметзянов М.С.
marsell 94imho@gmail. com
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: Статья представляет собой ретроспективное изучение деятельности по сохранению культурного наследия в Иране на примере его древней столицы Персеполя. Основной акцент в работе сделан на деятельности специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры под названием ЮНЕСКО. В работе сделан краткий обзор истории включения Персеполя в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и деятельности по сохранению культурного наследия как в Иране, так и во всем мире. Отмечается, что Персеполь находится в собственности правительства Ирана. Буферная зона находится под правовой охраной и управлением иранской Организации по культурному наследию, ремеслам и туризму которая финансируется и находится под юрисдикцией правительства Ирана.
Ключееые слова: музей, Персеполь, ЮНЕСКО, культурное наследие, охрана культурного наследия.
Руины древнего города Персеполя покоятся в административном центре шахре-стана Мервдештем провинции Фарс у подножия горы Кух-и Рахмат на юго-западе Ирана на расстоянии 50 км к северо-востоку от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана, являются одним из величайших археологических памятников в мире. Уникальный своей архитектурой и искусством, город Персеполь входит в число выдающихся мирровых археологических памятников, несущих уникальное свидетельство древнейшей цивилизации [1].
Персеполь был внесен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО в 1979 году на третьей сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей с 22 по 26 октября 1979 года в Каире и Луксоре.
В 1925 г., в Иране происходят важные перемены в культурной жизни общества. В 1927 г. было создано «Общество охраны национального наследия». Тогда же была прекращена французская монополия на ведение археологических раскопок. Отметим, однако, что существенную роль в отмене французской монополии сыграл Херцфельд, проводивший тогда лекции в Обществе. Кроме того, Херцфельд подготовил законопроект об охране исторических памятников для иранского правительства, имея в виду перспективу раскопок в Персеполе и получение финансовой поддержки. В этом отношении, и как выдающийся исторический памятник, Персеполь конкурировал с Сузами, где французские археологи работали с конца XIX века [2].
В дальнейшем крупные археологические раскопки начались в Персеполе в 1931 году работой экспедиции под руководством археолога Эрнста Эмиля Херцфельда. Раскопав большую часть здания, которое Херцфельд назвал «гаремом Ксеркса», его подвергли восстановлению как место размещения для тех, кто проводил раскопки и в качестве музея для хранения найденных предметов, а позже как администрацию комплекса и его музея. После этого в Иране были приняты следующие нормативно правовые акты по защите культурного наследия:
- 15 сентября 1931 года ансамбль Персеполя был зарегистрирован в национальном списке иранских памятников.
- Закон об охране национального наследия (National Heritage Protection Law) от 1930 года и в дальнейшем был обновлен в 1998 году.
- В 1980 году принят закон «О предотвращении тайных раскопок и незаконных раскопок» (Legal bill on preventing clandestine diggings and illegal excavations).
- В 1965 году в Иране была создана Национальная организация по охране памятников культуры, принят ряд законов о сохранении исторических мест, взяты на учет все сокровища национального искусства, разработаны планы восстановления архитектурных памятников, общественных зданий и частных домов, имеющих худо-
Казанский вестник молодых ученых
жественную ценность. В первую очередь это относится к древнейшей иранской столице Персеполю [3].
- В 2001 году был введен в действие план управления музейным комплексом Персеполя, охватывающий установление границ и буферной зоны (зоны охраны), права собственности на землю, приоритеты в области управления.
- Исследовательская база Персеполя, по управлению и сохранению, созданная в Персеполе в 2001 году, отвечает за расследование, сохранение, восстановление, реорганизацию и презентацию имущества.
Музей Персеполя (Музей Ахеменидов) был открыт в 1937 году. В этом музее предметы из доисторического, Ахеменидского и исламского периодов собраны в трех разных разделах музейной экспозиции. Он состоит из большого центрального зала и двух небольших комнат.
Внимание посетителей и туристов прежде всего останавливается на изящных керамических изделиях - сосудах, кувшинах, вазах самой разной формы. Все они украшены орнаментальными росписями, изображающими птиц и животных.
На данный момент объект всемирного наследия находится в собственности правительства Ирана. Буферная зона находится под правовой охраной и управлением иранской Организации по культурному наследию, ремеслам и туризму (Iranian Cultural Heritage, Handicrafts and Tourism Organization) которая в свою очередь финансируется и находится под юрисдикцией правительства Ирана.
После ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 26 февраля 1975 года Персеполь наряду с Древним городом Чога-Занбиль и Площадью Мейдан-Имам в городе Исфахан стали первыми объектами Ирана занесенные в список культурного наследия ЮНЕСКО. [4]
Персеполь был влючен в список культурного наследия ЮНЕСКО по трем критериям:
1) Он является произведением творческого гения человека. Терраса Персеполя с его двойным лестничным пролетом, стены которых покрыты скульптурными фризами на разных уровнях, ассирийскими пропилеями, гигантскими крылатыми быками и остатками больших залов, является грандиозным архитектурным творением. Облегченная кровля с использованием деревянных притолок (верхних горизонтальных перемычек) позволила ахеменидским архитекторам установить на открытых площадках минимальное количество тонких колонн (диаметром в 1,6 метров и высотой около 20 метров).
3) Персеполь являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей. Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (Ападана), приемных и пристроек относится к числу величайших археологических памятников мира, не имеющих аналогов и свидетельствующих об уникальном уровне самой древней цивилизации
6) Персеполь непосредственно или значимо связан с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. (По мнению Комитета Всемирного наследия, данный критерий предпочтительно использовать в сочетании с другими критериями). Терраса Персеполя показывает образ самой Ахеменидской монархии задуманной Дарием, где часто появляются изображения царя, как победителя чудовищ, как восседающего на троне поверженного врага, а также шествующих длинными когортами воинов и стражников, сановников и данников. [5]
В качестве основных источников, использованных при разработке данной статьи, служат нормативно правовые акты по охране культурного наследия.
На данный момент Иран находится в тяжелой политической обстановке (США наложило санкции на Иран). Локальные конфликты на Ближнем Востоке также осложняют положение страны в целом и вопрос осуществления сохранения культурного наследия Ирана в частности.
Исторические науки
Кроме того, нельзя не отметить важный факт: 12 октября 2017 года Соединенные Штаты уведомили ЮНЕСКО о том, что 31 декабря 2018 года они вновь выйдут из организации и будут стремиться учредить постоянную миссию наблюдателей, начиная с 2019 года. Государственный департамент указал на «растущую задолженность перед ЮНЕСКО, необходимость фундаментальной реформы в организации и продолжающийся антиизраильский уклон в ЮНЕСКО».
Внесение в список культурного наследия ЮНЕСКО Персеполя наряду с прочими уникальными объектами Ирана послужило развитию деятельности по охране культурного наследия и налаживанию связей с другими странами-членами ЮНЕСКО [6]. Так, 29 января 2019 года на пятом Ашхабадском Координационном Комитете Шелкового Пути приняты Решения, которые призывали уделить большее внимание сухопутным маршрутам на территории Центральной Азии. Шестое совещание должно пройти осенью в Иране [7].
Основными методами проведенного исследования являются метод нарративный (описательно-повествовательный) (метод используется для изучения документальной базы и формирования необходимой информации для исследований).
Дескриптивный метод анализа служит для описания самого объекта исследования - Персеполя, как в далеком прошлом, так и в современности, а также позволяет проанализировать его деятельность в качестве современного музейного комплекса.
Синтез полученной информации и составление целостного представления об исследуемом предмете (о Персеполе и культурно-охранной деятельности его культурно-исторического наследия), сравнение существующих взглядов на проблему сохранения культурного наследия, обобщение накопленного опыта музеефицирования Персеполя.
Обращаясь к опыту защиты культурного наследия, следует выработать способы сохранения культурного наследия в рамках существующего сложного положения Ирана.
Таким образом, сделан краткий обзор истории включения Персеполя в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и деятельности по сохранению культурного наследия как в Иране, так и во всем мире.
Литература
1. 1.Persepolis [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre URL: https://whc .unesco.org/en/li st/114/
2. Автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04 диссертация на тему: Происхождение и художественно-типологическое развитие дворцовой архитектуры Ахеменидского Ирана VI - IV вв. до н.э. Фатхоллах Нури Рейхане [Электронный ресурс] // Человек и Наука URL: http://cheloveknauka.com/proishozhdenie-i-hudozhestvenno-tipologicheskoe-razvitie-dvortsovoy-arhitektury-ahemenidskogo-irana-vi-iv-vv-do-n-e
3. 100 великих музеев мира / авт.-сост. Н.А.Ионина. Москва: Вече, 2000. 512 с.
4. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization; Intergovernmental Committee for the protection of the world cultural and naturale heritage; Third Session [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre URL: http://whc.unesco.org/archive/repcom79.htm
5. Iran (Islamic Republic of) [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre URL: https://whc.unesco.org/en/statesparties/ir
6. Международная конференция «Значение Великого Шёлкового пути: настоящее и будущее развитие», Ашхабад, Туркменистан [Электронный ресурс] // Unesco URL: https://ru.unesco.org/silkroad/content/mezhdunarodnaya-konferenciya-znachenie-velikogo-shyolkovogo-puti-nastoyashchee-i-budushchee
7. Decisions adopted by Ashgabat Silk Roads Coordinating Committee [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre URL: https://whc.unesco.org/en/news/1927/
Казанский вестник молодых ученых
THE EXPERIENCE OF PRESERVING CULTURAL HERITAGE ON THE EXAMPLE OF THE ANCIENT CITY OF PERSEPOLIS
M. Mukhametzyanov
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: This article is a retrospective study of the preservation of cultural heritage in Iran on the example of its ancient capital Persepolis. The main focus of the work is on the activities of the specialized Agency of the United Nations educational, scientific and cultural Organization called UNESCO. The city was listed as a UNESCO cultural heritage site in 1979 at the third session of the UNESCO Committee. The paper notes that Persepolis is owned by the government of Iran. The buffer zone is under the legal protection and administration of the Iranian Organization for cultural heritage, crafts and tourism which is funded and under the jurisdiction of the government of Iran.
Keywords: Museum, Persepolis, UNESCO, cultural heritage, protection of cultural heritage
Сведения об авторе
Мухаметзянов Марсель Сиринович, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. [email protected]
Author of the publication
Marsel Mukhametzyanov, student, Kazan Federal University, Kazan, Russia. [email protected]
Дата поступления 06.11.2019