Научная статья на тему 'Памятники истории и культуры как предмет ведения Российской Федерации'

Памятники истории и культуры как предмет ведения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1099
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ВИДЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТИПОЛОГИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков С. А.

Понятие «объект культурного наследия», «памятники истории и культуры». Описание содержательных аспектов в действующем российском законодательстве в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники истории и культуры как предмет ведения Российской Федерации»

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Поляков С.А.*

Тобольский многопрофильный техникум, г. Тобольск

Понятие «объект культурного наследия», «памятники истории и культуры». Описание содержательных аспектов в действующем российском законодательстве в сфере охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Ключевые слова: объект культурного наследия, памятники истории и культуры, виды объектов культурного наследия, типология объектов культурного наследия, типологическая принадлежность недвижимых памятников истории и культуры.

Одним из видов культурной деятельности, приведенных в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», рассматриваемых в Конституции РФ в качестве самостоятельного предмета ведения, наравне с общими вопросами культуры, является охрана памятников истории и культуры. Она осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях сохранности российского памятникового фонда как части мирового наследия.

В действующем российском законодательстве используется словосочетание «объект культурного наследия» либо равнозначное ему «памятники истории и культуры». В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - 73-Ф3), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [6].

Объекты культурного наследия, в соответствии со ст. 3 73-Ф3, подразделяются на следующие виды:

* Директор.

- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия) (в ред. Федерального закона от 23.07.2013);

- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов [6].

При принятии на государственную охрану определяется типология объектов культурного наследия - памятники архитектуры и градостроительства, памятники истории, памятники археологии, а также эти объекты относят к одной из трёх категорий историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры»», которая в настоящее время применяется в части, не противоречащей 73-ФЗ, по типологической принадлежности недвижимые памятники истории и культуры могут быть:

- Памятники археологии - городища и города; остатки древних поселений; могильники, надмогильные ритуальные сооружения; памятники трудовой деятельности; наскальные и пещерные рисунки и надписи; место отдельных находок; объекты и предметы, расположенные на дне водоемов.

- Памятники истории - памятники производственной деятельности человека; памятники, связанные с государственным устройством; памятники, связанные с классовой борьбой и революционным движением; памятники, связанные с борьбой за независимость; памятники, связанные с развитием науки, просвещения, искусства.

- Памятники архитектуры - памятники градостроительного искусства; памятники жилой архитектуры; памятники гражданской и общественной архитектуры; памятники культовой архитектуры; памятники военно-оборонительного зодчества; памятники промышленной архитектуры; памятники садово-парковой архитектуры; архитектурные монументы.

- Памятники монументального зодчества - монументальная скульптура; монументальная живопись; монументально-декоративное искусство.

На недвижимых памятниках могут выполняться следующие виды производственно-реставрационных работ: консервация; реставрация; воссоздание; ремонт; приспособление.

- Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника. Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

- Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.

- Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.

- Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика.

- Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.

Консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставраци-онными работами. Все виды производственных, исследовательских и проектных работ, проводящихся на памятниках, независимо от характера и объема, представляют единый процесс. Нормативные акты, которые его регулируют, будут рассмотрены в следующем параграфе настоящей работы.

По данным Министерства культуры РФ на 31.12.2008 на государственном учёте состоит:

Всего более 80 000 объектов культурного наследия, в том числе

25 757 - памятники федерального значения;

62 384 - памятники регионального значения.

13 - в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО;

67 - включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, который формируется с 1992 года.

Объекты культурного наследия религиозного назначения:

Всего 11 041 памятник истории и культуры, в том числе

6 624 - памятники федерального значения;

4 417 - памятники регионального значения;

более 10 000 - православные памятники;

144 - памятники ислама;

144 - памятники католицизма;

53 - протестантизма;

15 - иудаизма;

21 - буддизма.

Памятники истории и культуры РФ, входящие в состав списка ЮНЕСКО:

21 объект - в списке культурного и природного наследия;

13 объектов - исключительно культурного наследия.

В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 - природного наследия и 23 смешанного наследия.

Среди учтенных памятников представляют ценность с точки зрения:

34 % - архитектуры и градостроительства; 14 % - истории; 42 % - археологии; 1 % - искусства; 9 % - нескольких наук одновременно.

Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: 20 % - в административных целях; 8 % - в жилых целях; 23 % -в социально-культурных целях; 2 % - в общественно-политических целях; 27 % - в культовых целях; 1 % - в производственных целях; 5 % - в иных целях; 5 % таких объектов не используется вовсе.

Объекты недвижимости - памятники истории и культуры подразделяются: 18 % - здания и строения; 2 % - сооружения; 1 % - произведения монументального искусства; 55 % - объекты археологии; 13 % - захоронения; 10 % - произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства; 1 % - прочие [2].

Эффективная деятельность органов государственной власти различных уровней в интересах многонационального народа РФ и каждого гражданина в отдельности является ключевым вопросом Российского государства как государства демократического, правового и федеративного.

Современные исследователи федерализма, в частности, И.А. Умнова, справедливо отмечают, что «хотя в мире и нет совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы обеспечивает внутреннюю целостность и стабильность, мир и согласие. Одна из основных причин такого успеха кроется в решении на конституционном уровне проблемы разделения государственной власти и ответственности за её осуществление между центром и составными частями государства с учетом специфики конкретной страны» [5].

Вместе с тем «федеративное государство - это не только разграничение компетенции и полномочий между общефедеральными органами и членами федерации, но кооперация усилий и интеграция в ведении общегосударственных дел» [5]. Более того, отсутствие последнего существенно сдерживает социально-экономические преобразования как на федеральном уровне, так и в регионах.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ относится к основополагающим принципам федеративного устройства Российского государства, который получил свое закрепление в статье 5 Конституции РФ.

Доктор юридических наук Д.А. Ковачев определяет предметы ведения как «круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависи-

мости от формы правления, государства, соответствующие государственные органы Федерации и её субъектов компетентны принимать решения» [6].

Российская конституционная модель разграничения, которая содержится в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ, построена по принципу закрепления двух перечней предметов ведения: перечня предметов ведения Российской Федерации (статья 71) и перечня предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ (статья 72).

Исследование предметов совместного ведения позволяет сделать вывод о том, что данные вопросы соотносятся с важнейшими конституционными принципами: верховенство Конституции РФи федеральных законов; государственная целостность, единство системы государственной власти в РФ; защита основных прав и свобод человека и гражданина - то есть принципами, которые Основным Законом РФ провозглашены в качестве основы конституционного строя государства.

Регулирование этих вопросов каждым отдельным субъектом Федерации может нанести ущерб интересам других субъектов Федерации, интересам граждан, либо интересам государства в целом. В связи с этим участие РФ в их регулировании является необходимым.

С другой стороны, для эффективной деятельности по предметам совместного ведения необходимо принимать во внимание самобытность каждого отдельного региона, своеобразие его природы, этническую особенность населения, специфику культуры, состояния экономики и иные особенности развития. Это предопределяет участие в их регулировании субъектов Федерации.

Рассмотрим это положение применительно к сфере охраны памятников истории и культуры. Особенность российской конституционной модели разграничения предметов ведения состоит в том, что охрана памятников истории и культуры, являясь одним из видов культурной деятельности, определена в Конституции РФ в качестве самостоятельного предмета ведения, наравне с общими вопросами культуры. Причем охрана памятников истории и культуры включена в пункт «д» статьи 72 наряду с вопросами природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемыми природными территориями.

Как известно, памятники истории и культуры являются неотъемлемой частью среды обитания человека, исчерпаемым ресурсом, что сближает этот объект правовой охраны с памятниками природы и иными элементами окружающей среды, унаследованной человеком.

«Две главные проблемы означены самой жизнью - это экология природы и экология культуры. Появление нового понятия - экология - обусловлено тревогой за критическое состояние природного и культурного наследия, без которых немыслима нормальная, здоровая жизнь общества», - констатирует президент Академии архитектурного наследия, профессор Академии реставрации В.А. Виноградов. «Более того, - утверждает он, и с этим труд-

но не согласиться, - «деградация государства, общества, семьи, личности человека является прямым следствием нарушения социальной и природной «генетики», заложенной в процессах экологии культуры и природы» [1].

Таким образом, прошлое, воплощенное в историко-культурном наследии, является необходимой окружающей средой для гармоничного развития человека, благоприятной атмосферой, которая является элементом осознания своей собственной истории, связью времен, существенной частью памяти современных людей, в которой сконцентрирована индивидуальная, коллективная, единовременная память и память целых поколений.

Учитывая территориальную протяженность РФ, богатство российского историко-культурного потенциала, самобытность регионов и существенные различия в их экономическом и культурном ресурсах, а также необходимость решения ряда задач в сфере охраны памятников истории и культуры (в частности, мониторинг технического состояния объектов, оперативный контроль за соблюдением законодательства), деятельность органов государственной власти субъектов РФ и деятельность органов местного самоуправления представляется в этой сфере объективно обусловленной.

Таким образом, отнесение охраны памятников истории и культуры к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов имеет объективное обоснование, поскольку при оптимальном разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления позволяет обеспечить сохранность российского фонда памятников истории и культуры как части мирового наследия.

В международном праве недвижимые объекты культурного наследия рассматриваются как особый вид недвижимого имущества, использование которого предполагает соблюдение определенных ограничений и выполнение мер по обеспечению его сохранности.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места, которые, в свою очередь, в соответствии со ст. 4 73-Ф3, делятся на следующие категории историко-культурного значения - объекты культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ относится к основополагающим принципам федеративного устройства Российского государства.

Список литературы:

1. Виноградов В.А. Смысл архитектурного наследия // Реставратор. -М.: Изд-во «Академии реставрации», 2000. - Выпуск 1. - С. 27-33.

2. Доклад на Совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству. - М., 2005.

3. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nordoc.ru/doc/49-49793.

4. Пернталер П. Проблемы федеративных отношений в Австрии // Государство и право. - 2004. - № 3. - С. 120-125.

5. Умнова И. А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 5-12.

6. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infosait.ru/norma_ doc/46/4643 3/Мех.Ыт.

7. Федерация в зарубежных странах. - М.: Юрид. лит., 2003. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.