Научная статья на тему 'Комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в промышленном городе Тольятти'

Комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в промышленном городе Тольятти Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД / НАСЕЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / INDUSTRIAL CITY / POPULATION / HEALTH / DEMOGRAPHIC SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева Инна Валентиновна, Волков Виталий Владимирович

Статья посвящена демографическим проблемам промышленного города. Предложен комплекс медико-социальных мероприятий, направленный на улучшение демографической ситуации в городе. На примере г. Тольятти показано, что применение предложенного комплекса способствует улучшению показателей здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лебедева Инна Валентиновна, Волков Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX MEDICAL-SOCIAL ACTIVITIES AIMED AT IMPROVING THE DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE INDUSTRIAL CITY TOGLIATTI

The article is devoted to the demographic problems of an industrial city. The complex medical and social interventions aimed at improving the demographic situation in the city. On the example of the city of Togliatti is shown that application of the proposed complex helps to improve health outcomes.

Текст научной работы на тему «Комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в промышленном городе Тольятти»

УДК 614.2:314.04(470.4)

© 2011 И.В. Лебедева, В.В. Волков

КОМПЛЕКС МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ ТОЛЬЯТТИ

Статья посвящена демографическим проблемам промышленного города. Предложен комплекс медикосоциальных мероприятий, направленный на улучшение демографической ситуации в городе. На примере г. Тольятти показано, что применение предложенного комплекса способствует улучшению показателей здоровья населения.

Ключевые слова: промышленный город, население, здоровье, демографическая ситуация.

В современном мире на многие процессы общественно-политической и социальноэкономической жизни оказывают определенное влияние демографические факторы. В «Концепции демографической политики Российской Федерации» на период до 2025 года указано, что первоочередными задачами демографической политики являются меры в области укрепления здоровья населения и увеличения продолжительности жизни, стимуляция рождаемости, миграции и расселения населения.

Сегодня обозначены приоритеты демографической политики в области охраны здоровья: укрепление здоровья детей, подростков, лиц трудоспособного возраста, прежде всего, за счёт развития и совершенствования профилактических мероприятий [1,5].

Развитие физической культуры, отдыха и оздоровления, сохранение репродуктивного здоровья населения путём совершенствования профилактической и лечебнодиагностической помощи населению.

Улучшение состояния здоровья лиц трудоспособного возраста за счёт профилактических мероприятий по снижению воздействия внешних причин, а также раннее выявление болезней систем кровообращения, новообразований, инфекционных болезней, в т. ч. туберкулёза, эндокринных заболеваний [2,6].

Среди последствий глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в конце ХХ - начале ХХ1 столетия в стране, одним из наиболее неблагоприятных являются последствия кризисного состояния государства. Прежде всего, это социальная напряженность, в том числе страх перед безработицей, усиление миграционных потоков, для которых свойственны невротизация, повышенный травматизм и ухудшение состояния здоровья [3,4].

Большое народнохозяйственное значение демографических процессов заставляет приложить максимум усилий для их оптимального регулирования. Разумеется, демографические проблемы требуют решения в масштабе всей страны, но конкретные задачи улучшения демографической ситуации должны определяться и решаться внутри каждого региона, каждого населённого пункта с учётом обстановки, реально складывающейся на месте.

Это имеет особое значение для промышленного города, каковым является г. Тольятти.

Первой задачей демографической политики для такого города является сохранение численности населения, увеличение группы трудоспособного населения города (15-59 лет) и увеличение группы детей (0-14 лет). Это позволяет промышленному городу всегда сохранять

прогрессивный возрастной тип, что будет способствовать улучшению демографической ситуации и содействовать его экономическому и социальному развитию.

Предложенный нами комплекс мер, направленный на улучшение демографической ситуации в городе, может быть сгруппирован по семи основным направлениям:

• сохранение численности населения города;

• улучшение качества этого населения (прогрессивный тип возрастной структуры этого населения);

• формирование привлекательного образа жизни в городе;

• закрепление и увеличение постоянно живущего населения;

• стимуляция рождаемости;

• управление миграцией в городе;

• сохранение и укрепление здоровья населения, живущего в городе.

Надежды на исправление демографической ситуации в промышленном городе, по нашему мнению, могут быть связаны в первую очередь с закреплением постоянно живущего населения, с созданием условий для получения образования, необходимого для экономического и индустриального развития этого населенного пункта, а также для привлечения трудоспособного населения в основном из других регионов страны.

Решение этих задач требует целенаправленного комплекса работ здравоохранения совместно с органами законодательной и исполнительной власти. Дело в том, что здравоохранение не может оставаться в стороне от решения этих проблем, однако полностью реорганизовать динамику демографических процессов оно не в состоянии, для этого необходимы усилия законодательной, исполнительной властей и участие различных ведомств. Но ряд показателей здоровья населения зависит непосредственно от деятельности здравоохранения, его реорганизованности, качества, безопасности и эффективности работы.

Большое значение в разработке мер демографической политики придаётся мероприятиям в области медицины и здравоохранения. Ведь демографическая политика предусматривает меры, направленные на регулирование воспроизводства населения, достижение оптимальных его параметров, что в свою очередь означает воспроизводство здоровья поколений. Оптимизация демографических процессов - это достижение определённых параметров динамики численности и структуры населения, их соответствие экономическому росту, а также полное удовлетворение всех потребностей общества, т. е. решение задач социального порядка.

Снижение рождаемости, изменение в структуре поколений, урбанизация (в связи с индустриализацией города), усиливающиеся миграционные потоки, изменения в соотношении родившихся по порядковому номеру рождения, рождение детей первой и последующей очерёдности, половые диспропорции в различных возрастных группах городского населения -все эти и многие другие демографические изменения оказали и продолжают оказывать влияние на состояние здоровья населения индустриального города. В свою очередь состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, продолжительность жизни) оказывает серьёзное влияние на динамику демографических процессов и трудовую активность населения.

При систематизации мер, направленных на снижение смертности населения, целесообразно делить население города на три возрастные группы: дети, работающее население и не-

работающее население (в т.ч. инвалиды). Такое деление целесообразно по двум соображениям:

• во-первых, эти группы имеют неодинаковую социальную и производственнотрудовую значимость;

• во-вторых, характер медицинских мероприятий, направленных на снижение смертности в этих группах, существенно различается. При этом необходимо отметить, что истинный рост смертности населения связан, прежде всего, со смертностью мужчин трудоспособного возраста.

Однако в последнее время решающее негативное воздействие на уровень смертности оказывают такие факторы, как массовое накопление неблагоприятных последствий ухудшения социально-экономической обстановки, разбалансированность питания, медикаментозный дефицит, неадекватное к рыночным реформам поведение населения и др.

Эти обстоятельства требуют очень чёткого развития профилактики болезней у населения нашей страны и индустриального города:

• во-первых, выполнение первичной профилактики в стране и тем более в промышленном городе. Первичная профилактика - это государственная профилактика, она же социальная профилактика. Первичная государственная профилактика направлена на сохранение и укрепление здоровья всех 3-х возрастных групп населения путём ликвидации, нейтрализации или ослабления неблагоприятных воздействий внешней и внутренней среды обитания, приводящих к отклонению от здорового образа жизни;

• во-вторых, проведение медико-социальной профилактики - это вторичная профилактика болезней у населения; работа с диспансерной группой I - здоровые люди и диспансерной группой II - практически здоровые люди;

• в-третьих, третичная медицинская профилактическая работа - работа только с группой диспансерного наблюдения (ДН III). Все хронические больные и у них речь о профилактике как таковой не идёт, а подразумевается достаточно высокий уровень лечебнодиагностической работы и реабилитации после лечения.

Во всех группах диспансерного наблюдения для населения промышленного города целесообразно говорить о профилактике болезней по предупреждению (борьбе) алкоголизма, наркомании, табакокурения, возникновению нежелательной беременности; мотивации здорового образа жизни путём повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностей их предупреждения; привлечении к занятиям физической культурой, туризмом и спортом; организации отдыха и досуга.

Сегодня необходимо возродить и развивать гигиеническое воспитание и обучение граждан. Важнейшей задачей общества и здравоохранения города является внедрение в практику самосохранительного поведения граждан и всех ответственных структур за охрану здоровья населения.

Одним из принципиальных моментов в решении проблем первичной государственной профилактики считается системный подход и профилактика болезней населения, основанный на Оттавской Хартии здоровья, принятой ВОЗ в 1986 г., как определение общественного здоровья населения любого региона.

Очень важным разделом работы органов здравоохранения любой территории и любого города тем более крупного промышленного должно быть обеспечение доступной, безопасной и качественной медицинской помощи населению, в т. ч. с профилактической направленностью.

Руководящим и планирующим органам индустриально-промышленных городов Российской Федерации необходимо быть хорошо информированными о состоянии, тенденциях и перспективах развития демографических процессов. Им необходимо в своей практической деятельности использовать научно-общественные методы управления демографическими процессами с тем, чтобы желаемые результаты совпадали с реальной действительностью. В этом смысл и значение разрабатываемой программы управления демографической ситуацией в стране, в любой её территории [Бедный М.С., 1982; Лебедева И.В., 1989; Эрдыниева Л.С., 2003; Киселёв С.Н., 2005; Лебедева И.В., Колесников Б.Л., 2007 и др.].

При систематизации мер, направленных на улучшение демографической ситуации в отдельном городе, их можно структурировать по пяти основным направлениям:

• сохранение и укрепление здоровья населения;

• формирование привлекательного образа жизни в индустриальном городе;

• закрепление постоянно живущего населения;

• стимулирование рождаемости;

• управление миграцией в городе.

Предложенный комплекс медико-социальных мероприятий имеет цель систематизировать пути выделения конкретных, наиболее важных разделов работы, направленной на снижение общей смертности, сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста, что приводит к увеличению продолжительности ожидаемой жизни, к росту периода активной жизни и увеличению рождаемости.

Однако в практической деятельности медицинских работников могут встречаться конкретные ситуации, которые нельзя предусмотреть предлагаемыми рекомендациями. Поэтому предложенные нами методические рекомендации могут рассматриваться только как принципиальная схема деятельности, направленная на улучшение демографической ситуации в промышленном городе.

Большое народнохозяйственное значение демографических процессов вынуждает приложить максимум усилий для их оптимального регулирования.

Таблица

Комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации

в промышленном городе (г. Тольятти)

Уровни исполнения Основные направления деятельности

1. Законодательное собрание г. Тольятти 1.1. Меры, направленные на улучшение демографической ситуации в г. Тольятти: • принять «Концепцию демографического развития г. Тольятти до 2025 г.»; • модернизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере здравоохранения, образования, в обеспечении социальных гарантий - обеспечение жильём и пр.) 1.2. Создание разнообразных возможностей и развитие систем, поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи благоприятные условия жизни.

2. Мэрия города и все управляющие структуры 2.1. Меры, направленные на формирование привлекательного образа жизни в городе: • стимулирование развития экономики города и создание его инвестиционной привлекательности;

• активизация политики занятости и решение проблемы безработицы; • сохранение и развитие системы льгот и компенсаций за проживание в городе. 2.2. Меры, направленные на закрепление населения города: • повышение уровня жизни населения и создание максимально благоприятных условий жизни; • заключение договоров на профессиональное обучение со студентами «Об обязательной трудовой деятельности в городе обучения». 2.3. Меры, направленные на стимулирование рождаемости: • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; • увеличение пособия в связи с рождением второго и третьего ребёнка; • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей.

3. Департамент по вопросам семьи и демографического развития г. Тольятти 3.1. Совершенствование системы государственных семейных пособий. 3.2. Реализация мер по формированию в обществе нравственных, в т.ч. семейных ценностей, установка на создание полных семей. 3.3. Реализация мер по созданию системы обеспечения социальной комфортности для семей с детьми. 3.4. Принятие комплексной межведомственной долгосрочной программы «Организация отдыха и занятости детей и подростков в г. Тольятти на 2012-2017 гг». 3.5. Создание системы обеспечения и развития семейного отдыха и оздоровления для семей и детей «группы риска». 3.5. Создание систем обеспечения и развития семейного отдыха и оздоровления для семей «группы риска». 3.6. Повышение доступности образовательных учреждений для семей, имеющих детей. 3.7. Развитие сети дополнительных образовательных учреждений, повышение доступности и совершенствования регулирования тарифов и оплаты их услуг. 3.8. Создание системы семейных консультаций для оказания психологической помощи молодым людям и семьям с целью снижения рисков разводов. 3.9. Создания системы информирования молодых людей о мерах социальной поддержки, улучшение жилищных условий и т.д.

4. Департамент экономического развития г. Тольятти 4.1. Развитие системы долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения товаров длительного пользования. 4.2. Включение в общий стаж при начислении пенсии времени, использованного для ухода за ребёнком до достижения им полутора лет. 4.3. Развитие доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов. 4.4. Обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. 4.5. Введение системы налоговых льгот для предприятий и организаций, выделяющих средства многодетным семьям на содержание детей в детских учреждениях. 4.6. Увеличение максимального размера оплаты пособия по беременности и родам до уровня прожиточного минимума, установленного в регионе, независимо от стажа работы перед уходом в декретный отпуск. 4.7. Разработка системы принципов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предусматривающей развитие страхования от производственного травматизма.

5. Департамент градостроительной деятельности и департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи г. Тольятти 5.1. Разработка целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в г. Тольятти». 5.2. Выполнение городской целевой программы «Развитие ипотечного кредитования в г. Тольятти». 5.3. Реализация целевой городской программы «Развитие сети автомобильных дорог в г. Тольятти».

6. Управление природопользования и охраны окружающей среды г. Тольятти 6.1. Принятие мер к снижению уровня загрязнения воздушной среды. 6.2. Проведение экологического мониторинга, экологического образования и воспитания населения, в том числе подготовку и переподготовку педагогических кадров в области экологии для всех уровней систем дополнительного образования и просвещения, повышение квалификации руководителей промышленных предприятий. 6.3. Реализация городской целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в г. Тольятти 2012-2014 гг.».

7. Городской центр занятости населения г. Тольятти. 7.1. Профессиональная подготовка (переподготовка) военнослужащих, демобилизованных из рядов вооружённых сил, оказание или содействие в трудоустройстве. 7.2. Профессиональная переподготовка безработных. 7.3. Внедрение новых видов занятости женщин, наиболее адекватных их репродуктивной функции. 7.4. Разработка городской программы «Занятости молодёжи 2012-2014гг». 7.5. Разработка мер по сокращению безработных среди граждан, на попечении которых находятся несовершеннолетние. 7.6. Оказание содействия в трудоустройстве одиноких матерей, молодых инвалидов и выпускников средних и высших учебных заведений.

8. Департамент здравоохранения и социального развития г. Тольятти 8.1. Разработка городской целевой программы «Модернизация здравоохранения г. Тольятти». 8.2. Разработка городской целевой программы «Охрана репродуктивного здоровья населения г. Тольятти». 8.3. Разработка городской программы «Профилактика употребления алкоголя и наркотиков в г. Тольятти, реабилитация лиц, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, ВИЧ-инфицированных на 2012-2014 гг.». 8.4. Определение важнейших направлений деятельности органов и учреждений по улучшению демографической ситуации в г. Тольятти. 8.5. Оснащение и переоснащение учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием.

9.Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения города 9.1. Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни: • организация и проведение диспансерного наблюдения всего населения города; • строже проводить профессиональный и медицинский отбор при приёме на работу; • обеспечить своевременное, с полным охватом, проведение периодических и целевых медицинских осмотров; • продолжать совершенствование проведения ежегодного сплошного диспансерного наблюдения всех работающих, на основе классификации групп здоровья; • организация и обеспечение населения города доступной, безопасной и качественной медицинской помощью; • организация и обеспечение больных жизненно необходимыми лекарственными препаратами; • совершенствовать системы по оказанию медицинской помощи многодетным и малообеспеченным семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; • проводить раз в пять лет комплексные научные исследования по изучению состояния здоровья работающих, что позволяет наиболее эффективно координировать усилия всех хозяйствующих структур по охране здоровья и управление демографической ситуации в городе.

10. Ведущие специалисты города 10.1. Регулярный сбор информации о демографической ситуации в городе (смертность, рождаемость, брачность, разводимость и пр.). 10.2. Систематический оперативный анализ ведущих причин смертности населения. 10.3. Разработка мер и предложений по снижению смертности от управляемых причин. 10.4. Внедрение в практическое здравоохранение современного оборудования, соответствующего мировым стандартам, а также высокоэффективных лекарственных средств и методов оказания медицинской помощи населению. 10.5. Охрана репродуктивного здоровья: • дальнейшее развитие и поддержка центров и кабинетов по охране репродуктивного здоровья, в т.ч. и подростков; • дальнейшее совершенствование деятельности учреждений детства и родовспоможения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»; • разработка предложений к осуществлению мер, направленных на снижение смертности населения; • комплекс мер по адаптации и акклиматизации мигрантов.

11. Заведующие поликлиниками и МСЧ 11.1. Выявление группы риска из числа обслуживаемого контингента; 11.2. Систематический углубленный анализ смертности в зависимости от пола, возраста, структуры и динамики смертности на участке; 11.3. Реализация предложений по снижению смертности с учётом пола, возраста, структуры смертности.

12. Врачи-специалисты 11.1. Профилактика болезней, наносящих наибольший ущерб населению участка; 11.2. Изучение и анализ заболеваемости населения участка; 11.3. Раннее выявление лиц с опасными для жизни заболеваниями, в т. ч. туберкулёз; 11.4. Проведение полноценного, динамического наблюдения и лечения лиц с угрожающими жизни заболеваниями; 11.5. Формирования здорового образа жизни у населения участка; 11.6. Систематическое, динамическое наблюдение за населением участка, своевременное проведение профилактических и лечебных мероприятий.

13. Руководящий состав промышленных предприятий 13.1. Улучшение условий труда на промышленных предприятиях города: совершенствование технологического цикла. Нужно постоянно внедрять в практику работы эффективные мероприятия по снижению шума и вибрации, загазованности и запылённости, нормализующие микроклимат производственных помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, добиваться снижения удельного веса ручного труда, используя возможности современных научно-технических достижений (комплексная автоматизация и механизация трудоёмких операций).

Предложенные мероприятия будут способствовать улучшению показателей здоровья населения промышленного города в Российской Федерации, основные из которых являются демографическими показателями, они будут коренным образом изменять неблагоприятные тенденции в экономических и медико-демографических показателях на благоприятные.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишневский А.Г., Андреев Е.М. Население России в первой половине нового века. // Вопросы экономики. 2002. № 3. С.27-45.

2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2007году // Здравоохр. Рос. Федерации. 2007. № 1. С.3-8.

3. Колесников Б.Л. Состояние здоровья и демографические процессы населения в Оренбургском регионе в начале ХХ! века. Москва: изд-во «Медицина», 2007.

4. Лебедева И.В., Лебедев А.А., Жужанов О.Т. Основа развития общества - инвестиции в здоровье человека. Алма-Ата:1986. 233 с.

5. Никифоров С. А. Муниципальное здравоохранение: пути повышения ресурсного потенциала // Здравоохр. Рос. Федерации. 2008. № 4. С.19-20.

6. Щепин О.П., Медик В. А., Стародубов В.И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества // Пробл. соц. гиг., эдравоохр. и истории мед. 2005. № 5. С.3-8.

7. Эрдыниева Л.С., Чурук Б.Л., Шожат О.М. Демографические процессы и социально обусловленные заболевания среди населения Республики Тыва // Пробл. упр. здравоохр. 2006. № 2. С.39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.