Научная статья на тему 'Комплекс фронтальных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-7 лет'

Комплекс фронтальных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1832
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абазян Елена Сарибековна

Взаимодействуя с детьми, в детском саду заметила, что им сложно говорить о своих чувствах, эмоциях, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния. Они лучше запоминают и рассказывают отрицательные моменты в своей жизни, события в которых они испытывали страх, грусть, обиду и т.д. И тогда я решила помочь детям заметить, увидеть, обратить внимание, запомнить те положительные эмоции, которые они могут испытывать в разных ситуациях, и самое главное находить, эти положительные эмоции «вблизи от себя». Немаловажное значение в своей работе я придала способам реагирования в сложных ситуациях, когда испытываешь гнев, отвращение, страх и т. д. Все это и стало целью моей работы. Комплекс занятий состоит из 8-12 фронтальных занятий. Каждая встреча предполагает 3 упражнения. Продолжительность встречи 20-30 мин., в зависимости от возрастной группы. Желательно занятие проводить на стульях в полукруге, так дети видят реакции друг друга, что очень важно при развитии эмоций. Материалы и методы: Для развития эмоций мы использовали картинки с 12 эмоциями радость, грусть, гнев, удивление, страх, обида, удовольствие, отвращение, восхищение, стыд, скука, интерес. Знакомить с той или иной эмоцией, формой ее проявления можно начинать с 3 лет. Работая с разными возрастными группами заметила, что детям 3-4 лет доступны для понимания и воспроизведения 4 эмоции радость, грусть, злость, страх. Детям 4-5 лет -8 эмоций радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение, удовольствие, обида. А в 5-6, 6-7лет дети могут понять и воспроизвести все 12 эмоций радость, грусть, гнев, удивление, страх, обида, удовольствие, отвращение, восхищение, стыд, скуку, интерес. Именно от умения ребенка понять, воспроизвести, «рассказать о эмоции» зависит содержание и количество занятий по развитию эмоциональной сферы. Так, например, если детям 3-4 лет на развитие эмоций достаточно 4фронтальных занятий, а детям 4-5 лет 8 занятий, то детям 5-6, 6-7 лет12 занятий. Приведу пример 2 занятий, одно из которых с положительной эмоцией радость, а другое с отрицательной эмоцией грусть. I занятие РАДОСТЬ 1. Психолог демонстрирует картинку с эмоцией «радость». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. Дети всегда отвечают, «Улыбается, смеется!» Тогда взрослый уточняет, «Почему ребенок улыбается, смеется? В каком случае улыбаются и смеются?» На это дети отвечают, «Потому что весело, радостно!» После психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке. Далее, дети вместе показать эмоцию с помощью лица. Детям 3-4 лет можно слово «эмоция» заменить словом «настроение»,что облегчит его понимания и запоминание. 2. Детей просят посмотреть на картинку с эмоцией и рассказать по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время рассказа дети будут уходить в далекие воспоминания, рассказывать, как они радовались в день своего рождения или на какой-либо праздник. Психологу нужно уточнить,«Вспомни, по поводу чего ты испытывал радость, в течение сегодняшнего или вчерашнего дня? ». Это делается для того, чтобы ребенок умел видеть, находить радость даже в незначительных событиях своей жизни, умел радоваться мелочам. 3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью….» Дети по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, руки, ноги, глаз и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью руки, а потом, с помощью глаз. После того как дети показали эмоцию, предлагается вмести показать ее теми способами, которые ранее были предложены. Это упражнение дает возможность детям увидеть и понять то, что эмоцию можно показать не только с помощью лица, слов, действий, но и с помощью частей тела. II занятиеГРУСТЬ 1. Психолог демонстрирует картинку с эмоцией «грусть». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. На вопрос «Что делает ребенок?» Дети отвечают, «Плачет, опустил голову!» Тогда взрослый узнает, «Почему ребенок плачет, опустил голову? В каком случае плачут?» После уточнения и названия эмоции,психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке, а также просит детей вместе показать эмоцию с помощью лица. 2. Дети смотрят на картинку с эмоцией и рассказывают по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время беседы о отрицательной эмоции, психолог должен обратить внимание не на событии, что было при беседе о положительной эмоции, а на способы реагирования. После того, как дети расскажут о грусти в их жизни, психолог просит предложить выход из этого состояния. «Что делать, когда грустно, как успокоиться?». Дети могут ответить на этот вопрос также по очереди. Психолог выбирает из ответов приемлемые, «работающие на практике» выходы, не оценивая ответы детей. Например, «Чтобы не было грустно, надо кому-либо рассказать, почему грустишь. Попробовать заняться любимым делом. А, те кто видят, что ты грустишь, могут обнять тебя, успокоить, предложить что-то интересное». 3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью….». Каждому ребенк по очереди показывает эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, ноги или ног, головы, походки и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью ноги, а потом, с помощью походки. После того как дети показали эмоцию, предлагается вмести показать ее теми способами, которые ранее были предложены. Так, на каждом занятии психолог предлагает на обсуждение одну эмоцию. По окончанию комплекса занятий можно провести заключительное занятие и вспомнить все пройденные эмоции. Спросить детей о том, какая эмоция им больше нравится и почему. Результаты По окончанию всего комплекса занятий будет заметно как дети становятся более раскрепощенными в сфере эмоций, испытанных как в игровой деятельности, так и в повседневном взаимодействии с окружением, объяснять их причину, запоминать возможно "незначительные" приятные моменты в своей жизни, а иногда помогать своим родителям в выражении и понимании чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс фронтальных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-7 лет»

Комплекс фронтальных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-7 лет

Абазян Елена Сарибековна

ГБОУ Школа № 2109 Дошкольное отделение "Цветик"

г.Москва

Ключевые слова:

эмоции, фронтальные занятия, способы реагирования Введение.

Взаимодействуя с детьми, в детском саду заметила, что им сложно говорить о своих чувствах, эмоциях, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния. Они лучше запоминают и рассказывают отрицательные моменты в своей жизни, события в которых они испытывали страх, грусть, обиду и т.д. И тогда я решила помочь детям заметить, увидеть, обратить внимание, запомнить те положительные эмоции, которые они могут испытывать в разных ситуациях, и самое главное находить, эти положительные эмоции «вблизи от себя». Немаловажное значение в своей работе я придала способам реагирования в сложных ситуациях, когда испытываешь гнев, отвращение, страх и т. д. Все это и стало целью моей работы.

Комплекс занятий состоит из 8-12 фронтальных занятий. Каждая встреча предполагает 3 упражнения. Продолжительность встречи 20-30 мин., в зависимости от возрастной группы. Желательно занятие проводить на стульях в полукруге, так дети видят реакции друг друга, что очень важно при развитии эмоций.

Материалы и методы:

Для развития эмоций мы использовали картинки с 12 эмоциями - радость, грусть, гнев, удивление, страх, обида, удовольствие, отвращение, восхищение, стыд, скука, интерес.

Знакомить с той или иной эмоцией, формой ее проявления можно начинать с 3 лет. Работая с разными возрастными группами заметила, что детям 3-4 лет доступны для понимания и воспроизведения 4 эмоции - радость, грусть, злость, страх. Детям 4-5 лет -8 эмоций - радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение, удовольствие, обида. А в 5-6, 6-7лет дети могут понять и воспроизвести все 12 эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, страх, обида, удовольствие, отвращение, восхищение, стыд, скуку, интерес.

Именно от умения ребенка понять, воспроизвести, «рассказать о эмоции» зависит содержание и количество занятий по развитию эмоциональной сферы. Так, например, если детям 3-4 лет на развитие эмоций достаточно 4фронтальных занятий, а детям 4-5 лет - 8 занятий, то детям 5-6, 6-7 лет- 12 занятий.

Приведу пример 2 занятий, одно из которых с положительной эмоцией - радость, а другое с отрицательной эмоцией - грусть.

I занятие - РАДОСТЬ

1. Психолог демонстрирует картинку с эмоцией «радость». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. Дети всегда отвечают, - «Улыбается, смеется!» Тогда взрослый уточняет, - «Почему ребенок улыбается, смеется? В каком случае улыбаются и смеются?» На это дети отвечают, - «Потому что весело, радостно!» После психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке. Далее, дети вместе показать эмоцию с помощью лица. Детям 3-4 лет можно слово «эмоция» заменить словом «настроение»,что облегчит его понимания и запоминание.

2. Детей просят посмотреть на картинку с эмоцией и рассказать по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время рассказа дети будут уходить в далекие воспоминания, рассказывать, как они радовались в день своего рождения или на какой-либо праздник. Психологу нужно уточнить,- «Вспомни, по поводу чего ты испытывал радость, в течение сегодняшнего или вчерашнего дня? ». Это делается для того, чтобы ребенок умел видеть, находить радость даже в незначительных событиях своей жизни, умел радоваться мелочам.

3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью....» Дети по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, руки, ноги, глаз и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью руки, а потом, с помощью глаз. После того как дети показали эмоцию, предлагается вмести показать ее теми способами, которые ранее были предложены. Это упражнение дает возможность детям увидеть и понять то, что эмоцию можно показать не только с помощью лица, слов, действий, но и с помощью частей тела.

II занятие- ГРУСТЬ

1. Психолог демонстрирует картинку с эмоцией «грусть». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. На вопрос - «Что делает ребенок?» Дети отвечают, -«Плачет, опустил голову!» Тогда взрослый узнает, - «Почему ребенок плачет, опустил голову? В каком случае плачут?» После уточнения и названия эмоции,психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке, а также просит детей вместе показать эмоцию с помощью лица.

2. Дети смотрят на картинку с эмоцией и рассказывают по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время беседы о отрицательной эмоции, психолог должен обратить внимание не на событии, что было при беседе о положительной эмоции, а на способы реагирования. После того, как дети расскажут о грусти в их жизни, психолог просит предложить выход из этого состояния. «Что делать, когда грустно, как успокоиться?». Дети могут ответить на этот вопрос также по очереди. Психолог выбирает из ответов приемлемые, «работающие на практике» выходы, не оценивая ответы детей. Например, - «Чтобы не было грустно, надо кому-либо рассказать, почему грустишь. Попробовать заняться любимым делом. А, те кто видят, что ты грустишь, могут обнять тебя, успокоить, предложить что-то интересное».

3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью..». Каждому ребенк по очереди показывает эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, ноги или ног, головы, походки и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью ноги, а потом, с помощью походки. После того как дети показали эмоцию, предлагается вмести показать ее теми способами, которые ранее были предложены.

Так, на каждом занятии психолог предлагает на обсуждение одну эмоцию. По окончанию комплекса занятий можно провести заключительное занятие и вспомнить все пройденные эмоции. Спросить детей о том, какая эмоция им больше нравится и почему.

Результаты

По окончанию всего комплекса занятий будет заметно как дети становятся более раскрепощенными в сфере эмоций, испытанных как в игровой деятельности, так и в повседневном взаимодействии с окружением, объяснять их причину, запоминать возможно "незначительные" приятные моменты в своей жизни, а иногда помогать своим родителям в выражении и понимании чувств.

Список литературы:

1. ВыготскийЛ.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч., т. 2. - М., 1982.

2. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре. Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10.

3. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.