Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА'

КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / АЛТАЙ- СКИЙ РЕГИОН / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В РАЗВИТИИ ТЕРРИ- ТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поморов С. Б.

Территория, на которой расположена «Бирюзовая Катунь», находится в Алтайских го- рах, она отличается большими размерами - ее площадь составляет 3326 га. Климатические и природные условия благоприятны для рекреационной деятельности. Особенностью кли- мата местности является высокая ионизация воздуха, превышающая показатели знамени- тых Швейцарских Альп. Излагается концепция архитектурно-планировочной организации этого крупного комплекса отдыха и экстремального туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА»

УДК 72.011

КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

С.Б. Поморов

Территория, на которой расположена «Бирюзовая Катунь», находится в Алтайских горах, она отличается большими размерами - ее площадь составляет 3326 га. Климатические и природные условия благоприятны для рекреационной деятельности. Особенностью климата местности является высокая ионизация воздуха, превышающая показатели знаменитых Швейцарских Альп. Излагается концепция архитектурно-планировочной организации этого крупного комплекса отдыха и экстремального туризма.

Ключевые слова: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, Алтайский регион, градостроительная политика, инвестиционные программы в развитии территории.

Особая экономическая зона - это определяемая Правительством часть территории Российский Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Статус особых экономических зон определен Законом РФ №116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Федеральный закон устанавливает правовой режим особых экономических зон, порядок их создания, ликвидации, функционирования.

Создание туристско-рекреационных особых экономических зон направлено на развитие туризма и санаторно-курортной сферы в России. Первый пилотный проект особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) - комплекс «Бирюзовая Катунь».

«Бирюзовая Катунь» - это крупный комплекс отдыха и экстремального туризма, размещаемый в Алтайских горах. Название комплексу дала река, протекающая по границе, бурная, строптивая красавица Катунь. Территория, на которой расположена «Бирюзовая Катунь», - самая большая среди всех других ОЭЗ ТРТ в России, ее площадь составляет 3326 га.

Местность горная, с великолепными, мало затронутыми человеком горными пейзажами, перепад высот 500-900 м. Климат местности континентальный, с выраженным теплым летом и относительно холодной зимой. Средняя температура в январе -8°С, в июле +19°С. Климатические условия позволяют развивать как летние, так и зимние виды рекреации. Отличительной особенностью климата местности является высокая ионизация воздуха, превышающая примерно в

два раза показатели знаменитых Швейцарских Альп.

Бренд «Бирюзовая Катунь» известен с 2002 года. Именно тогда было разработано технико-экономическое обоснование очень крупного для горной местности туристического комплекса. Его вместимость была определена ориентировочно 3000 человек. Вслед за ТЭО по заданию региональной власти было выполнено несколько дополнительных проектных разработок. «Бирюзовая Катунь» в них была позиционирована как крупнейший для Алтайского края инвестиционный проект. Предпроектные разработки демонстрировались на целом ряде российский и международных инвестиционных форумов: на Петербургском международном экономическом форуме (г. Санкт-Петербург, 2006-2008 гг.); на международном экономическом форуме «Кубань» (г. Сочи, 2007-2008 гг.); на «Байкальском» экономическом форуме (г.Иркутск, 2008 г.). Проектные разработки демонстрировались на международной туристской выставке «Интурмаркет» (г.Москва, 2006-2008 гг.) и Московской международной туристской ярмарке «М1ТР. Туризм и отдых» (г.Москва, 2006-2008 гг.).

Важным этапом в продвижении бренда «Бирюзовая Катунь» стал международный салон по инвестициям в недвижимость «М1Р1М» (г. Канны, Франция, 2007-2008 гг.), это мероприятие, как известно, является крупнейшим инвестиционным форумом в мире.

Все это содействовало популяризации проекта. Благодаря усилиям региональной власти, «Бирюзовая Катунь» получила статус особой экономической зоны.

ПОМОРОВ С.Б.

Предпроектные обоснования стали прелюдией к составлению серьезного градостроительного проекта. Государственный конкурс на право разрабатывать проект планировки ОЭЗ ТРТ был объявлен российским агентством особых экономических зон (РОС ОЭЗ) в конце 2007 -начале 2008 гг. Право выполнять проект завоевал территориальный проектный институт «Омскгражданпроект», который стал победителем конкурсных торгов. В течение 2008 г. проект планировки был разработан, корректировка и уточнения последовали в 2009 г.1 В проекте была обоснована максимальная единовременная вместимость ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», с учетом допустимых антропогенных нагрузок и экологических ограничений она составила 3500 человек.

Внешняя транспортная инфраструктура, обеспечивающая доступность зоны, представлена федеральной автомобильной дорогой М-52 «Чуйский тракт» (г.Новосибирск -г.Бийск - граница Монголии) и, дополнительно, территориальными автомобильными дорогами.

Ближайшие железнодорожная станция и аэропорт находятся в г Бийске на расстоянии 120 км от «Бирюзовой Катуни». Существующий аэропорт относится к классу «Г», может принимать самолеты 3-4 классов. Планируется его коренная реконструкция, в результате чего аэропорт сможет принимать и обслуживать воздушные суда всех классов, кроме «Боинг 747».

Архитектурно-планировочное решение ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» предопределено ранее разработанными проектными материалами, в частности концепцией немецкой кон-салдинговой фирмы «Roland Berger» и архитектурного бюро «А1Ьег! Бреег & Раг1пег GmbH», а также другими проектными материалами.

С учетом этих наработок проведено функциональное зонирование территории, которое отталкивается от подробного ландшафтного анализа (материалов по эколого-функциональному зонированию) и исходит из требований бережного сохранения живой природы.

На территории запроектировано девять функциональных зон. При проведении зони-

1 Проект планировки особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае разработан авторским коллективом: М.Г. Парфенов (руководитель проекта), Н.Ф. Вдовин, С.Б. Поморов, А.В. Полянский, инженерно-экономическое обоснование А.М. Парфенова; при участии - В.Ю. Миля-ев, С.В. Головихина, О.В. Колесникова, В.С. Ревякин, Е.Ю. Колбовский.

рования учитывался комплекс ценностных качеств и свойств, присущих планируемому ландшафту, в частности таких, как высокая ценность природного ландшафта, в том числе эстетическая, природное и историческое своеобразие места, наличие крупной горной реки с высокими аттрактивными свойствами и важным градостроительным значением.

Архитектурно-планировочное решение ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» предопределено: концепцией градостроительной организации; ландшафтно-экологическим и функциональным зонированием территории; проектными константами, заданными в градостроительных документах верхнего уровня иерархии -в Схеме территориального планирования Алтайского края (ЦНИИЭП Градостроительства РААСН, 2008г.) и др.

Предлагаемая концепция архитектурно-планировочной организации ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» имеет иерархическую структуру. Обобщенная формулировка концепции -создание оптимальных условий для туризма, отдыха, восстановления сил населения с целью социально-экономического развития территории и рационального использования ресурсов. Градоэкологический аспект концепции - бережное отношение к природе, к первозданным ландшафтам, приоритет «природы» над «архитектурой».

Запроектировано два основных транс-портно-планировочных направления: одно главное, другое дополнительное. Главное направление имеет меридиональную ориентацию, идет вдоль левого берега реки Катунь. Второе направление имеет широтную ориентацию, начинается от моста со стороны Республики Алтай, следует вглубь горных отрогов, имеет выход к игорной зоне «Сибирская монета», проектируемой в настоящий момент на соседней площадке.

В целях регулирования антропогенного воздействия на природный ландшафт в проекте планировки ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» реализован принцип размещения комплекса в виде трех крупных функциональных блоков с разными нагрузками: А - повышенных антропогенных нагрузок (рекреационный базовый центр), Б - регулируемого рекреационного использования (территория отдыха и туризма с маршрутами), В - охраны природной среды («зона покоя»).

Рекреационный базовый центр - главный фрагмент «Бирюзовой Катуни». Здесь размещены комплексы досуга и развлечений круглогодичного действия, спортивно-восстановительные центры, гостиницы различных классов, в т.ч. фешенебельные, здесь сосредоточена основная часть инфраструк-

КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» - ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА

туры обслуживания особой экономической зоны. К рекреационному базовому центру примыкает комплекс горнолыжного спорта с трассами для горнолыжников, сноубордистов, для санных спусков.

Основные архитектурно-планировочные узлы в зоне регулируемого рекреационного использования: фольклорный туристический комплекс «Русская деревня», конноспортивная база, центр дельта- и параплане-ризма и др., где размещены объекты, дающие невысокую антропогенную нагрузку (конные, пешие, велосипедные маршруты, охотничьи угодья, самобытные фермерские хозяйства). Все архитектурно-планировочные узлы ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» соединены дорогами местного значения.

В глубине территории запроектирована «зона покоя» со статусом природного парка, в которой по регламентам исключается капитальное строительство, допускаются пешеходные дорожки и видовые площадки. Сооружения коммунально-хозяйственной зоны размещены на северо-восточной границе территории.

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» предоставляет благоприятные условия для развития бизнеса и является примером реализации концепции государственно-частного партнерства в сфере туризма, что предполагает строительство инженерной инфраструктуры

за счет государства, а строительство объектов туристско-рекреационного назначения за счет частных инвесторов (резидентов ОЭЗ).

«Бирюзовая Катунь», как нам представляется, обладает хорошими конкурентными преимуществами среди других подобных экономических зон. Во-первых, это пилотный проект, первый из утвержденных РОС ОЭС. Во-вторых, эта территория, помимо того, что она расположена в красивейшей горной местности, имеет дополнительные преимущества - здесь уже функционируют объекты инженерной и туристской инфраструктуры, имеется хорошая транспортная доступность по федеральной трассе М-52 «Чуйский тракт», и, главное, наблюдается устойчивый ежегодный прирост туристов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 22 июля 2005 года.

2. Предпосылки создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Алтайском районе Алтайского края. - Барнаул: ГУЭИ администрации Алтайского края, 2007.

3. Поморов С. Б. Отдых и туризм в горах и предгорьях Алтая. Архитектурно-градостроительная организация объектов рекреации: /Научная монография. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008.

УДК 72.011

АРХИТЕКТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИДОРОЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ АВТОСЕРВИСА В АЛТАЙСКОМ

КРАЕ

С. Б. Поморов, А. А. Ниценко

В статье приведены результаты архитектурно-социологического исследования, целью которого является: определение современного состояния архитектуры зданий и сооружений придорожных комплексов автосервиса (ПКА); выявление современных потребностей участников движения в придорожных услугах. На основе полученных данных определена категория участников движения, а также их предпочтения относительно первой остановки, набора услуг и объектов.

Ключевые слова: придорожный комплекс автосервиса, объект придорожного сервиса, архитектурно-социологическое исследование, участник движения, потребности участника движения, набор услуг.

В настоящее время придорожный сервис все чаще становится темой для обсуждения в сфере безопасности дорожного движения и туристического бизнеса. Актуальность рассматриваемой темы определена следующими аспектами:

-существует острая необходимость в дальнейшем развитии придорожного сервиса в нашей стране;

-особый интерес вызывают современные архитектурные решения зданий и сооружений придорожных комплексов автосервиса (ПКА);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.