Научная статья на тему 'КОМПЛАЕНС В РОССИИ: ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ'

КОМПЛАЕНС В РОССИИ: ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / КОМПЛАЕНС-ПРОЦЕДУРЫ / КОМПЛАЕНС-ОФИЦЕР / ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочевцева Анна Константиновна

В настоящее время соблюдение комплаенс-процедур более выгодно, чем их несоблюдение. Относительно недавно появившаяся в России сфера комплаенс получает все более активное развитие в нашей стране в связи с массовым осознанием ее ценности. Существует ряд факторов успешного внедрения системы комплаенс в деятельность организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛАЕНС В РОССИИ: ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОМПЛАЕНС В РОССИИ: ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО

ВНЕДРЕНИЯ Кочевцева А.К.

Кочевцева Анна Константиновна - бакалавр, факультет права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Аннотация: в настоящее время соблюдение комплаенс-процедур более выгодно, чем их несоблюдение. Относительно недавно появившаяся в России сфера комплаенс получает все более активное развитие в нашей стране в связи с массовым осознанием ее ценности. Существует ряд факторов успешного внедрения системы комплаенс в деятельность организации.

Ключевые слова: комплаенс, комплаенс-процедуры, комплаенс-офицер, проверка контрагентов, предварительный контроль.

В России комплаенс получил активное развитие относительно недавно, в частности, началом его распространения, как отмечается Международной Комплаенс Ассоциацией (ICA) [12], можно считать 1999 год. Именно в этом году было подписано Указание № 603-У Центробанка (ЦБ) России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» (в настоящее время не действует) (далее - Указание Банка России от 07.07.1999 N 603-У) [3]. Сферой регулирования данного документа был финансовый сектор, но несмотря на это, основные идеи комплаенса, отраженные в Указании Банка России от 07.07.1999 N 603-У, получили дальнейшее развитие и в других секторах российской экономики [12].

Следует отметить, что правовое регулирование комплаенса в России в настоящее время значительно отстает от законодательной базы западных стран. Среди нормативных актов, регулирующих данную область, можно выделить, в частности, Федеральный закон РФ от 2512.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [1], содержащий определение антимонопольного комплаенса и список его основных элементов [15], письма Банка России, к примеру, Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» [4]. Исследования КПМГ [11] показывают, что российские компании ориентируются также и на зарубежное законодательство, например, Закон США «О противодействии коррупции за рубежом», Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством», Закон Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономики», если иностранное законодательство для них применимо. В основном, возможность его применения связана с регистрацией их материнских компаний и размещением акций в зарубежных странах [11].

Для начала необходимо дать определение понятию комплаенс. В Указании Банка России от 07.07.1999 N 603-У было закреплено определение комплаенс-контроля как внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации [3]. Нельзя не отметить, что комплаенс уже давно используется за пределами сферы деятельности только финансовых организаций. Одним из ключевых факторов, поспособствовавших этому, являлась активная деятельность иностранных фирм на российском рынке [6,8]. Анализируя более широкие понятия комплаенса, не ограниченные только

финансовым сектором, можно отметить следующие. Так, С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский отмечают [5,6], что под комплаенсом понимается процесс контроля со стороны организации над ее поведением, целью которого является страхование организации от осуществления ей противоправной деятельности.

Международная Комплаенс Ассоциация (ICA) определяет комплаенс как осуществление деятельности компании в соответствии с установленным порядком, правилами и стандартами [17]. Можно предложить следующее понятие комплаенса. Комплаенс - это комплексная система мер, принимаемых организацией, целью реализации которых является оценка рисков организации, а также предотвращение совершения организацией противоправных действий.

Несмотря на то, что в отечественном законодательстве отсутствует легальное закрепление рассматриваемого понятия, у сотрудников как частных, так и государственных организаций с каждым годом понимание ценности данного элемента корпоративного контроля возрастает. Рост интереса российских компаний к внедрению системы комплаенса в том числе обусловлен повышением доверия со стороны клиентов, акционеров и т.д., что создает сильное конкурентное преимущество на рынке для конкретной организации [6, 11].

Среди наиболее актуальных видов комплаенса можно отметить следующие. Антикоррупционный, основная цель которого - предотвращение злоупотребления полномочиями работников организации, снижение коррупционных рисков при выборе контрагента [10]. Налоговый - инструмент, позволяющий минимизировать налоговые риски организации [7, 50]. Санкционный комплаенс является необходимостью, когда компания ведет бизнес в нескольких странах одновременно и хотя бы одна из них включена в санкционный список. Выделяются также трудовой и другие виды [10].

Для построения эффективной комплаенс-системы можно выделить следующие основные аспекты. По мнению Екатерины Пустоваловой, регионального директора ICA по России и СНГ, основными факторами успешного внедрения данной системы являются следующие. Наличие в организации комплаенс-специалиста (комплаенс-офицера, комплаенс-контролера и так далее), способного ориентироваться в том числе и в международном комплаенсе. Также отмечается необходимость формирования взаимосвязи системы комплаенса с другими корпоративными подсистемами: к примеру, с подсистемами внутреннего контроля и корпоративного управления [8].

Согласно исследованию Deloitte [16], популярность набирает автоматизация комплаенса. В частности, среди эффективных автоматизированных инструментов корпоративного контроля компания называет наличие чат-бота, онлайн-тренингов, отдельной системы по работе с комплаенс обращениями, создание интерактивных чек-листов (в форме автоматизированного дерева решений) для осуществления сотрудниками самопроверки и наглядного определения возможных рисков.

Ю.А. Ткаченко, М.В. Шевченко отмечают, что крайне важно решать текущие задачи и следить за возможными проблемами в рабочем процессе в «режиме realtime». Среди общих принципов организации комплаенс-системы авторы выделяют, во-первых, наличие ответственности органов управления за соблюдение установленного регламента. Во-вторых, авторитетный статус службы комплаенс в иерархии организации в совокупности с независимыми полномочиями в части принятия соответствующих решений. Более того, комплаенс-контролеры должны обладать соответствующей квалификацией и опытом. Ю.А. Ткаченко, М.В. Шевченко обращают внимание на важный, на наш взгляд, аспект: очень важно соблюдать баланс между сведением рисков к минимуму и ограничением функционирования и развития бизнеса. Именно правильное соблюдение данной границы способно обеспечить надлежащую эффективность в проведении соответствующих процедур [9, 197].

Отмечается, что передавать комплаенс-функции на аутсорсинг может быть весьма разумно, поскольку независимый специалист имеет опыт в связи с наличием работы с другими клиентами, также такое лицо не имеет симпатий к персоналу конкретной организации и его позиция по решению рабочих вопросов будет максимально лишена субъективных факторов. Однако, как правило, такой специалист практически не вовлечен в текущую деятельность компании. Более того, появляется необходимость в передаче конфиденциальной информации стороннему лицу. Практикующие юристы также выделяют необходимость в обучении всего персонала требованиям комплаенс-системы и наличия периодического тестирования, а также информирование сотрудников об ответственности, в том числе и уголовной, за несоблюдение комплаенс-процедур [14].

Существуют методы как «hard-контроля», так и «мягкого контроля» в механизмах построения корпоративной комплаенс-культуры. К первым относятся, например, документирование, due diligence, ограничение доступа к информации. Ко вторым -обучение и различные тренинги для работников, кодексы этики и т.д. Зачастую активнее используется именно «мягкий контроль», поскольку он в большей степени способствует безболезненному формированию корпоративной культуры [13].

Суммируя все проанализированное выше, можно выделить следующие основные факторы успешного внедрения системы комплаенса в деятельность российских компаний. Наличие компетентного комплаенс-специалиста, в зависимости от специфики деятельности компании либо в качестве штатного сотрудника, либо использование аутсорсинга. Перманентное своевременное отслеживание текущих задач организации и автоматизация комплаенса.

Обучение сотрудников компании надлежащему исполнению своих трудовых функций в соответствии с требованиями системы комплаенса, а также превентивное информирование о возможной ответственности и ее видах за нарушение политики организации в данной области. Более того, мы считаем, что важным элементом является осознание каждым сотрудником ценности проводимых процедур, от этого фактора сильно зависит успешность функционирования системы.

Одним из самых важных аспектов является соблюдение тонкой границы между осуществлением надлежащего контроля за деятельностью организации и созданием препятствий для развития бизнеса. Именно наличие баланса между данными процессами позволяет наиболее эффективно провести процедуру комплаенс-контроля в организации. Необходимо прилагать все усилия для его соблюдения.

Таким образом, в настоящее время в российском бизнесе комплаенс находится в стадии становления. Однако, его развитие происходит весьма активно, поскольку все большее количество организаций осознает преимущества его использования для развития своей деятельности и повышения конкурентоспособности на рынке.

Существует целый ряд факторов, влияющих на эффективность деятельности компании в области оценивания ее рисков и контроля за соблюдением правовых норм. Их применение в совокупности с учетом специфики деятельности организации способно дать максимально эффективный результат в проведении комплаенс-процедур. Комплаенс действительно представляет большую ценность для любой организации - проще и разумнее предотвратить наступление неблагоприятных последствий, а не устранять их.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. № 162.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. № 266.

3. Указание Банка России от 07.07.1999 N 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 1999. N 41.

4. Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» // Вестник Банка России. 2007. № 61.

5. Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент. (Магистратура). Учебное пособие / Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. Москва: Русайнс, 2020. -344 с.

6. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит, 2020. № 7(2). С. 6-16.

7. Коваль А.А., Левашенко А.Д. Налоговый комплаенс: путь от улучшенныхотношений налогоплательщиков и налоговых органов к международным программам совместного комплаенса // Экономическое развитие России, 2020. № 8. С. 50-57.

8. Пустовалова Е. Эффективный комплаенс для успешного бизнеса // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2012. № 4. С. 8-11.

9. Ткаченко Ю.А., Шевченко М.В. Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2016. № 2. С. 196-199.

10. Актуальные виды комплаенса в 2020 году. Сайт compliance.su. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://compliance.su/blog/aktualnyie_vidyi_komplaensa_v_2020_godu-i259/ (дата обращения: 28.04.2021).

11. Комплаенс в СНГ и ближнем зарубежье: актуальные задачи и тенденции. Сайт kpmg.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2020/05/compliance-in-cis-survey.html/ (дата обращения: 27.04.2021).

12. Комплаенс контроль. Сайт iccwbo.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/komplaens-kontrol-chto-takoe-i-dlya-chego-nuzhen/ (дата обращения: 27.04.2021).

13. Комплаенс-контроль: как работать при «дефиците» кадров, минимизировать риски применения санкций по итогам проверок и осуществлять закупки? Сайт garant.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/article/1292620/ (дата обращения 01.05.2021).

14. Комплаенс: построение эффективной системы в компании. Сайт pravo.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.ru/story/219025/ (дата обращения: 01.05.2021).

15. Принят закон об антимонопольном комплаенсе. Сайт pglaw.ru. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-law-about-antitrust-compliance-/ (дата обращения: 27.04.2021).

16. Эффективный комплаенс. Сайт 2.deloitte.com. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/legal/russian/legal-compliance-function.pdf/ (дата обращения: 01.05.2021).

17. What is сompliance? Сайт int-comp.org. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.int-comp.org/careers/what-is-compliance/ (дата обращения: 18.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.