Научная статья на тему 'КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Комплаенс / контроллинг / аудит / комплаенс-функция / экономическая безопасность / организация / Compliance / controlling / audit / compliance function / economic security / organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санина Людмила Валерьевна, Гуляева Анастасия Ивановна

Комплаенс применим в любой организации и выступает одним из современных видов контроля, в процессе которого проходит мониторинг соответствия деятельности организации нормам национального законодательства. Данный инструмент представляет реальную защиту от коррупции, конфликта интересов, содержит в своем арсенале целый спектр элементов, которые могут быть реализованы в системе экономической безопасности организации. Комплаенс позволяет выявить риски функционирования организации на ранних стадиях проявления и не допустить применения санкций со стороны контрольно-надзорных органов, а в последствии предотвратить экономический ущерб. Авторами представлены подходы к определению термина, виды комплаенса, проведен сравнительный анализ комплаенса с другими видами контроля, подтверждающий его уникальность. По мнению авторов, одним из недостатков в развитии комплаенса является сведение его к набору формальных управленческих стандартов и процедур. Обоснован вывод о том, что это не просто элемент корпоративного управления, но и эффективный способ предупреждения коррупционных преступлений. Рассмотрены перспективы применения данного инструмента в современных условиях глобальной нестабильности и развития цифровых методов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE AS A TOOL FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF AN ORGANIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION

Compliance is applicable in any organization and acts as one of the modern types of control, during which the compliance of the organization's activities with the norms of national legislation is monitored. This tool provides real protection against corruption, conflict of interest, and contains in its arsenal a whole range of elements that can be implemented in the organization's economic security system. Compliance allows you to identify the risks of the organization's functioning at the early stages of manifestation and prevent the application of sanctions by regulatory authorities, and subsequently prevent economic damage. The authors present approaches to the definition of the term, types of compliance, and a comparative analysis of compliance with other types of control, confirming its uniqueness. According to the authors, one of the disadvantages in the development of compliance is its reduction to a set of formal management standards and procedures. The authors concluded that this is not just an element of corporate governance, but also an effective way to prevent corruption crimes. The prospects of using this tool in modern conditions of global instability and the development of digital management methods are considered.

Текст научной работы на тему «КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

Научная статья УДК 338.242 ББК RGZYRN

Б01 10.17150/2411-6262.2024.15(1).181-192

Л.В. Санина0, А.И. Гуляева ¡>

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Л.В. Санина, glv2010@yandex.r

КОМПЛАЕНС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. Комплаенс применим в любой организации и выступает одним из современных видов контроля, в процессе которого проходит мониторинг соответствия деятельности организации нормам национального законодательства. Данный инструмент представляет реальную защиту от коррупции, конфликта интересов, содержит в своем арсенале целый спектр элементов, которые могут быть реализованы в системе экономической безопасности организации. Комплаенс позволяет выявить риски функционирования организации на ранних стадиях проявления и не допустить применения санкций со стороны контрольно-надзорных органов, а в последствии предотвратить экономический ущерб. Авторами представлены подходы к определению термина, виды комплаенса, проведен сравнительный анализ комплаенса с другими видами контроля, подтверждающий его уникальность. По мнению авторов, одним из недостатков в развитии комплаенса является сведение его к набору формальных управленческих стандартов и процедур. Обоснован вывод о том, что это не просто элемент корпоративного управления, но и эффективный способ предупреждения коррупционных преступлений. Рассмотрены перспективы применения данного инструмента в современных условиях глобальной нестабильности и развития цифровых методов управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Комплаенс, контроллинг, аудит, комплаенс-функция, экономическая безопасность, организация.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 февраля 2024 г.; дата принятия к печати 20 марта 2024 г.; дата онлайн-размещения 30 марта 2024 г.

Original article

L.V. SaninaH, A.I. Gulyaeva ID

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: L.V. Sanina, glv2010@yandex.ru

COMPLIANCE AS A TOOL FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF AN ORGANIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF APPLICATION

ABSTRACT. Compliance is applicable in any organization and acts as one of the modern types of control, during which the compliance of the organization's activities with the norms of national legislation is monitored. This tool provides real protection against corruption, conflict of interest, and contains in its arsenal a whole range of elements that can be implemented in the organization's economic security system. Compliance allows you to identify the risks of the organization's functioning at the early stages of manifestation and prevent the application of sanctions by regulatory authorities, and subsequently prevent economic damage. The authors present approaches to the definition of the term, types of compliance, and a comparative analysis of compliance with other types of control, confirming its uniqueness. According to the authors, one of the disadvantages in the development of compliance is its reduction to a set © Санина Л.В., Гуляева А.И., 2024

of formal management standards and procedures. The authors concluded that this is not just an element of corporate governance, but also an effective way to prevent corruption crimes. The prospects of using this tool in modern conditions of global instability and the development of digital management methods are considered. KEYWORDS. Compliance, controlling, audit, compliance function, economic security, organization.

ARTICLE INFO. Received February 26, 2024; accepted March 20, 2024; available online March 30, 2024.

В условиях цифровой трансформации экономики, в силу интеграции российского бизнеса в мировую экономику, развития технологий искусственного интеллекта [1—3], специфики отечественных институтов [4—6], стремительные изменения нормативно-правовой базы и деятельность контролирующих, регулирующих структур, оказывает значительное влияние на уровень экономической безопасности организаций. Набор требований, исходящих от внутренней и внешней сред организации, которые она вынуждена выполнять постоянно расширяется по объективным причинам: стремление государства к прозрачности и стабильности экономики [7—8]; важность уменьшения числа преступлений в теневой и криминальной экономике; необходимость роста управляемости организацией, экономических и социальных эффектов от ее функционирования и др. [9—11].

Благонамеренность государственных регуляторов и управленческого аппарата организаций приводит к внедрению дополнительных предписаний, облегчающих осуществление контроля и надзора, но при этом имеется риск снижения общей эффективности деятельности. Так, для экономических агентов, сотрудников организаций возрастают издержки на контроль соблюдения требований, растет уровень риска нарушений, целью некоторых процессов становится выполнение всех вмененных обязанностей и жесткое следование установленным правилам, а не изначально запланированный результат. И, если внутренние требования могут быть пересмотрены, то внешние не всегда поддаются корректировке. Все это требует от организаций дополнительных усилий по осуществлению контроля за соблюдением всех заданных ограничений.

Как правило, эти контрольные функции закреплялись за правовыми, кадровыми службами, персонально за руководителями подразделений. В силу многозадачности решаемых проблем, постоянного расширения сфер контроля организации стали ощущать необходимость создания новой функции в их деятельности. Важной является не только реализация контроля как функции управления, но и обучение сотрудников стандартам поведения, соответствующим этическим и моральным принципам, внутри организации и при взаимодействии с регуляторами и контрагентами. Так возникал комплаенс-контроль. Банком России было принято Положение от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (в редакции от 04.10.2017 г.), обязывающее все отечественные банки, страховые и финансовые компании создавать службы комплаенс-контроля, ориентированные на принятие регуляторных или комплаенс-рисков.

Можно говорить, что в настоящее время практически во всех российских финансовых организациях сформированы специальные подразделения информационной безопасности, получившие название «комплаенс». Первоначально этот термин возник в англосаксонской правовой системе, перевод его на русский язык как «соответствие чему-либо» не приводит к полному пониманию сути данного понятия, поэтому считаем необходимым более подробно изучить определения, встречающиеся в научных источниках.

определенная часть системы управления рисками, позволяющая нейтрализовать угрозу несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и

стандартов [12]

определенным образом выстроенная система организационной структуры, документации и внутренних правил, процедур и мер в компании, обеспечивающих соответствие деятельности юридического лица [13]

непрерывная и специфическая деятельность по предупреждению и выявлению случаев и фактов несоответствия законам и требованиям, нормативным правовым актам, рыночным стандартам и внутренним документам организации, в том числе, касающихся выстраивания системы корпоративного управления Г141

процесс, в котором организация контролирует свое поведение, страхуя тем самым себя от противоправной деятельности. Обычно этот термин означает, что лицо соответствует определенным, заданным нормам [15]

подразумевает выполнение правил, законов, стандартов и политик, соответствие им. Методически он включает разработку политик, процедур, мер контроля, выявления и предотвращения нарушений законодательства, нормативных актов и стандартов [16]

ооеспечение соответствия деятельности организации треоованиям, налагаемым на нее россииским законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно уязвимых _сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации [171_

внутренний элемент системы контроллинга организации, представляющий собой прогрессивно организованный процесс выявления и минимизации рисков несоответствия условий, процессов и продуктов организации различного рода требованиям и стандартам, с позиций справедливости, правдивости и честности как по отношению к самой организации, так и к различным стейкхолдерам [18]

Рис. 1. Определения термина «комплаенс» в трудах ученых*

* Составлен авторами.

Как видно из табл. 1 и анализа литературных источников раскрытие сущности понятия также является дискуссионным. С одной стороны, отмечается, что комплаенс является механизмом контроля, видом контроллинга, формой внутреннего контроля или контрольной функцией [18; 19], подходом [20], элементом системы [12; 18], формой ответственности, обязательством, видом аудиторской деятельности [21]. С другой стороны, подчеркивается его самостоятельное значение, при этом авторы отмечают, что комплаенс является процессом [15], проверкой, системой [13]. В определениях используются критерии соответствия, которыми выступают законодательство, нормы, правила, стандарты и принципы [12—18].

При выявлении и последующем мониторинге рисков (например, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с идентификацией неблагонадежных контрагентов, с рисками мошенничества и коррупции, с рисками, обусловленными конфликтом интересов, использованием инсайдерской или конфиденциальной информации, получением и дарением подарков) важным является не только невовлечение организации в процессы, которые могут обернуться финансовыми потерями, но и в те, что

могут обернуться репутационными потерями, потерей доверия со стороны общества в лице других заинтересованных лиц (регулирующих органов, инвесторов, партнеров, акционеров, клиентов и т.д.). Поэтому в литературе можно встретить предложения разделять комплаенс на юридический (соответствие деятельности нормативно-правовым актам) и этический (соответствие отраслевым стандартам, закрепленным в актах саморегулируемых организаций, и внутренним нормам компании) [21; 22].

На наш взгляд, комплаенс приобретает более определенные черты в качестве формы контроля, направленной на предупреждения неблагоприятных экономических последствий (нанесения финансового, материального, репутационного ущерба) вследствие принятия ошибочного управленческого решения, что является важным для обеспечения уровня экономической безопасности организации.

Результаты сравнительного анализа комплаенс-контроля с другими формами контроля, подтверждающий уникальность комплаенса в системе экономической безопасности, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ комплаенс-контроля с другими формами контроля*

Критерий Комплаенс-контроль Управленческий контроль Внутренний аудит

Экономический агент организация

Содержание контроля Проверка соответствия внешним и внутренним нормативно-правовым актам, отраслевым стандартам, внутренним регламентам Выработка и принятие управленческих решений для нормального функционирования экономического субъекта Комплекс мер по проведению мониторинга деятельности экономического субъекта

Предмет контроля Комплаенс-риски Доходы и расходы организации Любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации

Обеспечение контроля Финансовые и нефинансовые показатели Финансовые показатели Финансовые и нефинансовые показатели

Реализация контроля Контроль за соответствием финансовых и нефинансовых показателей Мониторинг финансовых показателей и формирование управленческого решения Мониторинг и контроль финансовых и нефинансовых показателей

Подразделение Отдел комплаенс-кон-троля Менеджеры компании Служба внутреннего контроля

* Составлена авторами по [23].

По итогам сравнительного анализа, выделим особенности комплаенса как современной формы контроля:

— носит проактивный характер, поскольку ориентирован на расширение возможностей путем разработки соответствующих политик, процедур и критериев контроля.

— интегрирован с бизнес-процессами, поскольку включает в себя все уровни деятельности организации, учитывает отраслевую специфику организации;

— сфокусирован на этике и корпоративной культуре организации, поскольку ориентирован не только на соблюдение формальных правил, но и на развитие корпоративной культуры, соблюдение этических и моральных принципов в работе внутри организации и с внешними контрагентами.

Независимо от сферы деятельности, подавляющее большинство организаций использует комплаенс по таким направлениям, как: противодействие коррупции; корпоративная этика; противодействие «отмыванию» доходов; конфиденциальность информации; взаимодействие с надзорными органами, исходя из норм, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Под конфиденциальностью понимают неразглашение клиентских данных, это направление комплаенса отвечает за формирование культуры взаимодействия с данными клиентов и затрагивает многие аспекты, связанные с обработкой и хранением персональной информации (личная информация, детали сделок, проводимых финансовых операций).

Кодекс, отвечающий за корпоративную этику, представляет собой документ, который затрагивает все аспекты деятельности организации. В нем содержатся этические и моральные принципы, цели и приоритеты, принятые стандарты поведения, а также перечень обязанностей сотрудников. При этом, существует отдельное направление, определяющее стандарты поведения работников организации в случае возникновения конфликта интересов. Сюда относятся ситуации, в которых интересы сотрудника идут в разрез с интересами организации или интересы двух клиентов противоречат друг другу. Согласно политике урегулирования подобных конфликтов, работники должны выявлять и заранее предупреждать возникновение таких сценариев. Также направление предполагает, что интересы организации находятся выше личных интересов сотрудников в независимости от занимаемой ими должности.

Таблица 2

Нормативно-правовое регулирование комплаенса в организации*

Направления комплаенса Нормативно-правовой акт

Российское законодательство Список внутренних документов комплаенса и их возможные наименования

Противодействие коррупции Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 19.12.2023 г.) «О противодействии коррупции» Политика по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика. Политика в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность Положение о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям

Урегулирование конфликта интересов Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) Кодекс корпоративного управления Кодекс этики. Этический кодекс. Кодекс корпоративной этики. Кодекс деловой этики. Кодекс делового поведения и этики Политика по управлению конфликтом интересов

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 11.03.2024 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Политика противодействия финансовому мошенничеству Политика реализации международных требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Окончание табл. 2

Направления комплаенса Нормативно-правовой акт

Российское законодательство Список внутренних документов комплаенса и их возможные наименования

Ведение отчетности Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 12.12.2023 г.) «О бухгалтерском учете» Учетная политика, применение стандартов МСФО

Защита информационных потоков Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Положение о соблюдении законодательных требований Политика обработки персональных данных. Положение об организации персональных данных. Частная политика защиты персональных данных Информационная политика. Положение об информационной политике. Положение о раскрытии информации Положение о контроле за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком. Кодекс поведения в отношении инсайдерской информации и осуществления операций с ценными бумагами Антимонопольная политика. Положение об антимонопольном компла-енсе. Политика использования интеллектуальной собственности и пр.

* Составлена авторами по [23].

Как видно из табл. 2 в практической деятельности организаций может быть применен разнообразный перечень комплаенс документов (табл. 2). Наибольшее развитие комплаенс получает в организациях финансовой сферы и работающих на международной арене, где зачастую соответствие международным стандартам является обязательным.

Кроме этого, исследователи выделяют различные виды комплаенса в организации, всего их насчитывается порядка 140, но наиболее распространены разновидности, представленные на рис. 2.

Несмотря на имеющееся многообразие видов комплаенса есть такие, которые необходимы для организации всех видов экономической деятельности (налоговый, корпоративный, антикоррупционный), часть же носит индивидуальный характер и зависит от специфики осуществляемой предпринимательской деятельности (строительный, медицинский и другие виды отраслевого комплаенса, в областях объектов культурного наследия, корпоративных закупок и пр.).

По данным экспертных опросов наиболее подвержены комплаенс-рискам в организации службы, занимающиеся закупками, продажами, управлением кадрами и финансированием [24]. Из-за недобросовестных действий сотрудников возможны приобретение товаров, работ или услуг по завышенной цене или без необходимости; присвоение и растрата; хищение товаров и материальных ценностей; манипулирование расходами и пр. Стоит отметить, что большинство организаций решают проблемы уже после их возникновения, чем обрекают себя на больший ущерб.

ашифрод-комплаенс

• комплекс мер, призванный оценить финансовые операции на предмет наличия в них факта мошенничества. Данная разновидность применяется в банках и компаниях, чья деятельность тесно связана с онлайн-операпиямн

антимонопольный

•совокупность правовых н организационных мер, направленных на соответствие антимонопольному законодательству и устранение рисков, возникших в случае его нарушения. Может применяться не только относительно норм антимонопольного законодательства, но и применительно к сферам, где контроль осуществляется антимонопольным органом.

санкционныи

• система бизнес-процессов, направленная на выявление н локализацию потенциальных рисков, связанных с введенными санкционными ограничениями.

корпор ативныи

•совокупность мер и норм корпоративного соответствия.регламенгнрующих поведение сотрудниковв отношении соблюдения законодательных и этических норм.

банковский

• комшекс мер и инструментов контроля, направленных на проверку клиентов в отношении соответствия закону по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ГЮД/ФТ). а также валютному регулированию и валютному контролю

•система соответствия требованиям законодательства, которая, помимо формальных правил, дополняется еще и неформальными нормами в виде организаиионнойкультуры в компании. Представляет собой комплекс правил поведения внутри компании между сотрудниками, а также свод норм соответствия общепринятым моральным установкамво внешнем взаимодействии с бизнес-сообществом,клиентами, контрагентами.

комплаенс ■ аудит

• независимая оценка для обеспечения соблюдения организацией внешних законов, правил и положений или внутренних руководящих принципов, таких как корпоративныйустав, средствакошроля. политики и процедуры. Комплаенс-аудит может также определить, соответствует ли организация соглашению, например, когда организация получает государственное или иное финансирование.

•система регулирования и обеспечения соблюдения законов и правил в области финансов и рынков капитала. Она охватывает весь финансовый спектр: от практики инвестиционного банкинга до практики розничного банкинга.

внутренний

•соблюдение внутренних правил, необходимых для соблюдения внешних правил, нх мониторинг и контроль. Внутренний комплаенс анализирует уже произошедшие события и последствия от них в настоящем времени. Взаимодействует практически со всеми подразделениями компании: высшим руководством, советом директоров; экономистами;финансистами; юристами, операционными менеджерами; риск-менеджерами, бухгалтерией; кадрами, специалистами в сфере бизнес-процессов; специалистами по безопасности.

экологическии

•соответствие и соблюдение природоохранного законодательства отношении водных, нефтяных, газовых, энергетических ресурсов н других экологических сфер. Комплаенс-офниеры в данной области проводят проверки соблюдения компанией природоохранного законодательства и принимают последующие корректирующие меры для обеспечения соответствия международным, национальным и местным нормативным актам. Экологический комплаенс обеспечивает экспертный аудит потенциальных рисков при переходе на зеленую энергетику.

•риск-ориентированная система управления, обеспечивающая соответствие деятельности организаций и иных лиц действующему налоговому законодательству и добровольно принятым на себя обязательствам. Ключевой задачей налогового комплаенса является обеспечение налоговой безопасности организации. Такая система правовых механизмов также позволяет налогоплательщику выявлять и предотвращать риски, связанные с контрагентами.

ангикорупционныи

•процесс управления, который позволяет определять применимые правовые нормы, выявлять и оценивать коррупционные риски, создавать локальные нормы организации, с учетом этических принципов, а затем принимать меры, направленные на соблюдение организацией и взаимодействующими с ней лицами правовых норм, локальных норм организации и профилактику коррупционных рисков

Рис. 2. Виды комплаенса в организациях и их содержание

Стоит отметить тот факт, что развитие новых технологий обработки и передачи информации создает как дополнительные угрозы для экономической безопасности организации, так и дает дополнительные возможности.

Рассмотрим некоторые угрозы экономической безопасности организации от применения информационных технологий:

1. Кибератаки. Многие организации сталкиваются с угрозой хакерских атак, в которых злоумышленники могут пытаться получить несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, включая данные о клиентах, финансовые сведения и интеллектуальную собственность.

2. Утечки данных. Недостаточная защита информации может привести к утечке конфиденциальных данных. Итогом атак может стать хищение денежных средств, потеря управления организацией в целом или связей с поставщиками и контрагентами в частности, сбои в системах управления производственными процессами. Это в свою очередь может повлечь за собой финансовые убытки, утрату репутации и другие последствия.

3. Недостаточная защита от вредоносного программного обеспечения. Вредоносные программы могут нанести серьезный ущерб организации, блокируя доступ к данным, уничтожая информацию или даже вымогая выкуп. Все это может привести к недоступности интернет-ресурсов организации, потере доходов, ущербу репутации.

4. Несанкционированный доступ сотрудников. Сотрудники организации, имеющие доступ к конфиденциальным данным, могут злоупотребить своими полномочиями или действовать несознательно, что может привести к утечкам информации. Если эти данные впоследствии будут создавать угрозу физической, психологической или экономической безопасности конкретных лиц, то это повлечет серьезные юридические последствия и привлечение к ответственности.

Таким образом, угрозы, связанные с применением информационных технологий, могут быть очень существенными для уровня экономической безопасности организации.

С другой стороны, использование информационных технологий вообще и искусственного интеллекта в частности может значительно улучшить процессы ком-плаенса за счет более широких возможностей анализа для последующей корректировки действий сотрудников и процессов организации. Например, с помощью этих технологий можно автоматизировать многие процессы контроля и мониторинга в организации, что сокращает риски человеческих ошибок и увеличивает точность проверок, распознавать и блокировать подозрительные транзакции, идентифицировать личность клиентов, выступать бесконтактными детекторами лжи при отборе сотрудников. Искусственный интеллект может анализировать большие объемы данных, выявлять потенциальные нарушения или аномалии в режиме реального времени. Благодаря технологиям машинного обучения и анализа данных возможна оптимизация процессов соблюдения регламентов и стандартов, автоматизация отчетности и мониторинга соблюдения различных внутренних процедур, что сокращает временные затраты на выполнение этих задач и повышает качество результатов. Все это возможно при условии тщательного надзора со стороны специалистов организации во избежание ошибок в интерпретации данных и соблюдения этических норм при использовании искусственного интеллекта в рамках комплаенса.

Таким образом, комплаенс может играть ключевую роль в обеспечении экономической безопасности организации, помогая минимизировать риски, уменьшая финансовые потери и предотвращая возможные штрафы или убытки. Активно этот инструмент используется в организациях финансового сектора и работающих на международном рынке для обеспечения законности и этичности бизнес-практик организации, а также для поддержания ее репутации и доверия со стороны клиентов, партнеров и регуляторов. Правильно организованная система комплаенса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

помогает организации быть готовой к вызовам и изменениям на рынке, а также способствует ее устойчивому развитию и успеху в долгосрочной перспективе.

Несмотря на интенсивное продвижение идеологии комплаенса в России он развивается бессистемно и даже хаотично. Отсутствие единой нормативно-правовой базы приводит к тому, что организации занимаются преимущественно антикоррупционным комплаенсом, распространен комплаенс, затрагивающий финансовую сферу (финансовый, банковский, налоговый). Каких-либо механизмов, побуждающих организации к формированию надлежащей системы комплаенс нет, законодательно обязанность применять комплаенс не установлена. В связи с этим определение перечня потенциально возможных рисков, частоты их проявления, силы воздействия и масштабности наступаемых последствий относится к компетенции организации. Внедрение комплаенса в деятельность организации в идеале должно быть их естественной потребностью, инструментом самоконтроля для лиц, принимающих решения.

Комплаенс действительно способен обеспечить реальную защиту от коррупции, конфликта интересов, содержит в своем арсенале целый спектр элементов, которые могут быть реализованы в уникальной структуре системы экономической безопасности организации. Его преимуществом является то, что он основан на предварительном характере, который позволяет выявить риски на ранних стадиях проявления и не допустить применения санкций со стороны контрольно-надзорных органов.

Список использованной литературы

1. Борзаков Д.В. Цифровая трансформация комплаенс-менеджмента — стратегическое решение по обеспечению непрерывности бизнеса / Д.В. Борзаков. — DOI 10.17308/ econ.2021.3/3523. — EDN PLLQMD // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2021. — № 3. — С. 22-32.

2. Сушкова И.А. Искусственный интеллект в экономике и системе экономической безопасности / И.А. Сушкова, Л.Н. Мамаева. — DOI 10.21686/2413-2829-2023-4-44-53. — EDN IUVKIF // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2023. — Т. 20, № 4 (130). — С. 44-53.

3. Соколов Н.А. Модели искусственного интеллекта в системе безопасности интеллектуального потенциала организации / Н.А. Соколов, А.С. Славянов, С.С. Фешина. — DOI 10.23670/IRJ.2021.108.6.147. — EDN FUGBUX // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6-5 (108). — С. 63-67.

4. Стерхов А.П. Анализ устойчивости предприятия с системных позиций обеспечения комплексной безопасности бизнеса / А.П. Стерхов. — DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(1).57-65. — EDN VODZPB // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 57-65.

5. Коркина В.С. Цифровизация экономики субъектов малого предпринимательства -от оценки бизнес-процессов к целеполаганию / В.С. Коркина, О.В. Змановская. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).429-437. — EDN TSSXOA // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 429-437.

6. Волконский В.А. Тенденции формализации комплаенс-контроля в высших учебных заведениях / В.А. Волконский, В.И. Прасолов. — EDN LTSXQA // Modern Economy Success. — 2020. — № 5. — С. 206-210.

7. Медведев И.В. Налоговая нагрузка на коммерческую организацию: основные подходы и методики расчета / И.В. Медведев, М.Г. Жигас. — EDN AHQJQK // Global and Regional Research. — 2023. — Т. 5, № 2. — С. 20-27.

8. Гусева Л.И. Контроллинг в обеспечении экономической безопасности организации / Л.И. Гусева. — DOI 10.17308/meps/2078-9017/2022/8/125-134. — EDN OECGER // Современная экономика: проблемы и решения. — 2022. — № 8 (152). — С. 125-134.

9. Слободняк И.А. К вопросу об определении понятия «бухгалтерская управленческая отчетность» / И.А. Слободняк. — EDN NXMVGJ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4. — С. 25-30.

10. Хитрова Е.М. Организация контроля в системе управления рисками компании | Е.М. Хитрова, Г.В. Юсупова. — EDN KUNTBM || Управленческий учет. — 2021. — M 6-1. — С. 76-B3.

11. Конан К.Л. Тенденции развития внутреннего аудита как инструмента повышения эффективности деятельности организации | К.Л. Конан. — EDN GAOSSO || Общество. — 2022. — M 1-1 (24). — С. 64-71.

12. Шаркова A^. Комплаенс-контроль — внутренний элемент системы контроллинга | A^. Шаркова, Н.В. Бондарчук, Д.В. Лебедева. — EDN NJAPGJ || Контроллинг. — 2022. — M 3 (B5). — С. 2-9.

13. Якимова В^. Мониторинг эффективности и сбалансированности системы компла-енс-контроля организации (часть 1) | В^. Якимова. — DOI 10.12737/199B-0701-2021-7-7-B-15. — EDN OFGEPW || Aудитор. — 2021. — Т. 7, M 7. — С. B-15.

14. Ермакова Н^. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпорации | Н^. Ермакова, Ч.Ф. Aхуньянова. — EDN RSHTJJ 11 Международный бухгалтерский учет. — 2014. — M 3. — С. 2-10.

15. Kurer P. Legal and Compliance Risk. A Strategic Response to a Rising Threat for Global Business | P. Kurer. — Oxford : Oxford University Press, 2015. — 265 p.

16. Якимова В^. Развитие теории и методологии комплаенс-контроля общественно значимых организаций в аудиторской деятельности : дис. ... д-ра экон. наук | В^. Якимова. — Оренбург, 2023. — 419 с. — EDN NTQODR.

17. Буянский С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент : учеб. пособие | С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский. — Москва : Русайнс, 2023. — 344 с. — EDN WIZEMD.

1B. Свиридюк Ю.Г. Безопасность и комплаенс: сходство и различие | Ю.Г. Свири-дюк. — EDN PVGMWX || Вестник Луганского государственного университета им. Владимира Даля. — 2022. — M 1 (55). — С. 155-163.

19. Михайлин Н.В. Роль комплаенс-функции в системе экономической безопасности предприятия | Н.В. Михайлин. — EDN JDMLAH || Вестник Евразийской науки. — 2021. — Т. 13, M 5. — C. 52.

20. Ординарцев И.И. Проблемы становления комплаенс в России | И.И. Ординарцев. — DOI 10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40. — EDN YPMEDI || Управленческие науки. — 2020. — Т. 10, M 2. — С. 31-40.

21. Выползова О.О. Система комплаенс как одна из форм управленческого контроля на предприятии | О.О. Выползова, Ю. В. Маркина. — DOI 10.24412/2311-1313-32-51-59. — EDN UOWZPG || Управление в современных системах. — 2021. — M 4 (32). — С. 51-59.

22. Гармаев Ю.П. Aнтикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты | Ю.П. Гармаев, Э^. Иванов, С^. Маркунцов. — Москва, 2020. — 334 c.

23. Тарасова Н.В. Механизм комплаенс-контроля в системе обеспечения экономической безопасности кредитно-финансовой организации | Н.В. Тарасова, A.A. Нестеров. — DOI 10.36B71|ek.up.p.r.2020.12.03.015. — EDN WHMXKJ || Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 3, M 12 (10B). — С. 10B-114.

24. Гукетлов М.М. Разработка мероприятий по совершенствованию применения ком-плаенс-функции ООО «РостAгроКомплекс» | М.М. Гукетлов. — EDN DGFALQ || Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15, M S1. — 60.

References

1. Borzakov D.V. Digital Transformation of Compliance Management - a Strategic Solution for Business Continuity. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekono-mika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2021, no. 3, pp. 22-32. (In Russian). EDN: PLLQMD. DOI: 10.1730B|econ.2021.3|3523.

2. Sushkova I.A., Mamaeva L.N. Artificial Intellect in Economics and System of Economic Security. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2023, vol. 20, no. 4, pp. 44-53. (In Russian). EDN: IUVKIF. DOI: 10.216B6/2413-2B29-2023-4-44-53.

3. Sokolov N.A., Slavyanov A.P., Feshina S.S. Artificial Intelligence Models in the Security System of an Organization's Intellectual Potential. Mezhdunarodnyi nauchno-issledo-vatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2021, no. 6-5, pp. 63-67. (In Russian). EDN: FUGBUX. DOI: 10.23670/IRJ.2021.10B.6.147.

4. Sterkhov A.P. Analysis of the Enterprise Sustainability in Terms of the Comprehensive Business Security. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 57-65. (In Russian). EDN: VODZPB. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(1).57-65.

5. Korkina V.S., Zmanovskaya O.V. Digitalization of the Economy of Small Businesses - from Business Process Assessment to Goal Setting. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 429-437. (In Russian). EDN: TSSXOA. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).429-437.

6. Volkonsky V.A., Prasolov V.I. Trends of Compliance Control Formalization in Higher Educational Institutions. Modern Economy Success, 2020, no. 5, pp. 206-210. (In Russian). EDN: LTSXQA.

7. Medvedev I.V., Gigas M.G. Tax Burden on a Commercial Organization: Basic Approaches and Methods of Calculation. Global and Regional Research, 2023, vol. 5, no. 2, pp. 20-27. (In Russian).

8. Guseva L.I. Controlling in Ensuring the Economic Security of the Organization. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, 2022, no. 8, pp. 125-134. (In Russian). EDN: OECGER. DOI: 10.17308/meps/2078-9017/2022/8/125-134.

9. Slobodnyak I.A. About Definition of Management Accounting Reporting. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 4, pp. 25-30. (In Russian). EDN: NXMVGJ.

10. Khitrova E.M., Yusupova G.V. Organization of Control in the Company's Risk Management System. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2021, no. 6-1, pp. 76-83. (In Russian). EDN: KUNTBM.

11. Conan K.L. Trends in the Development of Internal Audit as a Tool to Improve the Efficiency of the Organization. Obshchestvo = Society, 2022, no. 1-1, pp. 64-71. (In Russian). EDN: GAOSSO.

12. Sharkova A.V, Bondarchuk N.V, Lebedeva D.V. Compliance Control - an Internal Element of the Controlling System. Kontrolling = Controlling, 2022, no. 3, pp. 2-9. (In Russian). EDN: NJAPGJ.

13. Yakimova V.A. Monitoring the Effectiveness AND Balance of the Organization's Compliance Control System (Part 1). Auditor, 2021, vol. 7, no. 7, pp. 8-15. (In Russian). EDN: OFGEPW. DOI: 10.12737/1998-0701-2021-7-7-8-15.

14. Ermakova N.A., Akhun'yanova Ch.F. Compliance Control in the Internal Control System of a Corporation. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 3, pp. 2-10. (In Russian). EDN: RSHTJJ.

15. Kurer P. Legal and Compliance Risk. A Strategic Response to a Rising Threat for Global Business. Oxford University Press, 2015. 265 p.

16. Yakimova V.A. Development of the Theory and Methodology of Compliance Control of Socially Significant Organizations in Auditing Activities. Doct. Diss. Orenburg, 2023. 419 p. EDN: NTQODR.

17. Buyanskii S.G., Truntsevskii Yu.V. Corporate Governance, Compliance and Risk Management. Moscow, Rusains Publ., 2023. 344 p. EDN: WIZEMD.

18. Svyrydjuk Yu.G. Safety and Compliance: Likeness and Distinction. Vestnik Lugansk-ogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya = Vestnik Lugansk Vladimir Dahl State University, 2022, no. 1, pp. 155-163. (In Russian). EDN: PVGMWX.

19. Mikhaylin N.V. The Role of the Compliance Function in the System of Economic Security of the Enterprise. Vestnik Evraziiskoi nauki = The Eurasian Scientific Journal, 2021, vol. 13, no. 5, pp. 52. (In Russian). EDN: JDMLAH.

20. Ordinartsev I.I. Problems of Formation of Compliance in Russia. Upravlencheskie nauki = Management Sciences, 2020, vol. 10, no. 2, pp. 31-40. (In Russian). EDN: YPMEDI. DOI: 10.26794/2404-022X-2020-10-2-31-40.

21. Vypolzova O.O., Markina Yu.V. Compliance System as one of the Forms of Management Control at the Enterprise. Upravlenie v sovremennykh sistemakh = Management in Modern System, 2021, no. 4, pp. 51-59. (In Russian). EDN: UOWZPG. DOI: 10.24412/2311-131332-51-59.

22. Garmaev Yu.P., Ivanov Eh.A., Markuntsov S.A. Anti-Corruption Compliance in the Russian Federation: Interdisciplinary Aspects. Moscow, 2020. 334 p.

23. Tarasova N.V., Nesterov A.A. Compliance Control Mechanism in the System of Ensuring the Economic Security of a Credit and Financial Institution. Ekonomika i upravlenie: prob-lemy, resheniya = Economics and Management: Problems and Solutions, 2020, vol. 3, no. 12, pp. 108-114. (In Russian). EDN: WHMXKJ. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2020.12.03.015.

24. Guketlov M.M. Development of Measures to Improve the Application of the Compliance Function of Rostagrocomplex LLC. Vestnik Evraziiskoi nauki = The Eurasian Scientific Journal, 2023, vol. 15. no. S1, pp. 60. (In Russian). EDN: DGFALQ.

Информация об авторах

Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, glv2010@yandex.ru, SPIN-код: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.

Гуляева Анастасия Ивановна — старший преподаватель, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, gulyaevaai@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-0910-1663, SPIN-код: 9505-5853, AuthorID РИНЦ: 829305.

Authors

Liudmila V. Sanina — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, glv2010@yandex.ru, SPIN-Code: 6395-4901, Scopus Author ID: 57191416054, ResearcherID: ABI-1902-2020.

Anastasia I. Gulyaeva — Senior Lecturer, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, gulyaevaai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0910-1663, SPIN-Code: 9505-5853, AuthorID RSCI: 829305.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Санина Л.В. Комплаенс как инструмент обеспечения экономической безопасности организации: проблемы и перспективы применения / Л.В. Санина, А.И. Гуляева. — DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(1).181-192. — EDN RGZYRN // Baikal Research Journal. — 2024. — Т. 15, № 1. — С. 181-192.

For Citation

Sanina L.V., Gulyaeva A.I. Compliance as a Tool for Ensuring the Economic Security of an Organization: Problems and Prospects of Application. Baikal Research Journal, 2024, vol. 15, no. 1, pp. 181-192. (In Russian). EDN: RGZYRN. DOI: 10.17150/2411-6262.2024.15(1).181-192.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2024. Т. 15, № 1 ISSN 2411-6262 2 0 24, vol. 15, no. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.