АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_34
КОМПЕТЕНЦИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ И ИХ МЕСТО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ THE COMPETENCE OF MILITARY COURTS AND THEIR PLACE IN THE JUDICIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
ЧУБАРЕВ Сергей Владимирович,
старший преподаватель кафедры «Безопасность и правопорядок» Юридического института Тамбовского государственного технологического института. 392032, Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Мичуринская, 112. E-mail: laura.gaitova@yandex.ru;
CHUBAREV Sergey Vladimirovich,
Senior lecturer of the Department "Security and Law and Order" The Law Institute of the Tambov State Technological Institute. 112 Michurinskaya str., Tambov, Tambov Region, 392032, Russia. E-mail: laura.gaitova@yandex.ru
Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы специфики деятельности военно-судебной системы, в составе судов общей юрисдикции, особенности правовой регламентации деятельности, с целью определения «самобытности» военных судов.
Abstract: the article discusses the issues of the specifics of the military judicial system, as part of the courts of general jurisdiction, the specifics of the legal regulation of activities, in order to determine the "identity" of military courts.
Ключевые слова: суды общей юрисдикции, военнослужащий, законность, правопорядок, специализация, правоотношения.
Keywords: courts of general jurisdiction, soldier, legality, law and order, specialization, legal relations.
Для цитирования: Чубарев С.В. Компетенция военных судов и их место в судебной системе РФ // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 34-35. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_34.
For citation: Chubarev S. V. The competence of military courts and their place in the judicial system of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp.34 -35. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_34.
Статья поступила в редакцию: 13.06.2023
Нормативно правовая регламентация деятельности военных судов в Российской Федерации, осуществляется посредством Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»1.
Несмотря на специфику деятельности военных судов, они не образуют собой какую-то автономную ветвь судебной власти, а входят в единую систему судов общей юрисдикции, соответственно, на них распространяются нормы Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»2. При рассмотрении дел, судьи военных судов, руководствуются такими же материальными и процессуальными нормами, как и суды общей юрисдикции, а их решения подлежат обжалованию (в Верховный суд Российской Федерации).
Хоть единство и выступает в качестве главного принципа организации судебной системы нашего государства и состоит, в общем, для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, на наш взгляд, было бы неверным, не прослеживать различий между военными и иными судами общей юрисдикции. На сегодняшний день высказывается мнение, о целесообразности существования военно-судебной системы, в составе судов общей юрисдикции.
Хотелось бы остановиться на данном вопросе более подробно. Одной из причин существования и функционирования военных судов, является необходимость обеспечения правосудия в «непредвиденных» условиях (при чрезвычайном положении, в военное время, либо в боевой обстановке). Состав лиц - субъектов судебно-правовых взаимоотношений, по нашему мнению является специальным, хоть и в законодательстве не содержится императивной нормы, регулирующей данный вопрос.
Федеральный конституционный закон «О военных судах» (далее ФКЗ), в ч.2 ст. 27, регламентирует, что преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке. Комплектация военных судов военнослужащими, дает возможность поддерживать их мобилизационную готовность, в порой непростых условиях, о которых нами упоминалось ранее и в которых приходится действовать Вооруженным силам Российской Федерации и другим войскам, с учетом правового регулирования существующих в них правоотношений. Также, судьи должны быть «не понаслышке» знакомы с особенностями организации военной службы, законодательством, для обеспечения справедливого правосудия. При включении в состав военных судов гражданских лиц, по объективным причинам данная, цель вряд ли может быть достигнута.
Существует мнение, согласно которому, данные задачи могут быть решены и судьями общегражданских судов, поэтому, только специализация не может рассматриваться как исчерпывающий, характеризующий признак военных судов, их компетенции, но, несомненно, выступает частью пазла, свидетельствующего о необходимости осуществления правосудия военными судами, обусловленной не теорией, а потребностью самих войск. Так, например А.Ф. Изварина отмечает, что «судьи, являвшиеся военнослужащими, обладают способностью наибо-
1 Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1 -ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О военных судах Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс»
2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «Консультант плюс»
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
лее эффективно решать задачи поддержания законности и правопорядка в войсках, защиты прав и законных интересов военнослужащих»1. Конституционный суд, в своем Постановлении указывает, что военные суды «характеризуются лишь усилением специализации, целью которой является наиболее полное и квалифицированное рассмотрение той или иной категории дел, обладающих значительной спецификой, что присуще специализированным судам в современном демократическом правовом государстве»2. Аналогичной позиции придерживается И.С. Дикарев3.
Независимо от так называемого «особого мнения», общие требования, предъявляемые к судьям применимы и к военному судопроизводству.
А именно, ФКЗ «О судебной системе», в статье 11 предусматривает: «судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».
Закон «О статусе судей» в статье 2 гласит: «все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации»4. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской федерации, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридической образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, постоянно проживающие в Российской Федерации»5.
Еще одной «особенностью» судопроизводства военных судов, выступает подсудность дел, которые в силу своей специфики не могут и не должны, быть рассмотрены в судах общей юрисдикции. Речь идет о: 1) гражданских и административных делах о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирования и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; 2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской федерации, (статья 31)6; 3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы; 4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.
Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что вопрос о целесообразности существования военных судов в рамках судебной системы Российской Федерации должен быть закрыт, с учетом объективной необходимости и существующих реалий.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации-принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. 2005-2023 гг.
2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1 -ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О военных судах Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 -ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «Консультант плюс».
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред.от 13.06.2023) // СПС «Консультант плюс».
5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 13.06.2023) «О статусе судей в Российской Федерации»//СПС «Консультант плюс».
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П // СЗ РФ 2006 №16. Ст.1775.
7. Дикарев И.С. Об основах функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации// Российская юстиция. 2020. №7.
8. Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования: монография. М., 2014.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation - adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020. // State system of legal information. The official Internet portal of legal information. 2005-2023
2. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 23.06.1999 (ed. of 16.04.2022) "On military courts of the Russian Federation" // SPS "Consultant plus".
3. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 31.12.1996 (as amended on 16.04.2022) "On the Judicial System of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2023) // SPS "Consultant plus".
4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation" dated 18.12.2001 No. 174-FZ (ed. from 13.06.2023) // SPS "Consultant Plus".
5. Law of the Russian Federation dated 26.06.1992 No. 3132-1 (ed. from 13.06.2023) "On the status of judges in the Russian Federation Federation"//SPS "Consultant
plus".
6. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 6, 2006 No. 3-P // SZ RF 2006 No. 16. St.1775.
7. Dikarev I.S. On the basics of the functioning of military courts in the judicial system of the Russian Federation// Russian justice. 2020. No.7.
8. Izvarina A.F. The judicial system of Russia: conceptual foundations of organization, development and improvement: monograph. M., 2014.
1 Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования: монография. М., 2014.
2 Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П // СЗ РФ 2006 №16. Ст.1775.
3 Дикарев И.С. Об основах функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации// Российская юстиция. 2020. №7.
4 Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 13.06.2023) «О статусе судей в Российской Федерации»//СПС «Консультант плюс»
конституция Российской Федерации-принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. 2005-2023 гг.
6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации»от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СПС «Консультант плюс»