Научная статья на тему 'Компетенция международной организации на примере организации исламского сотрудничества'

Компетенция международной организации на примере организации исламского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2952
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ «ИММАНЕНТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» / КОНЦЕПЦИЯ «ПОДРАЗУМЕВАЕМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ АКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА ОИС / CONCEPT OF “IMMANENT COMPETENCE” / CONCEPT OF “IMPLIED COMPETENCE” / THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION / COMPETENCE OF INTERNATIONAL ORGANIZATION / CONSTITUENT ACT OF INTERNATIONAL ORGANIZATION / SYSTEM OF OIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муфлиханова Дания Равилевна

Данная статья посвящена исследованию понятия «компетенция международной организации» как одной из ключевых дефиниций, неразрывно связанных с понятием «система международной организации». В статье проведен анализ концепций «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции»; автор приходит к выводу, что четкое определение границ деятельности международной организации в целом и каждого ее органа в отдельности способствует успешному функционированию международной организации и обеспечивает правомерность принимаемых органами решений, поскольку последние не могут выходить за пределы компетенции, установленной учредительным актом организации, однако, как показывает практика, такие отступления допустимы. Кроме того, автор обосновывает позицию о том, что в качестве юридического основания международной правосубъектности ОИС можно выделить прямую, подразумеваемую и имманентную компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence of international organization based on the example of The Organization of Islamic Cooperation

The article deals with the term “competence of international organization” which is one of the key definitions inseparably connected with the term “system of international organization”. The author analyses concept of “immanent competence” and concept of “implied competence”. The author comes to the conclusion, that clear delineation of activities of international organization in whole and it’s bodies particularly leads to successful functioning of international organization and assures legality of decisions made by it’s bodies, because bodies can not act beyond the competence, defined by constituent acts of the organization. Though, as experience shows, some deviations are acceptable. The author proves, that direct implied immanent competence is legal basis of international law personality of OIC.

Текст научной работы на тему «Компетенция международной организации на примере организации исламского сотрудничества»

УДК 341+348 ББК 67.412.1

Муфлиханова Д.Р.

КОМПЕТЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Muflikhanova D.R.

COMPETENCE OF INTERNATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE EXAMPLE OF THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION

Ключевые слова: Организация исламского сотрудничества, компетенция

международной организации, концепция «имманентной компетенции», концепция «подразумеваемой компетенции», учредительный акт международной организации, система ОИС.

Keywords: The Organization of Islamic Cooperation, competence of international organization, concept of “immanent competence ”, concept of “implied competence ”, constituent act of international organization, system of OIC.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию понятия «компетенция международной организации» как одной из ключевых дефиниций, неразрывно связанных с понятием «система международной организации». В статье проведен анализ концепций «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции»; автор приходит к выводу, что четкое определение границ деятельности международной организации в целом и каждого ее органа в отдельности способствует успешному функционированию международной организации и обеспечивает правомерность принимаемых органами решений, поскольку последние не могут выходить за пределы компетенции, установленной учредительным актом организации, однако, как показывает практика, такие отступления допустимы. Кроме того, автор обосновывает позицию о том, что в качестве юридического основания международной правосубъектности ОИС можно выделить прямую, подразумеваемую и имманентную компетенции.

Abstract

The article deals with the term “competence of international organization” which is one of the key definitions inseparably connected with the term “system of international organization ”. The author analyses concept of “immanent competence ” and concept of “implied competence”. The author comes to the conclusion, that clear delineation of activities of international organization in whole and it’s bodies particularly leads to successful functioning of international organization and assures legality of decisions made by it’s bodies, because bodies can not act beyond the competence , defined by constituent acts of the organization. Though , as experience shows, some deviations are acceptable. The author proves, that direct implied immanent competence is legal basis of international law personality of OIC.

Понятие «компетенция международной организации» является одной из ключевых дефиниций, неразрывно связанных с понятием «система международной организации. Не вызывает сомнений положение о том, что деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, объемом которой ее наделили государства - участники.

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция

международной организации - это объект или сфера ее предметной деятельности1. Однако, на наш взгляд, недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач. Можно сделать вывод, что в компетенцию международной организации, в том числе и Организации исламского сотрудничества (далее - ОИС, Организация), наряду с кругом проблем, которыми ей надлежит заниматься, включается и предоставленные ей для этого полномочия.

Компетенция любой международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена рамками своего учредительного договора. Вместе с тем, в западной доктрине распространено расширенное толкование компетенции международной организации. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (например, норвежский юрист Ф. Сейерстед) и «подразумеваемой компетенции» (например, английский юрист Д. Боуэт) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, то есть внутренне присущих международной организации свойств, либо основываясь на подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Концепция «имманентной компетенции» международных организаций нашла свое отражение в консультативном заключении международного суда ООН от 20 июля 1962 года по вопросу о некоторых расходах Организации Объединенных Наций (далее - ООН). В консультативном заключении суда говорится, что «презумпция состоит в том, что когда организация предпринимает действие, которое может рассматриваться как целесообразное с точки зрения выполнения одной из целей ООН, то такое действие не выходит за пределы полномочий (is not ultra vires) организации» .

Данная концепция была подвергнута критике в российской литературе. Так, Г.И. Тункин подчеркивает: «Концепция призывающая руководствоваться исключительно или в основном целями, провозглашенными в Уставе международной организации, в корне противоречит юридической природе современных общих международных организаций, как межгосударственных образований мирного существования»3.

За несколько лет до появления концепции «имманентной компетенции» международный суд ООН в своем консультативном заключении о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, от 11 апреля 1949 года встал на позицию признания для ООН возможности существования подразумеваемой компетенции»4.

Международный суд ООН сделал вывод о том, что ООН обладает качеством международной правосубъектности, хотя в ее Уставе, как известно, не содержится специального положения, в котором закреплялось бы это качество организации.

Сущность концепции «подразумеваемой компетенции» формулируется зарубежной доктриной, в частности, американским юристом Г.Х. Хэквортом, следующим образом: международная организация может иметь подразумеваемую компетенцию, которая непосредственно в Уставе международной организации не зафиксирована, но может быть выведена (подразумевается) на основе толкования Устава. Причем с точки зрения сторонников этой концепции положение о подразумеваемой компетенции стало обычной нормой международного права.

1 См. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В.И. Международное право: Учебник - М., 1994.

2 См. International court of Justice Reports of Judgements, AHvisopy opinions and orders, 1962. - P. 168.

3 См. Тункин, Г.И. Теория международного права. - М., 1970. - С. 367-372.

4 См. International court of Justice Reports of Judgements, Advisopy opinions and orders 1949. - P. 176.

Создавая международную организацию, государства фиксируют в ее учредительном акте как компетенцию организации, так и компетенцию ее органов. Причем статьи о компетенции организации принадлежат к числу важнейших положений Устава организации. Конечно, при создании организации некоторые положения, связанные с механизмом ее деятельности, могут и не быть включены в Устав организации, поэтому, в принципе, подразумеваемая компетенция может иметь место в практике международной организации. Однако, как справедливо отмечалось Г.И. Тункиным, подразумеваемая компетенция существует в том случае, когда для осуществления компетенции, ясно предоставленной организации в целом или ее органу (а не вообще для осуществления целей и функций организации), необходимо прибегнуть к действиям, которые не только не противоречат Уставу организации, но и являются обычными в международной практике5.

По поводу теории «имманентной компетенции» и «подразумеваемой компетенции» профессор С.А. Малинин и Т.М. Ковалева справедливо отметили, «...что между названными теориями больше общего, чем различий. По крайней мере, та и другая исходят из одних и тех же посылок: независимо от конкретных установок учредительного акта международная организация обладает такими нормотворческими полномочиями, которые необходимы ей для достижения поставленных перед ней целей; в указанных пределах организация, в конечном счете, вольна сама определять характер формы и объем нормотворческих полномочий»6. Критикуя позиции сторонников «подразумеваемой компетенции» и «имманентной компетенции», С.Л. Малинин и Т.М. Ковалева пишут: «Главный их недостаток заключается в том, что они не учитывают особенностей правосубъектности международной организации (вторичной, ограниченной) и не дают четких критериев для установления пределов того, что «подразумевается». «Подразумевать» компетенцию можно столь широко, что объем полномочий международной организации в области нормотворчества в итоге будет «доведен» до объема полномочий государства. Следовательно, сам подход к определению объема

у

полномочий в области нормотворчества основывается на субъективных моментах» .

На наш взгляд, четкое определение границ деятельности международной организации в целом и каждого ее органа в отдельности способствует успешному функционированию международной организации и обеспечивает правомерность принимаемых органами решений, поскольку последние не могут выходить за пределы компетенции, установленной учредительным актом организации, однако, как показывает практика, такие отступления допустимы.

Межрегиональный (межконтинентальный) статус ОИС, в которой представлены государства четырех континентов, определяет количественный и качественный уровень проблем, входящих в сферу деятельности организации. На Саммите ОИС, прошедшем в Путраджайя (Малайзия) с 16 по 17 октября 2003 года, было принято 85 резолюций, а на Конференции министров иностранных дел ОИС, прошедшей в Стамбуле (Турецкая Республика) с 14 по

16 июня 2004 года, - 105 резолюций. На сессиях Саммитов ОИС и Конференции министров иностранных дел рассматриваются вопросы как общей компетенции (политические), так и специальной компетенции (экономические). Главные пленарные органы ОИС принимают решения по вопросам, касающимся как государств-членов, так и мирового сообщества в целом. На повестке дня ОИС на сегодняшний день стоят

5 См. Тункин, Г.И. Теория международного права. - М., 1970. - С. 362-366.

6 См. Малинин, С.А., Ковалева, Т.М. Правотворческая деятельность международной организации как способ реализации учредительного акта. Проблемы реализации норм международного права. - Свердловск, 1989. - С. 41

7 См. Малинин, С.А., Ковалева, Т.М.- Правотворческая деятельность международной организации как способ реализации учредительного акта. Проблемы реализации норм международного права. - Свердловск, 1989. - С. 41.

проблемы ближневосточного урегулирования, будущего Афганистана и Ирака, разрешения проблемы Нагорного Карабаха, восстановления Боснии и Герцеговины, урегулирования конфликта вокруг Кашмира.

При этом определенные виды деятельности изучаемой организации выходят за рамки ее прямой компетенции. Так, создание специализированных учреждений Организации не предусмотрено Уставом Организации, однако, вытекает из ее целей, задач и функций. В свою очередь, деятельность ОИС в области защиты прав человека, в том числе и в государствах, не являющихся членами Организации, основывается даже не на уставных положениях, а скорее на принципах. Таким образом, в качестве юридического основания международной правосубъектности ОИС можно выделить прямую, подразумеваемую и имманентную компетенции.

Говоря в целом о системе ОИС, необходимо отметить, что само понятие «система» носит скорее философский контекст. Правовым критерием системы является наличие связи между центром системы и ее звеньями, формальный критерий воплощается в виде соглашений или резолюций. Причем, от характера единства в рамках системы организации зависит, насколько эффективно реализуется компетенция организации. Применительно к ОИС, на наш взгляд, системой можно назвать главные пленарные органы ОИС, созданные в соответствии с их резолюциями: Постоянные Комитеты, Генеральный секретариат и подчиняющиеся ему вспомогательные органы, специализированные учреждения. Таким образом, элементами системы ОИС в широком смысле являются не только вышеперечисленные органы и специализированные учреждения, но и Исламская Конференция министров информации, Парламентский союз государств - членов ОИС и аффилированные с ОИС организации.

Библиографический список

1. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В.И. Международное право: Учебник - М., 1994.

2. International court of Justice Reports of Judgements, Advisopy opinions and orders 1962. P. 168.

3. International court of Justice Reports of Judgements, Advisopy opinions and orders 1949. - P. 176.

4. Тункин, Г.И. Теория международного права. - М., 1970. - С. 367-372.

5. Малинин, С.А., Ковалева, Т.М. Правотворческая деятельность международной орга-низации как способ реализации учредительного акта. Проблемы реализации норм междуна-родного права. - Свердловск, 1989. - С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.