КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
| 35
Компетенция «Лабораторный медицинский анализ» в чемпионатном движении WorldSkills
Ш
КРУГЛОВА
Зульфия Фенуновна,
кандидат биологических наук, менеджер компетенции «Лабораторный медицинский анализ», заведующая практикой Казанского медицинского колледжа, Казань
Аннотация
В статье рассмотрены особенности подготовки участника к соревновательной части чемпионата WorldSkills по компетенции «Лабораторный медицинский анализ». Показана взаимосвязь развития у конкурсанта общих и профессиональных компетенций с результатами его выступления на чемпионате
Ключевые слова:
компетенция «Лабораторный медицинский анализ», WorldSkills Russia, Hard skills, Soft skills, общие компетенции, профессиональные компетенции
СМАЗНОВА
Ирина Александровна,
кандидат биологических наук, заведующая отделением Брянского базового медицинского колледжа, Брянск
С 2015 года компетенция «Лабораторный медицинский анализ» входит в перечень компетенций WorldSkills Russia. Это стало весьма значимым событием, поскольку будущее практического здравоохранения страны во многом зависит от успешного развития лабораторной диагностики, что способствует повышению качества медицинской помощи.
На данный момент компетенция «Лабораторный медицинский анализ» активно развивается в 16 регионах РФ. Особенностью профессии специалиста лабораторной диагностики является ее универсальность: она включает в себя диагностику в области общеклинических, гематологических, биохимических, микробиологических, гистологических и санитарно-гигиенических исследований. Отсюда возникает ряд трудностей.
Во-первых, в экспертное сообщество необходимо включать специалистов узкой направленности. Проблема решаема: на протяжении нескольких лет в регионах проводится активная работа по привлечению таких специалистов к участию в чемпионатах и соответствующей дальнейшей их сертификации. Все эксперты — высококвалифицированные специалисты клинико-диагностической службы, бактериологи, гистологи, име-
Круглова З. Ф., Смазнова И. А. Компетенция «Лабораторный медицинский анализ» в чемпионатном движении WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 35-37.
36 | 3/2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
ющие большой опыт работы и ученые степени, успешно работают, в том числе, и с конкурсантами возрастной категории 14-16 лет (новая ветка чемпионатного движения Worldskills Junior).
Во-вторых, возникает проблема при подготовке участника к соревновательной части чемпионата, так, в этом процессе участвует не только эксперт-компатриот, а целая группа как штатных, так и внештатных специалистов, которых необходимо привлекать во внеурочное время.
Для выполнения сложного чемпионатного задания у конкурсанта необходимо сформировать Hard skills (англ. «жесткие» навыки) — профессиональные/технические навыки, которым можно обучить и которые можно измерить. Кроме того, особое место в подготовке конкурсанта занимают Soft skills (англ. «мягкие» навыки) — универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Их сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, но это навыки, помогающие людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях. К Soft skills относятся: коммуникабельность, целеустремленность, концентрация внимания, внутренняя референтность, проактивность, гибкость, социальная чуткость, способность к принятию решений, управлению временем, к работе в команде, мотивации себя и других. Перечисленные навыки являются обязательными для достижения высоких результатов.
Проблема с реализацией той или иной компетенции связана не только с психоэмоциональным напряжением, которое испытывает участник, но и с необходимостью быстрой адаптации к кардинально новой обстановке и перестройке работы на оборудовании и с расходными материалами разных модификаций.
В ФГОС по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика представлен ряд общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). На наш взгляд, наиболее важными общими компетенциями, которые должны быть сформированы у конкурсанта для успешного выполнения заданий на чемпионатах, являются: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 7. Брать ответственность за результат выполнения заданий; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности; ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности [1].
От степени сформированности общих компетенций зависит уровень реализации профессиональных компетенций, которые включают в себя:
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
- организацию рабочего места;
- проведение исследования;
- регистрацию полученных результатов;
- проведение утилизации отработанного материала, дезинфекции и стерилизации посуды, инструментария и средств защиты.
Особого внимания заслуживает организация рабочего места, так как во время соревнований участнику необходимо в сравнительно небольшой промежуток времени набрать необходимый набор инструментов, оборудования и расходных материалов. Проблема состоит в том, что в образовательных организациях при проведении лабораторно-практиче-ских занятий, а также при прохождении производственных практик в медицинских организациях [2] рабочие места уже частично оснащены, и у студента не развивается навык организации и рационального расположения оборудования на рабочем месте.
Таким образом, для достижения конкурсантами высоких результатов их подготовка по всем направлениям в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО (по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО) должна осуществляться как специалистами лабораторной службы на базах крупнейших многопрофильных медицинских организаций, оказывающих высокотехнологическую медицинскую помощь, так и психологами.
3/2018 | 37
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ URL: http://base.garant.ru/70734994.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/70399594.