Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ ЗОЖ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА)'

КОМПЕТЕНЦИИ ЗОЖ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ЗОЖ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Склярова Т.В., Яхина Р.Р., Курлова Е.Б.

Введение. В статье предложена новая стратегия сохранения и укрепления общественного здоровья путем формирования компетенций ЗОЖ в молодежной среде. В качестве объекта исследования выступила студенческая молодёжь, как наиболее перспективная социально-демографическая группа населения. Предметом исследования стали механизмы социального конструирования осознанных установок молодежи на ведение здорового образа жизни. Был предложен и обоснован новый подход, способствующий расширению и закреплению знаний о влиянии медико-социальных детерминант здоровья на качество и продолжительность жизни. Цель. Выявить и обосновать новые эффективные практики снижения факторов риска здоровью молодежи, используя имеющиеся научно-практические знания и опыт. Методы. В ходе работы были применены методы теоретического обобщения, контент-анализ, вторичный анализ эмпирических данных, количественный метод исследования. В качестве научных источников выступили отечественные и зарубежные монографии, статьи, результаты диссертационных исследований, методические материалы, сайты вузов.Результаты. Разработан оригинальный авторский проект, направленный на создание сети социальных партнеров и способствующий повышению уровня грамотности молодежи в вопросах здоровья. Заключение. Партисипаторный подход в укреплении и сохранении общественного здоровья является эффективным методом формирования знаний о культуре здоровья и закрепления компетенций ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Склярова Т.В., Яхина Р.Р., Курлова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF HLS: NEW PRACTICES OF FORMATION(EXPERIENCE OF THE REGIONAL NETWORK MEDICAL AND SOCIAL PROJECT)

NTRODUCTION. THE ARTICLE PROPOSES A NEW STRATEGY FOR PRESERVING AND STRENGTHENING PUBLIC HEALTH THROUGH THE FORMA- TION OF HEALTHY LIFESTYLE COMPETENCIES IN THE YOUTH ENVIRONMENT. THE OBJECT OF THE STUDY WAS THE STUDENT YOUTH, AS THE most promising socio-demographic group of the population. The subject of the study was the mechanisms of social construction of conscious attitudes of young people to lead a healthy lifestyle. A new approach has been proposed and justified, contributing to the expansion and consolidation of knowledge about the impact of medical and social determinants of health on quality and life expectancy.Tar get. To identify and substantiate new effective practices for reducing risk factors for youth health, using existing scientific and practical knowledge and experienceMeth ods . In the course of the work, methods of theoretical generalization, content analysis, secondary analysis of empirical data, quantitative research method were applied. The scientific sources were domestic and foreign monographs, articles, results of dissertation research, methodological materials, university websites.R es ult s . An original author’s project has been developed aimed at creating a network of social partners and contributing to improving the level of youth literacy in health issues.C on clu sion . The participatory approach in strengthening and preserving public health is an effective method offorming knowledge about the culture of health and consolidating the competencies of healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ ЗОЖ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА)»

КОМПЕТЕНЦИИ ЗОЖ: НОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ (ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА)

Т.В. СКЛЯРОВА1, P.P. ЯХИНА2, Е.Б. КУРЛОВА3

1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов, Россия;

1 2 3 ГУЗ «Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», г. Саратов, Россия;

2 Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов, Россия.

УДК: 614.2 DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-1-51-60

Аннотация

Введение. В статье предложена новая стратегия сохранения и укрепления общественного здоровья путем формирования компетенций ЗОЖ в молодежной среде. В качестве объекта исследования выступила студенческая молодёжь, как наиболее перспективная социально-демографическая группа населения. Предметом исследования стали механизмы социального конструирования осознанных установок молодежи на ведение здорового образа жизни. Был предложен и обоснован новый подход, способствующий расширению и закреплению знаний

0 влиянии медико-социальных детерминант здоровья на качество и продолжительность жизни.

Цель. Выявить и обосновать новые эффективные практики снижения факторов риска здоровью молодежи, используя имеющиеся научно-практические знания и опыт.

Методы. В ходе работы были применены методы теоретического обобщения, контент-анализ, вторичный анализ эмпирических данных, количественный метод исследования. В качестве научных источников выступили отечественные и зарубежные монографии, статьи, результаты диссертационных исследований, методические материалы, сайты вузов.

Результаты. Разработан оригинальный авторский проект, направленный на создание сети социальных партнеров и способствующий повышению уровня грамотности молодежи в вопросах здоровья. Заключение. Партисипаторный подход в укреплении и сохранении общественного здоровья является эффективным методом формирования знаний о культуре здоровья и закрепления компетенций ЗОЖ. Ключевые слова: студенческая молодёжь, здоровый образ жизни, социальное партнерство, социальное конструирование, компетенции ЗОЖ.

Для цитирования: СкляроваТ.В., Яхина P.P., Курлова Е.Б. Компетенции ЗОЖ: новые практики формирования (опыт регионального сетевого медико-социального проекта) // Общественное здоровье. 2023, 3(1):51-60. DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-1-51-60.

Контактнаяинформация: Склярова Татьяна Валентиновна, e-mail: skliarovatv@gmail.com Конфликтинтересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

UDC: 614.2 DOI: 10.21045/2782-1676-2023-3-1-51-60

COMPETENCE OF HLS: NEW PRACTICES OF FORMATION

(experience of the regional network medical and social project) T.V. SKLIAROVA1, R.R. YAKHINA2, E.B. KURLOVA3

1 Yuri Gagarin state technical university of Saratov, Saratov Russia;

1 2, 3 Saratov Regional Center for Public Health and Medical Prevention, Saratov Russia, Saratov Russia;

2 Ministry of Health of the Saratov Region, Saratov Russia. Abstract

Introduction. The article proposes a new strategy for preserving and strengthening public health through the formation of healthy lifestyle competencies in the youth environment. The object of the study was the student youth, as the

© Т. В. Склярова, P. P. Яхина, E. Б. Курлова, 2023 г.

most promising socio-demographic group of the population. The subject of the study was the mechanisms of social ^ construction of conscious attitudes of young people to lead a healthy lifestyle. A new approach has been proposed and justified, contributing to the expansion and consolidation of knowledge about the impact of medical and social determinants of health on quality and life expectancy.

Target. To identify and substantiate new effective practices for reducing risk factors for youth health, using existing scientific and practical knowledge and experience

Methods. In the course of the work, methods of theoretical generalization, content analysis, secondary analysis of ^ empirical data, quantitative research method were applied. The scientific sources were domestic and foreign monographs, articles, results of dissertation research, methodological materials, university websites. Results. An original author's project has been developed aimed at creating a network of social partners and contributing to improving the level of youth literacy in health issues.

Conclusion. The participatory approach in strengthening and preserving public health is an effective method of forming knowledge about the culture of health and consolidating the competencies of healthy lifestyle. Keywords: student youth, healthy lifestyle, social partnership, social construction, healthy lifestyle competencies. For citation: Skliarova T. V., Yakhina R. R., Kurlova E. B. Competence of HLS: new practices of formation (experience | of the regional network medical and social project) // Public health. 2023; 3(1):51-60. DOI: 10.21045/2782-16762023-3-1-51-60.

Forcorrespondence: Tatiana V. Skliarova, e-mail: skliarovatv@gmail.com ^ Conflictofinterests. The authors declare that there is no conflict of interests.

ВВЕДЕНИЕ

Большой город, как среда обитания современного человека, подвергает его комплексному воздействию экологических, техногенных, социальных и психогенных факторов, что повышает уровень риска для жизни и благополучия. В этой связи, проблема сохранения здоровья населения не может рассматриваться только как медицинская. Ведь повышение качества жизни, увеличение ее продолжительности, профилактика распространения хронических неинфекционных заболеваний, а также поиск эффективных стратегий укрепления общественного здоровья предполагает мультидисциплинарный подход. Именно широкое взаимодействие многих социальных институтов и систем, основанное на концепции ЫАР (здоровье во всех политиках) и межведомственной вовлеченности (рекомендации ВОЗ), позволяет решать поставленные задачи и противодействовать рискам снижения здоровья населения [1]. Кроме того, коллаборация усилий может оказывать влияние как на детерминанты здоровья, так и обеспечивать сокращение социального неравенства в отношении здоровья населения [2, С. 141].

Бесспорно, что раннее инвестирование в здоровье позволяет накапливать индивидуальные и институциональные ресурсы [3, С. 17].

В этой связи особое внимание в процессе сохранения и укрепления здоровья граждан уделяется такой демографической группе, как дети и молодёжь. В рамках данной работы, говоря о молодежи, предлагается сфокусировать внимание на конкретной социальной группе - «студенчество», образ жизни которой неизбежно сопровождается дополнительными «рисками» [4]. Аналитический обзор научных работ, направленных на изучение уровня здоровья и образа жизни студенческой молодёжи, демонстрирует дуальность ситуации: с одной стороны, фиксируется устойчивый интерес молодежи к сохранению и укреплению здоровья [4-7]. Так, например, проводимые в апреле 2022 года Саратовским областным центром общественного здоровья и медицинской профилактики социологические исследования продемонстрировали не только заинтересованность респондентов в ведении здорового образа жизни, но и понимание важности этого процесса. С другой стороны, неизменно подтверждается снижение физической активности, рост заболеваемости, наличие практик саморазрушительного поведения [7-9], что свидетельствует о неоднозначности положения дел и необходимости поиска новых стратегий, не только мотивирующих молодежь к здоровому образу жизни, но формирующих практические навыки его ведения.

В первую очередь, речь должна идти о воспитании грамотности, о формировании и закреплении поведенческих установок, о развитии способностей человека находить, понимать и использовать информацию для принятия решений в укреплении и сохранении здоровья [10, С. 3]. Иными словами, сегодня становится актуальным формирование не только общекультурных и профессиональных знаний, но и особых медико-социальных компетенций. Подобные компетенции позволяют человеку выполнять свои профессиональные, социальные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях и ориентируют на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья [7, С. 30].

ЦЕЛЬЮ данной статьи является обоснование целесообразности использования парти-сипаторного подхода при формировании компетенций ЗОЖ в молодежной (студенческой) среде.

ЗАДАЧАМИ исследования стало проведение теоретического анализа массива данных научно-исследовательских работ по проблеме формирования и сохранения общественного здоровья; анализ влияния партисипации на работу социальной системы, где особое значение будут приобретать процесс трансляции эффективных стратегий здоровьесбережения и конструирование осознанных индивидуальных практик; обоснование оригинального авторского подхода в создании сети социального партнерства (на примере регионального медико-социального проекта).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе решения поставленных задач было выполнено авторское исследование теоретических и научно-практических данных, накопленных отечественными и зарубежными учеными в сфере общественного здоровья, социологии здоровья, медицинской антропологии, социологии культуры, социологии управления, психологии и педагогики;выявлены и обоснованы

наиболее эффективные агенты социализации, а также обозначены каналы передачи информации, способствующие формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и практических навыков; предложен оригинальный авторский сетевой медико-социальный проект «#30ЖМ0Л0ДЁЖЬ», разработанный в ноябре 2022 года ГУЗ «Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики».

В основе разработанного сетевого проекта положен партисипаторный принцип. Реализация проекта осуществляется с использованием микс-стратегий взаимодействия, предполагающих офлайн и онлайн форматы. Социальными партнерами - участниками проекта стали 10 ведущих вузов региона - трансляторов профессиональной и научно-исследовательской информации. Кроме того, проект способствовал организации и проведению регулярных медицинских скринингов здоровья, научно-практических мероприятий и расширенного мониторинга уровня информированности населения о факторах риска здоровья (студенческой молодежи), а также готовности к потреблению здоровьесберегающих технологий.

Новизна предлагаемого подхода заключается в объединении полипрофильных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение, производство) в единую систему, позволяющую сохранять и укреплять социе-тальный потенциал здоровья. Фундирующим элементом функционирования предлагаемой системы регионального уровня является разработанная модель виртуального ресурса, осуществляющая одновременно несколько задач: информирование, просвещение, популяризация, исследование. Особую роль в процессе формирования и укрепления общественного здоровья молодёжи играет регулярный социологический мониторинг: проведение комплекса эмпирических исследований (региональные анкетные опросы онлайн-формата), направленных на изучение социальных факторов, влияющих на здоровье молодёжи;восприимчивость к использованию, закреплению и трансляции эффективных практик сохранения и укрепления здоровья.

Результатом внедрения предложенного подхода станет расширение имеющегося знания о современных стратегиях и практиках сохранения здоровья, получение новой базы эмпирических исследований о детерминирующих факторах и процессах формирования установок молодежи на здоровый образ жизни, а также преодоление существующих противоречий между объективными и субъективными условиями ведения здорового образа жизни современной молодежью.

Теоретическими и методологическими основаниями работы стали: теория социальной солидарности (О. Конт, Э. Дюркгейм), описывающая социальную солидарность как необходимое условие для функционирования современных обществ [11-12]; теория социальной системы Т. Парсонса, которая, по мнению социолога, существует в любом обществе и отвечает четырем основным требованиям, обеспечивающим ее работу: наличие адаптации, целедостижение, интеграция и удержание образца [13]. Также использованы взгляды М. Фуко на медицинское знание, которое социально конструируется, так как формируется не на восприятии отдельной болезни, а на обобщенной информации [14-15]; классические идеи теории П. Бергера и Т. Лукмана о социальном конструировании [16]; частично в рамках работы затронута социология знания и социология культуры К. Манхейма, формирующая различные значения и смыслы, доминирующие индивидуальные и групповые стратегии [17].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ существующих исследований в отношении культуры здоровья, традиционно ориентирует нас рассматривать данное понятие в категориальном поле педагогики, философии, частично медицины, валеологии, социальной философии [4]. Здоровье обусловлено исторически, географически и социально [18, С. 46]. Одним из основополагающих его аспектов является здоровый образ жизни (повседневные формы и способы жизнедеятельности

человека), который укрепляет и совершенствует адаптационные и резервные возможности организма. Тем не менее, установка на здоровый образ жизни не появляется у индивида сама по себе. Она формируется в результате определенного воздействия.

Традиционно дефиниция понятия «здоровье» (в традициях концепций здоровья П Маркузе, Э. Фромма, 3. Фрейда) рассматривает его как социокультурную переменную [19]. Её характеристики относительны, определены специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира [20, С. 321]. Для современной концепции здоровья ведущее значение приобретают физическая, психологическая и поведенческая составляющие. При этом, здоровье рассматривается как ценность, необходимая для удовлетворения множественных потребностей человека (ценностно-социальная модель) [21], где просвещение и популяризация здорового образа жизни может служить механизмом закрепления «хороших» практик и нивелировать расхождение между клиническим состоянием здоровья и самовоспринимаемым [22].

Опыт конструирования установок на здоровый образ жизни давно и успешно применяется во всем мире: изменения в социальной политике, создание системы санаторно-курортного лечения, проведение различных профилактических и оздоровительных мероприятий, разработка обучающих и образовательных программ и пр. [23]. Весомую роль в формировании установок на здоровый образ жизни населения сыграли привлечение кинематографа, развернутые пропагандистские компании и социальная реклама. В результате применения знаний о специфике восприятия, суждениях и поведении людей, «подталкивание» к общественно оптимальным решениям (либертарианский патернализм) способствует изменению моделей поведения социальных групп и населения в целом [24]. Иными словами, социальное конструирование способствует изменению не только поведенческой модели (в нашем случае осознанного отношения к своему здоровью), но и принятия решений по ведению здорового образа жизни. Несмотря

на то, что идея формирования установок на здоровый образ жизни не является новой, она остается востребованной, актуальной и требует дальнейшего развития [7,23]. Это способствовало более глубокому изучению данной темы и разработке авторского подхода в решении существующих проблем.

Итак, в качестве механизма конструирования, формирования и закрепления установок ЗОЖ в молодежной (студенческой) среде рассматривается сетевой медико-социальный проект. Его целью стало расширение доступности информации о существующих факторах риска здоровью, направлениях работы региональной системы здравоохранения, эффективных практиках поддержания и укрепления здоровья, а также возможность обсуждения стратегий укрепления общественного здоровья на широких научно-практических площадках с привлечением муль-тидисциплинарного подхода. Основной целевой аудиторией выступает «молодежная» группа с возрастным диапазоном от 18 до 35 лет. Данная демографическая когорта рассматривается как приоритетная не только с экономической и социально-политической позиций (как будущие граждане, работники, избиратели), но и с позиции социокультурной перспективы (как будущие родители, носители и трансляторы ценностных установок и социальных практик).

Продуктивность принятия решения, зачастую, зависит от степени информированности и подготовленности индивида. Как правило, специалисты являются источниками необходимой профессиональной информации и тем самым «способствуют» принятию осознанного выбора (например, на процессы оздоровления, улучшения качества жизни). Такой способ влияния на принятие решения, называемый иногда «мягким патернализмом», помогает осуществлять выбор лучшего [25]. Ведь, зачастую, люди совершают предсказуемые ошибки, которых можно избежать, если иметь полный объем информации и нужное количество альтернативных вариантов.

Проект «#30ЖМ0Л0ДЁЖЬ» получил одобрение у регионального Министерства здравоохранения и поддержан советом ректоров вузов Саратовской области. Он включает

в себя несколько этапов (апробация, реализация, совершенствование) и представлен двумя взаимосвязанными направлениями работы (офлайн- и онлайн-форматы). На начальной стадии (период апробации) был разработан план совместных мероприятий и проведен круглый стол. В ходе его работы представители вузов-партнеров обозначили основные «болевые точки» ведения здорового образа жизни, с которыми сталкивается студенческая молодёжь, актуальные направления исследований и перспективы сотрудничества.

В режиме офлайн запланированы и проводятся скрининговые обследования состояния здоровья студентов и сотрудников; медико-социальные акции, направленные на формирование ЗОЖ; создание информационных точек и предоставление печатной продукции (буклеты, брошюры, плакаты, листовки) по вопросам ЗОЖ и профилактики вредных привычек; проведение регулярных межведомственных круглых столов. Режим онлайн ориентирован на активное использование Интернет-среды вузов (официальные сайты и группы в социальных сетях), где будут регулярно размещаться научно-популярные материалы, рекомендации, инфографика, видеоролики, а также проводиться социологические опросы с публикацией результатов исследований. Мейнстримом 2023 года стали «неочевидные» факторы риска: режим дня (продолжительность сна, пищевое поведение, физическая активность), рациональное питание, индекс массы тела.

Так, в первой декаде февраля этого года уже проведено масштабное социологическое исследование студенчества Саратовской области. Его целью стало изучение качественных (глубина сна, ощущения бодрости/усталости после сна) и количественных характеристик сна (продолжительность, время на засыпание, количество пробуждений); анализ влияния физиологических характеристик на режим дня (хронотип, хронические заболевания); выявление социально-бытовых и поведенческих факторов, оказывающих влияние на ежедневный сон (наличие внешних раздражителей: шум, свет, духота, комфортность; образ жизни; уровень физической активности). Респондентская

группа (N=5400) была представлена студентами 10 вузов городов Саратова, Энгельса, Балашова и 4 колледжей, входящих в состав 3 вузов (60,8% - студенты колледжей, 39,2% - университетов); по 6 доминирующим областям профессиональной деятельности: медицина, образование и педагогика, экономика и социальная сфера, 1Т-технологии, инженерия, культура.

Несмотря на хорошую осведомленность респондентов (72%) о том, какие риски для здоровья существуют, если человек регулярно недосыпает или страдает бессонницей, 43,5% студентов считают, что ежедневная нехватка сна (менее 7 часов в день), плохой сон (частые пробуждения), бессонница (сложность в засыпании) вредны, но не опасны. Основные проблемы со сном у современного молодого человека связаны с повышенным уровнем тревожности и наличием стрессов (79,3%), вынужденными нарушениями режима и ритма дня (69,8%), большими психоэмоциональными и умственными нагрузками (59,6%) и образом жизни (52,7%).

Проблемы со сном испытывают 38% респондентов; вялость и чувство усталости по утрам отмечена у 19,5% респондентов; у 36% - продолжительность сна составляет менее 6 часов; около 50% обычно засыпают после 24:00, при этом для 47% респондентов изменить «ночной образ жизни» в будущем (например, при трудоустройстве, создании семьи) скорее всего, будет невозможным. Частично это может быть объяснено хронотипом - 49% респондентов отнесли себя к «совам», из-за чего 17% опрошенных респондентов испытывают помехи в социальной и физической активности: посещение первых пар занятий (54,9%), сосредоточенность на первых парах (40,7%).

Лучше всего помогает уснуть комфортная среда: удобная кровать (85,2%), хорошо проветренная комната (74,4%), полная тишина и отсутствие внешних раздражителей (по 70,4% соответственно), а также физическая усталость (80,6%). Основными стратегиями наших респондентов, с помощью которых они решают проблемы с засыпанием, стали: прослушивание музыки (35%), чтение перед сном (17%), перекусы (16,5%), прием снотворного средства

(6%). Улучшить качество и продолжительность сна, по мнению респондентов, может соблюдение режима дня (45,8%), изменение образа жизни (19,1%), планирование ежедневной нагрузки (11,3%).

Таким образом, результаты социологического исследования позволили выявить доминирующий режим дня (сна) у студентов и причины его формирования; основные медико-социальные факторы, влияющие на режим дня (сон);размеры потенциальной группы риска, склонной к «ночному образу жизни»; основные «социальные помехи», связанные с хронотипом и/или «ночным образом жизни»; поведенческие стратегии молодежи, направленные на сохранение (улучшение) сна.

Особое место в проекте отведено созданию прикладной онлайн-модели формирования ЗОЖ-компетенций (регионального онлайн-сервиса), способствующей расширению информационного ресурса для аудитории. Речь идет о разработке ЗОЖ-навигатора и ресурсной карты ЗОЖ. В настоящее время создана пилотная версия веб-ресурса, заполнение и актуализация которой планируется на втором этапе. Предполагается, что ЗОЖ-навигатор сможет ориентировать пользователя по основным вопросам ведения и поддержания здорового образа жизни, например, что такое «полезные продукты» и пищевая пирамида, калькулятор калорий, зачем нужен режим дня, роль витаминов и микроэлементов, вода и ее значение для организма человека, оптимальная физическая активность, индекс массы тела, рекомендации специалистов. Ресурсная карта ЗОЖ будет ориентирована на районы города, где расположены вузы и их общежития. Основной контент веб-ресурса будет содержать информацию о парках и скверах города, о стоматологических клиниках и поликлиниках, центрах здоровья, спортивных сооружениях и фитнес-центрах, чат-ботах консультанта-диетолога, также полезные ссылки и материалы (магазины полезного питания, столовые).

Потребность в создании подобного он-лайн-ресурса обусловлена, во-первых, тем, что значительную долю студенческой молодежи составляют приезжие молодые люди, которые

не знакомы с географической и административной структурой города. Следовательно, могут испытывать затруднения в поисках нужных организаций или территорий. Во-вторых, приезжая молодёжь попадает в дополнительные ситуации риска, связанные с изменением социально-бытовых, культурных и коммуникативных условий. В подобной ситуации использование ^-технологий не только отвечает потребностям современного человека, повышает эффективность и оперативность трансляции, но и выступает в качестве агента социализации, координатора и помощника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанный проект направлен на формирование компетенций ЗОЖ, способствующих закреплению у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью, понимание культуры здорового образа жизни, включения в жизнедеятельность самосохранительных и здоровьесберегающих практик. Он способствует выработке навыков принятия решения и осуществления выбора, что всегда является достаточно сложным процессом и связано с определением критериев выбора и оценкой их целесообразности. Кроме того, появилась возможность создать единое исследовательское и информационно-образовательное поле.

Уже на первом этапе выявлены тенденции изменения повседневных практик молодежи,

которые могут оказывать влияние на дальнейшую жизнедеятельность. Так, например, обнаружен дуализм ситуации и существование объективных и субъективных противоречий: с одной стороны зафиксирован высокий уровень осведомленности молодежи о роли и значении режима дня и сна для здоровья человекам другой - наличие медико-социального барьера/препятствия, выраженного образом жизни и хронотипом.

Проект послужил инструментом для организации системной работы по планомерному профессиональному информированию молодёжи о сохранении и укреплении здоровья. В том числе, он ориентирован на активное использование в качестве транслятора социальных установок онлайн-ресурсов (сайты вузов и официальные группы в социальных сетях). Полученные данные могут быть полезными для системы здравоохранения (выявление и локализация групп риска), образования (планирование ежедневных академических и физических нагрузок), а также для будущих работодателей (формирование регламентов работы, мотивация).

Также в ходе реализации первого этапа проекта был заключен ряд соглашений о сотрудничестве с вузами-партнерами по корпоративным программам укрепления здоровья работающего населения. Эта тенденция наглядно продемонстрировала новые пути социальной интеграции общества в направлении сохранения общественного здоровья.

/////////////////////м^^^

ЛИТЕРАТУРА

1. АлленовА.М. Совершенствование методологии и организации межсекторального противодействия рискам снижения эффективности здоровьесбе-режения населения мегаполисов. (Автореф. на соискание степени док. мед. наук, Москва, 2022) URL: https://www.dissercat.com/content/sovershen-stvovanie-metodologii-i-organizatsii-mezhsektoral-nogo-protivodeistviya-riskam-snizh (Дата обращения: 16.01.2023)

2. Азарова Н. А. Межсекторное взаимодействие как инновационный драйвер развития регионального человеческого капитала/Региональные пробле-

мы преобразования экономики, № 7, 2021. - URL: fMe:///C:/Users/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%-В A%D1%81 % D0%B0%D0 % BD%D0%B4 % D1%80/ Downloads/mezhsektornoe-vzaimodeystvie-kak-innovatsionnyy-drayver-razvitiya-regionalno go-chelovecheskogo-kapitala.pdf (Дата обращения: 18.01.2023)

3. Здоровье-2020: основы европейской политики и стратегия для XXI века. Евробюро ВОЗ, Копенгаген. 2013. - 248 с. URL: https://www.euro.who.int/__data/ assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus. pdf (Дата обращения: 27.12.2022)

4. СамаринА.В. Здоровьеформирующая среда вуза в культуре здоровья студенческой молодежи. (Ав-тореф. на соискание степени кан. соц. наук, Тюмень, 2021) URL: https://www.dissercat.com/content/ zdoroveformiruyushchaya-sreda-vuza-v-kulture-zdorovya-studencheskoi-molodezhi (Дата обращения: 18.01.2023)

5. СвиридоваИ.А., КовтунЛ.0. Готовность студенческой молодежи к сохранению и укреплению здоровья/ Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (13) 2014. - С. 55-59. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-studencheskoy-molodezhi-k-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya (Дата обращения: 18.01.2023)

6. МосковченкоО.Н., КатцинО.А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни / Вестник КемГУ. - 2013. - № 3 (55). - Т. 1. - С. 90-94 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-orientirovaniya-studenta-vuza-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni (Дата обращения: 22.01.2023)

7. Перминова М. С., Переселкова 3. Ю. К вопросу о формировании здорового образа жизни студенческой молодежи (на примере Оренбургского государственного университета) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. -Т. 18. - Вып. 1. - С. 30-36. DOI: 10.18500/18189601-2018-18-1-30-36. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-na-primere-oren-burgskogo-gosudarstvennogo-universiteta (Дата обращения: 21.01.2023)

8. ГаирбековМ.М., БазаеваФ.У. Проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодёжи/мир науки, культуры, образования. - № 5 (78). - 2019. - С. 210-211. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-for mirovaniya-potrebnosti-v-zdorovom-obraze-zhiz-ni-u-studencheskoy-molodyozhi (Дата обращения: 22.01.2023)

9. МасловаЛ.П. Девиантное поведение в студенческом сообществе: представления и социальные практики. (Автореф. на соисканиестепени канд. соц. наук, Казань, 2021) URL: https://www.dissercat.com/ content/deviantnoe-povedenie-v-studencheskom-soobshchestve-predstavleniya-i-sotsialnye-praktiki (Дата обращения: 22.01.2023)

10.ЛопатинаМ.В. Комплексная система оценки грамотности в вопросах профилактики, лечения неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения. (Автореф. на соискание степени канд. мед. наук, Москва, 2022) URL: https://www.dissercat. com/content/kompleksnaya-sistema-otsenki-gra-motnosti-v-voprosakh-profilaktiki-lecheniya-neinfek-tsionnykh (Дата обращения: 21.01.2023)

11.БатуренкоС.А. Солидаристская традиция в истории социологической теории: О. Конт, Э. Дюрк-

гейм/ Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2012. - № 4. - С. 86-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/solidaristskaya-traditsiya-v-istorii-sotsiologicheskoy-teorii-o-kont-e-dyurkgeym/viewer (Дата обращения: 21.01.2023)

12.Дюркгейм Э. Социология/Пер. с франц. M.: Канон, 1995.- 352 с.

13.Парсонс I Система современных обществ/Пер, с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. M. С. Ковалевой. - M.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

14.МихельД. В. Мишель Фуко и западная медицина. Логос. - Том 29. - № 2. - 2019. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mishel-fuko-i-zapadnaya-meditsina (Дата обращения: 26.01.2023)

15. Эрибон Д. Мишель Фуко. M.: Молодая гвардия, 2008. [Электронная библиотека] URL: https://roy-allib.com/book/dide_eribon/mishel_fuko.html (Дата обращения: 26.01.2023)

16.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. - M.: Academia-Центр; Медиум, 1995. - 323 с.

17.Манхейм К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. - M.: Юрист. 1994. -700 с.

18.Лебедева-Несевря H.A. Социология здоровья: учеб. пособие для студ. вузов / Н.А.Лебедева-Несевря.С. С. Гордеева; Перм. гос. нац. иссл.ун-т. -Пермь, 2011. - 238 с. - URL: https://fcrisk.ru/sites/ default/files/upload/monograph/520/cociologiya.pdf (Дата обращения: 21.01.2023).

19. Фромм Э. Пути из больного общества// Проблема человека в западной философии. M. 1988.

20. Сажина Л. В., Шарауров И. В. Детерминанты здоровья индивида: начало социологического анализа/ Гуманитарные и социальные науки. - 2014. -№ 2. - С. 321-324. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/determinanty-zdorovya-individa-nachalo-sotsio-logicheskogo-analiza (Дата обращения: 20.01.2023)

21. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация // M., 1988.

22.Elise С. Covert, А. М. Baker, О. Gilani. Evaluating clinical and demographic influences on health perception: A translation of the SF-12 for use with NHANES / SSM - Population Health 18 (2022) 101081 journal homepage: URL: www.elsevier.com/locate/ssmph (Дата обращения: 18.01.2023)

23. Купцова С. А. Проектирование модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащейся молодёжи II Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 4(33). - С. 101-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-modeli-formirovaniya-kultury-zdorovogo-i-bezopas-nogo-obraza-zhizni-uchascheysya-molodezhi (Дата обращения: 26.01.2023)

24. БелянинА.В. Ричард Талер и поведенческая экономика: от лабораторных экспериментов к практике подталкивания (Нобелевская премия по экономике 2017 года). Вопросы экономики. 2018; (1):5-25. - URL: http://www.library.fa.ru/files/ Belyanin1.pdf (Дата обращения: 21.01.2023).

25.МордовинаТ.П Поведенческая экономика: Ричард Талер и его либертарианский патернализм // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» № 4/2020. - URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/povedencheskaya-ekonomika-richard-taler-i-ego-libertarianskiy-paternalizm (Дата обращения: 10.01.2023)

//////////////////////ш^^

REFERENCES

1. AllenovA.M. Improving the methodology and organization of intersectoral counteraction to the risks of reducing the efficiency of health saving of the population of megacities. (Autoref. for the degree of Doctor of Medical Sciences, Moscow, 2022) URL: https:// www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-metodologii-i-organizatsii-mezhsektoralnogo-protivodeistviya-riskam-snizh (Accessed: 16.01.2023).

2. Azarova N.A. Intersectoral interaction as an innovative driver for the development of regional human capital / Regional problems of economic transformation, No. 7. - 2021. - URL: file:///C:/Users/%D0%90%D0%B-B%D0% B5%D0%BA % D1%81%D0 % B0%D0%B-D%D0%B4%D1%80/Downloads/mezhsektornoe-vzaimodeystvie-kak-innovatsionnyy-drayver-razvi-tiya-regionalnogo-chelovecheskogo-kapitala.pdf (Accessed: 18.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Health 2020: a European policy framework and strategy for the twenty-first century. WHO European Bureau, Copenhagen. 2013. - 248p. URL: https://www. euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/215432/ Health2020-Long-Rus.pdf (Accessed: 27.12.2022).

4. SamarinA. № Health-forming environment of the university in the culture of health of student youth. (Autoref. for the degree of Candidate of Social Sciences, Tyumen, 2021) URL: https://www.dissercat.com/ content/zdoroveformiruyushchaya-sreda-vuza-v-kulture-zdorovya-studencheskoi-molodezh (Accessed: 18.01.2023).

5. Sviridova I. A., Kovtun L. 0. Readiness of student youth to preserve and strengthen health / Vocational education in Russia and abroad 1 (13) 2014. - R 55-59 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-stu-dencheskoy-molodezhi-k-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya (Accessed: 18.01.2023).

6. Moskovchenko 0. N., Kattsin 0. A. Model orienteering a student of the university on the formation of a healthy lifestyle II Vestnik KemSU. - 2013. - No. 3(55). -T. 1. - R 90-94. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ model-orientirovaniya-studenta-vuza-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizn (Accessed: 22.01.2023).

7. Perminova M. S., Pereselkova Z. Y. Kvoprosu o shapiya zdorovnogo odi zhizn'nogo zhizn'nogo molodezhnoi (na priem Orenburgskogo gosudarstvennogo universi-teta)//lzv. Sarat. un-ta. New. Sir. Sir. Sociology. Political

science. - 2018. - Vol. 18. - Vyp. 1. - P. 30-36. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-1-30-36. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-na-primere-orenburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta (Accessed: 21.01.2023)

8. GairbekovM.M., BazaevaF.U. Problems of formation of the need for a healthy lifestyle among student youth / the world of science, culture, education. № 5 (78) 2019. From 210-211 URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-potrebnosti-v-zdorovom-obraze-zhizni-u-studencheskoy-molodyozhi (Accessed: 22.01.2023)

9. Maslova L. P. Deviant behavior in the student community: representations and social practices. (Autoref. for the degree of Candidate of Social Sciences, Kazan, 2021) URL: https://www.dissercat.com/content/devian-tnoe-povedenie-v-studencheskom-soobshchestve-pred-stavleniya-i-sotsialnye-praktiki (Accessed: 22.01.2023)

10.Lopatina M. № Integrated system for assessing literacy in the prevention, treatment of non-communicable diseases and strengthening public health. (Autoref. for the degree of Candidate of Medical Sciences, Moscow, 2022) URL: https://www.dissercat.com/ content/kompleksnaya-sistema-otsenki-gramotnosti-v-voprosakh-profilaktiki-lecheniya-neinfektsionnykh (Accessed: 21.01.2023)

11.BaturenkoS.A. Solidarist tradition in the history of sociological theory: O. Comte, E. Dürkheim / Vestn. Mosk. Un-ta. Sir. 18. Sociology and political science. -2012. - No. 4. - P. 86-92. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/solidaristskaya-traditsiya-v-istorii-sotsiologicheskoy-teorii-o-kont-e-dyurkgeym/viewer (Accessed: 21.01.2023).

12. Dürkheim E. Sotsiologiya/Per. with Franz. M.: Kanon,1995. - 352p.

13.Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestva/Per, s eng. L. A. Sedova i A. D. Kovaleva. Ed. by M. S. Kovale-va. - M.: Aspect Press,1998. - 270 p.

14. MichelD. № Michel Foucault and Western Medicine. Logos. - 2019. - Vol. 29. - No. 2. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mishel-fuko-i-zapadnaya-meditsina (Accessed: 26.01.2023).

15.Eribon D. Michel Foucault. M.: Molodaya gvardiya, 2008. [Electronic Library] URL: https://royallib.com/

book/dide_eribon/mishel_fuko.html (Accessed: 26.01.2023).

16.Berger P., Lukman T. Social construction of reality: A treatise on the sociology of knowledge / trans, with English E. Rutkevich; Mosk. Filos. fund. - M.: Academia-Tsentr; Medium, 1995. - 323 p.

17.Manheim K. Diagnosis of our time.: Per. with German and English - M.: Lawyer. 1994. -700 p.

18. Lebedeva-Nesevrya N. A. Sotsiologiya zdorov'ya: ucheb. manual for students, universities / N.A.Lebedeva-Nesevrya, S.S.Gordeeva; Perm, state, national. Issl. un-t. - Perm', 2011. - 238 p. - URL: https://fcrisk.ru/ sites/default/files/upload/monograph/520/cociologi-ya.pdf (Accessed: 21.01.2023).

19. Fromm E. Puti iz sick society II Problema chelovek v zapadnoi filosofii. M. - 1988.

20.Sazhina L. Sharaurovl. V. Determinants of the Individual's Health: The Beginning of Sociological Analysis II Humanities and Social Sciences. - 2014. -№ 2. - P. 321-324. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/determinanty-zdorovya-individa-nachalo-sotsiologicheskogo-analiza (Accessed: 20.01.2023).

21. KalyuP. I. Essential characteristics of the concept of «health» and some issues of restructuring health care: review information //M., 1988.

22.Elise C. Covert, A. M. Baker, 0. Gilani. Evaluating clinical and demographic influences on health perception: A translation of the SF-12 for use with NHANES / SSM - Population Health 18 (2022) 101081 journal homepage: URL: www.elsevier.com/locate/ssmph (Accessed: 18.01.2023).

23.KuptsovaS.A. Designing a model for the formation of a culture of a healthy and safe lifestyle of stu-dents// Baltic Humanitarian Journal. - 2020. - T.9.-No. 4(33). - P 101-106. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proektirovanie-modeli-formirovaniya-kultury-zdorovogo-i-bezopasnogo-obraza-zhizni-uchaschey-sya-molodezhi (Accessed: 26.01.2023).

24.BelyaninA.V. Richard Thaler and Behavioral Economics: From Laboratory Experiments to the Practice of Nudging (Nobel Prize in Economics 2017) II Economic issues. 2018;(1):5-25. - URL: http://www.library. fa.ru/files/Belyanin1.pdf (Accessed: 21.01.2023).

25.Mordovina T. G. Behavioral Economics: Richard Thaler and His Libertarian Paternalism/Scientific and Educational II Journal for Students and Teachers "StudNet" No. 4/2020. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/povedencheskaya-ekonomika-richard-taler-i-ego-libertarianskiy-paternalizm (Accessed: 10.01.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ABTOPAX/ABOUT THE AUTORS

Склярова Татьяна Валентиновна - канд. социол. наук, доцент кафедры «Философия, социология, культурология» ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», социолог ГУЗ «Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», г. Саратов, Россия. Tatiana V. Skliarova - Ph.D. (Sociologe), Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology, Cultural Studies Yuri Gagarin state technical university of Saratov, sociologist of the Saratov Regional Center for Public Health and Medical Prevention, Saratov, Russia. ORCID 0000-0001-5786-1352. E-mail: skliarovatv@gmail.com

Яхина Римма Равильевна - главный врач ГУЗ «Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», главный внештатный специалист по медицинской профилактике Министерства здравоохранения Саратовской области, г. Саратов, Россия.

Rimma R. Yakhina - Chief Physician of the State Health Institution "Saratov Regional Center for public health and medical prevention, Chief Freelance Specialist in Medical Prevention of the Ministry of Health of the Saratov Region, Saratov, Russia. E-mail: sarsocmp@mail.ru

Курлова Екатерина Борисовна - зам. главного врача ГУЗ «Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики», г. Саратов, Россия.

Ekaterina В. Kurlova - deputy Chief Physician of the State Health Institution "Saratov Regional Center for public health and medical prevention", Saratov, Russia. E-mail: sarsocmp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.