Научная статья на тему ' компетенции выпускников как индикатор внешнего обеспечения качества в университетах'

компетенции выпускников как индикатор внешнего обеспечения качества в университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / выпускники вузов / качество обучения / система высшего образования / индикаторы качества / многомерная концепция. / professional competences / university graduates / quality of education / higher education system / quality indicators / multidimensional concept

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдабекова Бибигул Кабыкеновна

в последние годы университеты претерпели структурные изменения с целью гармонизации европейской системы высшего образования в Казахстане. Этот процесс завершился вступлением в Европейское пространство высшего образования (EHEA). Это исследование делает два ключевых вклада. Во-первых, оно предоставляет индикатор, используемый для оценки компетенции выпускников Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (КЭУК) и требуемые компетенции рабочей силы. Затем оно также предлагает соответствующую информацию о том, какие компетенции являются наиболее ценными и востребованными деловым миром. Эта информация будет полезна для внедрения EHEA, для которого компетенция выпускников является ключевой частью планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молдабекова Бибигул Кабыкеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF GRADUATES AS AN EXTERNAL INDICATOR QUALITY ASSURANCE IN UNIVERSITIES

in recent years, universities have undergone structural changes with the aim of harmonizing the European system of higher education in Kazakhstan. This process culminated in the entry into the European Higher Education Area (EHEA). This study makes two key contributions. Firstly, it provides an indicator used to assess the competence of graduates of the Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz (KEUK) and the required competence of the workforce. Then he also offers relevant information about which competencies are the most priced and sought after by the business world. This information will be useful for the implementation of the EHEA, for which the competence of graduates is a key part of university planning.

Текст научной работы на тему « компетенции выпускников как индикатор внешнего обеспечения качества в университетах»

ECONOMICS

COMPETENCE OF GRADUATES AS AN EXTERNAL INDICATOR QUALITY ASSURANCE IN UNIVERSITIES Moldabekova B.K. (Republic of Kazakhstan) Email: Moldabekova560@scientifictext.ru

Moldаbekova Bibigul Kabikenovna - Senior Lecturer, KARAGANDA ECONOMIC UNIVERSITY, KAZPOTREBSOYUZ, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in recent years, universities have undergone structural changes with the aim of harmonizing the European system of higher education in Kazakhstan. This process culminated in the entry into the European Higher Education Area (EHEA). This study makes two key contributions. Firstly, it provides an indicator used to assess the competence of graduates of the Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz (KEUK) and the required competence of the workforce. Then he also offers relevant information about which competencies are the most priced and sought after by the business world. This information will be useful for the implementation of the EHEA, for which the competence of graduates is a key part of university planning. Keywords: professional competences, university graduates, quality of education, higher education system, quality indicators, multidimensional concept.

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КАК ИНДИКАТОР ВНЕШНЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТАХ Молдабекова Б.К. (Республика Казахстан)

Молдабекова Бибигул Кабыкеновна - старший преподаватель, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в последние годы университеты претерпели структурные изменения с целью гармонизации европейской системы высшего образования в Казахстане. Этот процесс завершился вступлением в Европейское пространство высшего образования (EHEA). Это исследование делает два ключевых вклада. Во-первых, оно предоставляет индикатор, используемый для оценки компетенции выпускников Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (КЭУК) и требуемые компетенции рабочей силы. Затем оно также предлагает соответствующую информацию о том, какие компетенции являются наиболее ценными и востребованными деловым миром. Эта информация будет полезна для внедрения EHEA, для которого компетенция выпускников является ключевой частью планирования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, выпускники вузов, качество обучения, система высшего образования, индикаторы качества, многомерная концепция.

В рамках Европейского пространства высшего образования (EHEA) особенно важно развивать профессиональные компетенции студентов для удовлетворения потребностей рабочей силы.

Однако, чтобы эта система была эффективной и улучшала качество университетов, необходима исчерпывающая и обширная информация по этим вопросам.

Эта статья представляет собой качественное и количественное исследование с использованием данных о профессиональных навыках из двух основных источников: выпускники КЭУК и компаний в Республике Казахстан.

Эта работа направлена на получение достоверной информации о сильные и слабые стороны в образовании выпускников КЭУК и определить, какие студентам доступны

46

ресурсы для преодоления их недостатков и удовлетворения потребностей делового мира в настоящее временя.

Занятость выпускников как мера качества вузов

В настоящее время понятие качества расширилось, чтобы сосредоточиться на понятии «полное качество» где качество больше не ограничивается научным производством, а теперь включает программы, профессора, студенты, институциональные организации, развитие, ориентация университет к клиенту и т. д.

Данные элементы должны быть включены в понятие качества в целом. Назовем это «многомерная концепция», которая включает в себя обучение, исследования, персонал, студенты, учреждения и т. д., уделяя особое внимание важности внутренней самооценки и внешней обзор. Рекомендуем, чтобы высшие учебные заведения пересмотрели их цели, чтобы привлечь все секторы университета и получить одобрение общество [1, с. 6].

С Болонской декларацией в 1999 году государства-члены Европейского Союза были призвал определить основные основы для создания ЕПВО. Эти основные функции включают в себя, как установить академические критерии, конкурентоспособные и профессиональные квалификации для удовлетворения потребностей европейской рабочей силы и достижения нынешнего образования, рабочие и социальные цели.

В настоящее время европейские дебаты по образованию сосредоточены на той роли, которую они играют в знаниях экономики. На самом деле, во многих случаях говорят, что образование в университетах и средние школы не в состоянии удовлетворить потребности рыночного общества и достичь цели роста.

Как показывают исследования в области трудоустройства выпускников вузов, возникли новые вопросы об адекватности между образованием населения и потребностями рынка труда. Несколько вопросов по образованию остаются открытыми:

- есть ли избыточное предложение выпускников по отношению к спросу на работу рынок?

- получают ли студенты университета адекватное образование или существует дисбаланс между курсами, которые они выбирают, и потребностями экономики?

- являются ли навыки и способности, которые приобретают эти молодые люди, подходящими для выполнения роли, необходимые на рабочем месте?

Анализ социально-профессиональной интеграции наших выпускников будет служить для оценки и улучшить качество университетского образования и будет полезно в процессах аккредитации качества, учитывая, что оно также предоставит соответствующую информацию университетскому сообществу что касается различных взаимосвязанных групп [2, с. 24].

До недавнего времени высшие учебные заведения не имели систематических исследований для оценки трудоустройства своих выпускников, а также их удовлетворенность полученным образованием. Комитеты по оценке определили это как слабость и создали среди своих приоритеты, чтобы добиться улучшения, чтобы поощрить эти виды исследований. Следуя этому рекомендации в течение почти десятилетия, последующие исследования были проведены для мониторинга возможность трудоустройства выпускников, но, несмотря на это, сложность анализа социально-профессиональной интеграции студентов университета, профессиональных компетенций выпускники, их отношение к потребностям компании и необходимость решения процесса из разных дисциплин, сделал это отсутствие знаний о положении выпускников различных областях одна из главных проблем большинства высших учебных заведений [3, с. 12].

Одним из аспектов институциональной оценки, которой занимаются казахстанские университеты, является достижение академических результатов и определяется изучением следующих вопросов:

- Занятость и спрос на выпускников каждого конкретного типа степени.

- Доля выпускников, чья первая работа напрямую связана с учебой.

- Высшее мнение относительно своего образования, с точки зрения поиска или поиска работа.

- Мнение работодателя относительно образования выпускников, поступающих к работе.

47

- Оценка соответствия образовательного профиля выпускников и должностные характеристики выпускников.

Цель этой статьи - ответить на три последних пункта, указанных выше.

3. Профессиональные компетенции студентов вуза

В настоящее время стремление семьи получить высшее образование является синонимом наличия таланта находится в кризисе и теперь заменен профессиональными компетенциями (управление знаний, навыков, способностей, стратегического лидерства и других возникающих способностей) в современный контекст модификации продуктивных методов. Это сценарий принуждает университеты, приспособиться к требованиям экономики и рынка труда [4, с. 84].

Кроме того, профессиональные компетенции человека должны учитываться при подборе персонала, а также важность этого для развития своей работы опыт, следовательно, еще одна причина для проведения этого исследования. Однако это нелегко. Разграничить понятие профессиональных компетенций. После краткого обзора литературы, хотя были предприняты усилия для достижения этой задачи и различные перспективы (занятость, экономическая и психологическая), термин остается неоднозначный.

Кроме того, важно отметить, что при определении этих терминов, допущений или уровней абстракция, различная для каждого исследования, должна рассматриваться. Этот начальный дифференциация, включающая различные эталонные параметры, приводит к концептуальной идее, которая является более изменчивым, чем ожидалось.

Как правило, в разных определениях компетенции существуют другие понятия, которые в большинстве случаев сами по себе также неоднозначны или содержат семантические трудности.

Довольно обобщенное признание компетенций относится к способностям человека с точки зрения степени подготовки, ноу-хау, знаний и опыта, чтобы учиться. В этом случае склонности непосредственно относятся к навыкам и способностям человека. Более того, можно также рассматривать компетенцию как квалификацию, которая в основном относится к образованию необходимо для достижения желаемой профессиональной экспертизы. Таким образом, компетентность является результатом квалификационного процесса, позволяющего «иметь возможность» или «иметь перспективу».

Профессиональные компетенции работников определяются как набор идентифицируемых и оцениваемых знания, способности, ценности и способности, которые связаны друг с другом, что позволяет удовлетворить производительность в реальных рабочих ситуациях, в соответствии со стандартами, используемыми в профессиональной зоне. В соответствии с исследованием, можно сделать выводы, что компетентность - это способность отвечать требованиям рынка и выполнять задачи в адекватном порядке в соответствии с требованиями работодателя.

Трудовые компетенции - это не вероятность успеха при выполнении работы, а скорее реальная и очевидная способность делать работу. Более того, это продуктивная способность индивидуально определены и измерены с точки зрения производительности во время конкретной работы, в контексте не только знаний, навыков, способность и способности; это необходимо, но недостаточно сами по себе для эффективного выполнения работы.

Компетенции классифицируются как общие и конкретные:

- Общие компетенции - это те, которые относятся к трансверсальным компетенциям, которые можно передавать для многих функций и задач.

- Конкретные компетенции - это те, которые непосредственно связаны с определенной профессией.

В этой статье будут проанализированы общие или трансверсальные компетенции. Эти компетенции общие для большинства профессий и связаны с реализацией способностей, черты личности, приобретенные знания и ценности, необходимые в различных профессиональных сферах и могут передаваться между различными видами деятельности в секторе. По словам Levy Leboyer «компетенции - это поведенческие рутины, которые некоторые люди могут делать лучше, чем другие, делая их эффективными в данной ситуации » [1].

При настройке образовательных структур в Европе общие компетенции были разделены на три.

Основные группы: инструментальные, межличностные и системные. Инструментальные компетенции являются когнитивными, методологическими, технологическими и лингвистическими способности. Это необходимо для понимания, формирования, эксплуатации и критического использования в различных профессиональных работах. Эти компетенции являются навыками выпускника университета и может быть обобщен как:

- Базовые общие знания.

- Базовые знания профессии.

- Умение анализировать и синтезировать.

- Умение организовывать и планировать.

- Решение проблем.

- Принятие решений.

- Устное и письменное общение на родном языке.

- Устное и письменное общение на втором языке.

- Основные навыки работы с компьютером.

- Навыки управления информацией.

Межличностные компетенции связаны со способностью человека общаться с другими людьми и являются частью различных групп, а также способность выполнять работу в конкретных или междисциплинарные группы. Они обобщены как:

- способность к критике и самокритике

- командная работа.

- навыки межличностного общения.

- умение работать в межличностных группах.

Системные компетенции - это навыки относительно систем (комбинация понимания, чувствительность и знания), но требуют предварительного приобретения инструментального и межличностного навыки. В целом они относятся к индивидуальным качествам, а также к мотивации. Работа:

- Умение применять теоретические знания в практических ситуациях.

- Исследовательские навыки.

- Умение учиться.

- Лидерские качества.

- Способность адаптироваться к новым ситуациям.

- Умение работать самостоятельно.

- Ответственность на работе.

- Мотивация на работу.

- Самоуважение.

Список литературы /References

1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования, 2005. № 1. С. 5-10.

2. Болотов В.А. Оценка знаний: основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования // Экономика и образование сегодня, 2005. № 3. С. 24-25.

3. Савельева Г.П. Рейтинговая технология в управлении качеством подготовки выпускников в вузе: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. 34 с.

4. Касимов Р.Я., Зинченко В.Я., Грандберг И.И. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России, 1994. № 2. С. 83-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.