ративного и стратегического управления взаимодействиями людей.
Специфика профессиональной деятельности преподавателя высшей школы подразумевает очевидность разделения деятельности преподавателей в процессе обучения студентов (во время лекции, как правило, в аудитории находится только один преподаватель). Однако именно очевидность разделения дает потенциальные возможности роста профессионального мастерства преподавателей в результате организуемой совместной деятельности, направленной на повышение педагогического мастерства преподавателей, создания условий для индивидуального развития, повышения организационной эффективности взаимодействий преподавателей.
Таким образом, четвертый вид совместной деятельности преподавателей вуза - это сознательно координируемое социальное образование. Основными сложностями при организации совместной деятельности являются неоднозначные процессы взаимодействия людей, имеющих различные цели, интересы, потребности, взгляды. Примерами этого вида совме-
стной деятельности может служить организация вза-имопосещений занятий, экспертных групп, педагогической практики, конференций с общей проблематикой для всего вуза, организация публичных представлений работ в ходе конкурсов педагогического мастерства и т.д.
Этот вид совместной деятельности обладает всеми признаками совместной деятельности, однако для ее организации требуется создание дополнительных условий в высшем учебном заведении, обеспечивающих:
- взаимодействие преподавателей в ходе учебного процесса;
- распространение информации, опыта и идей путем поиска новых каналов коммуникации;
- не только соревнование по различным рейтингам, но и сотрудничество с целью обмена опытом;
- стимулирование развития потенциала преподавателей;
- создание атмосферы, в которой люди не боятся экспериментировать, рисковать и ошибаться, что в конечном итоге способствует обучению.
Литература
1. Johannes M. Pennings, Structural Contingency Theory: A Reappraisal, Research in Organizational Behavior. 1992. 14.
2. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
3. Fransis Kaencross. The Company of the Future: How the Communications Revolution is Changing Management. 2006.
4. Based on Tetenbaum, Shifting Paradigms: From Newton to Chaos and Richard T.Pascale, Surfing the Edge of Chaos, Sloan Management
Review. 1999.
5. How to organize a training course. Curriculum creating and development. Svetlana Viktorenkova, Lea Lepola, Jean Courtas and other. Tampere Polytechnic - University of Applied Sciences, Tampere, Finland, 2006.
6. Maarit Jaaskelainen. A story of organizing teacher training in Russia // Education and development of the forestry sector in north-west Russia: Conference. SPb.: SPbGLTA. 2006. Р 92-100.
7. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
9. Журавлев А.Л. Социально-психологические особенности совместной деятельности. М., 1988.
10. Толочек В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
Поступила в редакцию 15.10.2008
УДК 159.923.+ 159
В. Ф. Балашова
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ФОРМИРУЕМЫЕ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тольяттинский государственный университет
В структуре подготовки высококвалифицированных кадров научно-исследовательская деятельность занимает особое место и является важнейшим условием развития профессионально-творческой самостоятельности будущих специалистов.
Обобщая представления о науке и научном исследовании, можно сказать, что научно-исследовательская деятельность подразумевает деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и
развития человека, общества, окружающей природной среды и их применение для достижения практических целей. В соответствии с этим, в составе научно-исследовательской деятельности в относительно самостоятельном качестве можно выделить фундаментальные научные исследования (теоретические и экспериментальные) и прикладные научные исследования. Побудительным мотивом для первых выступает, прежде всего, стремление человечества к познанию нового, а для вторых основным стимулом и инициирующей силой служит потребность решения конкретных практических задач.
Особой, специфической чертой научно-исследовательской деятельности является то, что однажды полученное новое знание (открытие и т. п.), как правило, способно порождать или содействовать получению следующих поколений новых знаний, которые, в свою очередь, ведут к приросту новых научных результатов. Этот цепной «лавинообразный» характер приобретения новых знаний составляет основу динамики научного познания в целом.
На современном этапе развития общества высшая профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления, происходит ее интенсивное реформирование. Ведущая цель модернизации образования - максимально приблизить обучение и воспитание будущего специалиста к запросам времени, создать условия для развития его индивидуальных способностей, творческой активности, помочь раскрытию всех дарований личности. Одной из наиболее острых проблем является поиск резервов совершенствования подготовки высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистов.
Развитие творческого потенциала студенческой молодежи и вовлечение ее в научную деятельность во все времена являлось одной из приоритетных задач высшего образования как в российской, так и в зарубежной системах образования. Современному специалисту недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Овладение методами научно-исследовательской деятельности становится сущностной характеристикой высокого уровня образованности.
Несмотря на то, что область физического воспитания и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. Соответственно в исследованиях, проводимых в области адаптивной физической культуры, находят широкое применение различные методы научного познания из других областей науки и техники. Это дает возможность изучать исследуемые проблемы комплексно, рассматривать многообразие связей и отношений в исследуемом аспекте.
Понятие научно-исследовательской деятельности связано с рядом близких понятий, образующих еди-
ное смысловое значение: интеллектуальная активность, познавательная активность, любознательность и исследовательское поведение. В этом отношении исследовательская деятельность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
И. А. Зимняя рассматривает научно-исследовательскую деятельность в широком контексте информационного пространства, где сама деятельность есть процесс, есть активность субъекта. Говоря о научно-исследовательской деятельности, И. А. Зимняя имеет в виду процесс взаимодействия, активности субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форму активности субъекта, которая в научно-исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: познавательном, сознательном, интеллектуальном, поведенческом, социальном [2].
Из этого следует, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.
Известно, что структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов, таких, как: мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования; цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием; объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет -совокупность устанавливаемых свойств объекта; процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт - объективно новое знание о действительности.
В этой связи научно-исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид деятельности, связанный с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, включающий в себя следующие этапы: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Исходя из данного определения, готовность студента к научно-исследовательской деятельности можно рассматривать в совокупности следующих компонентов:
- мотивационном, проявляющемся в осознании значимости знаний о научно-исследовательской деятельности, наличии положительного мотива к занятию научно-исследовательской деятельностью, личностного смысла в научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью собственной научноисследовательской деятельностью;
- ориентационном, включающем в себя представления о логике и этапах научного познания, структуре научного исследования, этапах научно-исследовательской деятельности, экспериментальных основах изучения исследуемых объектов, способах получения и обработки результатов;
- деятельностном, определяющемся умениями планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств и методов для проведения исследования, делать выводы;
- рефлексивном, предполагающем способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин.
В соответствии с обозначенными компонентами, в ходе исследования нами выделены основные показатели, определяющие готовность студента к научноисследовательской деятельности. К ним относятся: понимание значимости научно-исследовательской деятельности; интерес к познавательной и научноисследовательской деятельности; удовлетворенность от собственной научно-исследовательской деятельности; владение базовыми знаниями относительно изучаемой специальности; умение анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой; владение логикой научного исследования, способность самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее; высокая познавательная активность, адекватная самооценка, способность анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что целью науки в физической культуре и спорте является производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта. Соответственно цель науки в адаптивной физической культуре заключается в поиске и модификации всех возможных средств и методов для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом. Иными словами, целью науки в адаптивной физической культуре является производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с ограниченными возможностями для его комплексной реабилитации и интеграции в общество.
С наукой тесно связано понятие теория как логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобщающих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правил какого-либо мастерства, искусства. Следовательно, наука производит новые знания, теория обобщает эти знания, общественную практику, опыт и выявляет закономерности, в аспекте нашего исследования, применительно к физическому воспитанию, спорту, адаптивной физической культуре и ее компонентам. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности, в нашем случае - в деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
В этой связи, согласно выводам Ю. Д. Железняка и П. К. Петрова, важное значение имеет методика как совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета, например «адаптивное физическое воспитание» в школе. По сути своей методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений. Исследователи акцентируют внимание на том, что научно-методический компонент занимает существенное место в системе непрерывного физкультурного - общего и профессионального - образования. На довузовском этапе в учебном процессе доминирует методический аспект, на уровне бакалавриата и магистратуры акценты смещаются на научный компонент, в подготовке специалиста научный и методический компоненты выступают во взаимосвязи. В аспирантуре и докторантуре - преимущество за научным компонентом, но при условии весомых практических рекомендаций на основе выработанных в процессе исследования научных знаний. Научно-методический компонент органически входит также в содержание профессиональной деятельности и в процессе профессионального совершенствования (организационные формы, самообразование, самоконтроль) [1].
Магистерская программа 032115 - «Адаптивная физическая культура» предусматривает изучение принципов и закономерностей построения занятий физической культурой с лицами с ограниченными функциональными возможностями и инвалидами, влияние занятий адаптивной физической культурой на формирование социального статуса личности, коррекцию поведения дезадаптированных людей, восстановление функционального состояния пораженных систем инвалидов и их адаптации к условиям труда и быта. Кроме того, программа подготовки магистров направлена на познание системы совершенствования физкультурной и спортивной подготовки инвалидов, профилактику и лечение заболеваний и повреждений средствами адаптивной физической культуры, тренировки инвалидов с различными формами патологии
в избранных видах адаптивного спорта и их подготовки к соревновательной деятельности, а также на освоение современных методов реабилитации различных групп инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями [3].
В связи с тем, что основной целью подготовки магистров является приобщение их к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, овладение ими современными методами исследования в сфере адаптивной физической культуры, большое внимание уделяется написанию магистерской диссертации.
В настоящее время проблемное поле адаптивной физической культуры представлено в специальности научных работников - 130004 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», что позволяет осуществлять подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук - в этой сфере социальной практики.
Решающее значение в подготовке будущих специалистов к научной, научно-практической деятельности имеет непосредственное выполнение студентами разнообразных исследовательских (проектных, методических) разработок, среди которых наиболее значимыми являются: курсовая научно-исследовательская работа, выпускные квалификационные (дипломные) работы, выполнение научно-исследовательских заданий в период прохождения практик, участие в отраслевых студенческих учебно-научных объединениях, занятия в научных кружках, работа в проблемных лабораториях, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах научных работ и др.
Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы является составной завершающей частью итоговой государственной аттестации выпускников на предмет соответствия их подготовки государственному образовательному стандарту. Выпускная работа должна представлять собой законченную разработку, имеющую, как правило, экспериментальный характер, в которой решается актуальная задача в области адаптивной физической культуры. В работе выпускник должен показать умение самостоятельно ставить задачи, определять варианты их решения, используя для этого соответствующие методы исследования; умение анализировать полученные данные, обрабатывать их методами математической статистики; обобщать результаты исследования и делать выводы. Дипломная работа должна содержать элемент новизны и выявить общенаучную, специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязывать теоретические знания с практикой. Кроме того, от студента требуется умение презентабельно оформить работу и публично защитить ее.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность является важнейшей составляющей профес-
сионализма современного специалиста по адаптивной физической культуре. Приобщение студентов к научно-исследовательской и научно-методической деятельности, овладение ими современными методами исследования в сфере адаптивной физической культуры являются важными задачами, требующими решения в процессе обучения. В соответствии с содержанием категории «научно-исследовательская деятельность» необходимо в процессе образовательной подготовки создавать все необходимые условия и содействовать формированию у студентов компетенций, без которых невозможно осуществление научноисследовательской деятельности в любой области.
В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это предъявляет особые требования к научно-исследовательской деятельности применительно к столь необычной для физической культуры категории испытуемых. Результативность профессиональной деятельности в области адаптивной физической культуры во многом зависит от способности специалиста осуществлять постоянный контроль за состоянием остаточного здоровья занимающихся и своевременно вносить научно-обоснованные коррективы во все виды занятий с лицами, имеющими различные патологии, включая инвалидов.
Эффективная постановка научно-исследовательской деятельности требует наличия у специалиста таких компетенций, как:
* готовность осуществлять деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды, физической культуры, адаптивной физической культуры, спорта и их применение в профессиональной деятельности для достижения практических целей (НИД-1);
* владение приемами логического мышления, составляющими основу умений научно-исследовательской деятельности: умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные связи между ними; выбирать то или иное суждение из нескольких возможных; делать заключение, оценивать его правильность; осуществлять перенос усвоенных знаний и способов деятельности в новые условия (НИД-2);
* готовность и способность анализировать существующие проблемы в области адаптивной физической культуры, отличать существенное от несущественного в их решении, выдвигать разнообразные гипотезы и строить модели их решения, выбирать из них наиболее рациональные; умение критически мыслить, анализировать причины возникновения и условия разрешения проблемы (НИД-3);
* способность ставить проблему, изучать теоретические аспекты по данной проблематике, осуществлять подбор методик исследования и практически овладевать ими, умение собирать собственный исследовательский материал, анализировать его, обобщать и делать выводы (НИД-4);
* владение обобщенными базовыми знаниями, умениями, навыками, приемами, способами и нормативным опытом научно-исследовательской деятельности; владение навыками самостоятельной научноисследовательской деятельности в области адаптивной физической культуры (НИД-5);
* практическое владение основными методами научных исследований, методами обработки и анализа экспериментальных данных в области физической культуры, адаптивной физической культуры, спорта; способность модифицировать существующие и разрабатывать новые методики, адаптируя их к особенностям контингента определенной нозологической группы (НИД-6);
* способность к аналитическому мышлению. планированию и моделированию процессов, объектов, систем, экспериментальных программ на базе стандартных общепринятых в области физической культуры и спорта; умение творчески осваивать, перестраивать, создавать новые способы деятельности в области адаптивной физической культуры (НИД-7);
* способность к систематическому поиску, изучению и обобщению научной информации, отечественного и зарубежного опыта в области физической культуры, адаптивной физической культуры, спорта; владение техникой быстрого и рационального чтения научно-исследовательской литературы; готовность выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий (НИД-8);
* умение готовить данные и представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, рецензий, докладов, научных публикаций, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (НИД-9);
* готовность к участию в разнообразных научных и научно-практических конференциях, семинарах,
олимпиадах, экспериментальных площадках, а также конкурсах грантов в области физической культуры, адаптивной физической культуры и спорта, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, научными сообществами, фондами и т.п. (НИД-10);
* готовность к участию во внедрении результатов исследований и разработок в область адаптивной физической культуры (НИД-11);
* способность к самоанализу, адекватной самооценке, самокритике, самокоррекции, рефлексии, выявлению способов и путей саморазвития; готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин (НИД-12);
* способность эксплуатировать современное оборудование для выполнения научных исследований в области адаптивной физической культуры на контингенте разных нозологических групп (НИД-13);
* сформированность устойчивой мотивации по отношению к участию в исследовательской деятельности, профессионально-личностных установок на поисково-исследовательский подход к постоянно изменяющейся педагогической действительности; интереса к научным источникам информации и результатам научно-исследовательской деятельности в области адаптивной физической культуры; этических норм исследовательской и экспериментальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (НИД-14).
Таким образом, научно-исследовательская деятельность является перспективным направлением развития системы высшего образования и способна научить студентов добывать необходимые в данный период их жизнедеятельности знания, используя методы, сходные с методами научного исследования.
На современном этапе развития системы высшего образования научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста, обусловливающий уровень сформированности исследовательских знаний, умений, методов, опыт творческой исследовательской деятельности и профессиональную компетентность будущего специалиста по адаптивной физической культуре в целом.
Литература
1. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264 с.
2. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). Проблемы качества образования. Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента // Материалы XIV Всерос. совещ. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 5-13.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник: В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая
характеристика адаптивной физической культуры / Под общ. ред. проф.С. П. Евсеева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2005. 296 с.
Поступила в редакцию 15.12.2008