Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева В. В.

В статье представлен контент профессиональных компетенций родителей как условия развития, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним отнесены: психолого-педагогическая компетентность, эмоционально-ценностно-смысловая компетентность, мотивационная компетентность, воспитательская компетентность, компетенции самопомощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE OF PARENTS IN THE FIELD OF SPECIAL PEDAGOGY AND SPECIAL PSYCHOLOGY AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR THE UPBRINGING, TRAINING AND SOCIALIZATION OF A CHILD WITH DISABILITIES

The article presents the content of parents’ professional competencies as conditions for the development, training and socialization of children with disabilities. These include: psychological and pedagogical competence, emotional-value-semantic competence, motivational competence, educational competence, self-help competence.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.2 ББК 74.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-87-95

КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В. В. Ткачева

Аннотация. В статье представлен контент профессиональных компетенций родителей как условия развития, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним отнесены: психолого-педагогическая компетентность, эмоционально-ценностно-смысловая компетентность, мотивационная компетентность, воспитательская компетентность, компетенции самопомощи.

Ключевые слова: родители детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательно-просветительская работа, психолого-педагогическое сопровождение семей, профессиональные компетенции.

Для цитирования: Ткачева В. В. Компетенции родителей в области специальной педагогики и специальной психологии как важнейшее условие воспитания, обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Наука и школа. 2023. № 3. С. 87-95. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-87-95.

THE COMPETENCE OF PARENTS IN THE FIELD OF SPECIAL PEDAGOGY AND SPECIAL PSYCHOLOGY AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR THE UPBRINGING, TRAINING AND SOCIALIZATION OF A CHILD WITH DISABILITIES

V. V. Tkacheva

Abstract. The article presents the content of parents' professional competencies as conditions for the development, training and socialization of children with disabilities. These include:

© Ткачева В. В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

psychological and pedagogical competence, emotional-value-semantic competence, motivational competence, educational competence, self-help competence.

Keywords: parents of children with disabilities, educational work, psychological and pedagogical support of families, professional competencies.

Cite as: Tkacheva V. V. The competence of parents in the field of special pedagogy and special psychology as the most important condition for the upbringing, training and socialization of a child with disabilities. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 87-95. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-87-95.

Введение

Проблема формирования профессиональных компетенций у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает в настоящее время все большую актуальность. Наличие представлений об особенностях и возможностях развития своего ребенка, знаний и практических навыков в области коррекционной педагогики у родителей детей с ОВЗ является наиважнейшим условием успешного семейного воспитания, развития, обучения и социализации ребенка с ОВЗ [1-5].

Наш опыт психолого-педагогического консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволил определить ряд трудностей, которые характерны для таких семей и требуют своего обязательного решения. К ним мы относим:

• проблему принятия родителями и другими близкими особенностей ребенка с ОВЗ, инвалидностью;

• низкий уровень демонстрации аби-литационных возможностей семей для оказания помощи ребенку с ОВЗ, в силу нереализованного абилитационно-воспитательного потенциала семьи; де-структивности родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений, конфликтности внутрисемейных, супружеских и других связей;

• несформированность психолого-педагогических компетенций родителей, отсутствие знаний в области

воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, использование несоответствующих педагогических средств и мер воздействия;

• высокий уровень психической травмированности родителей (лиц их замещающих), вызванный рождением в семье ребенка с особенностями в развитии; переживание родителями глубокой психоэмоциональной травмы, приводящей к потере жизненных ориентиров и смысла собственной жизни;

• отсутствие знаний в области сопровождения ребенка с ОВЗ в его взрослой жизни (пока в этой области очень мало продуктивных технологий);

• пассивность позиции родителей в отношениях «родитель - ребенок с ОВЗ - специалист».

Почему столь важно говорить о формировании профессиональных компетенций у родителей детей с ОВЗ? Потому что ребенок с любой патологией, кроме, конечно, тех детей, которые остались волею судьбы без попечения родителей, проводит большую часть времени своей жизни все-таки в семье.

Кто осуществляет процесс воспитания? Готов ли родитель качественно и профессионально осуществлять свои функции? Обладают ли родители необходимыми для этого компетенциями?

Отвечая на эти вопросы, следует подчеркнуть, что традиционно мать ребенка, в большей части в раннем, а затем и в дошкольном возрасте, реализует основные воспитательные функции в

процессе взаимодействия с ребенком. Этот процесс включает не только уход, но и целенаправленный воспитательный процесс, так как именно мать, становясь с рождения ребенка его первым педагогом и воспитателем, осуществляет процесс поэтапного включения ребенка в социальный мир, именно ей принадлежит эта наиважнейшая миссия.

Воспитание - сложный социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, в соответствии с его традициями и нормами жизни. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, для ребенка с особенностями развития - это специфический путь развития, особый процесс присвоения ребенком социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых. Воспитательный процесс имеет преобразовательную направленность и всегда реализуется в ходе взаимодействия между взрослым и ребенком.

Несомненно, взрослый, осуществляющий воспитательный процесс ребенка с ОВЗ, должен быть подготовлен к подобной чрезвычайно сложной и ответственной педагогической деятельности. Он должен владеть теми педагогическими технологиями, которые необходимы для сопровождения и коррекции имеющихся у ребенка с ОВЗ особенностей в развитии. И здесь можно привести сравнение. Мы готовим будущих специальных педагогов на дефектологическом факультете МПГУ целых 4 года, а родитель ребенка с ОВЗ такой возможности не имеет. Он должен владеть необходимыми компетенциями априори. Безусловно, и проблема эмоциональных переживаний также должна быть разрешена.

В семейном воспитании детей с ОВЗ часто выделяют следующие ошибки [2-4]:

• недостаточная психолого-педагогическая осведомленность об особенностях развития детей на разных возрастных этапах;

• неприятие родителями особенностей ребенка с ОВЗ; неумение овладеть вниманием ребенка, неспособность научить его следовать правилам поведения;

• социальное замыкание родителей и акцентирование внимания на собственных проблемах, исключение себя из социального общения.

Ребенок с ОВЗ требует от родителей серьезных волевых усилий, любви и терпения в воспитании, мудрости человеческого общения и принятия особенностей [2; 6-8]. Анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ свидетельствует о том, что большинство из опрошенных родителей в качестве основных проблем в развитии своих детей выделяют только речевые нарушения и неуспеваемость по образовательной программе, исключая при этом недостатки в развитии познавательной, двигательной, сенсорной и эмоционально-личностной сферах; около трети родителей считают возможным использовать в процессе воспитания своего ребенка с ОВЗ дисгармоничные типы воспитания, такие как: повышенная моральная ответственность, гипоопека и гиперопека, что является стрессовым фактором воспитания ребенка в семье. Оценивая детско-родительские взаимоотношения, можно сделать вывод о том, что в процессе воспитания детей с ОВЗ у родителей чаще доминирует модель «отказ от взаимодействия», хотя предпочтительнее было бы использовать модель «сотрудничество» [6].

Поднимая вопрос о компетенциях родителей детей с ОВЗ, важно осознавать, что в данном случае взрослым, осуществляющим воспитательный процесс, является травмированный родитель, процесс воспитания в семье осуществляется профессионально некомпетентным, неподготовленным родителем, что вступает в противоречие с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и требует решения этой проблемы.

Организация с родителями образовательно-просветительской работы, в результате которой родители будут включены в коррекционно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы их собственных детей, позволяет формировать у них психолого-педагогические и другие компетенции, практические навыки, необходимые для осуществления воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях семьи [4; 5; 9].

Контент профессиональных компетенций родителей детей с ОВЗ

Представим контент психолого-педагогических и других компетенций родителей как условия развития, обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психолого-педагогическая компетентность - готовность овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, выполнять педагогические и психологические функции в соответствии с принятыми стандартами и требованиями обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ в семье в зависимости от его психофизических и возрастных особенностей и потребностей, уметь использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком с ОВЗ; знать в достаточных объемах требования к созданию специальной коррекционно-разви-вающей среды в условиях семейного воспитания ребенка с ОВЗ и владеть технологиями и навыками психолого-педагогического сопровождения.

Эмоционально-ценностно-смысловая компетентность:

• эмоциональный компонент - готовность принимать когнитивные и личностные особенности ребенка с ОВЗ, целенаправленно создавать эмоционально-комфортное развивающее взаимодействие и общение, обеспечивающее ребенку субъектную позицию собственной жизнедеятельности;

• ценностный компонент - готовность и способность принимать ребенка с ОВЗ как ценность, независимо от его психофизических и интеллектуальных особенностей;

• смысловой компонент - готовность осуществлять деятельность, направленную на положительную динамику развития ребенка с ОВЗ, реализацию потенциала ребенка в полном объеме, преодоление внутренних и внешних препятствий.

Мотивационная компетентность -

потребность к взаимодействию со специалистами различного профиля: врачами, педагогами и психологами, социальными работниками; осознание необходимости достижения большей эффективности в процессе воспитания и социализации своего ребенка, а также осознание потребности своего собственного саморазвития в процессе воспитания ребенка.

Воспитательская компетентность - готовность к овладению начальными теоретическими знаниями и практическими навыками в области семейного воспитания и социализации своего ребенка с ОВЗ; готовность к осознанию приоритетов воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания на собственном родительском опыте; приобщение ребенка к традиционным культурным ценностям.

Психокоррекционные компетенции или компетенции самопомощи:

• готовность и умение распознавать и исправлять собственные неконструктивные поведенческие реакции во взаимодействии с членами семьи и представителями социума;

• овладение адекватными формами реагирования на проблемы ребенка на основе его достижений в познавательной, эмоционально-личностной и других сферах;

• способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в процессе позитивного взаимодействия

с ребенком, членами семьи, представителями социума;

• формирование навыков адекватного общения и коммуникативных форм поведения с ребенком, членами семьи и представителями социума;

• формулирование и принятие ценностных жизненных ориентиров, способствующих самоактуализации и самоутверждению себя как успешного родителя.

Мы рассматриваем семью ребенка с ОВЗ как реабилитационно-абилитаци-онную структуру, призванную обеспечить оптимальные условия его развития. Однако, как показывает практика, большинство родителей не могут правильно оценить реальные возможности своего ребенка, не понимают цели и задачи специальных психолого-педагогических мероприятий, которые проводят специалисты, и часто отвергают их помощь, замыкаясь в собственном горе [10].

Разработанная нами технология «Психологическая помощь семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» [4; 5; 9] направлена на:

• обеспечение адекватных (коррек-ционных) условий развития ребенка с ОВЗ в семье, соответствующих его образовательным и возрастным потребностям;

• оптимизацию самосознания родителей: нейтрализацию и/или снижение проявлений психического, психоэмоционального стресса;

• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с ОВЗ: принятие его особенностей;

• формирование позитивного отношения социума к детям с особенностями развития и их близким; разработку разнообразных форм включения этой категории лиц в социальную жизнь общества.

Специалистам, работающим с родителями детей с ОВЗ, важно осознавать, что родитель, не принявший особенности

своего ребенка, формирует в нем установку на неадекватное принятие им своих возможностей в будущем.

Сама структура системы помощи представлена двумя направлениями технологии: образовательно-просветительской работой с родителями и психолого-педагогическим сопровождением семей.

Отечественная специальная педагогика имеет богатый опыт просветительской работы специалистов с родителями своих подопечных, представленный в научно-методическом наследии А. Н. Грабарова, Е. К. Грачевой, В. П. Кащенко, И. В. Маляревского и многих других. Этот опыт нашел свое продолжение и в предлагаемом нами подходе. Он включает деятельность многих специалистов, в помощи которых нуждается семья ребенка с нарушениями развития.

Образовательно-просветительское направление - это первая исторически сложившаяся форма работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с ОВЗ. Целью образовательно-просветительского направления является формирование психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.

В рамках образовательно-просветительского направления родители знакомятся с разнообразной полезной информацией, получают элементарные психолого-педагогические знания об особенностях развития, обучения и воспитания их ребенка в семейных условиях на определенных этапах его жизни. У родителей формируются предпосылки к осознанию потребности понимания и принятия особенностей развития ребенка, формирования умения адекватно с ним взаимодействовать.

Сообщение родителям разнообразной информации об особенностях развития их ребенка определяет и необходимость включения в образовательно-просветительское направление деятельности специалистов различных профилей. В зависимости от специфики

осуществляемой помощи выделяются следующие функциональные блоки: административно-информационный, медицинский, педагогический, социально-правовой поддержки, психологический.

Следует отметить, что основной формой организации работы с родителями в этом направлении является групповая: проведение семинаров, консультаций, лекций, собраний, круглых столов, родительских университетов и лекториев для родителей и др.

Одновременно, в зависимости от потребностей, взаимодействие может организовываться и в индивидуальной форме с использованием 1Т-технологий (консультирование в онлайн-режиме, электронные дневники и другие формы).

Задачи образовательно-просветительского направления включают:

• психолого-педагогическое просвещение родителей (лиц их замещающих), других членов семей (бабушек, дедушек, сиблингов), формирование психолого-педагогической компетентности близких ребенку с ОВЗ лиц, непосредственно участвующих в его воспитании и коррекции нарушений;

• оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;

• терапизацию самосознания родителей ребенка с ОВЗ, нейтрализацию тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка;

• формирование у родителей мотивации на принятие особенностей ребенка, установление с ним гармоничных отношений.

И самое главное, в рамках формирования профессиональных компетенций родители учатся осознавать перспективы в развитии своего ребенка, определять возможности собственного участия в преодолении проблем развития своего ребенка.

Именно в рамках образовательно-просветительского направления у родителей формируются четыре вида

компетенций: психолого-педагогическая компетентность, эмоционально-ценностно-смысловая компетентность, мотива-ционная компетентность, воспитательская компетентность.

Второе направление технологии -психолого-педагогическое сопровождение семей - включает три блока: диагностику, консультирование и коррекцию.

Коррекционный блок направлен на смягчение и исправление проблем в личностной и межличностной сферах родителей детей с ОВЗ. Работа в этом блоке осуществляется в двух направлениях: психолого-педагогическом и пси-хокоррекционном.

Такое направление работы, как «Психолого-педагогическая коррекция», ставит своей целью оптимизацию самосознания матери и позволяет сформировать адекватные способы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

В соответствии с положениями классиков отечественной психотерапии (Б. Д. Карвасарский, В. Н. Мясищев и др.), снижение напряженности эмоциональных переживаний индивида возможно лишь при его переключении с предмета переживаний, когда проблемность ситуации понимается как неразрешимая, на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы [11].

Для матери ребенка с ОВЗ такой деятельностью может стать коррекционный образовательный процесс ее ребенка. Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком позволяет принять особенности ребенка, дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить творческие способности и свой духовный потенциал.

Творческая реализация матерью педагогической деятельности служит повышению ее самооценки, самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения, а в итоге снимает психоэмоциональный стресс.

Для реализации коррекционных целей, стоящих перед психологом, используется педагогическая форма проведения занятий: специальные коррекционные занятия «специалист - ребенок с ОВЗ - родитель».

Приобщение матери ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из ее сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения. Осуществление продуктивной занятости матери позволяет ей реализовывать необходимую потребность деятельности, которая направлена на конструктивные преобразования в развитии ребенка, а также освобождает ее от деформирующих психику переживаний. В других разделах методики используются приемы: рациональной психотерапии, аутосуггестии, психоаналитический подход, приемы музыко-, библио-, и хореотерапии.

В рамках направления работы по «Психолого-педагогическому сопровождению семей» у родителей формируются психокоррекционные компетенции или компетенции самопомощи.

Работу по формированию профессиональных компетенций родителей необходимо начинать с раннего возраста или хотя бы с момента установления факта нарушения в развитии ребенка. Это нужно делать в Службах Ранней Помощи, а затем в дошкольных и школьных образовательных и других учреждениях, в которых оказывается помощь таким детям. В качестве оценочных средств проверки сформированности профессиональных компетенций родителей может служить:

• позитивная динамика в развитии, в освоении ребенком с ОВЗ образовательной программы,

• формирование навыков социального общения и поведения, в целом,

постепенное, но целенаправленно организованное включение ребенка с ОВЗ в социальную жизнь;

• конструктивные межличностные, супружеские, межсиблинговые отношения между всеми членами семьи, в целом стабильная и длительная позитивная ситуация в семье ребенка с ОВЗ.

Заключение

Формирование профессиональных компетенций у родителей ребенка с ОВЗ:

• расширяет «поле» специальных коррекционных условий, включая и дополняя их внутрисемейными, в которых гармонично и адекватно развивается ребенок с ОВЗ;

• формирует у родителей детей с ОВЗ профессиональные знания, представления и практические навыки в области воспитания, обучения, развития, социализации и сопровождения своих детей;

• разрешает личностные проблемы родителей, связанные с принятием особенностей развития ребенка, снимает психоэмоциональные проблемы как следствие воздействия стресса;

• сопровождая ребенка с ОВЗ в социуме, родители интегрируют его в социальное пространство, демонстрируя окружающим представителям социума средства, способы и навыки взаимодействия с ребенком.

Нам кажется, что уже назрел тот момент, когда работа с родителями, включая образовательно-просветительское направление, должна стать обязательной для каждого образовательного учреждения нашей страны, а не только для тех коллективов и руководителей образовательных учреждений, которые осознают важность данного направления, уже в нем работают и имеют положительные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бразгун Т. Н., Ткачева В. В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3. С. 84-96.

2. Большова А. В., Ткачева В. В. Образовательно-просветительская работа с семьями воспитанников в ОВЗ в специальной коррекционной школе // Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи: научно-практический сборник / под ред. Т. А. Басиловой. М.: ИНФРА-М, 2020. С. 112-130.

3. Олешова В. В. Режим дня как пространство абилитационной работы с семьей ребенка раннего возраста после кохлеарной имплантации // Современные технологии коррекционно-педагоги-ческой работы с детьми с особыми образовательными потребностями: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / сост. О. Г. Приходько, А. В. Миронова, А. С. Павлова. М.: Парадигма, 2018. С. 163-168.

4. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / В. В. Ткачева, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова; под ред. В. В. Ткачевой. М.: ИНФРА-М, 2017. 191 с., [12] цв. ил. (Практическая педагогика).

5. Ткачева В. В. Работа с родителями обучающихся с ОВЗ: профориентация и социализация: метод. пособие. М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2020.

6. Ткачева В. В. Воспитательная модель «сотрудничество» как база оптимального пути развития ребенка с психофизическими недостатками // Коррекционная педагогика. 2007. № 2 (12). С. 60-76.

7. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование: учеб.-метод. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2014. 152 с. + СД-диск. (Специальная психология).

8. Ткачева В. В. Об итогах и перспективах развития направления психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, МПГУ, 19-21 апреля 2018 г. / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: МПГУ, 2018. С. 23-29.

9. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 281 с. (Высшее образование: бакалавриат).

10. Ткачева В. В. Этапы травмирования семьи ребенка с нарушениями развития // Дефектология. 2021. № 2. С. 3-13.

11. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.

REFERENCES

1. Brazgun T. N., Tkacheva V. V. K probleme disfunktsionalnosti semey, vospityvayushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. 2018, No. 3, pp. 84-96.

2. Bolshova A. V., Tkacheva V. V. Obrazovatelno-prosvetitelskaya rabota s semyami vospitannikov v OVZ v spetsialnoy korrektsionnoy shkole. In: Basilova T. A. (ed.) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie slepoglukhikh i lits s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami. Issledovaniya i opyt pomoshchi: nauchno-prakticheskiy sbornik. Moscow: INFRA-M, 2020. Pp. 112-130.

3. Oleshova V. V. Rezhim dnya kak prostranstvo abilitatsionnoy raboty s semyey rebenka rannego vozrasta posle kokhlearnoy implantatsii. In: Prikhodko O. G., Mironova A. V., Pavlova A. S. (comps.) Sovremennye tekhnologii korrektsionno-pedagogicheskoy raboty s detmi s osobymi obrazovatelnymi potrebnostyami. Proceedings of International correspondence scientific-practical conference. Moscow: Paradigma, 2018. Pp. 163-168.

4. Tkacheva V. V., Ustinova E. V., Bolotova N. P. Psikhokorrektsionnaya rabota s semyami detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: ucheb.-metod. posobie. Ed. by V. V. Tkacheva. Moscow: INFRA-M, 2017. 191 p., [12] il. (Prakticheskaya pedagogika).

5. Tkacheva V. V. Rabota s roditelyami obuchayushchikhsya s OVZ: proforientatsiya i sotsializatsiya: metod. posobie. Moscow: FGBNU IKP RAO, 2020.

6. Tkacheva V. V. Vospitatelnaya model "sotrudnichestvo" kak baza optimalnogo puti razvitiya rebenka s psikhofizicheskimi nedostatkami. Korrektsionnaya pedagogika. 2007, No. 2 (12), pp. 60-76.

7. Tkacheva V. V. Semya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: diagnostika i konsultirovanie: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Natsionalnyy knizhnyy tsentr, 2014. 152 p. + CD. (Spetsialnaya psikhologiya).

8. Tkacheva V. V. Ob itogakh i perspektivakh razvitiya napravleniya psikhologicheskoy pomoshchi semye rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. In: Aktualnye problemy obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Proceedings of scientific-practical conference with international participation, Moscow, MPGU, 19-21 Apr. 2018. Ed. by E. G. Rechitskaya. Moscow: MPGU, 2018. Pp. 23-29.

9. Tkacheva V. V. Tekhnologii psikhologicheskoy pomoshchi semyam detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: textbook. Moscow: INFRA-M, 2017. 281 p. (Vysshee obrazovanie: bakalavriat).

10. Tkacheva V. V. Etapy travmirovaniya semyi rebenka s narusheniyami razvitiya. Defektologiya. 2021, No. 2, pp. 3-13.

11. Myasishchev V. N. Lichnost i nevrozy. Leningrad: Izd-vo LGU, 1960. 426 p.

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]

Tkacheva Victoria V., ScD in Psychology, Full Professor, Professor, Oligophrenopedagogy and Clinical Foundations of Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.12.2022 The article was received on 07.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.