Научная статья на тему 'Компетенции для реализации экспортного потенциала региона'

Компетенции для реализации экспортного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / внешнеэкономическая деятельность / специалисты в сфере ВЭД / национальный проект / Региональный экспортный стандарт 2.0 / программы дополнительного профессионального образования / export / international trade activity / specialists in the field of international trade activity / Regional export standard 2.0 / programs of additional professional education / export competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Алисия Равилевна, Балакирева Светлана Михайловна

Статья посвящена рассмотрению актуальной задачи по развитию профессиональных компетенций специалистов, ответственных за реализацию экспортного потенциала субъектов Российской Федерации, что является одним из ключевых условий для успешного выполнения стратегической задачи по развитию несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации. В исследовании проведен анализ программ повышения квалификации по подготовке специалистов во внешнеторговой деятельности, на основе которого была разработана методика проведения исследования рынка и верификации целевых образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в исследуемой области. Авторы исследования предлагают пути для системного решения вопроса развития комплексных экспортных компетенций специалистов профильных региональных министерств и ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competences Needed to Achieve the Region’s Export Potential

The article deals with the urgent task of developing the professional competencies of specialists responsible for achieving the export potential of the federal subjects of Russia, which is one of the key conditions for the successful implementation of the strategic objective to develop non-resource non-energy exports of the Russian Federation. The study analyzes professional development programs for training specialists in international trade activities, on the basis of which a methodology for conducting market research and verifying targeted educational programs of additional professional education (advanced training) in the field under study was developed. The authors suggest ways to systematically address the issue of developing comprehensive export competencies of specialists of relevant regional ministries and departments.

Текст научной работы на тему «Компетенции для реализации экспортного потенциала региона»

Компетенции для реализации экспортного потенциала региона

УДК:339.564:332; ББК:65.428 Н623 DOI: 10.24412/2072-8042-2022-2-49-54

Алисия Равилевна НИКИТИНА,

Школа экспорта АО «РЭЦ» (123610, Москва, Краснопресненская наб. 12, подъезд 9) - генеральный директор,

e-mail: komarova@exportcenter. ru; Светлана Михайловна БАЛАКИРЕВА, кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра менеджмента и маркетинга, e-mail: svetlana_balakireva@vavt.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению актуальной задачи по развитию профессиональных компетенций специалистов, ответственных за реализацию экспортного потенциала субъектов Российской Федерации, что является одним из ключевых условий для успешного выполнения стратегической задачи по развитию несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации. В исследовании проведен анализ программ повышения квалификации по подготовке специалистов во внешнеторговой деятельности, на основе которого была разработана методика проведения исследования рынка и верификации целевых образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в исследуемой области. Авторы исследования предлагают пути для системного решения вопроса развития комплексных экспортных компетенций специалистов профильных региональных министерств и ведомств.

Ключевые слова: экспорт, внешнеэкономическая деятельность, специалисты в сфере ВЭД, национальный проект, Региональный экспортный стандарт 2.0, программы дополнительного профессионального образования.

Competences Needed to Achieve the Region's Export Potential

Alisiya Ravil'evna NIKITINA,

Export School of JSC «REC» (123610, Moscow, Krasnopresnenskaya nab. 12, Entrance 9) -

General Director, e-mail: komarova@exportcenter.ru;

Svetlana Mikhajlovna BALAKIREVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy(6A Vorobiyovskoe shosse, 119285, Moscow),

Management and Marketing Department - Assistant Professor, e-mail: svetlana_balakireva@vavt.ru

Abstract

The article deals with the urgent task of developing the professional competencies of specialists responsible for achieving the export potential of the federal subjects of Russia, which is one of the key conditions for the successful implementation of the strategic objective to develop non-resource non-energy exports of the Russian Federation. The study analyzes professional development programs for training specialists in international trade activities, on the basis of which a methodology for conducting market research and verifying targeted educational programs of additional professional education (advanced training) in the field under study was developed. The authors suggest ways to systematically address the issue of developing comprehensive export competencies of specialists of relevant regional ministries and departments.

Keywords: export, international trade activity, specialists in the field of international trade activity, Regional export standard 2.0, programs of additional professional education, export competencies.

Развитие экспорта является одним из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие годы. Основная цель - увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ). Так, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» закреплена стратегическая цель развития по обеспечению реального роста ННЭ до уровня 70% к базовому показателю 2020 года по итогам 2030 года.

В рамках масштабной работы по поддержке и развитию российского экспорта, которую совместно проводят Правительство Российской Федерации, профильные министерства и институты развития, субъекты Российской Федерации, отдельным важнейшим направлением становится задача по подготовке квалифицированных кадров для сферы внешнеэкономической деятельности.

По данным ряда опросов и фокус-групп, которые регулярно организует АО «Российский экспортный центр»1, нехватка квалифицированных кадров является одним из основных и наиболее критических барьеров для реализации экспортного потенциала субъектов Российской Федерации. При этом особенно острой является проблема компетентностных дефицитов региональных госслужащих, ответственных за развитие экспорта региона. Таким образом очевидно, что без системного решения данного вопроса достичь поставленных амбициозных целей по интенсивному наращиванию российского несырьевого неэнергетического экспорта невозможно.

Сразу несколько мероприятий федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» нацелены на комплексное решение задач повышения квалификации и подготовки управленческих кадров для наращивания и реализации экспортного потенциала субъектов Российской Федерации.

Прежде всего следует упомянуть мероприятие по внедрению в субъектах Российской Федерации инструментов Стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации2 (далее - Региональный экспортный стандарт, Стандарт), в рамках которого собраны унифицированные подходы по созданию благоприятных условий для экспорта с учетом региональной специфики,

при внедрении которых региональные власти смогут простимулировать экспортную деятельность компаний, а также сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта.

До конца 2024 году Стандарт должны внедрить все 85 субъектов Российской Федерации в полном объеме, на текущий момент уже более 40 регионов приступили к его внедрению.

Региональный экспортный стандарт разработан АО «Российский экспортный центр» и включает 15 ключевых инструментов, пять из которых напрямую или опосредовано нацелены на создание комплекса мер для развития кадров в сфере ВЭД в субъектах Российской Федерации: от формирования и обучения региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своих регионах, до создания и развития системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе региональных высших учебных заведений или реализации образовательных акселерационных программ.

Рассмотрим подробнее инструмент по формированию и обучению региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своих регионах. По сути с внедрения этого инструмента в регионе начинается системная работа по развитию экспорта: управленческая команда формируется из руководителей ключевых профильных органов исполнительной власти и перед ней ставится конкретная задача по консолидации, систематизации и координации всех региональных мероприятий и проектов, в которых есть экспортная составляющая, с целью реализации экспортного потенциала региона и увеличению объемов экспорта.

Для решения поставленной задачи в современных условиях управленческой команде региона необходимы конкретные профессиональные знания и компетенции: безусловно, знания в области основ внешнеэкономической деятельности, системы мер государственной поддержки экспорта, стратегического анализа и планирования, управления рисками, проектного управления, а также принципиально новый набор компетенций по выстраиванию горизонтального взаимодействия и взаимоотношений при реализации комплексных проектов развития, коммуникационных компетенций для организации конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами, компетенций по коммуникации результатов своей работы и пр.

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2022

В этой связи сегодня мы фиксируем появление системного запроса на обучение и развитие (повышение квалификации) региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта, который актуален для каждого региона минимум до конца 2024 года. А с учетом того, что профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы3, хочется предположить, что эта потребность будет сохраняться на постоянной основе.

Эксперты НИУ «Высшая школа экономики» по заказу Школы экспорта РЭЦ в феврале-апреле 2021 года провели исследование рынка действующих образовательных программ дополнительного профессионального образования, которые реализуют высшие учебные заведения в регионах, для того, чтобы выяснить на какую базу можно опереться субъектам Российской Федерации для обучения и повышения компетенций специалистов профильных региональных министерств и ведомств.

В рамках исследования рассматривались действующие образовательные программы дополнительного профессионального образования, реализуемые лицензированными профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования на федеральном и региональном уровнях в открытом формате (в Москве и в субъектах Российской Федерации), нацеленные на:

повышение квалификации по внешнеэкономической тематике по ключевым компетенциям для осуществления экспортной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по внешнеэкономической деятельности», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.06.2019 № 409н;

- повышение квалификации по актуальным вопросам в области приоритетных отраслей экономики (АПК, промышленное производство: машиностроение, химическая промышленность, металлургия, фармацевтическая и косметическая промышленность, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, ИТ, услуги в сфере туристской отрасли, сфере образования и здравоохранения);

развитие прикладных навыков стратегического планирования и прогнозирования, ис-

пользования аналитического инструментария (SWOT и PEST анализ, пр.), проектного управления, повышения бюджетной эффективности и пр.

В целях проведения анализа программ повышения квалификации была разработана методика проведения исследования рынка и верификации целевых образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

На первом этапе исследования сбор и анализ первичных данных осуществлялся посредством обработки распределенной неструктурированной информации, размещенной в открытом доступе в сети Интернет. В процессе исследования было проанализировано более 1500 программ, из которых по результатам верификации первоначально в Базу данных было включено 1389, а затем при проведении уточнения в итоговые сводные данные вошли 1145 программ, которые реализуются лицензированными организациями. данные анализировались по всем субъектам Российской Федерации.

Уже на этом этапе сбора информации наблюдалось крайне неравномерное размещение образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации, прямо и косвенно касающихся внешнеэкономической деятельности как в целом в рамках страны, так и в рамках отдельных субъектов Российской Федерации.

Доля программ ДПО по внешнеторговой тематике наибольшая в регионах, которые активно вовлечены во внешнеэкономическую деятельность, в том числе в силу географического положения - Северо-Западный, Южный, Дальневосточный федеральные округа. В Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах удельный вес таких программ существенно ниже, хотя эти округа являются крупными промышленными центрами и заметными производителями востребованной на внешнем рынке продукции тяжелого машиностроения и пр.

Во «внутренних» округах более выражено преобладание программ с общими бизнес-компетенциями. Это относится и к Центральному федеральному округу несмотря на то, что в нем реализуется максимальное по количеству число внешнеэкономических программ. Однако высокий уровень общей экономической активности в Центральном округе обуславливает высокую долю программ общего характера. Самая низкая

доля программ внешнеторговой тематики в Северо-Кавказском федеральном округе с высокой долей программ общего характера при невысоком общем количестве предлагаемых программ ДПО.

На втором этапе исследования осуществлялась верификация программ ДПО в целях выявления релевантных программ обучения, которые могут быть рекомендованы для самостоятельного прохождения участниками региональных управленческих команд.

По итогам проведенного исследования был сформирован итоговый перечень программ дополнительного профессионального образования, рекомендуемых для использования в рамках обучения участников региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своих регионах4.

Очевидно, что сформированный перечень программ не является исчерпывающим, как минимум, он должен пересматриваться и актуализироваться на регулярной основе. При этом важно отметить, что проделанная работа заложила основу для дальнейшего мониторинга рынка программ дополнительного профессионального образования в целях стимулирования количественного и качественного роста дополнительных профессиональных программ в сфере ВЭД и экспортной деятельности, в том числе в целях повышения квалификации управленческих кадров, ответственных за развитие экспорта регионов.

Проведенное исследование позволяет сделать два ключевых выхода: 1) специализированные образовательные программы формируются при наличии устойчивого спроса: в тех регионах, где предприятия активно вовлечены в экспортную деятельности, ВУЗы и образовательные организации ориентируются на спрос и предлагают достаточно широкий перечень актуальных образовательных программ по экспортной и ВЭД тематике; 2) на рынке программ ДПО представлено довольно мало комплексных программ по экспортной тематике, которые бы в полной мере отвечали актуальным потребностям управленцев (госслужащих), ответственных за развитие экспорта своего региона - это прямое следствие того факта, что до последнего времени такая потребность отсутствовала.

Как уже было сказано выше, к концу 2024 года внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0. коснется всех регионов. Принимая во внима-

ние потребность субъектов Российской Федерации в комплексных образовательных программах, нацеленных на развитие знаний и компетенций, в том числе экспортных, региональных управленческих команд, чрезвычайно важна проактивная позиция академического сообщества - региональных вузов и образовательных организаций, которые должны уметь своевременно считать этот запрос и оперативно предложить актуальные решения - новые комплексные образовательные программы, синтезирующие лучший опыт и практики. Причем крайне важно, чтобы профессиональное развитие управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в регионах, было организовано на регулярной и системной основе, стало непрерывным процессом. Именно поэтому существенную роль в профессиональном развитии региональных управленческих команд должны играть региональные провайдеры, разрабатывая и предлагая актуальные качественные программы дополнительного профессионального образования на местах с учетом региональной специфики и актуальной повестки.

Безусловно, часть действующих программ для бизнеса может быть адаптирована под потребности региональных команд, особенно, что касается повышения профессиональных компетенций, связанных с основами ВЭД, но в полной мере данные программы не закроют все актуальные потребности, в этой связи для разработка и актуализации образовательных программ дополнительного профессионального образования в целях подготовки управленческих команд, ответственных за развитие экспорта регионов, должна носить системный характер и, очевидно, требует новых подходов и стандартов к их разработке и реализации.

В конце ноября 2021 года подведены итоги пилотирования новой образовательной программы, разработанной Школой экспорта РЭЦ в рамках еще одного мероприятия федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» для управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своем регионе.

Данная программа создавалась с целью оказания методологической поддержки управленческим командам в решении практических задач развития экспорта в рамках внедрения инструментов Регионального экспортного стандарта и является

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2022

примером программы развития комплексных компетенций, необходимых для успешного выполнения задачи по планированию развития экспортного потенциала регионов: компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, жизненного цикла экспортного проекта, в области стратегического планирования, прогнозирования, проектного управления.

Количество участников в данной программе Школы экспорта РЭЦ ограничено, в 2021 году обучение по программе прошли управленческие команды первых 15 субъектов Российской Федерации. Всего до конца 2024 года обучение по данной программе смогут пройти управленческие команды 50 субъектов Российской Федерации.

Также уже есть примеры разработок собственных специализированных программ в отдельных регионах. Например, в 2021 году управленческие команды Красноярского края и Белгородской области проходили обучение по программам повышения квалификации, разработанным региональными образовательными организациями с учетом специфики данных субъектов.

Кроме того, очень перспективным для решения данных задач представляется формат реализации образовательных программ в сетевой форме, когда в рамках одной программы объединяются интеллектуальные, учебно-методические, кадровые ресурсы нескольких образовательных организаций. В качестве примера можно привести практику повышения квалификации торговых представителей Республики Татарстан с привлечением Казанского федерального университета, МГИМО МИД России и Школы экспорта РЭЦ.

Таким образом, в настоящее время уже начала формироваться практическая и методологическая основа для обмена опытом в рамках системной работы в целях формирования и развития рынка программ дополнительного профессионального образования, предназначенных для поддержания и повышения квалификации региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своем регионе, которую целесообразно развивать по 3м ключевым направлениям:

• кастомизация действующих программ вузов и образовательных организаций под потребности и запросы госслужащих, и, прежде всего, региональных управленческих команд (ключевые участники - это региональные ВУЗы, образовательные ор-

ганизации, уже реализующие программы ДПО в сфере ВЭД, в том числе по экспортной тематике);

разработка новых локальных комплексных образовательных программ повышения квалификации на уровне конкретного региона с учетом региональной специфики и потребностей конкретных заказчиков - региональных управленческих команд (в эту работу также могут и должны вовлекаться региональные вузы и образовательные организации, заинтересованные в развитии данного направления ДПО); разработка межрегиональных и федеральных комплексных образовательных программ, нацеленных на формирование единых стандартов для профессионального развития региональных управленческих команд, ответственных за развитие экспорта в своих регионах (лидировать этот процесс призваны также ведущие профильные вузы, обладающие соответствующим многолетним опытом, методиками и экспертизой).

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Государственный институт поддержки экспорта, созданный при поддержке Правительства Российской Федерации. Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» - здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок. В Группу РЭЦ входит страховое агентство ЭКСАР и РОСЭКСИМБАНК, а также Школа экспорта РЭЦ. Российский экспортный центр входит в Группу Внешэкономбанка (ВЭБ.РФ).

2 Актуальная редакция Стандарта утверждена протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» от 22 декабря 2021 года № 15 // Шрз://ехро11Ыи. шМосБЛ^.р^ (дата обращения 10.01.22г.)

3 В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указом Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»

4 Итоговый перечень программ ДПО (сформированным по состоянию на апрель 2021 года): ШрБ:// exportedu.ru/docs/recommend.pdf (дата обращения 10.12.21г.)

БИБЛИОГРАФИЯ:

Балакирева С.М., Медведев В.П., Особенности подготовки конкурентоспособных специалистов для ВЭД и ВТ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 3. - С. 74-84 @@ Balakireva S.M., Medvedev V.P., Osobennosti podgotovki konkurentosposobny'x specialistov dlya VE'D i VT // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2012. - № 3. - S. 74-84.

Бароков А.З. Перспективы внедрения профессионального стандарта «специалист внешнеэкономической деятельности» // Вестник экспертного совета № 4 (11), 2017 @@ Barokov A.Z. Perspektivy' vnedreniya professional'nogo standarta «specialist vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti» // Vestnik e'kspertnogo soveta № 4 (11), 2017. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-

vnedreniya-professionalnogo-standarta-spetsialist-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti

Дюмулен И.И. ВАВТ. 80 лет на стратегическом направлении высшего образования (подготовка кадров для внешнеэкономической деятельности) @@ Dyumulen I.I. VAVT. 80 let na strategicheskom napravlenii vy'sshego obrazovaniya (podgotovka kadrov dlya vneshnee'konomicheskoj deyatel'nosti) URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vavt-80-let-na-strategicheskom-napravlenii-vysshego-obrazovaniya-podgotovka-kadrov-dlya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti

Методические рекомендации по развитию компетенций управленческих команд субъектов Российской Федерации, внедряющих Региональный экспортный стандарт 2.0 @@ Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu kompetencij upravlencheskix komand sub'ektov Rossijskoj Federacii, vnedryayushhix Regional'ny'j e'ksportny'j standart 2.0. URL: https://exportedu.ru/docs/ metodicheskie-rekomendacii-shkoly-eksporta-REC.pdf

Перечень программ ДПО (сформированным по состоянию на апрель 2021 года) @@ Perechen' programm DPO (sformirovanny'm po sostoyaniyu na aprel' 2021 goda) // URL: https://exportedu.ru/docs/recommend.pdf Региональный экспортный стандарт @@ Regional'ny'j e'ksportny'j standart. [Электронный ресурс] URL: https://exportedu.ru/docs/res2.pdf

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» закреплена стратегическая цель развития по обеспечению реального роста ННЭ до уровня 70% к базовому показателю 2020 года по итогам 2030 года @@ Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'ny'x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» zakreplena strategicheskaya cel' razvitiya po obespecheniyu real'nogo rosta NNE' do urovnya 70% k bazovomu pokazatelyu 2020 goda po itogam 2030 goda. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.