Компетентностный подход в системе высшего образования: проблемы и перспективы
Дикова Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования (ОТД, ТиМПО), ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: [email protected]
Смирнова Елена Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования (ОТД, ТиМПО), ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: [email protected]
Горохова Ирина Венидиктовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, ГОУ ВО МО «Государственный социально гуманитарный университет» E-mail: [email protected]
Целью статьи является изучение реализации компетентностно-ориентированного подхода к целям и результатам высшего профессионального образования, повышения качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Показано, что современное образование перешло от зна-ниевой парадигмы, в которой качество образования оценивалось по уровню достигнутых знаний, умений и навыков, к компетентностно-ориентированному образованию. Проведен анализ теоретических и научно-практических данных по оценке качества обучения выпускников вузов в условиях реализации компетентностно-ориентированной парадигмы высшего образования. Раскрыты содержание понятия компетенция, компетентность, их соотношение с позиции личностно-деятельносного подхода. Показано, что изменение целей современного образования вызвало и изменение теоретических подходов к рассмотрению личности обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Личность обучающегося является многоуровневым системным образованием, включающим деятельностный, мотивационный, когнитивный и аксеологический компоненты, которые необходимо учитывать при организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Это требует пересмотр теоретических взглядов на организацию образовательного процесса, на формы, средства, методы и приемы обучения, на характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые приобретают активный, личностно-ориентированный, де-ятельностный характер. Выделены положительные и проблемные стороны реализации компетентностно-ориентированного подхода в современном образовании.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, образовательная деятельность, личностно-деятельностный подход, профессиональное образование.
Проблемы и перспективы реализации компе-тентностного подхода как условия повышения качества высшего образования в настоящее время не теряют своей актуальности. С момента принятия Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ начались коренные изменения фундаментальных основ в управлении образованием, что нашло свое отражение в переосмыслении научных основ к оценке критериев качества высшего образования. За короткий промежуток времени между принятием и вступлением в законную силу вышеуказанного Федерального Закона появились многочисленные научные исследования, посвященные новым требованиям к качеству образования и к способам его оценки. Данной проблеме научным и профессиональным сообществом было уделено пристальное внимание, о чем свидетельствуют значительное количество круглых столов с участием представителей власти, ученых, практикующих педагогов и представителей общественности. Были обсуждены актуальные проблемы перехода отечественного образования к компетентностно-ориентированному образованию, связанные с решением вопросов о новых критериях качества образования, с анализом недостатков действовавших в то время стандартов образовании, с осмыслением единой компетентностно-ориентированной парадигмы образовании.
В итоге к моменту вступления в законную силу вышеуказанного Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3, а за тем и ФГОС 3+ и др.), изменились критерии оценки качества образования всех уровней, включая высшее профессиональное образование уровня бакалавриата и магистратуры. Современное образование перешло от знаниевой парадигмы, в которой качество образования оценивалось по уровню достигнутых знаний, умений и навыков, к компетентностно-ориентированному образованию, в соответствии с которым целью образования является комплексное личностно-профессиональное развитие, отражающее уровень достигнутых профессиональных компетенций у выпускников вузов, позволяющих успешно осуществлять профессиональные функции и решать задачи профессионального развития [3]. В связи с этим в качестве целей современного высшего образования стали рассматриваться компетенции/компетентности выпускников вузов, формироваться компетентностно-ориентированные модели выпускников вузов.
сз о со "О
1=1 а
—i
о
сз т; о m о от
з
ы о со
Понятия «компетентность/компетенция», которые на сегодняшний день имеют множество определений, раскрываются с разных теоретических подходов - личностно-деятельностного (Э.Ф. Зе-ер, А.В. Хуторской, А.К. Маркова и др.), акмеоло-гического (А.А. Деркач, А.П. Назаретян, И.И. Дроздов и др.), как описание результатов образования (Ю.Г. Татур, В.И. Байденко и др.), что в контексте настоящего исследования представляет особый интерес. Общим для исследователей является понимание компетентности/компетенции как сложных, многокомпонентных понятий, которые отличаются по объему, составу, семантической и логической структурам. Компетентность описывается и как новообразование личности, и как целостное образование в структуре личности, зачастую компетентность отождествляется со знаниями, умениями, навыками, опытом и способностями.
Компетентность, как говорит И.А. Зимняя, есть «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека» [2, с. 23]. С.А. Хазова под компетентностью понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, а также опыта их практического использования. Анализируя соотношения понятий компетенция/компетентность, С.А. Хазова говорит, что под термином «компетенция» подразумевается многообразие личностных качеств, свойств, знаний, умений, в то время как термин «компетентность» указывает на соответствие реального и необходимого в личности будущего специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, то есть это, прежде всего, качественный показатель [4]. Компетенция и компетентность, по мнению А.А. Вербицкого, М.Д. Ильязовой, являются характеристиками одних и тех же профессионально-личностных качеств выпускника вуза, определяющих успех его профессиональной деятельности; их различие состоит в том, что компетенция - потенциальная, а компетентность - проявленная в ситуации реальной деятельности характеристика личности» [1, с. 82].
Изменение целей современного образования вызвало и изменение теоретических подходов к рассмотрению личности обучающегося в современной отечественной педагогике с позиции ком-петентностной парадигмы образования, интегрирующей личностно-деятельностный и системно-деятельностный подходы. Данные подходы к личности обучающегося по многим позициям отражают взгляды гуманистической психологии зарубежных исследователей, которые рассматривают личность учащегося как активного субъекта учебно-профессиональной деятельности. С этих 5 позиций личность обучающегося рассматривается ся как многоуровневое системное образование, которое включает в себя не только деятельност-° ный компонент, но и мотивационный, когнитивный ¡в и аксеологический компоненты, которые необходи-
мо учитывать при организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Данные положения привели к пересмотру теоретических взглядов на организацию образовательного процесса, на формы, средства, методы и приемы обучения, на характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые приобретают активный, личностно-ориентированный, деятельностный характер. В современном образовании отбор методов, средств и форм обучения опирается на психолого-педагогические технологии, которые представляют интеграцию традиционных и инновационных интерактивных технологий обучения, технологии, которые одновременно носят развивающую и обучающую функцию. Перспективным направлением развития компетент-ностного подхода, на наш взгляд, видится в развитии аксиологической направленности образовательного процесса.
Положительными сторонами перехода к ком-петентностному подходу стало: практико-ориен-тированный и профессионально-ориентированный характер обучения; оптимизация теоретической подготовки посредством развития компетенций, направленных на самообразование, на готовность к самостоятельному поиску и решению учебных и практических задач. Однако имеют место и недостатки в реализации компетентностного подхода, например, стремление формировать компетенции «целиком» и «сразу», игнорируя положение о том, что процесс обучения и процесс развития личности как субъекта обучения носит поэтапный характер. Решению данной проблемы должны быть посвящены дальнейшие исследования по повышению эффективности реализации компетентностного подхода в системе высшего образования [1].
Таким образом, компетентностно-ориентиро-ванный подход в современном образовании, в основе которого лежат гуманистические принципы, принципы личностно-деятельностного и системно-деятельностного обучения, позволяет реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие новый уровень качества образования, создающие условия для реализации потребности в самореализации, для обретения смысла образования и самообразования.
Литература
1. Вербицкий, А.А., Ильязова, М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
3. Российское образование [Электронный ресурс] /Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата).
http://www.edu.ru/documents/view/62250/ (дата обращения: 07.04.2020) 4. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 91 с.
competence approach in the higher education system: challenges and prospects
Dikova T.V., Smirnova E.A., Gorokhova I.V.
State Educational Institution of Higher education of Moscow Region State University of Humanities and Social Studies,
The aim of the article is to study the implementation of a competency-based approach to the goals and results of higher professional education, to improve the quality of professional training of university graduates. It is shown that modern education has moved from a knowledge paradigm in which the quality of education was assessed according to the level of knowledge, skills, and competency-based education. The analysis of theoretical and scientific-practical data on the assessment of the quality of education of university graduates in the implementation of a competence-based paradigm of higher education. The content of the concept of competence, competence, their relationship with the position of the personality-activity approach is disclosed. It is shown that a change in the goals of modern education has also caused a change in theoretical approaches to considering the personality of a student as a subject of
educational and professional activity. The student's personality is a multi-level system education, including activity, motivational, cognitive and axiological components that must be taken into account when organizing a competence-oriented educational process. This requires a review of theoretical views on the organization of the educational process, on the forms, means, methods and techniques of teaching, on the nature of the interaction of subjects of the educational process, which acquire an active, personality-oriented, active character. The positive and problematic aspects of the implementation of the competency-based approach in modern education are highlighted.
Keywords: competency-based approach, competence, competencies, educational activity, personal-activity approach, professional education.
References
1. Verbitsky, A.A., Ilyazova, M.D. Invariants of professionalism: problems of formation: monograph. - M.: Logos, 2011. - 288 p.
2. Winter I.A. Competency Approach. What is its place in the system of modern approaches to the problems of education? (Theoretical and methodological approach) // Higher education today. - 2006. - No. 8. - P. 20-26.
3. Russian education [Electronic resource] / Federal state standard of higher education in the field of training 44.03.04 Professional training (by industry) (undergraduate level). http://www. edu.ru/documents/view/62250/ (accessed: 04/07/2020)
4. Khazova S.A. Competence of a competitive specialist in physical education and sports. - M.: Academy of Natural Sciences, 2010. - 91 p.