Научная статья на тему 'Компетентностный подход в системе управления учебным процессом подготовки специалистов в области информационных технологий'

Компетентностный подход в системе управления учебным процессом подготовки специалистов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева В. В., Логунова О. С.

В статье рассматривается роль и место компетентностного подхода в системе управления учебным процессом подготовки специалистов в области информационных технологий, проблемы его реализации. Авторами предлагается методика исследования роли компетентностного подхода в управлении образовательным процессом при обучении бакалавров и магистров. Выявлены противоречия между требованиями работодателей и образовательным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева В. В., Логунова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в системе управления учебным процессом подготовки специалистов в области информационных технологий»

В размерной модели главной целью является обеспечение высокой эффективности просмотра данных и выполнения сложных запросов. Поэтому при проектировании хранилища данных автоматизированной системы мониторинга данных о заболеваемости различных групп населения с использованием технологии OLAP была выбрана схема звезда.

Разработанная автоматизированная система позволяет повысить эффективность качества медицинского обслуживания за счет возможности проводить мониторинг данных о заболеваемости различных групп населения.

Список литературы:

1. Барсегян A.A. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining / A.A. Барсегян и др. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004.- 336 е.: ил.

2. Гусева Н.К. Контроль и обеспечение качества медицинской помощи в медицинских организациях: учебное пособие / Н.К. Гусева - Н. Новгород: Издательсво Нижегородской государственной медицинской академии, 2010. - 292 с.

3. Ланг Т.А. Как описывать статистику в медицине. Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов / Т.А. Ланг, М. Сесик; пер. с англ. под ред. В.П. Леонова. - М.: Практическая медицина, 2010. - 480 с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ

УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ1

© Королева В.В.*, Логунова О.С.4

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

В статье рассматривается роль и место компетентностного подхода в системе управления учебным процессом подготовки специалистов в области информационных технологий, проблемы его реализации. Авторами предлагается методика исследования роли компетентностного подхода в управлении образовательным процессом при обучении бакалавров и магистров. Выявлены противоречия между требованиями ра-ботодателей и образовательным стандартом.

1 Работа выполняется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педаго-гнческне кадры инновационной России» 2009-2013 гг. по контракту № П2402

* Доцент кафедры Информатики и информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент.

* Профессор кафедры Вычислительной техники и прикладной математики, доктор технических наук, доцент, действительный член Академии инженерных наук им. A.M. Прохорова.

В настоящее время получил широкое распространение компетентно-стный подход к описанию деятельности специалиста. Понятие компетентности относится к показателям труда и связано с теми факторами, которые влияют на высокий уровень индивидуальных результатов работы, и, соответственно, эффективности организации. Компетентными работниками являются те, кто отвечает требованиям работодателей и способны использовать свои знания, навыки и свойства личности для достижения установленных целей и стандартов организации. Факторы компетентности получаются в результате анализа ключевых аспектов поведения или навыков, которые отличают эффективное выполнение работы от менее эффективного, для чего, в первую очередь, определяется каким набором компетенций должен обладать тот или иной специалист.

В настоящее время российская система высшего образования готовится к переходу на подготовку специалистов на базе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, целью которых является формирование компетентностной модели выпускника. Таким образом, к основным функциям вузов - функциям обучения и воспитания, добавляется еще одна функция - функция формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

На рис. 1 представлена модель исполнения требований в системе образования. Одним из источником выработки управляющего воздействия являются работодатели. На основании их требований вырабатывается большее количество компетенций будущих выпускников-специалистов.

Рис. 1. Модель исполнения требований в системе образования

Авторами работы предлагается методика исследования роли компе-тентностного подхода в управлении образовательным процессом при обу-

чении бакалавров и магистров по направлению 2301000 - Информатика и вычислительная техника при ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Методика основывается на проведении анкетирования представителей предприятий, которые являются потребителями выпускников указанного направления. Помимо вопросов, характеризующих предприятия и организации по количестве работников и виду деятельности, был проведен опрос работодателей по требованиям, предъявляемым к выпускникам (табл. 1).

Таблица 1

Содержание анкеты для выявления значимых и востребованных компетенций работодателями

Номер вопроса Вопрос Назначение вопроса

8 Требования к поступающим на работу (выпускникам ВУЗа) 8.1. С точки зрения профессиональной деятельности: 8.1.1. Способности разобраться и понять особенности предметной области. 8.1.2. Способность выполнения работ по структурированию и декомпозиции проблемы разработки, выделение приоритетных направлений работы. 8.1.3. Умение работать в коллективе. 8.1.4. Квалификационное руководство проектами по поставленной проблеме. 8.1.5. Способность к освоению и применению технологий: - проектирование базы данных; - разработки WEB-caйтoв; - программирование на языках высокого уровня; - программирование на языках управления данными; - проектирования сетевой архитектуры; - и другие. 8.1.6. Проведение эксперимента (вычислительного, тестирования и промышленного). 8.1.7. Способность к формализации: - умение формализовать задачу средствами математического моделирования; - умение формализовать задачу средствами нейросетей. 8.1.8.Способность поиска и использования инновационных решений. 8.1.9.Способность комплексного применения знаний, полученных при изучении различных дисциплин, при решении проблемы. Учет потребностей и требований работодателей. Выяснение перечня наиболее важных профессиональных компетенций для будущих специалистов. Определение ступеней квалификации специалистов наиболее подготовленных для научной деятельности.

Ответы на вопрос 8 предлагалось указать в виде экспертной оценки в интервале от 0 до 10. Наибольший балл выставляется при самой высокой потребности по соответствующей компетентности выпускника.

Учитывая специфику деятельности предприятий, в вопросе 8 были выделены основные подпункты, которые соответствуют компетенциям, выдвигаемым в Федеральном государственном образовательном стандарте

высшего профессионального образования для направления 230100 - Информатика и вычислительная техника при подготовке бакалавров и магистров. В первую очередь ставилась задача выяснения соответствия между требованиями работодателей и органами управления в системе образования.

На рис. 2 представлена лепестковая диаграмма оценок способности выпускников в области системного анализа проблемы и управления проектами. Наивысшую оценку имеет способность разобраться и понять особенности предметной области. Это характерно для предприятий, занимающихся разработкой программного обеспечения. На рис. 3 отражена оценка способности выпускников в области освоения и применения информационных технологий в своей деятельности. Наиболее высокую оценку (от 8 до 10 баллов) с точки зрения работодателей имеют такие способности как проектирование и разработка базы данных; программирование на языках управления данными.

Лепестковая диаграмма изображенная на рис. 4 отображает оценку способностей выпускников в приобретении навыков научного исследова-ния (способности к формализации).

ООО'КтшкГЬкх

—•— Спо:ооно:тьразйр1ться1[покт:ь осомнгоспигрщоетнсп оЁтстк

■ Сп ш и о н ис ть ге зто Е ше рно ш т п о сгруЕгурнр овяншо и □ ееонпо лсшис проэ.-зиьЕразраоотш. нвда-ииш прнорнтгнгныянщгравяшшр^рты:

—*-— Квалифицированноеруковсясте о проекшиппс посягал енн.:т[проолемЕ

Рис. 2. Оценка способности выпускников в области системного анализа проблемы и управления проектами

Рис. 3. Оценка способности выпускников в области освоения и применения информационных технологий

Рис. 4. Оценка способностей выпускников в приобретении навыков научного исследования

Низкая средняя оценка (3 балла) способностей и компетенций (см. рис. 4) по научно-исследовательской деятельности выпускника определена низкими приоритетом и перспективой для работодателей.

Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что:

1. требованиями работодателей не охвачены все компетенции, приведенные в ФГОС, в частности не учтены общекультурные компетенции выпускников;

2. при оценке среднего балла способность к формализации не ценится работодателями (3 балла) в отличии от других способностей выпускника таких как способность разобраться и понять особенности предметной области, способность выполнения работ по структурированию и декомпозиции проблемы разработки, выделение приоритетных направлений работы, способность к освоению и применению технологий, способность поиска и использования инновационных решений, способность комплексного применения знаний, полученных при изучении различных дисциплин, при решении проблемы (9; 7,36; 8,74; 8,73;8,82 баллов) соответственно;

3. одним из важнейших видов деятельности магистров являются навыки научного обоснования результатов исследования, не являющиеся приоритетными для работодателей;

4. важными для работодателей являются умения и навыки в области использования технологических приемов работы;

5. при формирование списка компетенций подготовки специалистов по направлению «Информатика и вычислительная техника» требуется обеспечение научно-педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

СОБСТВЕННЫЕ РИСКИ КОМПАНИЙ В ПРОЕКТАХ АВТОМАТИЗАЦИИ

© Куправа Т.А.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье показаны риски управления заказчиком в проектах автоматизации на базе типовых систем, мероприятия по снижению вероятности возникновения и последствий рисков, распределение ролей.

* Доцент кафедры Экономической оценки и земельного кадастра, кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.