Научная статья на тему 'Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих менеджеров здравоохранения'

Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих менеджеров здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Менеджемент в здравоохранении и фармации / психология личности / коммуникативная компетентность / коммуникативные навыки / специалист-управленец

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетбакова А. Ш., Жаканова Т. А., Алибаева Р. Н.

Современная реальность представляет свои требования в реализации национальных медицинских программ в Казахстане, где одним из главных звеньев будет необходимость подготовки менеджеров, владеющих управленческими навыками. В данной статье рассматриваются перспективы развития КК для студентов факультета «менеджмент в здравоохранении и фармации», который имеет свои особенности в методах подготовки специалистов-управленцев. Рассматриваются новые, инновационные методики в подготовке таких специалистов – на сегодняшний день это и является основной задачей нашего современного медицинского образования в подготовке профессионального управленца-лидера, способного принимать оптимальные решения в условиях изменяющейся экономической, политической и социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетбакова А. Ш., Жаканова Т. А., Алибаева Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Денсаулық сақтау мен фармациядағы мененджмент және білім беру ҥрдісіндегі коммпетенттік біліктіліктің дамуы

Қазіргі заман талабының шындығы Қазақстандағы ұлттық медициналық бағдарламаларды жүзеге асыруда ӛз талаптарын ұсынады, ондағы басты мәселе басқару дағдылары бар менеджерлерді дайындау қажеттілігі болып отыр. Бұл мақалада «Денсаулық сақтау мен фармация» факультеті студенттері үшін КБ дамыту перспективалары қарастырылған. Осындай мамандықтарды дайындауда жаңа иновациялық әдістер қарастырылады, бұл бүгінгі таңда экономикалық әлеуметтік, саяси жағдайлардың ӛзгерісі барысынды оңтайлы шешім қабылдай алатын, кәсіби басқарушыкӛшбасшыны дайындаудағы біздің заманауи медициналық білім берудің негізгі міндеті болып табылады.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих менеджеров здравоохранения»

МЕНЕДЖМЕНТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Давлетбакова А.Ш., Жаканова Т.А., Алибаева Р.Н.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

Современная реальность представляет свои требования в реализации национальных медицинских программ в Казахстане, где одним из главных звеньев будет необходимость подготовки менеджеров, владеющих управленческими навыками. В данной статье рассматриваются перспективы развития КК для студентов факультета «менеджмент в здравоохранении и фармации», который имеет свои особенности в методах подготовки специалистов-управленцев. Рассматриваются новые, инновационные методики в подготовке таких специалистов - на сегодняшний день это и является основной задачей нашего современного медицинского образования в подготовке профессионального управленца-лидера, способного принимать оптимальные решения в условиях изменяющейся экономической, политической и социальной действительности.

Ключевые слова: Менеджемент в здравоохранении и фармации, психология личности, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, специалист-управленец.

Современные требования, предъявляемые к программам подготовки врачей предусматривают их построение по модульному принципу на основе интегрального, пациент- и проблемно-ориентированного подхода. Образовательный стандарт профессиональной подготовки менеджеров в медицине призван решать задачи формирования профессиональной и коммуникативной компетентности, а также критического мышления. Инновационный принцип его построения отражен, прежде всего, в целях обучения, предусматривающих овладение компетентностями, базирующимися на основных знаниях и умениях, приобретаемых в процессе подготовки.

Компетентность специалиста проявляется в ходе выполнения деятельности и характеризует способность решать проблемы, его способности самооценки, самоанализа, самосознания.

Формирование компетентности проходит последовательно 4 уровня ( Miller G.E., 1990): от уровня «знать» к уровню «сделать». Компетентность считается сформированной, начиная с третьего уровня - «показать как».

В современной медицине для большинства руководителей лечебных учреждений особое значение приобретает вопрос квалификации кадров, а именно - медико- психологической компетентности (готовности и способности медицинского работника выполнять свои профессиональные функции в соответствии с принятыми в государстве на настоящий момент нормами и стандартами)[1].

Поэтому практическое здравоохранение ставит перед учебными медицинскими заведениями вопросы поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов-менеджеров здравоохранения в соответствии со стандартами образования республики Казахстан.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании связана с понятиями «компетентность» и «компетенция специалиста». Важным условием развития ключевых компетенций специалиста являются ключевые квалификации (общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в разрезе своей профессии) [2].

Полноценный процесс профессионального развития личности возможен лишь при развитой системе ее представлений о себе как о специалисте с высоким уровнем профессиональной компетентности. В обучении будущего специалиста важно уделять внимание развитию блока профессионально важных качеств, развивать установку на личностно-профессиональное самосовершенствование, которое достигается при создании определенных условий познания студентами своих мотивов, возможностей реализации личностных свойств и качеств [3].

Профессионально-личностное развитие будущего управленца-медика определяется уровнем развития профессионально важных свойств и качеств личности, а также его коммуникативных способностей, что предполагает системность воздействий на личность на каждом из этапов ее развития и обучения.

Развитие профессионально важных качеств личности студента - одна из важнейших задач учебного процесса, которое возможно в системе длительного и непрерывного пути становления гармоничной личности, способной выдержать конкуренцию на рынке труда) [4].

Предлагаемая нами комплексная программа обеспечивает непрерывность профессионально-личностного развития студентов, а также ступенчатость поступления информации с учетом особенностей этапности в обучении и степени освоения ими учебной программы. Она рассчитана на четыре года обучения (с I по IV курс) и направлена на развитие индивидуальных интересов и склонностей в профессиональной деятельности, творческих возможностей каждого студента. Занимаясь по данной программе, обучающиеся не только получают знания, овладевают навыками культуры общения, саморегуляции, самопрезентации, но и учатся применять эти знания и навыки на практике.

Основные формы занятий по данной программе:

о беседы с опытными врачами и специалистами-управленцами в медицине, о дискуссии, ролевые и деловые игры, о тренинги, экскурсии в больницы и музеи, о индивидуальные и групповые занятия.

Программа обучения коммуникативным компетенциям имеет общее название «Бакалавр менеджмента». В первый и второй год обучения - занятия проводятся в разрезе программы «Введение в специальность».

Здесь решаются следующие задачи:

> помочь студенту определить свои профессиональные интересы и склонности, темперамент, выявить особенности эмоциональной и коммуникативной сферы;

> разобраться в предмете, объекте и условиях труда выбранной профессии, а также в других профессиях медицинской сферы (врач общей практики, педиатр, стоматолог, фармацевт)

> приобретение базовых коммуникативных навыков.

Основными средствами обучения, воспитания, развития на этой ступени являются:

■ психологические тесты и методики, игровые ситуации;

■ занятия проиллюстрированы примерами из жизни известных медицинских работников и деятелей системы здравоохранения, видеоматериалами;

■ проведение психологического тестирования.

На этой ступени задача программы - через характерологические черты известных в медицине людей помочь студенту осознать глубже самого себя, сравнить свой характер или отдельные его черты с характером или чертами другого человека, на которого хотелось бы ориентироваться в своем развитии. Одновременно через все занятия проходит идея анализа отрицательных качеств медицинского работника-управленца и способов устранения данных ошибок.

На практической части занятий студенты учатся оценивать себя, пытаются самореализоваться в различных игровых ситуациях, приобретают навыки самоконтроля и саморегуляции, работают над ситуационными задачами профессиональной направленности, что оказывает положительное влияние на их профессионально-личностное развитие)[5].

Программа третьего года обучения - проходит под названием «Профессионально важные качества спе-

циалиста-управленца». Эта программа способствует и должна формировать у студентов следующие качества:

> навыки ведения и развития бизнеса,

> достижение эффективной коммуникации и преодоление барьеров в общении с деловыми партнерами и ведении переговоров,

> развитие ораторского искусства,

> развитие навыков по организации рабочего процесса и принятию управленческих решений,

> навыки управления персоналом,

> контроля и управления качеством медицинских услуг,

> вырабатывать способность давать объективную оценку собственному поведению и поведению

окружающих в различных ситуациях.

Для формирования указанных профессиональных навыков и умений наряду с ранее используемыми, широко используются :

■ видеоматериалы,

■ мультимедийные интерактивныелекции с обратной связью между субъектами преподавания,

■ семинары в малых группах, самоподготовка с изучением литературы,

■ ролевые и деловые игры,

■ тренинги,

■ созданием тематических презентаций, сообщений,

■ проведение мини-конференций,

■ проведение ролевых игр с моделированием работы специалиста-управленца.

На четвертом году обучения студенты завершают свое образование и занимаются по программе с названием «Мои профессиональные планы», где подводятся итоги полученных знаний в области коммуникативной компетентности и закрепление полученных знаний. На этой ступени задача занятий состоит:

> в выработке у обучающихся уверенности в себе;

> способами профилактики эмоционального выгорания в трудовой деятельности;

> способность давать объективную оценку своей готовности к профессиональной деятельности в медицине;

> выработка собственного стиля управленческой деятельности;

> планирование дальнейшего пути в выбранной сфере.

Для формирования указанных профессиональных навыков и умений используются все ранее упомянутые методики.

Таким образом, через компетентностный подход в профессиональном образовании будет решаться задача профессионально-личностного развития обучающихся, а именно - профессиональной компетентности личности, что в свою очередь определит высокую способность к конкуренции на рынке труда в непростых современных условиях. Таким образом, становление системы образования врачей в современных условиях должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, позволяющих достичь высокого уровня их профессиональной компетентности.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006.

2. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

5. Н.К.Горшунова. Ннновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования. "Фундаментальные исследования", №2, 2009.

Денсаулык сактау мен фармациядагы мененджмент жоме бШм беру урдгсщдеп коммпетенттш

бшштшштщ дамуы Дэулетбакова А.Ш., Жаканова Т.А., Алибаева Р.Н.

Ка^рп заман талабыньщ шындыгы Казакстандагы ^лттьщ медицинальщ багдарламаларды жYзеге асыруда ез талаптарын ^сынады, ондагы басты мэселе баскару дагдылары бар менеджерлердi дайындау кажеттшп болып отыр. Б^л макалада «Денсаулык сактау мен фармация» факультет студенттерi Yшiн КБ дамыту перспективалары карастырылган. Осындай мамандыктарды дайындауда жана иновациялык эдiстер карастырылады, б^л бYгiнгi танда экономикалык элеуметтiк, саяси жагдайлардын езгерга барысынды онтайлы шешiм кабылдай алатын, кэсiби баскарушы- кешбасшыны дайындаудагы бiздщ заманауи медициналык бiлiм берудiн непзп мiндетi болып табылады.

Competence approach in professional training of future manages in Health care service

Davletbakova A.Sh., Zhakanova T.A., Alibaeva R.N.

The modern reality requires to implement national health programs in Kazakhstan, where one of the main parts will need to train managers who own managerial skills. This article discusses the prospects for the development of spacecraft for the students of the Faculty of Health Management and Pharmacy, which has its own peculiarities in the methods of training-managers. Consider new and innovative techniques in the preparation of specialists - to date this is the main task of our modern medical education in training of a professional manager, who is able to make optimal decisions in a changing economic, political and social reality.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗНМУ

ИМ.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

В статье определены перспективы дистанционного обучения менеджеров здравоохранения в контексте реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. Выявлены достоинства дистанционной формы обучения в современных условиях образования. Авторами сделан вывод о том, что дальнейшее развитие дистанционного обучения менеджеров здравоохранения зависит от создания соответствующих организационных структур и при условии нормативного и финансового обеспечения.

В системе современного медицинского образования Республики Казахстан происходят глобальные преобразования. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства.

Другой причиной, вызвавшей к жизни мощные процессы реформирования высшей школы, стали политические решения. Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, она определяет стратегию развития высшего образования и ставит перед медицинскими вузами определенные цели и задачи. Так, одним из серьезных политических решений, определивших главное направление реформ в нашей стране, является присоединение Казахстана к Болонскому процессу.

Еще одна причина связана с реформированием систем здравоохранения и является отражением социально-экономической политики государства. Глава государства Н.А.Назарбаев главным приоритетом развития назвал вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Поэтому одной из приоритетных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.