Научная статья на тему 'Компетентностный подход в преподавании «Истории государственного управления в России»'

Компетентностный подход в преподавании «Истории государственного управления в России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PUBLIC ADMINISTRATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / THE EDUCATIONAL PARADIGM / VALUE AND MEANING / THE GENERAL CULTURAL / EDUCATIONAL / COGNITIVE / INFORMATION COMPETENCE / THE NATIONAL MODEL OF PUBLIC ADMINISTRATION / SELF-COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаренкова Наталия Андреевна

В статье рассматривается опыт компетентностно-ориентированного преподавания учебной дисциплины «История государственного управления в истории России» студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью». Анализируются средства и методы формирования в процессе изучения курса общекультурных, учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций, которыми должен обладать выпускник бакалавр данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence-based approach in the teaching of "History of Public Administration in Russia"1

The article reviews the experience of teaching the discipline "History of Public Administration in the history of Russia" for students studying for a degree, "Public Relations". The author analyzes the means and methods of forming a common cultural, educational, informative and value-semantic competence in the process of studying the course that should possess a graduate of Bachelor of the profile.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в преподавании «Истории государственного управления в России»»

УДК 378.147

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

Н.А. Татаренкова1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 Е-mail: ntatarcnkova@mail. ru

В статье рассматривается опыт компетентностно-ориентированного преподавания учебной дисциплины «История государственного управления в истории России» студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью». Анализируются средства и методы формирования в процессе изучения курса общекультурных, учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций, которыми должен обладать выпускник - бакалавр данного профиля.

Ключевые слова: государственное управление, компетентностный подход, образовательная

парадигма, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные компетенции, национальная модель государственного управления, самостоятельная познавательная деятельность.

«История государственного управления» - одна из фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях РФ студентами, получающими гуманитарные специальности. Она входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, изучение которых предусмотрено основной образовательной программой бакалавриата, и является её вариативной частью.

В Самарском государственном техническом университете «История государственного управления в России» преподается на факультете гуманитарного образования будущим специалистам по связям с общественностью и на инженерно-экономическом факультете студентам, получающим специальность «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием такой базовой дисциплины, как «Отечественная история», и позволяет студентам успешнее подготовиться к их будущей профессиональной деятельности.

Анализ различных моделей государственного управления в истории России является особенно актуальным сегодня, в условиях становления новой российской государственности. Целью преподавания дисциплины будущим специалистам в области PR является формирование теоретических знаний и практических навыков по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического опыта. Оно позволяет дать им научно обоснованное понимание истории возникновения всей системы государственных учреждений, их изменений, объема полномочий, компетенции, направлений деятельности. Это необходимо знать и понимать как специалистам, работающим во властных структурах, так и тем, кто будет заниматься PR-деятельностью в других профессиональных сферах, поскольку сотрудничество с органами государственной власти является важной стороной взаимодействия с внешней общественностью. В результате освоения данной дисциплины будущие специалисты по связям с общественностью получат возможность понять противоречия, степень эффективности, политические и социально-экономические последствия функционирования каждой из существовавших в России систем государственного управления, извлечь определенные уроки.

Происходящие в настоящее время существенные изменения в характере образования, касающиеся его направленности, целей, содержания, требуют переосмысления подходов в преподавании. Новая образовательная парадигма ставит задачу не только дать студентам набор теоретических знаний, но и научить их использовать эти знания для решения конкретных практических задач, обеспечить вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, получение интегрального социально-личностного результата. Интеграция России в европейское образовательное пространство усиливает роль компетенций в образовании. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных знаний и умений, а овладение ими в

1 Наталия Андреевна Татаренкова (канд. ист. наук), доцент, каф. социологии, политологии и истории Отечества.

комплексе. Он перестал быть локальной теорией и превратился в концептуальную основу сферы образования [2, с. 24].

Основными образовательными компетенциями сегодня признаны ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования [7, с. 62]. Рассмотрим далее, как преподавание учебной дисциплины «История государственного управления в России», которое осуществляется на факультете гуманитарного образования СамГТУ с 2005 года, способствует формированию некоторых из них.

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью воспринимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения. История государственного управления в России как социально-гуманитарная наука играет важную роль в формировании понимания того общества, в котором мы живем, и тех задач, которые стоят перед современными поколениями. По словам В.О. Ключевского, без знания истории мы кажемся себе механическими куклами, которые не знают, зачем они пришли в этот мир. Знание же своего прошлого облегчает сознательный выбор.

В процессе изучения истории государственного управления в России студенты учатся понимать, что эффективное управление общественными процессами невозможно без знания самого общества, без критического осмысления исторических особенностей его развития. Опыт нескольких модернизаций и административных реформ в России свидетельствует, что игнорирование этого факта может привести к отрицательным последствиям. При изучении курса показывается, что большинство проводимых в нашей стране реформ государственного строя ставило целью превратить Россию в либерально-европейское государство, однако часто сопровождалось усилением авторитарных тенденций в обществе. Понимание этой проблемы важно сегодня, в условиях поиска Россией своей новой идентичности. В лекционном курсе перед студентами ставится вопрос: какова концепция будущей России - европейско-атлантическая, евразийская или великорусско-имперская? Размышление над этими альтернативами в истории страны позволяет сравнить различные ценности: западные (демократия, плюрализм,

деидеологизация), евразийские (синтез западной и восточной цивилизаций) и имперские (сильная государственная власть, возвращение статуса мировой державы).

Ретроспективный анализ политико-административного управления в России показывает студентам, что утверждения об отсутствии в нашей стране демократических традиций являются идеологическим мифом. Они могут быть опровергнуты историческими фактами, свидетельствующими о способности русского народа к гражданской самоорганизации. В лекционном курсе показывается, что еще до образования Киевского государства у восточных славян была развита вечевая форма общественного устройства («военная демократия»). В древнерусском обществе К^ГУ вв. демократический элемент политико-административной системы был также представлен вече. Эта форма устройства общества свидетельствовала об особых отношениях между княжеской властью и населением, которые строились на взаимных обязательствах и договоре. В ХУГ-ХУГГ вв. в России была создана система выборных губных и земских изб, представлявших собой органы местного самоуправления. В ХУГГГ в., после издания «Жалованной грамоты городам» Екатериной ГГ, в них появились общегородские и шестигласные думы, избираемые основными сословными группами городского населения. В XIX в. демократическая традиция проявилась в создании всесословных земских учреждений, в конце XX в. - в утверждении принципа выборности верховной власти (президент) и законодательных учреждений в центре и на местах. Изучение истории государственного управления в России показывает студентам, что не все российские монархи стремились к абсолютизации власти, некоторые из них использовали её в интересах Отечества, отстаивая приоритет государственного блага над личным (Петр Г).

Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций возможно при четко поставленной цели освоения курса, содержательной информационно-дидактической базе учебной дисциплины, соответствующих им технологиях обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения высшего профессионального образования установил, что выпускник по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» должен обладать рядом общекультурных компетенций. К ним относятся:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу и восприятию информации;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную и устную речь;

- стремление к саморазвитию;

- использование основных положений гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- стремление к развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии и др. [6, с.

5-8].

Изучение курса «История государственного управления в России» способствует формированию названных выше компетенций.

«История государственного управления в России» как учебная дисциплина включает в себя разносторонние знания о государстве. Одной из задач преподавания этой дисциплины является показ определяющей роли государства в жизни российского общества. Она не могла быть иной в стране с такими географическими особенностями, неустойчивостью геополитического пространства и слабостью коммуникаций. Понимание этой особенности имеет важное значение для специалиста по связям с общественностью. Изучение курса позволяет увидеть, что на протяжении всей истории России отношения общества и власти не были упорядоченными. Следствием того, что государство играло доминирующую роль в жизни общества, был преимущественно бюрократический характер государственного управления в России, в основном без участия автономных по отношению к государству структур и институтов гражданского общества. Проблема взаимодействия общества и власти остается ключевой для современной российской государственности.

Учебная дисциплина «История государственного управления в России» дает студентам общекультурные представления об особенностях исторической эволюции нашей страны, таких как дискретность (прерывистость, нарушение преемственности), «мобилизационный» тип развития, «волнообразность» (чередование этапов интеграции и дезинтеграции). Она знакомит их с особенностями российской политической культуры: этатизмом, патерналистским характером властных отношений, сакрализацией власти, персонификацией политических отношений и др. Основу курса составляет современная теория бюрократии. Изучение дисциплины позволяет сделать вывод, что для российской бюрократии в различные периоды развития были характерны принцип личной преданности и собственническое отношение чиновников к занимаемой должности. Он важен для понимания общекультурных различий государственной власти и бюрократии в истории России и западных государств.

Таким образом, общекультурные компетенции определяют круг вопросов, по отношению к которым студент должен обладать знаниями и опытом деятельности. Сотрудники РЯ-отделов и пресс-служб, выстраивая отношения между организациями и компаниями, которые они представляют, и органами государственной власти, должны хорошо представлять особенности национальной модели государственного управления и самоуправления. Владение этими знаниями будет способствовать достижению взаимопонимания между организацией и властными структурами, поддержанию доброжелательных отношений с представителями органов государственной власти.

Учебно-познавательные компетенции представляют собой совокупность компетенций обучаемого в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Они включают в себя интеллектуальные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей. Учебно-познавательные компетенции неразрывно связаны с информационными компетенциями, которые формируют умения добывать и анализировать информацию. Как считает А.Л. Андреев, главная идея компетентностного подхода состоит в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с. 20].

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [6, с. 17-18]. Аудиторные занятия по курсу «История государственного управления в России» на факультете гуманитарного образования предусматривают только чтение лекций. Поэтому возможности использования активных и интерактивных форм здесь ограничены. На наш взгляд, для формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов в области связей с общественностью необходимы и

практические занятия, которые позволят путем использования метода компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций реализовать требования к основным образовательным программам бакалавриата.

Рабочая программа изучения дисциплины «История государственного управления в России» предусматривает, помимо лекционных занятий, самостоятельную работу студента. Для формирования учебно-познавательной компетенции автором (Н.А. Татаренковой) были созданы учебные пособия для самостоятельной работы [3, 4, 5].

В первом [4] содержится краткое изложение изучаемых тем, вопросы для самопроверки, расшифровка основных понятий, схемы основных систем управления, словарь персоналий. Во втором учебно-методическом пособии [5] представлены система познавательных задач и заданий, нацеленных на осмысление сущности и особенностей различных моделей государственного управления, изменений высших, центральных и местных органов власти на различных этапах развития страны. Данное учебное пособие имеет форму рабочей тетради, выполнение заданий в которой является основанием для выставления зачета по курсу. Студенты должны заполнить таблицы, что требует от них знаний, навыков классификации. Обучающимся предлагается самостоятельно составить глоссарий важных терминов и понятий, что покажет их специфику и роль в социально-гуманитарном образовании. Они должны ответить на вопросы тестового контроля.

Большинство предлагаемых заданий носят логический и оценочный характер. Например, в одном из вариантов требуется ответить на вопросы:

- в чем отличия Земских соборов в Московском государстве от сословно-представительных учреждений в Западной Европе;

- какое значение имело создание Государственного совета для совершенствования системы государственного управления;

- в чем проявлялось различие и сходство большевистских методов управления обществом и дореволюционных традиционных методов государственного управления и др.

Работа над подобными заданиями требует серьёзных аналитических усилий для того, чтобы систематизировать собственные знания, провести сравнение исторических фактов, выявить в материале существующие закономерности.

Одно из заданий требует дополнить текст необходимыми словами, которые пропущены, что невозможно сделать без глубокого осмысления содержания и логики лекционного курса. Студенты должны уметь устанавливать соответствие между органом государственной власти и входящими в него должностными лицами, знать сферу деятельности и способ формирования органов власти и должностных лиц. Выполняя задания учебного пособия, студенты учатся преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять самостоятельность и гибкость мышления. Они получают навыки поиска, переработки и использования информации, а также выдвижения гипотез.

Третье учебно-методическое пособие по курсу [3], являясь продолжением двух предыдущих, предлагает студентам проанализировать отрывки из документов, выдержки из учебной и научной литературы по изучаемым проблемам. Эти задания позволяют расширить кругозор обучающихся и познакомить их с новейшими подходами в области историко-государственных знаний.

Таким образом, учебные пособия для самостоятельной работы используются для проверки умений применять знания из различных разделов учебного курса в новой ситуации. Это и является основным результатом обучения при компетентностном подходе. Такое проблемно-развивающее обучение активизирует способности и формирует профессиональную и социокультурную компетентность.

Нами был проведен анализ выполненных в 2010-2011 учебном году студентами факультета гуманитарного образования заданий для самостоятельной работы. Способом контроля служила проверка рабочих тетрадей студентов. Нами было проверено 105 рабочих тетрадей, лишь 6 работ были не зачтены и возвращены на доработку. Критерием зачета было установлено правильное выполнение 80% заданий. Высокий порог объясняется тем, что обучающиеся могли выполнять задания в течение всего семестра, опираясь на все имеющиеся в их распоряжении учебные пособия и источники информации, а также консультироваться с преподавателем. Анализ выполненных студентами работ показал, что абсолютное большинство из них (95%) успешно справляются с поставленными задачами. 97% обучаемых выполняют тестовые работы на оценку «хорошо». Не вызывает затруднений поиск основных понятий и терминов. Это задание выполняется со 100%-ным результатом. Наибольшие сложности у всех студентов возникли при заполнении пропусков в тексте. Лишь 10% из них смогли заполнить пропуски. Эти результаты позволяют сделать вывод, что учебно-методические пособия по истории государственного управления,

подготовленные автором, формируют такие общекультурные компетенции, как способность к обобщению и анализу, восприятию информации. Однако у большинства студентов существуют затруднения в том, чтобы логично и аргументированно выстроить письменную речь.

Были собраны отзывы студентов на данные пособия, из которых следует, что все обучающиеся для выполнения заданий обращались к ним, досконально изучив каждый из разделов. Таким образом, цели, поставленные компетентностно-ориентированным преподаванием дисциплины «История государственного управления в России», достигаются и соотносятся с получаемым результатом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско- методологического анализа. - Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций. - Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

3. Модели государственного управления в истории России: учебно-метод. пособие / Сост. Н.А. Татаренкова.

- Ч. 1. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2011. - 127 с.

4. Татаренкова Н.А. История государственного управления в России: учеб-метод. пособ. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008. - 147 с.

5. Татаренкова Н.А. История государственного управления в России: учеб. пособие для самостоятельной работы. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. - 108 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация «бакалавр»). - С. 5-8.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. - Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 58-64.

Поступила в редакцию 1/Х/2011; в окончательном варианте - 14/XI/2011.

UDC 378

THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE TEACHING OF "HISTORY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA"

N.A. Tatarenkova

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: ntatarenkova@mail.ru

The article reviews the experience of teaching the discipline "History of Public Administration in the history of Russia" for students studying for a degree, "Public Relations". The author analyzes the means and methods of forming a common cultural, educational, informative and value-semantic competence in the process of studying the course that should possess a graduate of Bachelor of the profile.

Key words: public administration, competence-based approach, the educational paradigm, value and meaning, the general cultural, educational, cognitive, information competence, the national model of public administration, self-cognitive activity, active and interactive teaching methods.

Original article submitted 1/Х/2011; revision submitted - 14/XI/2011.

Natalia A. Tatarenkova (PhD), Sociology, Political science and Native Country History Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.