Научная статья на тему 'Компетентностный подход к изучению правовых дисциплин'

Компетентностный подход к изучению правовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / LEGAL DISCIPLINES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL AND GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / НАВЫКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF TEACHING / ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНА / ABILITIES / THE EXPERTISE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданова Ольга Викторовна

В настоящей статье рассматривается компетентностный подход к изучению правовых дисциплин на примере учебного курса «Административное право». Показаны формы и методы формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций с использованием интерактивных форм работы, направленных на развитие у студентов правовых знаний, умений ориентироваться в правовой действительности, владение навыками составления и анализа нормативных правовых документов и их правильного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE APPROACH TO THE STUDY OF LEGAL DISCIPLINES

The article examines a competence approach to the study of legal disciplines by the example of the academic course “Administrative Law”. The forms and methods of the formation of common cultural and general professional competences with the use of interactive forms of work, directed on the development of legal knowledge of students, abilities to orientate in legal activity, having skills of compilation and analysis of normative legal documents and their correct application, are shown.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к изучению правовых дисциплин»

Богданова Ольга Викторовна

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В настоящей статье рассматривается компетентностный подход к изучению правовых дисциплин на примере учебного курса "Административное право". Показаны формы и методы формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций с использованием интерактивных форм работы, направленных на развитие у студентов правовых знаний, умений ориентироваться в правовой действительности, владение навыками составления и анализа нормативных правовых документов и их правильного применения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/27201675-2751.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 2. C. 173-176. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/5-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

5. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2009. 480 с.

6. Кулибина Н. В. Художественный текст на уроке русского языка: цели и методы использования // Русский язык за рубежом. 1991. № 2. С. 34-38.

7. Потапурченко З. Н., Булыгина И. Л. Михаил Булгаков: комплекс. учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностр. М.: Русский язык. Курсы, 2013. 88 с.

8. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). СПб.: Златоуст, 2013. 192 с.

9. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.

MIKHAIL BULGAKOV DURING CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Abazova Lyudmila Mukhamedovna, Ph. D. in Philology Gutaeva Zhansurat Zhuashovna, Ph. D. in Philology Kochesokova Madina Petrovna, Ph. D. in Philology Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov abazova.ludmila@mail.ru;gutaevazhanna@mail.ru; madina_kochesokova@mail.ru

The article is devoted to issues of studying the Russian literature by a foreign audience at the initial stage of learning Russian as a foreign language. The experience of work with a multimedia complex training aid "Mikhail Bulgakov" is presented. The authors propose the system of exercises and tasks to prepare for the perception of the creative development of the writer, to overcome the difficulties of understanding his works, to arouse readers' interest, and to stimulate the creative potential.

Key words and phrases: Russian as a foreign language; culture-oriented linguistics; multimedia complex training aid; training film; Mikhail Bulgakov.

УДК 378.147

В настоящей статье рассматривается компетентностный подход к изучению правовых дисциплин на примере учебного курса «Административное право». Показаны формы и методы формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций с использованием интерактивных форм работы, направленных на развитие у студентов правовых знаний, умений ориентироваться в правовой действительности, владение навыками составления и анализа нормативных правовых документов и их правильного применения.

Ключевые слова и фразы: правовые дисциплины; административное право; государственное и муниципальное управление; общекультурные и общепрофессиональные компетенции; знания; умения; навыки; интерактивные формы обучения; экспертиза закона.

Богданова Ольга Викторовна, к.и.н., доцент

Самарский государственный технический университет ovbogdanova@bk. т

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

В современном образовательном процессе важно овладеть знаниями, умениями и навыками, которые связаны с системой общекультурных и профессиональных компетенций по каждой изучаемой правовой дисциплине. В федеральных государственных образовательных стандартах для определения степени профессиональной подготовленности будущих специалистов неюридического профиля формируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции, предполагающие формирование у студентов способности использования основ правовых знаний в различных сферах деятельности, а также владение навыками поиска, анализа, и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности. Этой проблеме уделяется все большее внимание в работах современных исследователей [5].

Вполне оправдано в этой связи введение курса «Административное право» для направлений подготовки бакалавров «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление». Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере управления и исполнительской деятельности государства в лице его органов. К предмету исследования административного права относится изучение способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В какой бы отрасли экономики или социальной сферы не работал будущий специалист, административно-правовая деятельность будет его касаться до тех пор, пока существует государство с его управленческими функциями и необходимостью обеспечения законности и дисциплины в обществе.

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование у студентов - будущих государственных и муниципальных служащих - умений и навыков оперирования юридическими понятиями и категориями в сфере управленческих отношений, анализа юридических фактов и возникающих в связи с ними административно-правовых отношений, принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом.

«В результате освоения дисциплины студент должен свободно ориентироваться в правовой системе России, правильно применять нормы права, разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам

174

^БЫ 1997-2911. № 5 (59) 2016. Ч. 2

деятельности лиц, находящихся на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях. Будущий специалист в области государственного и муниципального управления и управления персоналом должен научиться представлять интересы органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, государственного или муниципального предприятия, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами» [4].

Изучение дисциплины «Административное право» предусматривает освоение большого объема фактического материала, поэтому требования, заложенные в рабочей программе курса, не всегда воспринимаются как система приобретения знаний, умений и навыков, являющихся в соответствии с государственными образовательными стандартами основой компетентностного подхода к формированию будущих специалистов. В связи с этим в рамках конкретных тем курса предполагается выполнение ряда заданий, нацеленных на формирование компетенций, заданных федеральными образовательными стандартами.

По теме «Административно-правовой статус человека и гражданина как субъекта административного права» предусматривается выполнение практических заданий:

1. Составление проекта Закона Самарской области (не менее пяти статей) об установлении административной ответственности за административные правонарушения. Для выполнения задания необходимо предварительно познакомиться с текстом закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и составить проект включения в него статей, не нашедших отражения в законе.

2. Интересной формой работы является проведение экспертизы тех или иных законов. Например, может быть дано задание провести экспертизу федеральных законов РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О порядке рассмотрения обращений граждан», Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области». Для проведения экспертизы того или иного закона следует внимательно изучить его текст, вдуматься в содержание и критически оценить его с точки зрения включения в него норм, которые могут улучшить правовое регулирование тех или иных общественных отношений, нашедших отражение в законе.

Составляя проект закона или проводя его экспертизу, студент приобретает умения анализа нормативно-правового материала, его возможной критической оценки, что готовит его к нормотворческой деятельности в будущем. При этом формируются также творческие, исследовательские навыки, столь необходимые будущему управленцу.

3. Составление письменного обращения гражданина в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Предлагается составить письменное обращение гражданина (предложение) «О благоустройстве территории Октябрьского района г. Самары». Для этого необходимо изучить Федеральный закон от 21 апреля 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и в соответствии с его нормами составить текст обращения, обратив особое внимание на формы обращений и порядок их подачи.

4. Составление сценария проведения митинга. Сценарий - это основа для проведения того или иного мероприятия. Для того чтобы написать сценарий проведения митинга, следует изучить Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и выделить основополагающие требования закона, касающиеся проведения митингов. Необходимо отразить в сценарии следующие положения: тематика митинга, место его проведения, время проведения митинга, организатор митинга и его участники, материально-техническое и организационное обеспечение проведения митинга, в том числе порядок подачи уведомления и т.п. В соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» составить сценарий проведения митинга «О противодействии точечной застройке Октябрьского района г. Самары». Особое внимание необходимо обратить на ограничения и меры юридический ответственности, установленные законом.

Разрабатывая юридические документы, а также методические и справочные материалы в рамках своей будущей профессиональной деятельности, студенты учатся правильно применять нормы права в конкретной сфере административно-правовых отношений, овладевая навыками управленческой деятельности.

Анализ выполненных работ показал, что студенты творчески относятся к выполнению подобных заданий, хотя приоритет сведений, почерпнутых ими из сети Интернет перед анализом нормативных правовых документов, первоначально был очевиден, однако последующие усилия, как правило, приводили к нужному результату, свидетельствующему о формировании у них навыков работы с информацией, взятой из официальных правовых источников.

По теме «Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права» предполагается осуществить сбор фактического материала по проблеме: «Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан. Основы их административного статуса». Студентам предлагается найти материал о различных организационно-правовых формах

общественных объединений граждан по следующим параметрам: название, организационно-правовая форма, сфера деятельности. Сбор фактического материала по проблеме: «Деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций в Самарской области» предполагает поиск примеров деятельности на территории Самарской области таких общественных объединений, как «общественное движение», «общественный фонд», «общественное учреждение», «политическая партия» с определением их административно-правового статуса. Такого рода задания позволяют сформировать умение ориентироваться в административно-правовой действительности своего региона, владение навыками отбора и обработки информации.

При изучении правовых дисциплин широко применяется сравнительно-правовой метод, позволяющий глубже изучить проблему, выделив ее существенные черты, сформировать у будущих специалистов управленческой сферы навыки анализа правовой действительности.

Так, практические задания по теме «Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция» предполагают:

1. Определение места Президента РФ в системе органов исполнительной власти. Для выполнения задания следует изучить главу 4 Конституции РФ и составить представление о взаимодействии Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно сравнение правового положения президента в РФ и других странах мира.

2. Составление таблиц сравнительного анализа органов исполнительной власти. Для составления данной таблицы следует изучить Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Закон Самарской области «О Правительстве Самарской области».

По теме «Административно-правовой статус муниципальных органов, предприятий и социально-культурных учреждений» предусматривается составление сравнительной таблицы полномочий государственных и муниципальных органов на примере Самарской области. Для этого необходимо изучить Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Устав Самарской области, Закон Самарской области «О Правительстве Самарской области».

В рамках темы «Административные наказания» студентам предлагается определить, какие административные наказания аналогичны уголовным. Для этого необходимо сравнить главу 3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статью 44 Уголовного кодекса РФ. При сравнении смягчающих вину обстоятельств в соответствии с Уголовным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ следует изучить статью 4.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статью 61 Уголовного кодекса РФ. Сопоставляя отягчающие вину обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ, студентам предлагается изучить статью 4.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и статью 63 Уголовного кодекса РФ.

В рамках сравнительного анализа изучаемого материала интересными могут быть практические задания по теме «Производство по делам об административных правонарушениях». Они предусматривают сбор фактического материала по теме: «Перспективы административной юстиции в РФ: возможность использования зарубежного опыта». Необходимо изучить опыт административной юстиции в зарубежных странах: США, Франции, Германии, Испании, Италии, Великобритании и др. Следует выделить те направления, которые могли бы быть реализованы в РФ.

Опыт показывает, что сравнительно-правовой метод изучения материала вызывает интерес студентов, побуждает их к научному поиску, формирует аналитические и исследовательские навыки.

Таким образом, большая практическая значимость правовых дисциплин вызывает необходимость их творческого изучения, направленного на формирование специалиста, совмещающего высокий профессионализм с компетентностью в правовой сфере. Компетентностный подход к изучению правовых дисциплин может быть реализован в значительной степени с помощью интерактивных методов, таких как составление проектов законов, проведение их экспертиз, широкого использования сравнительно-правового метода изучения материала. При этом происходит не только приобретение новых знаний в правовой сфере, но и формирование умений применять их в будущей профессиональной деятельности, владение навыками анализа и исследования социальной и правовой действительности.

Список литературы

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: учебник: в 2-х ч. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2009. Ч. 1. 528 с.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 7-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008. 815 с.

3. Ежов Ю. А., Пашин В. М., Сидоров Э. Т. Административное право. Структурно-логические схемы. М.: Дашков и Ко, 2002. 196 с.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175136/ (дата обращения: 29. 03.2016).

5. Татаренкова Н. А. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин // Высшее образование в России: история и современность: материалы региональной науч.-практ. конф., посвященной 100-летию СамГТУ (29 ноября 2013 г.). Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С. 135-143.

176

ISSN 1997-2911. № 5 (59) 2016. Ч. 2

THE COMPETENCE APPROACH TO THE STUDY OF LEGAL DISCIPLINES

Bogdanova Ol'ga Viktorovna, Ph. D. in History, Associate Professor Samara State Technical University ovbogdanova@bk. ru

The article examines a competence approach to the study of legal disciplines by the example of the academic course "Administrative Law". The forms and methods of the formation of common cultural and general professional competences with the use of interactive forms of work, directed on the development of legal knowledge of students, abilities to orientate in legal activity, having skills of compilation and analysis of normative legal documents and their correct application, are shown.

Key words and phrases: legal disciplines; administrative law; state and municipal management; common cultural and general professional competences; knowledge; abilities; skills; interactive forms of teaching; the expertise of law.

УДК 37:812

Статья посвящена обоснованию целесообразности использования домашних творческих заданий в обучении профессиональному иностранному языку будущих бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». Автор доказывает, что выполнение таких заданий способствует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, развитию их иноязычной коммуникативной компетенции в контексте специальности.

Ключевые слова и фразы: домашнее творческое задание; профессиональный иностранный язык; компетенция; дифференцированный подход; практико-ориентированный подход.

Бугреева Анастасия Сергеевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации as.bugreeva@gmail. com

РОЛЬ ДОМАШНИХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» СТУДЕНТАМИ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

В современных условиях глобализации и интеграции мирового пространства выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования сталкиваются с острой конкуренцией на рынке труда и в сфере профессиональной деятельности. Для успешного трудоустройства и последующего продвижения по карьерной лестнице одной из составляющих успеха является уверенное владение иностранным языком [2; 4; 5]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в образовательную программу подготовки бакалавров по направлению «Бизнес-информатика» включены дисциплины, нацеленные на формирование у будущих выпускников общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для развития у них социально-личностных качеств, таких как нацеленность на результат, готовность работать в команде и т.д. В сферу профессиональных компетенций будущего выпускника по данному направлению входят способность и готовность проводить анализ и исследование рынка информационно-коммуникативных технологий, осуществлять организационно-управленческую деятельность, управление информационными ресурсами предприятия, разработку и управление проектами бизнес-процессов, консалтинговую и инновационно-предпринимательскую деятельность [7].

Одной из обязательных составляющих успешного овладения профессией и становления компетентного специалиста в области бизнес-информатики является изучение иностранного языка. Федеральным государственным образовательным стандартом повышены требования к качеству и уровню изучения иностранного языка, что нашло отражение в образовательной программе профессиональной подготовки бакалавров. Поставленные задачи должны решаться в учебном процессе по дисциплине «Профессиональный иностранный язык». Обучение профессиональному иностранному языку нацелено на формирование у студентов коммуникативной компетенции, предполагающей не только развитие речевых умений и языковых навыков, необходимых для профессионального общения, но и освоение социальных, культурных и лингвострановедческих знаний.

Необходимо отметить, что в практике проведения занятий по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» обычно делался акцент на чтение, перевод, краткое изложение и последующее обсуждение текстов по тематике специальности, что способствовало усвоению и активному использованию специализированной лексики. Однако в последнее время в обучении иностранному языку в неязыковом вузе, в том числе на занятиях по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» с будущими бакалаврами направления «Бизнес-информатика», большое внимание стало уделяться развитию письменной речи, умению четко, аргументированно и логично излагать свои мысли. В связи с этим для студентов второго и третьего годов обучения в нашем вузе было предусмотрено выполнение домашнего творческого задания (ДТЗ).

ДТЗ является одним из видов домашних заданий, которые широко используются в образовательной практике. Организация и контроль за выполнением ДТЗ является задачей преподавателя, значимость которой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.