УДК 37.0+371
Иванова Марина Михайловна
Аспирант. АлтГПА, [email protected], Барнаул
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход в ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Ivanova Marina Mikhaylovna
Post-graduate student of the Altai State Pedagogical Academy, [email protected], Barnaul
THE COMMUNICATIVE APPROACH OF FORMING THE READINESS OF SCHOOLCHILDREN FOR SELFDETERMINATION AS SPECIALISTS
В России, как и в экономически развитых странах мира, в последние годы наметилась тенденция формирования долгосрочных стратегических программ. определяющих линию развития и модернизации образовательной сферы. Базовые государственные документы «Национальная доктрина образования», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе», «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», а также ряд постановлений правительства и решений Коллегии Министерства образования России относят к числу приоритетных направлений совершенствования российской образовательной сферы введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы в целях обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения учащихся. В названных документах ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В условиях профилизации школьного образования, нредпрофильная подготовка и профильное обучение являются неотъемлемой частью непрерывного образования [2]. Профильное самоопределение, являясь этапом динамичного процесса профессионального самоопределения в контексте современного образования, предполагает выбор выпускника основной школы (после окончания девятого класса) из нескольких социальных ориентаций, а именно:
- выбор профиля и соответствующего места обучения на старшей ступени школы (профильный или универсальный класс);
- возможность обучения в системе начального профессионального или среднего профессионального образования;
- доступная возможность трудоустройства.
Исходя из этого, определение профильного самоопределения должно включать все возможные варианты выбора учащихся после основного общего образования.
Профильное самоопределение - этап профессионального самоопределения, состоящий в выборе подростком профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы, иных путей продолжения образования (начального профессионального или среднего профессионального) или относительно вариантов трудоустройства.
Данный выбор требует от подростка соответствующего сформированного индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе своей траектории образования, готовности к последующей самореализации в образовательном профиле, а также профессионального самоопределения в экономических и социокультурных условиях. В связи с этим появляется необходимость в специальной подготовке учащихся к профильному самоопределению, включающему все варианты выбора после окончания основной колы [2].
Успешность профильного самоопределения связана с формированием у школьников необходимых компетенций. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования, в результате чего у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни актуальные проблемы самоопределения.
Компетентностный подход, который распространен в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание компетенции заложено в определении этого понятия, данном лабораторией дидактики. Таким образом, компетенция - это синтез традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его само-осознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В данной статье мы понимаем компетентность как владение, соответствующей компетенцией, т. е. совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, отношений), устанавливаемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов для продуктивного действия с ними.
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «ключевого» понятия — так как компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, поскольку она интегрирует в себе тож-
дественные знания и умения, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентно ст-ного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается учащийся.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Составляя перечень компетенций, необходимых для осуществления профильного самоопределения (рис.), мы опирались на перечень компетенций, представленных А. В. Хуторским, согласно которому, ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [3].
Образовательные компетенции, необходимые для профильного самоопределения
1. Ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами выпускника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом, К данным компетенциям можно отнести:
- наличие потребности в продолжении образования:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профильным самоопределением;
- представленность индивидуально выраженных целей образования.
2. Общекультурные компетенции определяют круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Это компетенции связанные с:
- владением понятия «культура»;
- владением понятием «культура труда»;
- знание различных видов трудовой и профессиональной деятельности, свойственной конкретным народам.
3. Учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят:
~ наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала:
- знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- информированность о мире профессий;
- знание о профильном обучении;
- знание своих индивидуальных особенностей;
- информационная подготовленность о способах получения профессионального образования.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире, это:
- способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для осуществления профильного самоопределения;
- способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
- готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения саморазвития и реализации себя в профессионально-трудовой сфере;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения;
- владение основами компьютерной грамотности.
5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия:
-способность взаимодействовать с окружающими людьми и событиями;
- наличие навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе:
- способность осуществить собственную самопрезентациго (представить себя, написать письмо, анкету, заявление и др.);
- способность задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-тру-
и 1 V_ и и
довои сфере, в сфере семейных отношении и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения:
- умение анализировать ситуацию на рынке труда;
- способность действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
- владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
7. Компетенции личностною самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподцержки. Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в:
- непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
- знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура;
- комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности;
- способность соотносить профиль обучения и свои индивидуальные особенности;
- находить соответствие выбираемого профиля и сферы будущей профессиональной деятельности.
Предлагаемый перечень компетенций не носит законченный характер, данные компоненты находятся в постоянном развитии, отражая изменения окружающего мира.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №175б-р [Текст] // Модернизация российского образования: документы и материалы. - М., 2002. - С. 236—282.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования России от 18.07.2002.№ 2783 [Текст] // Официальные документы в образовании. М - 2002, - № 27. - С. 13-33.
3. Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е изд., пере-раб. [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Высш. шк., 2007, - 639 с.
УДК 37
Калинина Галина Аркадьевна
Учитель английского языка ГОУ РМЭ «Многопрофильный лицей-интернат», соискатель кафедры начального образования Марийского государственного университета, [email protected], Йошкар-Ола
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Kalinina Galina Arkadyevna
Post-graduate student of the Mari State University. [email protected], Joshkar-Ola
THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF THE ENGLISH TEACHING
В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского образования, зафиксированных в «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» произошла переориентация цели образования на формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, коммуникативных компетенций, в том числе. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция - это многокомпонентное сложное социально-психологическое понятие. Сущность коммуникативной компетенции