Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / компетентностный подход / функциональная грамотность / образование / развитие личности / competence / competence approach / functional literacy / education / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакина Татьяна Александровна

В современной системе образования, нацеленной на повышение качества обучения, необходимо обеспечить два взаимосвязанных результата профессиональное обучение личности и формирование соответствующих межпредметных и личностных компетенций. В обновленных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. Это отражено в планировании целей и результатов и в условиях реализации основных образовательных программ. Критерий функциональности отражает способность обучающихся решать комплексные задачи, приближенные к реальной жизни. Функциональная грамотность включает эффективное использование приобретенных знаний, умений, навыков, ценностей обучающихся во внеучебных реальных ситуациях, предполагает готовность к деятельности в неопределенной и нестабильной среде, способность к принятию ответственных решений, адаптации и развитию. Большую роль в формировании функционально грамотной личности играет развитие соответствующих личностных, межпредметных и профессиональных компетенций. Введение компетентностного подхода было обусловлено необходимостью перехода на личностно-ориентированную образовательную парадигму в дополнение к знаниевой. Развитие образования в настоящее время направленно на формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми позволяет им самостоятельно решать практические задачи с использованием социального опыта и теоретических знаний. Реализация компетентностного подхода в образовании обеспечивает формирование профессиональной и личностной ориентации обучающегося. В статье рассматривается применение компетентностного подхода в формировании функциональной грамотности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the modern education system, it is necessary to provide two interrelated results professional training of the individual and the formation of appropriate interdisciplinary and personal competencies. The updated state educational standards pays much attention to the formation of functional literacy of students. This is reflected in the planning of goals and results and in the conditions of implementation of the main educational programs. The criterion of functionality reflects the ability of students to solve complex tasks close to real life. Functional literacy includes the effective use of acquired knowledge, skills, values of students in extracurricular real-world situations, assumes readiness for activity in an uncertain and unstable environment, the ability to make responsible decisions, adaptation and development. An important role in the formation of a functionally literate personality is played by the development of appropriate personal, interdisciplinary and professional competencies. The introduction of the competence approach was due to the need of transition to a personality-oriented educational paradigm in addition to knowledge. The development of education is currently aimed at the formation of students' key competencies, the mastery of which allows them to solve practical problems independently using social experience and theoretical knowledge. The implementation of the competence approach in education ensures the formation of professional and personal orientation of the student. The article considers the application of the competence approach in the formation of functional literacy in Russia.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.011

аспирант Пакина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В современной системе образования, нацеленной на повышение качества обучения, необходимо обеспечить два взаимосвязанных результата - профессиональное обучение личности и формирование соответствующих межпредметных и личностных компетенций. В обновленных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. Это отражено в планировании целей и результатов и в условиях реализации основных образовательных программ. Критерий функциональности отражает способность обучающихся решать комплексные задачи, приближенные к реальной жизни. Функциональная грамотность включает эффективное использование приобретенных знаний, умений, навыков, ценностей обучающихся во внеучебных реальных ситуациях, предполагает готовность к деятельности в неопределенной и нестабильной среде, способность к принятию ответственных решений, адаптации и развитию. Большую роль в формировании функционально грамотной личности играет развитие соответствующих личностных, межпредметных и профессиональных компетенций. Введение компетентностного подхода было обусловлено необходимостью перехода на личностно-ориентированную образовательную парадигму в дополнение к знаниевой. Развитие образования в настоящее время направленно на формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми позволяет им самостоятельно решать практические задачи с использованием социального опыта и теоретических знаний. Реализация компетентностного подхода в образовании обеспечивает формирование профессиональной и личностной ориентации обучающегося. В статье рассматривается применение компетентностного подхода в формировании функциональной грамотности в России.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, функциональная грамотность, образование, развитие личности.

Annotation. In the modern education system, it is necessary to provide two interrelated results - professional training of the individual and the formation of appropriate interdisciplinary and personal competencies. The updated state educational standards pays much attention to the formation of functional literacy of students. This is reflected in the planning of goals and results and in the conditions of implementation of the main educational programs. The criterion of functionality reflects the ability of students to solve complex tasks close to real life. Functional literacy includes the effective use of acquired knowledge, skills, values of students in extracurricular real-world situations, assumes readiness for activity in an uncertain and unstable environment, the ability to make responsible decisions, adaptation and development. An important role in the formation of a functionally literate personality is played by the development of appropriate personal, interdisciplinary and professional competencies. The introduction of the competence approach was due to the need of transition to a personality-oriented educational paradigm in addition to knowledge. The development of education is currently aimed at the formation of students' key competencies, the mastery of which allows them to solve practical problems independently using social experience and theoretical knowledge. The implementation of the competence approach in education ensures the formation of professional and personal orientation of the student. The article considers the application of the competence approach in the formation of functional literacy in Russia.

Key words: competence, competence approach, functional literacy, education, personal development.

Введение. Осуществляемое совершенствование российской системы образования направлено на повышение качества образования во всех образовательных учреждениях, способного обеспечить инновационное опережающее развитие страны и продвижение российского образования за рубежом. В высказываниях Президента Российской Федерации В.В. Путина упоминалось, что главная цель обеспечения повышения уровня образования во всех школах, стоящая перед государством -«дать детям фундаментальные знания и научить пользоваться ими в жизни» [1]. Достижение целей качественной модернизации образования прописано в нормативных документах национального проекта «Образование», новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и федеральной основной образовательной программе (ФООП) и др.

В разработанных ФГОС на всех образовательных уровнях делается особый акцент на формировании функциональной грамотности обучающихся, что отражено в планировании целей, результатов освоения ФГОС, условиях реализации основных образовательных программ, программе внеурочной деятельности. Критерий «функциональность» отражает способность обучающихся решать внеучебные, приближенные к жизни задачи в рамках оценки образовательных достижений, Рособрнадзор включил «функциональную грамотность» в показатели качества обучения, Минпросвещения РФ проводит«Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» [2, С. 10].

Владение функциональной грамотностью, подразумевающей использование навыков ориентации и самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятие самостоятельных решений в заданных ситуациях со множеством переменных является необходимым для развитой личности в современном социуме. Функциональная грамотность отражает эффективность применения приобретенных знаний, навыков, умений, мотивов и ценностей, способность и готовность к разнообразной деятельности, адаптации и развитию индивида в реальной жизни. Большое значение в формировании функционально грамотной личности имеет формирование соответствующих профессиональных, межпредметных и личностных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Образование играет ключевую роль в развитии любого государства и социума. Важность обладания знаниями, умениями и навыками применения их во всем многообразии жизненных ситуаций понимали задолго до нашего времени. Тем не менее, определение «функциональная грамотность» появилось в качестве одного из ключевых показателей развития государства и общества лишь в середине XIX столетия. При этом первоначально грамотность рассматривалась лишь как определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Начиная с 70-х годов социально-экономического развития и политического внимания к задачам ликвидации безграмотности и повышения уровня образования произошло разграничение и уточнение понятий «грамотности» и «функциональной грамотности». За последующие 50 лет термин «функциональная грамотность» постепенно был признан экспертами во всем мире в качестве одной из основных целей и результатов обучения. Уже тогда стала очевидной необходимость разработки и внедрения проектов и программ с целью увеличения всесторонней грамотности населения, обновления методов и актуализации образовательного контента с целью повышения эффективности и производительности труда и улучшения качества жизни. Проводимые мониторинги уровня функциональной грамотности в различных странах подтвердили, что существующий уровень системы образования не

обеспечивал развития достаточной функциональной грамотности населения в сложном, постоянно обновляющемся инновационном обществе [3, С. 203].

Нарастающая неопределенность стала маркером мировой социальной среды последнего десятилетия. Не случайно словарь Коллинза назвал «пермакризис» (permacrisis) словом года-2022 [4], имея в виду под этим длительный период нестабильности и неопределенности. В современном мире события в различных сферах жизни происходят часто непредсказуемо, а социальные новации превращаются в важные элементы развития [5, С. 30]. Механизмом подстройки, адаптации общества к происходящим социально-культурным и политико-экономическим процессам в нестабильной среде и является образование. Рост неопределенности и стремительность происходящих в социуме перемен требует от современного образования одновременно эластичности и стабильности, проективности и фундаментальности, и всегда -компетенций и компетентности.

Система образования сегодня предоставляет человеку возможность в любые периоды жизни обновлять знания или получать новые, управлять самообразованием, самовоспитанием, самооценкой, совершенствовать учебные навыки, реализовывать творческий и инновационный потенциал, развивать способности и навыки, менять свой социальный статус и выбирать различные формы и форматы обучения. В этой связи многоуровневое обучение, обеспечивающее студентов профессиональными знаниями, умениями и навыками, должно дополняться соответствующими компетенциями.

Внедрение компетентностного подхода в образовательные программы на основе ФГОС помогает формированию профессиональной и личностной ориентации обучающихся. К традиционным теоретическим и дидактическим основам, структуре и содержанию учебных дисциплин здесь добавляется проектирование самостоятельной учебной и научной работы, соответствующие психолого-педагогические закономерности организации обучения и эффективное управление качеством образования.

Понятие «функциональной грамотности» становится все более актуальным в современном образовательном процессе и в целом в жизни, появляются новые сферы ее применения, подходы к оценке, методы и приемы развития. Определение A.A. Леонтьева прекрасно отражает основную суть функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, С. 204].

Таким образом, потребность в расширении целей и результатов образования, стремление к развитию человека и гражданина, способного максимально полно реализовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, от багажа накопленных знаний и навыков, до личностно-волевых качеств, интеллекта, эмпатии и других комплексных характеристик, привела к внедрению новых ФГОС и смене образовательной парадигмы, переходу от модели знаний, умений и навыков к модели компетенций. В нашей стране переход к компетентностному подходу в образовании нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года [6].

Актуальность данного подхода вызвана переориентацией образовательной системы с традиционной знаниевой парадигмы, с ее недостаточным вниманием к развитию практических навыков обучающихся, на личностно-ориентированную, компетентностную образовательную парадигму, нацеленную на развитие ключевых компетенций индивида. Компетентностный подход предполагает создание условий для формирования у обучающихся способности самостоятельно решать задачи по многообразным направлениям и формам деятельности на основе использования дидактически адаптированного социального опыта в ходе организации образовательного процесса [7, С. 3].

Таким образом, под компетентностным подходом понимают совершенствование образовательной системы, целью которого является формирование у обучающихся ключевых компетенций, позволяющих самостоятельно решать практические задачи с использованием собственного жизненного опыта и полученных знаний. [8, С. 116]

Компетентностный подход как методологический базис современной образовательной системы направлен на формирование способности и готовности обучающихся к продуктивной деятельности в разнообразных социально значимых обстоятельствах, или компетенций, которые являются составляющими компетентности. В нашем обществе особое внимание обращено не столько на то, что человек знает, сколько на то, чем он владеет, то есть насколько эффективно он может осуществить ту или иную жизненную активность. Именно компетентность как комплексная черта эффективности деятельности человека является мерой его успешности [9, С. 154].

Академик A.B. Хуторской таким образом разделяет понятия «компетентность» и «компетенция»: «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, владеет познаниями и опытом, включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» - обладание человеком соответствующей компетенцией, которое включает его личностное отношение к деятельности. Компетентный в чем-либо человек обладает соответствующими знаниями и способностями, которые позволяют ему ориентироваться и эффективно взаимодействовать в определенной сфере. Компетентность включает в себя цели, эмоции, ценности, смыслы, творческие и содержательные характеристики личности [10, С. 118].

При этом компетентности, формируемые у обучающихся - это многоплановые, многоструктурные характеристики, подверженные влиянию многочисленных трудно поддающихся анализу факторов, не сводимые к набору предметных знаний, а включающие в себя когнитивный, операционно-технологический, мотивационный, этический, поведенческий и другие компоненты. A.B. Хуторской предлагает рассматривать компетентность как информационно-деятельностную категорию в виде ее общей системной модели, состоящей из четырех взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевой, теоретико-информационной, практико-деятельностной и опытной, которые могут находиться как в статическом, неизменном состоянии в определенный конкретный момент времени, так и динамическом состоянии в процессе изменений. Фактор времени является ключевым в процессе приобретения компетентности, поскольку определяет, сколько времени требуется для формирования данной компетентности на заданном уровне [10, С. 120].

И.А. Зимняя упоминает о противоречивости понятий «компетентность» и «компетенция», где последняя может означать либо компонент, дополняющий традиционные знания и навыки, либо как умение их применять для эффективной деятельности в заданной области, либо как синоним компетентности [11, С. 3]. В своих работах она обосновывает целесообразность отдельного использования понятия «компетентность», которое основано на компетенциях и интегрирует их как формируемые обобщающие результаты образования.

Необходимость включения компетенций в процесс образовательной подготовки в дополнение к знаниям и умениям была обнародована в системе Болонского процесса и сопутствующей стандартизации высшего профессионального образования в конце XIX - начале XX веков. В это время сформировалось несколько подходов к пониманию компетенции: во-первых, собственно педагогический (A.B. Хуторской), в котором компетенция является заданным и подлежащим освоению содержанием обучения, социальным требованием и нормой образовательной подготовки, необходимой для эффективной деятельности обучающегося в данной сфере» [10, С. 121]. Компетентность здесь предполагает обладание

заданной компетенцией, включая отношение к ней и объекту деятельности [11, С. 5]. Во-вторых, психологический подход, берущий начало в изучении психологии способностей и мотивации достижения успеха конца XX века, в которых под компетенциями имеются в виду личностно-психологические и интеллектуальные свойства и способности человека, способствующие освоению тематического предметного содержания и продуктивной деятельности. В контексте психологического направления набор компетенций существенно расширяется. К примеру, Дж. Равен различает 37 компетенций - характеристик индивида и его жизнедеятельности, которые обеспечивают успех, получение лучшего образования, достижение основных целей личности (самостоятельность, ориентация на успех, самоуверенность, самоконтроль, критичность мышления, настойчивость, персональная ответственность, внимание к другим людям, способность принятия решений и др.) [11, С. 8]. В-третьих, лингво-психологический подход, в котором компетенция трактуется как некое внутреннее психическое образование или программа. Первые применения понятия «компетентность» в США в 1965 году касались изучения языка в описании профессора лингвистики Н. Хомского, который ввел положение о «фундаментальном различии» между компетенцией, под которой он понимал знание своего языка, и употреблением, под которым имелось в виду реальное использованием языка в определенной ситуации. Причем употребление не считалось прямым выражением компетенции. Итак, языковая компетенция есть интуитивное знание носителя языка о своем языке, идеализированное, порождающее умение (потенциал), тогда как употребление языка - это способность формулировать и выражать свои мысли средствами языка, которая включает в себя специфично личностные особенности в процессе создания реальных высказываний и ситуативность (актуализация, отражение компетентности плюс погрешность: ошибки, психологические особенности, оговорки, недопонимания и др.). А.Н. Шамов обосновывает важность взаимной интеграции профессионально ориентированных знаний, владения иностранным языком и совокупности умений осуществления информационных действий поиска, обработки, фиксации, передачи информации [12, С. 32].

Таким образом, понятие «компетенции» включает комплекс содержания, которое должно быть усвоено, заранее выбранного, структурированного и дидактически организованного; набор интеллектуальных, личностных качеств и способностей индивида для создания условий успешности освоения заданного содержания; изучаемое, но пока не актуализированное содержание, являющееся внутренним потенциальным когнитивным образованием, актуализируемым впоследствии в процессе деятельности. Компетентность не равна компетенции, она является их разнородным, интегративным, социокультурно обусловленным воплощением, актуализируемым в поведении, деятельности, взаимодействии с людьми в процессе решения жизненных задач, она основана на знаниях и компетенциях и является собственно личностным образованием, она развивается в образовательном процессе и становится его результатом [11, С. 10].

Выводы. Интересы государственной политики в области повышения конкурентоспособности и экспансии российского образования за рубежом требуют переоценки и реформирования содержания, критериев качества и результатов освоения образовательных программ обучающимися. Владение современным студентом учебным материалом подразумевает не только усвоение знаний и навыков, но и формирование компетенций, включающих способности и опыт применения изученного материала во внеучебной деятельности, носящей комплексный, междисциплинарный характер. Компетентностная парадигма в образовании ставит задачу формирования функционально грамотной личности, приоритетом которой является самообразование, саморазвитие, саморегуляция, обладание межпредметными компетенциями, креативностью и стремлением к росту профессионально-личностной компетентности с целью эффективной адаптации и интеграции в общество. Обновленные стандарты должны обеспечить непрерывность процесса совершенствования качества отечественного образования, эффективную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса с использованием традиционных и инновационных, прорывных компонентов и технологий.

Литература:

1. Итоги заседания президиума Госсовета: что ждёт школьное образование. - 2021. - URL: https://skillbox.ru/media/education/itogi-zasedaniya-prezidiuma-gossoveta/ (дата обращения 08.08.2023)

2. Ковалева, Г.С. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» / Г.С. Ковалева, Н.И. Колачев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Том 2, № 1 (90). - С. 9-32

3. Пакина, Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия "функциональная грамотность" в России / Т.А. Пакина // Вестник педагогических наук. - 2022. - №5,- С. 201-206

4. Словарь Коллинза (collinsdictionary.com). - 2022. - URL: https://blog.collinsdictionary.com/language-lovers/a-year-of-permacrisis/ (дата обращения 01.02.2023)

5. Пакина, Т.А. Проблемы социализации молодежи в условиях социально-экономической неопределенности / Т.А. Пакина, O.A. Немова // Вестник университета. -2010. - № 16. - С. 30.

6. Российская Федерация. Распоряжения правительства РФ. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. - [Принят 11 февраля 2002 г.]. - Москва: Минобрнауки РФ, 2003. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=l&documentId=14553&ysclid=114n9fvk8u284435796 (дата обращения 01.08.2023)

7. Лебедев, О.Б. Компетентностный подход в образовании / О.Б. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. -С. 3-12

8. Орехова, Ю.М. Компетентностный подход к обучению иностранным языкам в современной школе / Ю.М. Орехова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. - С. 115-120

9. Манаенкова, М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы / М.П. Манаенкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 2,- С. 154-156

10. Хуторская, Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / A.B. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. A.A. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2008.-Вып. 1.-С. 117-137

11. Зимняя, H.A. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10

12. Каракозова, Б.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Б.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Том 11, № 1 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.