Научная статья на тему 'Компетентностный подход при подготовке менеджеров инновационного бизнеса: опыт НГУ'

Компетентностный подход при подготовке менеджеров инновационного бизнеса: опыт НГУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Светлана Анатольевна, Маркова Вера Дмитриевна

В статье представлен опыт НГУ по внедрению компетентностного подхода при реализации программы «Менеджер инновационного бизнеса». Учет мнений широкого круга заинтересованных сторон позволил сформировать идеальную модель менеджера, которая явилась основой для формирования каталога компетенций, необходимых ему для эффективной работы. Рассмотрены подходы к развитию выделенных компетенций в процессе реализации проектно-ориентированной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paper deals with the NSU experience in competence approach implementation. This approach was used in the framework of "Innovation business manager' program". Opinions of wide range of stakeholders were taken into account. This made it possible to create ideal manager's model which was used for necessary competence catalogue development. Approaches for identified competences evolution are described under implementation of project-oriented educational program.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при подготовке менеджеров инновационного бизнеса: опыт НГУ»

Компетентность^ подход при подготовке менеджеров инновационного бизнеса: опыт НГУ

С. А. Кузнецова,

к. т. н., доцент, зав. кафедрой менеджмента НГУ, с. н. с. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

В статье представлен опыт НГУ по внедрению компетентностного подхода при реализации программы «Менеджер инновационного бизнеса». Учет мнений широкого круга заинтересованных сторон позволил сформировать идеальную модель менеджера, которая явилась основой для формирования каталога компетенций, необходимых ему для эффективной работы. Рассмотрены подходы к развитию выделенных компетенций в процессе реализации проектно-ориентированной образовательной программы.

В настоящее время как научные организации, так и промышленные предприятия России испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно управлять процессами коммерциализации инноваций. У большинства специалистов, даже имеющих образова-

В. Д. Маркова,

д. э. н., профессор, директор Центра дополнительного образования НГУ, зав. сектором Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

Paper deals with the NSU experience in competence approach implementation. This approach was used in the framework of «Innovation business manager’ program». Opinions of wide range of stakeholders were taken into account. This made it possible to create ideal manager’s model which was used for necessary competence catalogue development. Approaches for identified competences evolution are described under implementation of project-oriented educational program.

ние в области менеджмента, отсутствуют специальные знания по управлению инновационной деятельностью, что во многом обуславливает слабое влияние научнотехнической сферы на реальный сектор экономики.

Новосибирский государственный университет с 2004 г. реализует программу профессиональной пе-

Проблемы и опыт

15

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

реподготовки «Менеджер инновационного бизнеса» в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (президентской программы).

Актуальность разработки и реализации такой программы обусловлена тем, что Новосибирская область характеризуется наличием большого числа научно-исследовательских организаций, соответственно научная сфера является важнейшей составляющей инновационной системы, а в целом область является крупнейшим продуцентом инновационных разработок. Программа ориентирована на специалистов научных организаций СО РАН и СО РАМН, представителей малых инновационных фирм, организаций инновационной инфраструктуры и специалистов промышленных предприятий региона. Наличие представителей разных сфер деятельности и стадий инновационного цикла позволяет комплексно рассматривать проблемы инновационного менеджмента и определять возможные пути их решений.

Изначально программа была проектно-ориентированной, так как каждый слушатель в процессе обучения должен был подготовить и провести презентацию инвестиционного меморандума реального проекта, однако выпускную работу он могут готовить не только по проекту, но и по проблемам развития инновационного менеджмента.

С 2007 г. начался новый этап реализации президентской программы, который предусматривает усиление компетентностного подхода с выделением наряду с традиционными программами обучения и проектно-ориентированных программ. Целью такой трансформации является вывод перспективных специалистов на новый профессиональный уровень, развитие их способностей инициировать и реализовывать проекты.

В соответствии с рекомендациями Экспертного совета Федеральной комиссии по организации подготовки управленческих кадров разработка проектно-ориентированной программы должна предусматривать следующие этапы: разработка миссии программы — формирование модели менеджера как идеального образа профессионала в рассматриваемой сфере управления — формирование каталога компетенций как основы для разработки образовательной программы.

В результате обсуждений и дискуссий миссия программы «Менеджер инновационного бизнеса» в НГУ была сформулирована следующим образом: «Способствовать развитию российской экономики через формирование инновационного мировоззрения менеджеров и развитие их компетенций в сфере инновационной деятельности».

Миссия программы служит основой для определения модели менеджера инновационного бизнеса, которая используется для развития у специалистов конкретных компетенций. Модель менеджера инновационного бизнеса — это идеальный образ профессионала в сфере управления инновационной деятельностью с перечнем знаний, умений и компетенций, необходимых ему для эффективной работы. Специалист инновационной деятельности — это тот, кто способен самостоятельно решать необычную, ранее не

встречавшуюся экономическую, техническую или организационную проблему. Он выступает своеобразным катализатором совместной деятельности, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с решением этой проблемы.

К формированию модели менеджера инновационного бизнеса и каталога компетенций, необходимых ему для эффективной работы, был привлечен широкий круг заинтересованных лиц: специалисты Отдела науки Администрации Советского района, представители научно-исследовательских институтов СО РАН, Ассоциации малых инновационных фирм «СибАкадемИнновация», руководители малых инновационных фирм, патентный поверенный РФ, представители «Инновационно-технологического центра технопарка «Новосибирск», АНО «Инновационный центр Кольцово», а также слушатели Президентской программы, работающие в организациях, ориентированных на реализацию различных стадий инновационных разработок.

Обобщение мнений различных заинтересованных сторон позволило сформировать характеристики, которые должны быть присущи менеджеру инновационного бизнеса.

Модель менеджера инновационного бизнеса

Идеальный менеджер инновационного бизнеса — это человек, который:

► устремлен в будущее,

► способен смотреть вперед и выдвигать оригинальные идеи,

► верит в то, что сегодняшняя иллюзия завтра может стать реальностью и заражает этой верой других,

► имеет четкую систему ценностей,

► способен работать в команде и выстраивать отношения с сотрудниками на основе уважения и доверия,

► является экспертом в своей области знаний,

► понимает тенденции развития бизнес-среды и механизмы функционирования рынка,

► владеет навыками в сфере управления проектами. При разработке каталога компетенций менеджеров инновационного бизнеса была использована европейской системы классификаций, в соответствии с которой выделены четыре типа компетенций: когнитивные (познавательные), функциональные (умения), личностные (поведенческие), этические. Далее были использованы методы анкетирования и углубленного интервью, которые и позволили сформировать каталог компетенций менеджеров. В качестве респондентов выступали слушатели Президентской программы, которые проходили обучение по данной программе, а также руководители и специалисты малых инновационных фирм и технопарковых структур. В результате был сформирован следующий каталог компетенций.

Когнитивные компетенции:

► понимание сущности инноваций и особенностей инновационных процессов;

► понимание значения развития национальных инновационных систем как основного фактора

повышения конкурентоспособности национальных экономик;

понимание политики России в области науки и поддержки ключевых технологий; формирование понимания роли инноваций как основного фактора создания стоимости предприятий;

знание теоретических основ, моделей и методов инновационного менеджмента и маркетинга; знание правовых основ интеллектуальной собственности.

Функциональные компетенции: видение рынка;

умение проводить стратегический и маркетинговый анализ возможностей применения инновации;

выявлять и оценивать барьеры и риски институциональной среды на пути коммерциализации инновационной разработки;

умение находить, отбирать и обобщать информацию, необходимую для анализа; умение формировать стратегию коммерциализации инновации;

навыки создания и развития бизнеса; умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок и прогнозировать денежные потоки и риски проекта;

умение продвигать разработку на рынок, вести переговоры;

владение методами проектного управления и бизнес-планирования;

владение навыками использования информационных технологий;

владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических; возможность общения на иностранном языке. Личностные компетенции: умение формировать команду; способность эффективно работать в группах; умение работать в условиях информационной перегрузки (с большими объемами неструктурированной информации); инициативность, целеустремленность; стрессоустойчивость, мобильность; системное незашоренное мышление; открытость к восприятию нового; коммуникабельность; самоменеджмент;

умение расставлять акценты и приоритеты; умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории.

Этические компетенции: инновационное мировоззрение;

Анализ внешней среды проекта: Угрозы/возможности.

Потребители. Конкуренты. Барьеры входа

Анализ реализации проекта: Поставка продукции, оказание услуг. Поиск инвестора. Продажа лицензии

Управление реализацией проекта: Планирование. Финансы. Проектные группы. Контроль и т. д.

► вера в успех, убежденность;

► способность слушать;

► способность к управлению конфликтами;

► понимание кросскультурных различий;

► навыки ментальной тишины.

Широкий спектр компетенций, необходимых для превращения интеллектуального продукта в эффективно действующий бизнес, определяет целесообразность развития программ обучения менеджеров инновационного бизнеса, ориентированных на профессионалов, имеющих высшее образование и опыт работы в науке, бизнесе или управлении.

При поступлении на проектно-ориентированную программу обучения такой специалист должен предоставить концепцию инновационного проекта (проектную идею), включающую формулировку и первичное обоснование проекта с четкой постановкой проблемы и предварительным описанием комплекса работ, необходимых для достижения результата. Проблема может касаться:

► коммерциализации инновационной разработки НИИ,

► создания малого инновационного предприятия,

► развития элементов инновационной инфраструктуры,

► организационно-управленческих инноваций в компании.

Поскольку программа направлена на развитие компетенций, обеспечивающих способность применять полученные в процессе обучения знания и навыки в процессе реализации конкретного проекта, то и процесс обучения построен в соответствии с этапами реализации инновационного проекта, классические этапы которого представлены на рис. 1.

Программа «Менеджер инновационного бизнеса» ориентирована на создание условий для преобразования концепции проекта (инновационной идеи) в процессе обучения и выполнения последовательных этапов в инновационный проект, готовый к практическому внедрению, а также формирование в процессе работы над проектом компетенций менеджера инновационного бизнеса.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов для обеспечения всех

Таблица 1 Этап I. Анализ внешней среды проекта

Рис.1. Схема этапов реализации проекта

Компетенции

► Умение проводить стратегический и маркетинговый анализ возможностей применения инновации.

> Находить, отбирать

и обобщать информацию, необходимую для анализа.

> Выявлять и оценивать барьеры и риски институциональной среды на пути коммерциализации инновационной разработки.

► Знание правовых основ интеллектуальной собственности и умение предотвращать ее нелегитимное использование

Курсы

Экономика для менеджеров. Стратегический менеджмент (методы стратегического анализа).

Система маркетинга. Институциональная среда инновационной деятельности. Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

ИННОВАЦИИ № 10 (108), 2007

Таблица 2 Этап II. Концепция реализации проекта

Компетенции Курсы

♦ Умение формировать стратегию коммерциализации инновации и продвижения продукта-новинки. ♦ Знание правовых основ коммерциализации интеллектуальной собственности. ♦ Умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок и прогнозировать денежные потоки и риски проекта. ♦ Владение навыками использования информационных технологий ♦ Инновационный менеджмент. ♦ Финансовый менеджмент. ♦ Экономика и финансирование инноваций. ♦ Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности. ♦ Управленческие решения. ♦ Маркетинг инноваций. ♦ Инновационное предпринимательство

этапов инновационного цикла от разработки до послепродажного обслуживания нового товара становится в таком контексте частью программы продвижения на рынок конкретной продукции (услуги), что обуславливает не только содержание обучения, но и возможность достижения практического результата.

Далее приведены основные курсы программы, формирующие выделенные компетенции инновационного менеджера, с привязкой к этапам инновационного проекта (табл. 1, 2, 3). Значительная часть из представленных курсов читается профессионалами-практиками, имеющими практический опыт работы в сфере реального инновационного бизнеса в качестве руководителей или консультантов.

Практическая направленность программы предполагает, что наряду с традиционными формами обучения используется широкий спектр активных методов и образовательных технологий, таких как дискуссии, активное обсуждение понятийного аппарата, а также возможностей и границ использования методов и инструментов менеджмента в рамках заданной структуры, анализ конкретных ситуаций различного типа (проблемных, аналитических, имитационных, мини-кейсов), проведение имитационных и ролевых игр, а также тренингов, развивающих навыки делового общения и разрешения конфликтов в различных ситуациях.

Разнообразие методов и технологий обучения порождает использование не только традиционных, но и иных форм контроля (эссе, презентации результатов групповой работы, проектных заданий, анализ кейсов).

Защита инновационного проекта является завершающим этапом обучения менеджеров инновацион-

Таблица 3

Этап III. Управление реализацией проекта

Компетенции Курсы

♦ Навыки создания и развития бизнеса. ♦ Владение навыками формирования партнерских связей, в том числе внешнеэкономических. ♦ Умение продвигать разработку на рынок, вести переговоры. ♦ Умение формировать команду. ♦ Способность эффективно работать в группах. ♦ Самоменеджмент, умение управлять собой. ♦ Умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории. ♦ Способность к управлению конфликтами ♦ Основы менеджмента. ♦ Сравнительный менеджмент. ♦ Психология делового общения ♦ Психологические барьеры ♦ продвижения инновационных продуктов. ♦ Управление персоналом. ♦ Ценообразование. ♦ Конфликты в организации. ♦ Реклама. ♦ Техника презентаций

ного бизнеса. Примеры проектов, подготовленных выпускниками программы, выглядят следующим образом:

► Бизнес-план строительства завода по производству волоконно-оптического кабеля.

► Разработка и организация серийного производства инфракрасных широкодиапазонных микроскопов для спектрального анализа в криминалистике.

► Система продвижения на рынок нового иммунобиологического препарата.

► Бизнес-план развития диагностической лаборатории молекулярно-генетических исследований гУ НИИ терапии.

► Бизнес-план организации производства комплексов дистанционной диагностики процессов горения.

► Рыночная стратегия развития для оптимальной аэрозольной технологии применения пестицидов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► Тиражирование технологии порошковой полимерной окраски.

Такой формат обучения способствует развитию инновационного мировоззрения слушателей, а также развитию понимания значения непрерывной инновационной деятельности в компании.

В качестве конкретных результатов обучения следует назвать знание основных аспектов менеджмента инноваций, умение применить на практике методы и инструменты проектного менеджмента, умение составлять инвестиционный меморандум, коммерческое предложение, бизнес-план и иные формы документов, умение продвигать разработку на рынок. Практическим результатом обучения должен стать инновационный проект, нацеленный на решение конкретной проблемы компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.